Кто звонил по «Черному телефону»

черный телефон Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, мистика, драма

Год производства: 2021

Режиссёр: Скотт Дерриксон

Актёры: Мейсон Темз, Мадлен Макгроу, Мигель Касарес Мора, Итан Хоук

Слоган: «Никогда не разговаривай с незнакомцами»

Сюжет фильма «Чёрный телефон» («The Black Phone»), который является экранизацией рассказа Джо Хилла (сына Стивена Кинга и во многом продолжателя его творчества), довольно прост. Кажется, в нём нет сложных загадок для зрителя и какого-то скрытого смысла. Разберёмся, так ли это.

О чём фильм

Сюжет фильма разворачивается в семидесятые годы в США. Он начинается с бейсбольного матча, в котором участвует главный герой тринадцатилетний подросток Финни. Его команда проигрывает, однако один из соперников по имени Брюс хвалит мальчика за игру.

Мэйсон Темз
Мэйсон Темз в роли Финни, Мадлен Макгроу, в роли Гвен. Кадр из фильма.

Воодушевлённый Брюс едет на велосипеде, ему навстречу выезжает чёрный фургон. Экран темнеет. Под тревожную музыку заставки нам показывают кадры с эффектом затёртой плёнки: немного атмосферы семидесятых и следы деятельности маньяка (остатки одежды, кровь, плакаты с изображением пропавших детей).

Содержание первой сцены после заставки посвящено семье главного героя: его мать давно умерла, дети боятся строгого отца и стараются вести себя тихо.

Финни с сестрой Гвен идут в школу. Уже по их беседе можно понять, что они очень дружны. Финни замечает один из плакатов с объявлением о пропаже Брюса и спрашивает сестру, как она полагает, найдут ли похищенных детей. Гвен отвечает, что найдут, но не в лучшем виде. Дети слышат шум толпы – неподалёку происходит драка. Мальчик по имени Робин одолел одного из местных задир по кличке Лось, разбив тому лицо в кровь. Гвен злорадствует: так проигравшему и надо. Но Финни ей возражает: никому «так» не надо. Он против любого насилия. Речь заходит также о маньяке, которого дети называют «Грэббер» («Хвататель»). Гвен слегка насмехается над братом, что он его боится, но тут же извиняется за это.

На перемене Финни пытается сбежать от группы терроризирующих его подростков в туалете, но не удаётся. Его защищает Робин. Он говорит своему спасённому, что однажды ему придётся за себя постоять. Финни интересуется, был ли другой способ разрешить конфликт с Лосем кроме кровавой драки. Но Робин отвечает, что действовать нужно было жёстко, чтобы толпа увидела силу. Ребята находят общие интересы и договариваются о следующей встрече.

Гвен вызывают в кабинет директора, где детективы допрашивают её о пропаже Брюса.  Девочка дерзит, но рассказывает свой сон, в котором водитель чёрного фургона с чёрными шариками похищает мальчика. Похоже, сновидение сбылось, ведь именно такие шарики нашли детективы на месте преступления.

Утром Финни просыпается от криков своей сестры, которую жестоко избивал ремнём отец. Мальчик хочет вступиться за неё, но не решается. Отец зол из-за того, что и к нему приходили полицейские по поводу снов дочери. Он в ярости напоминает Гвен о её матери, которая видела то, чего не существует.

Итан Хоук
Итан Хоук исполнил роль Грэббэра. Кадр из фильма.

Робин идёт по дороге и видит, как из чёрного фургона выходит мужчина. Экран снова темнеет, и мы узнаём, что Робина тоже похитили. Финн просит сестру вызвать сон, который мог помочь спасти друга, но Гвен отвечает, что так её способность не работает. Тем не менее, она молится Иисусу об этом. Детективы снова приходят к девочке по поводу её снов.

Герой опять подвергается нападению хулиганов и за него, вооружившись камнем, заступается сестра. В школе к нему за парту подсаживается девочка Донна, которая нравится Финни. Похоже, это взаимно.

По дороге домой на Финни нападает и похищает его маньяк с чёрными шариками, выдающий себя за фокусника. Мальчик приходит в сознание уже в подвале, куда его притащил Грэббер. На последнем страшная маска с рогами. Он говорит, что ничего плохого с мальчиком не случится и уходит, отвлекаясь на телефонный звонок наверху. Финни осматривается. Всё, что он находит: унитаз, несколько ковров, матрац и висящий на стене чёрный телефон.

Гвен узнаёт о похищении брата и снова молится.

Финни в подвале слышит, как звонит чёрный телефон, и берёт трубку. Но спустившийся вниз Грэббер говорит, что смысла его использовать нет – аппарат уже давно не работает. На маньяке теперь другая маска: тоже с рогами, но также и с зубастой улыбкой. Злодей обещает отпустить мальчика. Очевидно, он лжёт и намеревался убить Финни поскорее, но кто-то, находящийся наверху, помешал его планам. Грэббер рассказывает мальчику, что и он однажды услышал, как звонит чёрный телефон, но никто не ответил. Он счёл это за шутки статического электричества, ведь аппарат на самом деле нерабочий.

Грэббер уходит и Финни снова слышит звонок, подымает трубку – нет ответа. Мальчик засыпает. Просыпаясь, видит маньяка. Он в другой маске – с открытой верхней частью лица. Финн говорит с ним и окончательно убеждается, что кто-то наверху мешает осуществлению планов Грэббера.

Джереми Дэвис
Роль Терренса исполнил Джереми Дэвис. Кадр из фильма.

Чёрный телефон звонит, Финни берёт трубку, но слышит своё имя, произнесённое страшным шёпотом, пугается и бросает её. Решившись снова ответить на звонок, он слышит голос Брюса. Тот не помнит своего имени и говорит, что это первое, что теряешь. На вопрос «Где?» отвечает: «Сам знаешь, где», очевидно, имея ввиду пространство-время после смерти. По его словам, телефон звонил и другим жертвам маньяка, но услышал его лишь Финни. Слышит его и сам Грэббер, но не верит в реальность звонка. Брюс подсказывает, что в помещении есть начатый им подкоп и заканчивает разговор.

Мы снова видим кадры с эффектом затёртой плёнки: перед нами проносится жизнь Брюса, завершившаяся после похищения.

Гвен видит сон, в котором Финни пытается сбежать, но не может. Она берёт велосипед и катается по округе, пытаясь найти место из сна, но безуспешно. Тем временем Финни роет подкоп. Приходит Грэббер снова в рогатой маске с улыбкой и приносит еду. Маньяк уходит, не запирая дверь и Финни приоткрывает её, но звонит чёрный телефон. Голос в трубке теперь принадлежит другой жертве Грэббера – Билли, разносчику газет. Он говорит, что незапертая дверь – это ловушка. На самом деле маньяк поджидает наверху с ремнём и изобьёт «провинившегося» до смерти. Сперва Финни делает несколько шагов по лестнице, но всё же одумывается и возвращается.

Билли даёт герою ещё одну наводку: в стене он спрятал кабель. С помощью него и ковра Финни срывает оконную решётку, но не успевает открыть окно.

Тем временем Гвен снятся кадры из жизни Билли (с тем же эффектом затёртой плёнки) и сам маньяк. Она приходит к отцу, просит его не злиться и осторожно намекает на правдивость своих видений во снах. Тот рассказывает, что мать Гвен видела вещи, которые не существовали в реальности, и в конце концов покончила с собой. И всё же он соглашается покататься с дочерью по городу на автомобиле, чтобы поискать дом, похожий на тот, что был в её снах.

Вероятно, Гвен нашла этот дом – мы видим, как детективы стучатся в его дверь, но обнаруживают там кажущегося им безобидным мужчину по имени Макс, который к тому же сам пытается расследовать преступления маньяка. Это брат хозяина жилища. Правоохранители не замечают дорожки кокаина на столе – после их ухода Макс корит себя за невнимательность, которая могла стоить ему свободы.

Грэббер спускается к Финни и снова говорит, что подумывает отпустить мальчика. Он спрашивает, как его зовут. Но Финни называет другое имя. Маньяк злится, зная, что это ложь.

Трой Радсил
Трой Радсил сыграл роль детектива Миллера, а Роджер Митчелл исполнил роль детектива Райта. Кадр из фильма.

Финни видит висящего в воздухе мёртвого мальчика – очередную жертву Грэббера. Тот указывает на чёрный телефон. Снова звонок и разговор. Звонящего мальчика Финни не помнит – он всю жизнь был незаметным тихоней. Из его слов понятно, что у героя совсем мало времени, но сейчас можно попытаться сбежать. Ведь маньяк, ожидая с ремнём жертву, осмелившуюся открыть незапертую дверь и подняться, заснул. Мальчик подсказывает Финни, где написан код от его велосипедного замка, который висит на двери наверху.

Герой сбегает, но лает собака, находящаяся в соседней комнате, так что Грэббер просыпается и догоняет его. Маньяк возвращает Финни обратно, однако не может его убить, поскольку от шума проснулся его брат – тот самый Макс.

Гвен, вероятно, опять увидела сон и жалуется Иисусу, что тот никак ей больше не помогает. Она сомневается, существует ли он вообще.

На чёрный телефон звонит подросток по имени Вэнс. Финни удивлён: этого задиру он всегда боялся, но это тоже жертва Грэббера. Его жизнь мы вместе с Гвен видим на кадрах с эффектом затёртой плёнки. Вэнс подсказывает: стену за унитазом можно разрушить и попасть в холодильник. Жертва в ответ на недоумение героя, который не понимает, какой смысл парню ему помогать, даёт объяснение: это не помощь Финни – это месть Грэбберу. Попытка всё же не удаётся – холодильник на замке.

Последний звонок на чёрный телефон от Робина. Он говорит, что сегодня именно тот день, когда придётся постоять за себя. Герой возражает: он не считает себя бойцом. Робин другого мнения: Финни всегда был бойцом – боялся ударить сам, но мужественно принимал удары и каждый раз подымался на ноги. Мёртвый друг советует набить трубку землёй и ударить им Грэббера.

Брейди Хепнер
Брейди Хепнер исполнил роль Ванса. Кадр из фильма.

Гвен снова находит дом, похожий на дом маньяка из снов. О правильном направлении поисков своим появлением говорят мёртвые дети, привидевшиеся девочке на пути, и точно такой же, как во сне, номер. Девочка звонит детективу.

Макс после очередной дозы наркотиков после взгляда на карту, догадывается, что «эпицентр» преступлений – дом, в котором он находится, то есть дом его брата. Мужчина спускается вниз и обнаруживает в подвале Финни, но его тут же убивает Грэббер. Маньяк обещая мальчику мучительную смерть, подзывает и привязывает собаку.

Грэббер пытается нанести удар. Но Финни уворачивается. Стараясь его схватить, маньяк спотыкается о заранее натянутый кабель и падает в вырытую яму, прикрытую ковром. Финни несколько раз бьёт злодея трубкой, а затем душит его кабелем. Перед последним вздохом маньяка мальчик подносит трубку к уху Грэббера — там звучат победные слова мёртвых помощников героя, добившихся возмездия. Финни отвлекает собаку куском мяса из холодильника и выходит.

Детективы прибыли в дом, который показала Гвен и обнаруживают в подвале трупы убитых детей. Оказывается, это дом – прямо напротив того, где находился Финни. Брат и сестра встречаются на улице. Приходит отец, плачет и на коленях просит у детей прощения.

В концовке Финни возвращается в школу. Кажется, он выглядит немного неуверенно и растерянно. Но, глядя на школьных задир, своих былых обидчиков, он улыбается. Финни садится за одну парту с Донной и в ответ на приветствие просит называть его Финном.

Смысл фильма

Итак, подробное описание даёт предельно ясную картину: из плена маньяка мальчику помогают выбраться другие жертвы, звонящие на чёрный телефон откуда-то из загробного мира. Сам Финни благодаря им становится сильнее и побеждает злодея.

Это чисто зрительское кино, не претендующее на глубокий смысл. Рассказ Джо Хилла, экранизацией которого оно является, также довольно прост. Более того, фильм – расширенная версия произведения писателя. В рассказе Финни разговаривал по телефону лишь с мёртвым Брюсом, хотя звонки слышал постоянно. Сестра героя там не обладала никакими сверхъестественными способностями – это была лишь фантазия мальчика, а отец не был жесток. В рассказе нет подробной истории, предшествующей похищению Финни, как и сведений о том, что произошло после освобождения.

И картина Скотта Дерриксона, и произведение Джо Хилла можно отнести к жанру развлекательного триллера. Детальный разбор вряд ли здесь уместен. Загадкой, которая осталась неразгаданной в финале, можно назвать разве что постоянную смену маньяком масок. Однако это, скорее, не более чем дополнительный штрих к его натуре, говорящий о желании напугать и некоторой хаотичности – тоже пугающей. В фильме злодей не обладает стальными нервами: у него есть слабости (жестокая «игра», постоянно мешающий брат, потеря бдительности), он допускает ошибки. В рассказе это тоже отображено. Там ахиллесовой пятой маньяка является его полнота и неповоротливость. Впрочем, почти никогда не спящий брат-наркоман в рассказе также присутствовал.

полицейский и Гвен
Кадр из фильма.

В фильме довольно богатая экспозиция: мы узнаём об отношениях любящих брата и сестры, о жестокости отца и её причине. Это позволяет больше сопереживать героям. И Финни, и Гвен постепенно обретают силу, противостоя внешним обстоятельствам. Зло, с которым они сражаются, проявлено и в нападках школьных задир, и в действиях отца и маньяка. Сходство жестоких поступков последних подчёркивается. Но в конце концов отец искренне раскаивается, а маньяк побеждён. Задиры же после всего произошедшего становятся не такими страшными, один такой хулиган в числе прочих жертв, звонящих на чёрный телефон, даже помогает герою.

Помимо интересной предыстории фоном для основных событий картины служит атмосфера семидесятых. Но, в отличие от многих фильмов (даже фильмов ужасов), авторы не придают ей ностальгического и романтического оттенка: люди здесь не добрее, «трава не зеленее». Эффект затёртой плёнки это также подчёркивает.

Если всё же искать главную идею и суть фильма, то всё сводится к кажущейся банальной, но, хотелось бы верить, истине: добро, любовь и дружба должны победить. Правда, для того чтобы это случилось, порой приходится действовать жёстко – под стать окружающему жестокому миру, полагаясь только на себя (как Робин в начале и Финни в конце).

Объяснение концовки

В финале Финни, не изменившийся внешне, становится гораздо сильнее внутренне. Он обретает уверенность, о чём говорят лёгкая улыбка при взгляде на старых врагов и просьба к Донне называть его взрослым именем. Такое объяснение концовки соответствует смыслу всего фильма. Мы стали свидетелями истории взросления героя, его преображения. Ему, пытающемуся обойтись без насилия, пришлось столкнуться с ним в полной мере и действовать соответственно.

Ещё к объяснению концовки фильма «Чёрный телефон» можно добавить и то, что, судя по ней, необходимость действовать жёстко не сделала Финни монстром. Его сила – это ещё и сила любви и дружбы, воплощённая в Гвен, Робине, и других мальчишках-помощниках.

маска Грэббера
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Оно» (США, 2017). Дружные дети дают отпор терроризирующему их злобному монстру клоуну — экранизация романа Стивена Кинга.
  • «Останься со мной» (1986). Ещё одна экранизация Стивена Кинга, посвящённая дружным подросткам, ищущим пропавшего мальчика, – на этот раз в жанре не ужасов, а приключений.
  • «Лето 84» (США, 2017). Ретротриллер о подростках, вычисляющих маньяка.
  • «Очень странные дела» (сериал, США, с 2016). История о детях, сражающихся со злом из параллельного мира, в ностальгической атмосфере восьмидесятых.
  • «Милые кости» (США, Новая Зеландия, Великобритания, 2009). Убитая маньяком девочка живёт в мире фантазий и желает поимки злодея.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.