Золушка без феи: в чем идея фильма «Москва слезам не верит»

Москва слезам не верит Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма, мелодрама

Год производства: 1979

Режиссер: Владимир Меньшов

Актеры: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов

Слоган: «The Funniest, Tenderest Love Story of the Year» (Самая смешная и нежная история любви)

Награды и номинации: В 1981 году картина получила премию “Оскар”, став победителем в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.

Картина Владимира Меньшова – классика, которую уже давно растащили на цитаты. Несмотря на то, что сюжет и смысл фильма «Москва слезам не верит» нельзя назвать оригинальными, киноленту любят несколько поколений зрителей. Ведь заложенные здесь идеи актуальны во все времена.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. История начинается в 1958 году. Покорять столицу приезжают три девушки. Поселившись в общежитии, они начинают потихоньку осваиваться в Москве.

Главная героиня ленты, целеустремленная и независимая Катя Тихомирова, не добирает несколько баллов и “заваливает” поступление. Не желая возвращаться домой, она устраивается работать на завод. В Москве у нее живет дядя, уважаемый профессор. Собираясь на отдых, он просит Катю присмотреть за квартирой. Девушка в свою очередь просит разрешить ей пожить здесь вместе с подругой из общежития, самоуверенной и веселой Людмилой.

Вера Алентова
Вера Алентова сыграла роль Кати Тихомировой, а Алексей Баталов исполнил роль Георгия Ивановича, Гоши. Кадр из фильма.

Когда родственник “дает добро”, девушки вселяются в огромную квартиру и вскоре предприимчивая Люда, мечтающая об удачном замужестве, предлагает Катерине поучаствовать в авантюре. Ее смысл заключается в том, что они с Катей должны выдать себя за дочерей профессора. Принципиальная и честная, Тихомирова поначалу отказывается, но вскоре сдается под напором приятельницы.

Чуть позже девушки устраивают в квартире вечеринку, на которой Люда знакомится с восходящей хоккейной “звездой” Сергеем Гуриным, а Катя – с красивым телеоператором Рудольфом. У них начинается страстный роман – тем более, что Рудик очень даже не против породниться с профессором Тихомировым. Вскоре Катерина узнает о своей беременности, а еще чуть позже раскрывается ее обман, и разочарованный Рудольф бросает возлюбленную. Катя возвращается в общежитие, в котором вместе с мужем живет другая ее приятельница Антонина. После нескольких попыток найти врача, который согласился бы сделать аборт, девушка решает оставить ребенка.

С тех пор проходит 20 лет. Антонина счастлива в браке с Николаем, Людмила в разводе – Сергей, не выдержав бремени славы и внимания окружающих, начал сильно пить и бросил спорт. Катя окончила институт и в одиночку вырастила дочь Александру. С некоторых пор она руководит заводом и является депутатом Моссовета. Личная жизнь Катерины не складывается – ей очень хочется создать полноценную семью, но она уверена, что с ее высоким статусом это нереально. Единственное, на что она может рассчитывать – это на периодические свидания с женатым любовником.

Однажды вечером, возвращаясь от Антонины на электричке, Катя знакомится с обаятельным “слесарем высшего разряда” Гошей и быстро влюбляется в него. Несмотря на относительно невысокий социальный статус, Гоша уверен: в отношениях и в семье главенствовать должен мужчина. Он авторитетно заявляет, что, по его мнению, с женщиной, занимающей руководящую должность, построить семью невозможно. Катерина, понимая, что может потерять возлюбленного, старательно скрывает от него собственное высокое положение…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Как нельзя некстати ближе к финалу картины на сцене вновь появляется отец Александры Рудольф. Жизнь у него не сложилась и, узнав о существовании дочери, он всеми силами стремится познакомиться с ней. Однажды вечером он без приглашения приходит домой к Кате и за ужином случайно выбалтывает тайну Тихомировой.

Оскорбленный Гоша уходит и не появляется в течение восьми дней. Найти его в огромной Москве Катя не может – они знакомы недавно и она не знает ни его фамилии, ни адреса. Помочь давней подруге, которая после исчезновения Гоши утратила смысл жизни и впала в депрессию, вызывается Николай. Он действительно находит Гошу и, основательно сев с ним за стол, уговаривает вернуться к Кате. В конце фильма они снова встречаются, и Катя со слезами на глазах, словно мысленно прокручивая в памяти всю свою жизнь, произносит “Как долго я тебя искала”…

Смысл концовки фильма «Москва слезам не верит», вероятно, заключается в том, что герои, которые оба по-своему были правы и неправы одновременно, останутся вместе.

Смысл фильма

“Москва слезам не верит” – достаточно простой фильм. В нем нет ни сложных загадок, ни скрытого смысла. Более того, после просмотра остается серьезное недоумение – что такого супергениального скрывается под достаточно примитивным сюжетом? В свое время картина Владимира Меньшова не только очаровала зрителей СССР, но и заслужила признание американских академиков… В чем дело? Разгадка проста: картина рассказывает не просто трогательную историю любви – это очередная интерпретация сказки про Золушку.

Ирина Муравьёва
Ирина Муравьёва исполнила роль Людмилы Свиридовой. Кадр из фильма.

Определить, что делает фильм хорошим, а тем более, бессмертным, невозможно. Все гениальное просто: в фильме “Москва слезам не верит” была рассказана история трудолюбивой, целеустремленной и очень стойкой женщины. Судьба ее не баловала, удача не слишком благоволила – впрочем, Катерина, привыкшая всего добиваться сама, на нее и не надеялась.

В своих разборах картины многие зрители отмечают, что Катя – тот самый герой, с которым практически каждый может сопоставить себя. И она здесь не одна такая – сюжет представляет нам различные типы людей, каждый из которых кажется удивительно знакомым. В фильме Меньшова нет плохих и хороших – каждый иногда ошибается и делает что-то неправильное. Это и есть жизнь.

В советское время считалось, что суть фильма “Москва слезам не верит” заключается в том, что женское счастье от статуса не зависит. Однако, как и любое другое талантливое произведение, эта картина многомерна. Разумеется, она является осколком своего времени и отражает пороки и чаяния советского общества. Но одновременно в нем поднимаются и обсуждаются темы, актуальные и сейчас. Например, здесь раскрывается тема феминизма, а также гендерных и возрастных предрассудков.

Картина Меньшова однозначно опережала свое время и 30 лет назад люди видели в ней совершенно другие смыслы… Вероятно, истинная ценность искусства как раз заключается в том, чтобы закладывать в человека сомнения и наталкивать его на размышления.

Владимир Меньшов и Вера Алентова сами испытали на себе жизнь москвичей в первом поколении. Им пришлось пройти через общежития, творческие неудачи, борьбу за место под солнцем. Суть картины кроется в названии: фразу “Москва слезам не верит” мимоходом бросает Людмила, сильно обжегшаяся в жизни и понимающая, что к чему. И действительно, этот красивый, приветливый город для кого-то мать, а кому-то – мачеха.

Баталов и Сморчков
Алексей Баталов в роли Гоши, а Борис Сморчков в роли Николая. Кадр из фильма.

В первой половине картины Меньшов блестяще показывает реалии пятидесятых со всеми этими “атрибутами эпохи” в виде “советской античности”, песни “Bésame mucho”, стихов Рождественского, Евтушенко и Вознесенского, фестиваля французского кино и кумиров молодежи Харитонова, Конюховой и Юматова. Это позволяет зрителю приобщиться к истории страны и понять, чем жили в юные годы наши родители, бабушки и дедушки. Не менее интересно выглядит и вторая половина фильма, действие которой происходит в конце 70-х годов.

В центре сюжета всегда остается Катя Тихомирова – незаурядная, красивая, еще молодая женщина, сделавшая блестящую карьеру, но бесконечно одинокая. Она, конечно, Золушка, но крестной-феи у нее нет, да она ей и не нужна.

В роли Принца в этой сказке выступает “слесарь высшего разряда” Гоша, он же Гога, он же Жора – персонаж, влюбивший в себя большинство советских барышень так, как никакому Роберту Паттинсону и не снилось. Насколько он соответствует образу “идеального мужчины”, сказать сложно.

С одной стороны, до нас, вроде как, пытаются донести простую истину: какой бы сильной и независимой ни была женщина, в глубине души (“где-то очень глубоко”) она тоскует по вот такому маскулинному принцу с его шовинистически-домостройными замашками. То есть нам хотят сказать, что первобытные инстинкты никуда не делись и первобытная модель семьи с мужчиной-добытчиком и женщиной-хранительницей очага – это основа основ, от которой не уйти.

Согласно другой трактовке, советские женщины увлеклись не Гошей, а Алексеем Баталовым – умным, интеллигентным актером, который был “звездой” задолго до того, как “Москва слезам не верит” стала народным фильмом. Сам артист своего Гошу не любил и был искренне убежден, что одинокие зрительницы просто не рассмотрели его как следует.

Наталья Вавилова
Наталья Вавилова в роли дочери Александры. Кадр из фильма.

И в самом деле. Прекрасный принц капризничает, как принцесса на горошине, и заставляет Золушку искать себя в Тридевятом государстве. Он не уважает ее, он абсолютно безразличен к ее внутреннему миру.

Этого ли мужчину Катерина искала столько лет?.. Допустим, они попытаются построить семью. Но существует вероятность, что они, оба будучи личностями довольно авторитарными, разойдутся так же стремительно, как и сошлись.

Цитаты из фильма “Москва слезам не верит”

— А если меня о чём-нибудь спросят? Я ляпну!

— И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется «точкой зрения».

 


Какие люди — и без охраны!


— Ну что ты его пугаешь, он у меня такой скромный.

— Да. Интеллектом явно не изуродован.


Полюбить — так королеву, проиграть — так миллион!


У тебя каждое утро эти «крайние обстоятельства». Похмельный синдром называется.


У меня станок сломался, который деньги печатает.

семейная идиллия
Кадр из фильма.
Ваше мнение: какие перспективы у этого союза?
У Гоши и Катерины все будет отлично.
22.73%
Катерина будет стараться, подстраиваться, идти на компромиссы. В итоге потеряет свою силу и индивидуальность, будет несчастной.
30.68%
Такой брак обречен. "Патриарх" Гоша попытается переделать Катерину под себя, сделать ее ведомой и послушной, а она не позволит - не тот характер.
42.8%
Другое (напишу в комментариях).
3.79%
Проголосовало: 264

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Москва слезам не верит”:

  • “Любовь и голуби” (СССР, 1984 год). Василий Кузякин отправился отдыхать на юг и, встретив там роковую любовь, решил не возвращаться домой.
  • “Самая обаятельная и привлекательная” (СССР, 1985 год). Надя Клюева – хороший инженер, но личная жизнь у нее не клеится. Однажды она встречает бывшую одноклассницу Сусанну, которая обещает ей помочь наладить общение с противоположным полом.
  • “Вокзал для двоих” (СССР, 1982 год). Интеллигентный музыкант застревает в заштатном городишке, где знакомится с бойкой официанткой. Неожиданно для самих себя, они влюбляются друг в друга.
  • “Зимняя вишня” (СССР, 1985 год). Грустная история двух людей, запутавшихся в своих отношениях. А еще это история почти Золушки, которая могла бы стать Принцессой, но что-то пошло не так.
  • “Покровские ворота” (СССР, 1982 год). В коммунальной квартире живут несколько удивительно непохожих друг на друга людей. Самое интересное, что они, несмотря на мелкие разногласия, всегда готовы прийти на выручку друг другу.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Аноним

    Парадокс фильма в том , что первый бросил её за то что она работала слесарем на заводе, а второй бросил за то , что директором

    Ответить
  2. Катерина

    Хорошая статья. Одно уточнение. Люда знакомится с Сергеем Гуровым не на вечеринке, а в метро, а уже потом приглашает его в квартиру профессора Тизомирова

    Ответить