Страна: США, Канада, Великобритания
Жанр: ужасы
Год производства: 2015
Режиссер: Роберт Эггерс
Актеры: Аня Тейлор-Джой, Ральф Айнесон, Кейт Дики, Харви Скримшо
Слоган: «A New-England Folktale» (Народная сказка Новой Англии)
Практически все картины Роберта Эггерса так или иначе связаны с фольклором. Не стала исключением и “Ведьма”. По мнению критиков, “чистыми” ужасами ленту назвать нельзя – это в большей степени мистическая драма, стилизованная под страшную сказку.
Можно предположить, что смысл фильма «Ведьма» (“The VVitch: A New-England Folktale”) в том, что все несчастья человека заключаются в навязанных ему догмах и стереотипах. Однако, как и любое другое умное кино, эта история не предлагает готовых решений.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Многодетную семью из Новой Англии решением суда изгоняют из общины. Причина в том, что глава семьи Уильям пытался трактовать Библию на свой лад.
Семья долго ищет место, где она могла бы спокойно жить и в конце концов, обосновывается в тихом, но достаточно глухом месте.

К этому моменту в семье рождается еще один – пятый – ребенок, которого называют Сэмюэлем. Присматривать за малышом поручают старшей дочери Томасин. Однажды ребенок исчезает.
В голову перепуганной девушке приходит идея бежать в лес и искать Сэма там, однако вскоре она убеждается в том, что это бесполезно. Да и как в глухом, дремучем лесу найти маленького ребенка? Разве только, что он заплачет… Но из темной чащи не доносится и звука.
За этим несчастьем следует другое – гибнет урожай кукурузы. Тяжелее всего потерю малыша переживает мать Томасин, Катерина. Она постоянно плачет и молится за душу ребенка – крестить его не успели, а это значит, что его наверняка ожидают адские муки. Слушая, как причитает мать, Томасин чувствует свою вину: ведь это она не уследила за малышом…
Постепенно, оправившись от обоих потрясений, семья возвращается к прежней жизни. Уильям и средний сын Калеб ходят в лес, а Катерина и Томасин работают в доме. Однажды младшие дети, близняшки Джонас и Мерси, решают развлечься. Для этого они начинают дразнить своего приятеля – большого козла по кличке Черный Филипп. В какой-то момент животное бросается на ребят, но, к счастью, в этот момент домой возвращаются отец семейства и Калеб.
Чуть позже мать отправляет Томасин к ручью и велит ей постирать одежду отца. Вскоре к ней присоединяется Калеб, пришедший за водой. Внезапно на горизонте появляется Мерси. Забавляясь и дурачась, девочка дает свою версию исчезновения Сэмюэля: по ее словам, Томасин сама отнесла ребенка в лес, потому что она ведьма и служит нечистому. Девушка решает подыграть сестренке и так пугает Мерси, что та убегает.

Перед отходом ко сну Катерина упрекает мужа за то, что тот пошел против церкви (по ее мнению, в этом не было никакого смысла). Затем она сообщает, что недавно у Томасин начались месячные. Это значит, что ее можно отдавать в прислуги. Уильям соглашается: завтра же он отправит ее в близлежащую деревню.
Их разговор подслушивают дети и Калеб, не желая расставаться с сестрой, собирается ехать в лес за дичью. Он мотивирует это так: если он что-нибудь добудет, у них в семье будет еда и Томасин не придется идти в прислуги. Девушка уговаривает брата взять ее с собой.
В лесу лошадь, на которой ехала Томасин, пугается неизвестно чего, сбрасывает ее и она теряет сознание. В какой-то момент Калеб остается один в чаще и понимает, что кто-то пристально за ним наблюдает. Абсолютно дезориентированный, мальчик, вслух читая молитву, пытается отыскать дорогу. Однако он уходит в лес все дальше и дальше…
Тем временем родители, поняв, что детей нет дома, отправляются на их поиски и находят Томасин. Калеб же набредает на хижину, из которой ему навстречу выходит красивая молодая женщина. Медленно подойдя к перепуганному подростку, она целует его.
Немного позже Томасин отправляется загнать животных и обнаруживает Калеба – на нем нет никакой одежды, и он находится в едва ли не сомнамбулическом состоянии. Утром мальчику внезапно становится хуже – он начинает бредить. Родители решают показать его врачу и собираются ехать в близлежащую деревню. Перепуганные близняшки начинают кричать, что виной всему Томасин, ведь она ведьма. Это она унесла в лес Сэма и заколдовала Калеба!..
Уильям не верит этому, и семья начинает молиться. На какой-то миг мальчику становится лучше, но вскоре он умирает. Рыдая над телом Калеба, мать в ярости прогоняет Томасин. На улице к ней подходит отец и просит признаться в ведовстве. Девушка отвечает, что это неправда, однако он и слушать ее не желает. Более того, он начинает подозревать, что близняшки тоже служат дьяволу – ведь они разговаривают с Черным Филиппом. Заперев всех детей в загоне, он сообщает им, что наутро они отправятся в деревню, к священнику – он выгонит из них дьявола и подскажет, что им делать дальше.
Ночью убитая горем Катерина видит Калеба, который держит на руках Сэмюэля. Она не понимает, что это фантом и разговаривает с ним, как с живым. В загоне же появляется ведьма, прилетевшая полакомиться козьим молоком. Увидев ее, дети пугаются и кричат от страха…
Наутро Уильям отправляется в загон и на него неожиданно нападает козел. Получив смертельное ранение, отец умирает на руках у Томасин. Катерина, выбежав на крики и увидев мертвого мужа, в ярости набрасывается на старшую дочь и принимается избивать ее, однако та, защищаясь, нечаянно убивает ее…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Не понимая, что ей дальше делать, девушка отправляется в загон, где ее ждет Черный Филипп, который, как выяснилось, не так уж и прост… Внезапно козел обращается к ней. “Что тебе угодно?” – спрашивает он. И тут же предлагает сделку: ее жизнь будет долгой и наполненной всевозможными удовольствиями. Взамен на это Томасин должна будет преданно служить ему, то есть нечистому. Девушка соглашается. Все, что ей нужно – поставить свою подпись на контракте.

Затем, раздевшись донага, Томасин отправляется в лес – там на шабаш собираются ведьмы и среди них она чувствует себя по-настоящему своей…
Смысл концовки фильма «Ведьма» можно выразить двумя словами: торжество зла. Ведьма извела целое семейство со всем его скотом, загубила их тела и бессмертные души. К сожалению, настоящее спасение и свободу Томасин (единственная выжившая) нашла не во Христе, а в дьяволе. А виной всему был ее лицемерный, возгордившийся отец. Ведь семью изгнали из общины не просто так, а из-за того, что он впал в грех гордыни. Они с Катериной были не верующими людьми, а религиозными фанатиками. Никакой подлинной любви к ближнему, смирения, терпения, то есть всего того, что характеризует настоящих христиан, в них не было. Вместо того, чтобы сплотиться на фоне бесконечных несчастий, они искали корень зла друг в друге, за что в итоге и поплатились.
Впрочем, у финала есть и другая трактовка. Она заключается в том, что Томасин, потеряв всю семью, просто сошла с ума от всего пережитого. То есть все произошедшее с ней после смерти матери – это только ее фантазии (галлюцинации).
Смысл фильма
В своих разборах многие зрители отмечают, что сюжет картины Роберта Эггерса слишком странный. Это действительно так, а разгадка заключается в том, что режиссер, по его собственному признанию, в первую очередь снимал свой вариант “мифа о ведьмах”. То есть, по сути, его фильм – это экранизация старинных европейских легенд.
Если смотреть эту ленту именно как страшную готическую сказку безо всякого скрытого смысла, то все детали четко ложатся на отведенные им места и в итоге мы получаем цельную и завершенную картину.

Суть фильма в этом случае достаточно проста. Практически каждый член семьи, кроме младенца Сэмюэля, поддается искушению совершить один из семи смертных грехов. Уильям впадает в грех гордыни, Калеб – похоти (мальчишка вошел в пубертат и явно заглядывается на красивую старшую сестру), Катерина – гнева. Близнецы, погибшие в результате “налета” ведьмы, в течение фильма только и делают, что играют и болтают с Черным Филиппом. Вероятно, их грех – лень.
Сами они считают, что с ними все в порядке и привычно обвиняют во всех грехах Томасин. Таким образом они сами позволяют дьяволу забрать их жизни и завладеть душами…
Впрочем, вполне вероятно, что здесь не все так просто, и Роберт Эггерс попытался найти в старинном фольклорном предании о ведьме новый смысл.
Пытаясь наладить жизнь своей маленькой фермы, глава семьи столкнулся с катастрофой. Его урожай погиб, пораженный вредным грибком – спорыньей. Причиной было то, что кукуруза росла на плохой почве.
В старину употребление пищи, пораженной спорыньей, приводило к жуткой болезни – эрготизму. Полученное тяжелое отравление сопровождалось мучительными симптомами – тошнотой, сильной рвотой, помутнением рассудка, галлюцинациями, параноидальным бредом и конвульсиями, которые также назывались “ведьминой болезнью”.
Именно эти признаки были у всех членов семьи Уильяма.
То есть можно предположить, что весь происходящий в картине кошмар – это последствия употребление плохой пищи, пораженной грибком. С учетом того, что герои были пуританами, нет ничего удивительного в том, что их галлюцинации принимали форму типичные религиозные и культурные (согласно западноевропейским верованиям, козел – это символ дьявола) страхи человека первой половины XVII века.

Вывод неутешительный: невежество и религиозность на почве семейных неурядиц, голода и болезней способны привести к трагическим последствиям. Тщетно черпая последние душевные силы, семья пыталась отвести нависшую над их домом большую беду.
Однако на фоне отсутствия настоящей веры, ничего у них не вышло, и их мир в итоге рухнул. Им не оставалось ничего другого, как принять неизбежное – и каждый сделал это по-своему.
Финал фильма выглядит логичным и закономерным. Потеряв всех родных и оставшись одна, Томасин испытала что-то вроде экстатического восторга – ведь религиозные отец с матерью подавляли ее и заставляли забыть о своих потребностях и желаниях. После их гибели она стала частью безграничного хаоса.
Кстати, страшный и дремучий лес, где происходит шабаш – еще одна интересная метафора. По мнению исследователей мирового фольклора, он символизирует не пробудившееся (дремлющее) сознание.
В сказках путешествия персонажей по лесу всегда связано с инициацией – обратно домой они возвращаются только после того, как получат новый опыт.
В реальной жизни, изучая собственное сознание путем исследования своих несовершенств и борясь с ними, человек в итоге взрослеет, понимает, кто он, где находится и что должен делать. Именно это и происходит с Томасин: отказавшись от сковывающих ее религиозных догм, она становится свободной и понимает, что всю свою недолгую жизнь мечтала именно об этом.
Не нужно, однако, торопиться обвинять режиссера в антиклерикализме и атеизме. Не стоит забывать ни о том, что “Ведьма” – это все-таки сказка, ни и о том, что несвобода у каждого своя.
Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих на “Ведьму” по смыслу и отчасти по сюжету:
- “Обитель страха” (США, 2018 год). Дикий Запад. По соседству с молодыми супругами поселяется еще одна пара. Ведут себя новые соседи довольно странно…
- “Суспирия” (Италия, США, 2018 год). Юная американка приезжает в Берлин и присоединяется к знаменитой танцевальной группе. В скором времени она узнает о страшном проклятии, которое было наложено на академию.
- “Таинственный лес” (США, 2004 год). Деревушка Ковингтон окружена дремучим лесом, в котором обитает что-то страшное.
- “Ритуал” (Великобритания, Канада, 2017 год). Несколько ребят отправляются в поход по горам. Однажды они натыкаются на хижину в лесу и решают провести там ночь.