«Не бойтесь жизнь переменить»: суть фильма «Вокзал для двоих»

вокзал на двоих Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма, мелодрама

Год производства: 1982

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Никита Михалков, Нонна Мордюкова

Награды и номинации: В 1983 году картина была номинирована на “Золотую пальмовую ветвь”.

Сюжет фильма «Вокзал для двоих» повествует о двух одиноких людях, которые нашли друг друга в далеко не романтических обстоятельствах.

Эта картина стала завершающей частью в “трилогии любви” Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, наряду с «Иронией судьбы» и «Служебным романом». Ее можно, наверное, назвать чересчур мелодраматичной и несколько наивной. Тем не менее, зрители все равно любят ее за искренность и честность.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Пианист Платон Рябинин проездом оказывается на станции Заступинск и отправляется пообедать в привокзальный ресторан. Еда кажется интеллигентному москвичу настолько отвратительной, что он отказывается есть и собирается уйти. Однако официантка Вера Нефедова считает, что он должен заплатить.

Людмила Гурченко
Людмила Гурченко исполнила роль Веры Нефёдовой. Кадр из фильма.

Возмущенный Платон отказывается, и Вера устраивает ему “разбор полетов”, который заканчивается тем, что поезд главного героя уходит без него. Музыкант обращается за помощью к замначальника станции, который обещает, что вечером посадит его на другой поезд. Заплатить за обед Платона все-таки вынуждают.

Чуть позже с проходящим составом приезжает любовник Веры, проводник Андрей. Он привозит в чемоданах дыни и просит ее как можно скорее “реализовать” их на рынке. Заметив Платона, Андрей просит его посторожить дыни, а сам, забрав в залог паспорт Рябинина, уединяется с Верой в купе. К сожалению, стоянку поезда сокращают, и Андрей увозит паспорт Платона. Несчастный пианист понимает, что окончательно погряз в провинциальном приключении – сесть на следующий поезд он теперь, разумеется, не сможет. Его пытаются успокоить: Андрей вернется через 2 дня и привезет ему паспорт. Главный герой понимает, что деваться ему, в общем-то, некуда – придется ждать.

Чуть позже Вера, чувствуя свою вину, пытается помочь Платону устроиться на ночлег, но получает отказ. Вечером она опаздывает на последний автобус и вынужденно остается ночевать на вокзале вместе с Рябининым. Они потихоньку сближаются и между ними возникает робкая симпатия.

Приключения Платона тем временем продолжаются – ночью у него из кармана крадут бумажник и ему приходится продавать на рынке дыни по спекулятивной цене. Вечером он решает пригласить Веру в привокзальный ресторан, а на ужин зарабатывает игрой на пианино.

Олег Басилашвили
В роли Платона Рябинина снялся Олег Басилашвили. Кадр из фильма.

В доверительной беседе он рассказывает Вере, что его жена, управляя машиной, насмерть сбила пешехода, а он решил взять вину на себя. Дав подписку о невыезде, он ждет суда, а здесь оказался совершенно случайно – он ехал повидать тяжелобольного отца. Вера искренне удивляется: какой смысл невиновному человеку добровольно садиться в тюрьму? Но, по мнению Платона, именно такая трактовка будет правильной – тем более, что его супруга делает карьеру на телевидении…

Проникшись к музыканту искренним уважением, Вера снова пытается устроить его на ночлег в гостиницу, однако у нее опять ничего не получается. Тогда они вместе отправляются в купе отцепленного вагона и окончательно сближаются.

Приехавший утром Андрей отдает Платону паспорт и вновь начинает ухаживать за Верой. Однако та, успев полюбить Платона, понимает, что встречаться с Андреем дальше нет никакого смысла. Между мужчинами завязывается потасовка и совершенно не умеющему драться Рябинину пришлось бы туго, если бы не вмешательство милиции. Андрею в конце концов удается уладить конфликт с органами правопорядка, после чего он уезжает.

Вера покупает Платону билет на поезд и, прощаясь с ним, говорит, что звонила его жене и просила ее рассказать в суде правду. Однако та удивленно заметила, что вообще не умеет водить машину…

Проходит какое-то время. Платону, который отбывает наказание в исправительно-трудовой колонии, сообщают, что его приехала повидать жена: она сняла комнату в поселке, который находится в 10 км от колонии. Он не хочет идти на свидание, однако начальство требует в таком случае хотя бы зайти в мастерскую и забрать аккордеон. Платон собирается идти и его предупреждают, что он должен вернуться в колонию до утренней поверки. Опаздывать никак нельзя – это приравнивается к побегу. Чуть позже Платон с удивлением обнаруживает, что его ждет не жена, а Вера…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале Вера накрывает ужин, а потом они вместе проводят ночь и… просыпают. До начала поверки остается чуть больше часа и Платону, несущему тяжелый аккордеон, приходится бежать до колонии 10 км. Вера бежит вместе с ним и всячески подбадривает его, тем не менее он выбивается из сил и падает на дорогу.

На поверку он, естественно, не успевает и начальство колонии готовится приписать побег. Тут в голову Вере приходит замечательная идея – пусть Платон начнет играть на аккордеоне! И он играет. И его слышат в колонии…

Смысл концовки фильма «Вокзал для двоих» достаточно прост. Вера назвалась женой Платона, потому что иначе ее к нему не пустили бы (в то время браки с заключенными разрешались только по очень уважительной причине). Разгадка того, что он не хотел идти на свидание с женой, тоже очень простая: он не желал ее видеть. Ведь она, прекрасно зная, что Платон отбывает наказание за нее, каким-то образом уверовала в свою невинность и его виновность.

Приезд Веры стал для него полной неожиданностью. Однако это помогло ему понять, что он любит ее. Сама же Вера поняла это уже давно… Концовка вроде бы открытая, но все-таки предельно ясная: разумеется, они будут вместе.

Реальные события, которые легли в основу фильма

Идею для фильма Рязанову подбросил Микаэл Таривердиев. Именно он попал однажды в ситуацию, практически аналогичную той, в которой оказался герой Олега Басилашвили.

Дело в том, что он уступил руль своей девушке, однако “джентльменство” обернулось трагедией – в результате ДТП погиб пешеход. Таривердиев взял вину на себя и суд по этому делу продлился 2 года. В конце концов композитора амнистировали, но урок он извлек.

Не только это происшествие оказалось в тексте сценария рязановской ленты. В 1953 году поэт Смеляков, автор стихотворения “Хорошая девочка Лида”, прозвучавшего в одной из комедий Леонида Гайдая, отбывал наказание в лагере.

Однажды он решил навестить своих приятелей, сценаристов Юлия Дунского и Валерия Фрида. Друзья посидели так хорошо, что проспали время подъема. Смеляков чувствовал себя настолько плохо, что друзьям пришлось нести его до лагерных ворот. К счастью, они успели вовремя – в противном случае поэту бы не поздоровилось.

фотоаппарат для Платона
Кадр из фильма.

Смысл фильма

“Вокзал для двоих” – достаточно простой фильм без какого бы то ни было скрытого смысла. Тем не менее, он входит в топ лучших советских картин – ведь его можно смотреть под любое настроение и в любое время.

Лента получилась и печально-задумчивой, и драматично-смешной, и одновременно очень честной. Ведь в жизни нередко бывает так, что простой случай сводит вместе абсолютно разных людей, которые обретают счастье и душевный покой только друг с другом. Именно это произошло с Платоном и Верой.

Однако не стоит думать, что Эльдар Рязанов снял обычный фильм про любовь. Если вдуматься и вспомнить истории центральных персонажей, становится понятно, что картина активно продвигает тему перемен в жизни.

Случайная, спонтанная встреча стала для погрязших в рутине Платона и Веры глотком свежего воздуха. После этого они словно встрепенулись, посмотрели на себя со стороны и решили, что справиться со своей нелегкой жизнью они могут и должны. На это, в частности, намекает и финальная песня. В большей степени ее слова обращены к Вере – и не зря ее за кадром поет Людмила Гурченко. Ведь если Платон как был, так и остается интеллигентным и трогательно-честным человеком, то Вера переживает настоящую эволюцию.

В самом начале мы видим отвратительную вокзальную хамку. Затем она внезапно раскрывается как добрая и немного наивная почти девочка, вынужденная хамить и огрызаться, потому что “жизнь такая”. А ближе к финалу Вера становится уже драматической, сильной фигурой, знающей, чего хочет.

Картина Рязанова ценна тем, что под ворохом отвратительной бытовухи здесь прячется очень нужная и важная мысль: в каждом, даже самом неприятном на первый взгляд встречном-поперечном прячется человек. Возможно, добрый и порядочный. Порой он прячется очень глубоко, но все-таки об этом следует помнить.

Вероятно, именно в этом и заключается суть фильма.

Ольга Волкова
Ольга Волкова в роли официантки Виолетты. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, отчасти похожих по смыслу на фильм “Вокзал для двоих”:

  • “Осенний марафон” (СССР, 1979 год). В центре сюжета находится немолодой мужчина, запутавшийся в своей жизни.
  • “Зимний вечер в Гаграх” (СССР, 1985 год). Главный герой, некогда знаменитый чечеточник, пытается научить клиента “бить степ”.
  • “Влюблен по собственному желанию” (СССР, 1982 год). Главный герой, страдающий алкоголизмом, однажды не подумав просит помощи у одной своей знакомой. Вскоре ему приходится об этом пожалеть: девушка решает “спасти” его во что бы то ни стало…
  • “Сладкая женщина” (СССР, 1976 год). Главная героиня пытается найти себя в большом городе.
  • “Москва слезам не верит” (СССР, 1979). Провинциалка сначала покоряет Москву, а потом находит свою любовь.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.