Страна: СССР
Жанр: драма, мелодрама
Год производства: 1979
Режиссер: Владимир Меньшов
Актеры: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов
Слоган: «The Funniest, Tenderest Love Story of the Year» (Самая смешная и нежная история любви)
Награды и номинации: В 1981 году картина получила премию “Оскар”, став победителем в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.
Картина Владимира Меньшова – классика, которую уже давно растащили на цитаты. Несмотря на то, что сюжет и смысл фильма «Москва слезам не верит» нельзя назвать оригинальными, киноленту любят несколько поколений зрителей. Ведь заложенные здесь идеи актуальны во все времена.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. История начинается в 1958 году. Покорять столицу приезжают три девушки. Поселившись в общежитии, они начинают потихоньку осваиваться в Москве.
Главная героиня ленты, целеустремленная и независимая Катя Тихомирова, не добирает несколько баллов и “заваливает” поступление. Не желая возвращаться домой, она устраивается работать на завод. В Москве у нее живет дядя, уважаемый профессор. Собираясь на отдых, он просит Катю присмотреть за квартирой. Девушка в свою очередь просит разрешить ей пожить здесь вместе с подругой из общежития, самоуверенной и веселой Людмилой.

Когда родственник “дает добро”, девушки вселяются в огромную квартиру и вскоре предприимчивая Люда, мечтающая об удачном замужестве, предлагает Катерине поучаствовать в авантюре. Ее смысл заключается в том, что они с Катей должны выдать себя за дочерей профессора. Принципиальная и честная, Тихомирова поначалу отказывается, но вскоре сдается под напором приятельницы.
Чуть позже девушки устраивают в квартире вечеринку, на которой Люда знакомится с восходящей хоккейной “звездой” Сергеем Гуриным, а Катя – с красивым телеоператором Рудольфом. У них начинается страстный роман – тем более, что Рудик очень даже не против породниться с профессором Тихомировым. Вскоре Катерина узнает о своей беременности, а еще чуть позже раскрывается ее обман, и разочарованный Рудольф бросает возлюбленную. Катя возвращается в общежитие, в котором вместе с мужем живет другая ее приятельница Антонина. После нескольких попыток найти врача, который согласился бы сделать аборт, девушка решает оставить ребенка.
С тех пор проходит 20 лет. Антонина счастлива в браке с Николаем, Людмила в разводе – Сергей, не выдержав бремени славы и внимания окружающих, начал сильно пить и бросил спорт. Катя окончила институт и в одиночку вырастила дочь Александру. С некоторых пор она руководит заводом и является депутатом Моссовета. Личная жизнь Катерины не складывается – ей очень хочется создать полноценную семью, но она уверена, что с ее высоким статусом это нереально. Единственное, на что она может рассчитывать – это на периодические свидания с женатым любовником.
Однажды вечером, возвращаясь от Антонины на электричке, Катя знакомится с обаятельным “слесарем высшего разряда” Гошей и быстро влюбляется в него. Несмотря на относительно невысокий социальный статус, Гоша уверен: в отношениях и в семье главенствовать должен мужчина. Он авторитетно заявляет, что, по его мнению, с женщиной, занимающей руководящую должность, построить семью невозможно. Катерина, понимая, что может потерять возлюбленного, старательно скрывает от него собственное высокое положение…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Как нельзя некстати ближе к финалу картины на сцене вновь появляется отец Александры Рудольф. Жизнь у него не сложилась и, узнав о существовании дочери, он всеми силами стремится познакомиться с ней. Однажды вечером он без приглашения приходит домой к Кате и за ужином случайно выбалтывает тайну Тихомировой.
Оскорбленный Гоша уходит и не появляется в течение восьми дней. Найти его в огромной Москве Катя не может – они знакомы недавно и она не знает ни его фамилии, ни адреса. Помочь давней подруге, которая после исчезновения Гоши утратила смысл жизни и впала в депрессию, вызывается Николай. Он действительно находит Гошу и, основательно сев с ним за стол, уговаривает вернуться к Кате. В конце фильма они снова встречаются, и Катя со слезами на глазах, словно мысленно прокручивая в памяти всю свою жизнь, произносит “Как долго я тебя искала”…
Смысл концовки фильма «Москва слезам не верит», вероятно, заключается в том, что герои, которые оба по-своему были правы и неправы одновременно, останутся вместе.
Смысл фильма
“Москва слезам не верит” – достаточно простой фильм. В нем нет ни сложных загадок, ни скрытого смысла. Более того, после просмотра остается серьезное недоумение – что такого супергениального скрывается под достаточно примитивным сюжетом? В свое время картина Владимира Меньшова не только очаровала зрителей СССР, но и заслужила признание американских академиков… В чем дело? Разгадка проста: картина рассказывает не просто трогательную историю любви – это очередная интерпретация сказки про Золушку.

Определить, что делает фильм хорошим, а тем более, бессмертным, невозможно. Все гениальное просто: в фильме “Москва слезам не верит” была рассказана история трудолюбивой, целеустремленной и очень стойкой женщины. Судьба ее не баловала, удача не слишком благоволила – впрочем, Катерина, привыкшая всего добиваться сама, на нее и не надеялась.
В своих разборах картины многие зрители отмечают, что Катя – тот самый герой, с которым практически каждый может сопоставить себя. И она здесь не одна такая – сюжет представляет нам различные типы людей, каждый из которых кажется удивительно знакомым. В фильме Меньшова нет плохих и хороших – каждый иногда ошибается и делает что-то неправильное. Это и есть жизнь.
В советское время считалось, что суть фильма “Москва слезам не верит” заключается в том, что женское счастье от статуса не зависит. Однако, как и любое другое талантливое произведение, эта картина многомерна. Разумеется, она является осколком своего времени и отражает пороки и чаяния советского общества. Но одновременно в нем поднимаются и обсуждаются темы, актуальные и сейчас. Например, здесь раскрывается тема феминизма, а также гендерных и возрастных предрассудков.
Картина Меньшова однозначно опережала свое время и 30 лет назад люди видели в ней совершенно другие смыслы… Вероятно, истинная ценность искусства как раз заключается в том, чтобы закладывать в человека сомнения и наталкивать его на размышления.
Владимир Меньшов и Вера Алентова сами испытали на себе жизнь москвичей в первом поколении. Им пришлось пройти через общежития, творческие неудачи, борьбу за место под солнцем. Суть картины кроется в названии: фразу “Москва слезам не верит” мимоходом бросает Людмила, сильно обжегшаяся в жизни и понимающая, что к чему. И действительно, этот красивый, приветливый город для кого-то мать, а кому-то – мачеха.

В первой половине картины Меньшов блестяще показывает реалии пятидесятых со всеми этими “атрибутами эпохи” в виде “советской античности”, песни “Bésame mucho”, стихов Рождественского, Евтушенко и Вознесенского, фестиваля французского кино и кумиров молодежи Харитонова, Конюховой и Юматова. Это позволяет зрителю приобщиться к истории страны и понять, чем жили в юные годы наши родители, бабушки и дедушки. Не менее интересно выглядит и вторая половина фильма, действие которой происходит в конце 70-х годов.
В центре сюжета всегда остается Катя Тихомирова – незаурядная, красивая, еще молодая женщина, сделавшая блестящую карьеру, но бесконечно одинокая. Она, конечно, Золушка, но крестной-феи у нее нет, да она ей и не нужна.
В роли Принца в этой сказке выступает “слесарь высшего разряда” Гоша, он же Гога, он же Жора – персонаж, влюбивший в себя большинство советских барышень так, как никакому Роберту Паттинсону и не снилось. Насколько он соответствует образу “идеального мужчины”, сказать сложно.
С одной стороны, до нас, вроде как, пытаются донести простую истину: какой бы сильной и независимой ни была женщина, в глубине души (“где-то очень глубоко”) она тоскует по вот такому маскулинному принцу с его шовинистически-домостройными замашками. То есть нам хотят сказать, что первобытные инстинкты никуда не делись и первобытная модель семьи с мужчиной-добытчиком и женщиной-хранительницей очага – это основа основ, от которой не уйти.
Согласно другой трактовке, советские женщины увлеклись не Гошей, а Алексеем Баталовым – умным, интеллигентным актером, который был “звездой” задолго до того, как “Москва слезам не верит” стала народным фильмом. Сам артист своего Гошу не любил и был искренне убежден, что одинокие зрительницы просто не рассмотрели его как следует.

И в самом деле. Прекрасный принц капризничает, как принцесса на горошине, и заставляет Золушку искать себя в Тридевятом государстве. Он не уважает ее, он абсолютно безразличен к ее внутреннему миру.
Этого ли мужчину Катерина искала столько лет?.. Допустим, они попытаются построить семью. Но существует вероятность, что они, оба будучи личностями довольно авторитарными, разойдутся так же стремительно, как и сошлись.
Цитаты из фильма “Москва слезам не верит”
— А если меня о чём-нибудь спросят? Я ляпну!
— И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется «точкой зрения».
Какие люди — и без охраны!
— Ну что ты его пугаешь, он у меня такой скромный.
— Да. Интеллектом явно не изуродован.
Полюбить — так королеву, проиграть — так миллион!
У тебя каждое утро эти «крайние обстоятельства». Похмельный синдром называется.
У меня станок сломался, который деньги печатает.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Москва слезам не верит”:
- “Любовь и голуби” (СССР, 1984 год). Василий Кузякин отправился отдыхать на юг и, встретив там роковую любовь, решил не возвращаться домой.
- “Самая обаятельная и привлекательная” (СССР, 1985 год). Надя Клюева – хороший инженер, но личная жизнь у нее не клеится. Однажды она встречает бывшую одноклассницу Сусанну, которая обещает ей помочь наладить общение с противоположным полом.
- “Вокзал для двоих” (СССР, 1982 год). Интеллигентный музыкант застревает в заштатном городишке, где знакомится с бойкой официанткой. Неожиданно для самих себя, они влюбляются друг в друга.
- “Покровские ворота” (СССР, 1982 год). В коммунальной квартире живут несколько удивительно непохожих друг на друга людей. Самое интересное, что они, несмотря на мелкие разногласия, всегда готовы прийти на выручку друг другу.
Парадокс фильма в том , что первый бросил её за то что она работала слесарем на заводе, а второй бросил за то , что директором
Хорошая статья. Одно уточнение. Люда знакомится с Сергеем Гуровым не на вечеринке, а в метро, а уже потом приглашает его в квартиру профессора Тизомирова