Страна: США, Болгария
Жанр: ужасы, триллер
Год производства: 2022
Режиссер: Зак Креггер
Актеры: Джорджина Кэмпбелл, Билл Скарсгард, Джастин Лонг
Слоган: «Come for a night. Stay forever»
С течением времени страхи зрителей меняются – то, что пугало в детстве, во взрослом возрасте вызывает только смех. Осознавая это, киноделы время от времени пытаются преподнести нам что-нибудь этакое, с необычным содержанием. Именно такой является лента Зака Креггера. Картина смело жонглирует жанрами, меняет настроение и атмосферу: она то погружает нас в мрачный хоррор, то скатывается в комедию абсурда.
Смысл фильма «Варвар» (Barbarian) заключается в том, что ответственность нужно нести за каждый свой поступок. Кроме того, здесь рассматриваются и другие серьезные темы.
О чем фильм
Краткое описание фильма “Варвар”. Одной темной дождливой ночью юная Тесс останавливает машину возле арендованного дома. Ей предстоит провести здесь одну ночь – утром она отправится на собеседование. Однако ее ждет неприятный сюрприз: в доме уже живет молодой человек.

Тесс догадывается, что произошла какая-то ошибка, однако идея отправиться в ночь на поиски другого жилья ей не очень-то нравится. Парень предлагает ей войти и попробовать связаться с агентами, которые сдали ей жилище в аренду.
Тесс заходит внутрь, но что-то в поведении молодого человека ее все-таки настораживает: слишком уж он дружелюбен, и она уверена, что в этом однозначно кроется какой-то зловещий скрытый смысл. Она просит парня показать ей подтверждение брони этого дома и тот соглашается.
Тем не менее, девушка принимает решение уехать и все-таки поискать себе другое жилище. На это молодой человек говорит, что район, в котором находится дом, небезопасен, особенно ночью. Он предлагает ей остаться, заявив, что уступит ей место в спальне.
Деваться девушке в принципе некуда, и она соглашается на его предложение. Видя, как нервничает Тесс, парень (его зовут Кит) предлагает ей выпить вина и, чтобы развеять любые ее сомнения, при ней открывает бутылку. Потихоньку Тесс расслабляется и, немного посидев с новым знакомым, ложится спать. Ночью девушка просыпается от странных звуков и видит открывающуюся в ее комнату дверь. Кит в это время мирно спит на диване.
Наутро Тесс выходит из дома и понимает, что район-то действительно так себе: дома и дороги находятся не в лучшем состоянии, да и контингент довольно пугающий. В частности, за девушкой вдруг с дикими воплями увязывается бродяга, и она едва успевает забежать в дом. Тот продолжает кричать, что дом опасен и что ей нельзя здесь оставаться, однако Тесс уверена, что в словах бродяги (наверняка наркомана!) нет никакого смысла.

Волей случая девушка оказывается в подвале, дверь которого внезапно захлопывается, и она оказывается в ловушке. Кита дома нет, телефон Тесс оставила в доме. Чтобы скоротать время, она начинает осматриваться и вскоре обнаруживает жуткую тайную комнату. В углу стоит кровать с грязным матрасом, а стены испачканы кровью. Рядом с кроватью стоит камера… У перепуганной девушки единственная трактовка: здесь кого-то держали в плену и делали с ним ужасные вещи.
Смысла оставаться в страшном доме дальше нет. Но как выбраться из подвала? К счастью, в этот момент возвращается Кит и освобождает ее. Выслушав Тесс, он спускается в подвал, чтобы лично осмотреть его. Он долго не возвращается, и взволнованная Тесс спускается за ним и обнаруживает еще одну дверь, которая ведет по жуткому темному коридору куда-то вниз.
В итоге она оказывается в очень страшной пещере, в которой стоят не менее жуткие пустые клетки. Уверенная, что попала в логово маньяка, который, скорее всего, удерживал здесь людей, Тесс тем не менее идет вперед в поисках Кита. Вскоре он сам выходит к ней. Всерьез напуганный, он просит ее не шуметь, потому что они здесь не одни. У девушки тем не менее начинается истерика. Неожиданно из тьмы выбегает человекоподобная тварь и убивает Кита…
Далее в сюжете картины появляется Эй Джей, голливудский продюсер и актер. До тех пор, пока актриса, с которой он работал, не обвинила его в изнасиловании, у него все было хорошо. Но секс-скандал – дело серьезное и Эй Джей в итоге понимает, что его карьере настал конец. Тем не менее, сдаваться он не собирается и подает на бывшую коллегу в суд за клевету.
Увы, Эй Джей на мели. Единственный способ получить как можно скорее деньги – это продать старый мичиганский дом, в котором давно уже никто не живет и который он сдает через сервис Airbnb.

Сняв дом с аренды, он временно поселяется там, а чуть позже обнаруживает подвал с несколькими тайными помещениями. Ни кровь на стенах, ни клетки его не смущают. Неожиданно на него нападает чудовище, он бросается бежать и попадает в ловушку. Там он встречается с Тесс…
Далее начинается флэшбек. Оказывается, много лет назад в этом доме жил одинокий мужчина по имени Фрэнк. Однажды он отправился в супермаркет и приобрел все, что нужно для рождения ребенка. А затем он отправился на поиски будущей матери. Найдя подходящую девушку, он спрятал ее в своем подвале… На этом флэшбек заканчивается, и мы вновь переносимся в настоящее.
Вновь объявляется чудовище – обезумевшая и потерявшая человеческий облик женщина, которая видит в своих пленниках… детей, о которых ей нужно заботиться. Воспользовавшись суматохой, устроенной несчастной безумной и Эй Джеем, Тесс бежит из подвала. Внезапно на помощь ей приходит бродяга, который пытался предупредить ее в самом начале. Девушка утверждает, что Эй Джея бросать нельзя и нужно что-то делать. Тот, отбившись от монстра, находит еще одну дверь, за которой находится жутковатый старик – тот самый маньяк…
Оказывается, под своим домом он построил секретную сеть туннелей, куда заманивал женщин. В течение многих лет он насиловал и пытал не только их, но и всех детей, которые рождались позже. Этот жуткий цикл в конечном итоге породил Мать – своеобразного мутанта. Она родилась и выросла в туннелях Фрэнка и, вероятно, является его внучкой. Многие годы она провела в поисках ребенка, которого могла бы растить как своего. Этого “ребенка” она нашла в Тесс… Понимая, что скоро сюда приедет полиция, старик вытаскивает из-под подушки пистолет и стреляет себе в висок.
Тесс тем временем пытается действовать. Остановив полицейскую машину, она рассказывает им свою историю, но стражи порядка не верят ей.
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Ближе к финалу Тесс снова пробирается в дом и отправляется искать Эй Джея. Им удается выбраться из дома и добраться до убежища бродяги, который уже дважды пытался помочь Тесс. Мужчина утверждает, что они находятся в самом безопасном месте в этом районе: монстр из подвала никогда не приходит сюда. Стоило ему только произнести эти слова, как является страшилище и убивает его. После этого оно начинает преследовать Тесс и Эй Джея и загоняет их на водонапорную башню. Спасая свою жизнь, он толкает девушку с башни, а чудовище летит за ней.
Спустившись, Эй Джей видит мертвое страшилище, однако Тесс еще жива – ее падение смягчила Мать…Смысл концовки фильма «Варвар» достаточно прост и одновременно жуток. Выясняется, что чудовище тоже выжило. Оно набрасывается на Эй Джея, убивает его и пытается помочь Тесс. Но та выстрелом из пистолета убивает ее, после чего уходит.
С учетом того, что пережила девушка, ее дальнейшая судьба незавидна. Вероятно, ей удастся получить помощь, но в дальнейшем ей предстоит жить в постоянном страхе – ведь, столкнувшись с последствиями дел Фрэнка, с предательством Эй Джея и равнодушием полицейских, сложно думать, что находишься в безопасности…
Смысл фильма
В своих разборах картины многие зрители отмечают, что “Варвар” – одна из тех картин, на которые следует идти неподготовленными, потому что только в этом случае удовольствие от просмотра будет максимальным. Суть в том, что история здесь подается сегментарно: чередуя загадки с разгадками, режиссер постепенно все расставляет по местам.

Все начинается с того, что девушка приезжает в снятый в аренду дом. Она обнаруживает, что там уже живет симпатичный парень по имени Кит, который ведет себя дружелюбно (слишком?) и приветливо (чересчур?). Все его дальнейшие действия и слова мягко намекают, что он здесь не просто так и Тесс стоило бы убраться отсюда, да поскорее. Однако вскоре выясняется, что с Китом все в порядке, а источником угрозы является сам дом. Сделав такой финт ушами, картина тут же делает еще один: в центре внимания режиссера оказывается исследование серьезной темы. И это не пресловутая виктимность (хотя и о ней здесь речь идет тоже), а доверие.
Взять, к примеру, Тесс. Она реагирует на Кита в принципе адекватно, но спустя время полностью доверяет Эй Джею, который имеет весьма сомнительную репутацию. Далее во флэшбеке мы видим Фрэнка, жутковатое поведение которого почему-то не вызывает никаких сомнений у работницы супермаркета. Для нее это обычный клиент, и она просто выполняет свою работу.
Сделав нужные приобретения, маньяк выслеживает жертву. Затем, надев форму сантехника, он проникает в ее дом и так начинается жуткий цикл, который в итоге и породил чудовищную Мать.
Здесь, кстати, можно увидеть аллюзию на чудовище Франкенштейна. В конце фильма выясняется, что маньяк прячется от своего порождения, он боится ее. Они оба являются заложниками друг друга, но тем не менее, присутствие Матери рядом с Фрэнком является расплатой за совершенные им злодеяния.
Возвращаясь к теме доверия, следует отметить мизансцену с бродягой, который с криками бежал в сторону Тесс, а потом еще долго стучал в дверь проклятого дома. Перепуганная девушка убежала от него и забаррикадировалась в помещении – так на ее месте сделал бы любой. Однако ироничность ситуации заключается в том, что бродяга пытался помочь. Тем не менее, поверить в благие намерения несущегося на тебя обитателя плохого района воистину сложно.

Чуть позже Тесс и сама оказывается на его месте – ей не удается убедить полицейских в своей правоте: приняв ее за спятившую наркоманку, они просто уезжают. Здесь вопрос доверия углубляется и заостряется одновременно – как можно доверять полиции, которая не выполняет свою работу?..
“Варвар” (кстати, кто это? Картина рассказывает о цикле чудовищных манипуляций. Но только ли Фрэнк в них виноват?) – это не история про чудовище из подвала. В большей степени это сатира на общество, высмеивающая, в частности, стереотипное мышление. К чести режиссера, стоит отметить, что он не поучает, а просто размышляет и иронически усмехается. Благодаря этому картина выглядит интересной, а местами – даже забавной.
Впрочем, суть фильма не только в этом. Зак Креггер исследует еще и тему безопасности. И вот здесь становится по-настоящему жутко, ведь режиссер утверждает, что безопасного пространства просто не существует. Подвальные чудовища живут только в фильмах, а вот монстры, имеющие человеческий облик, встречаются далеко не только в темных безлюдных местах.
В любую минуту домой к каждому из нас может прийти сосед, полицейский, сантехник, электрик или почтальон. Что у него на уме – Бог его знает…

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу и сюжету на фильм “Варвар”:
- “Не дыши” (США, Венгрия, 2015 год). Подростки вламываются в дом слепого мужчины, надеясь разжиться крупной суммой денег, которую он, по слухам, где-то спрятал. Однако вскоре выясняется, что жертва им досталась хищная.
- “Свежатинка” (США, 2022 год). Ноа знакомится со Стивом. Уже на втором свидании девушка понимает, что он не так прост…
- “Х” (США, Канада, 2022 год). Компания друзей арендует дом у пожилой пары. Вскоре выясняется, что старички – не такие божьи одуванчики, какими казались в момент знакомства.
- “Черный телефон” (США, 2021 год). Юный Финн попадает в плен к маньяку. Надежд на спасение у мальчика нет никаких, но неожиданно на телефон ему начинают поступать звонки от предыдущих жертв чудовища.