“Зеленая миля”: фильм-притча о несправедливости, сострадании и одиночестве

кадр из фильма Смысл фильма

Смысл фильма “Зеленая миля” (1999 год) – в том, что человеку, наделенному необычным даром, жить в обществе очень тяжело. Это кино о чудовищной несправедливости закона и власти: среди осужденных часто оказываются не только невиновные, но даже светлые и чистые люди. Одновременно это произведение о настоящем чуде, о сострадании и человечности. И наконец, это фильм об одиночестве.

В картине были заняты как именитые, так и малоизвестные на тот момент актеры: Том Хэнкс, Дэвид Морс и Майкл Кларк Дункан.

У фильма огромные рейтинги – 9,1 в КиноПоиске, 8,6 в IMDb.

Сюжет

Краткое содержание фильма. Огромного темнокожего мужчину находят возле тел двух девочек. Его зовут Джон Коффи. Джон не похож на преступника: он по-детски наивен и ласков. Боится темноты, плачет по ночам и умеет писать только свое имя. Коффи обладает даром исцеления. Пытаясь оказать детям помощь, он стал заложником обстоятельств и попал в жернова Системы.

Блок “Е” охраняют пятеро надзирателей: Пол, Гарри, Брут, Дин и Перси. Главный антагонист в фильме – Перси. В отличие от своих коллег, которые просто выполняют свою работу, этот юноша явно наслаждается ею: ему нравится чувствовать свою власть над заключенными.

Второй антагонист фильма – преступник по имени Дикий Билл. Именно он убийца двух девочек, в смерти которых обвинили Джона.

По мере развития сюжета главный герой, начальник блока “Е”, в котором содержатся самые жестокие преступники, приговоренные к смертной казни, проходит трансформацию: из равнодушного надзирателя он превращается практически в альтруиста, отрицающего справедливость правовой системы.

Том Хэнкс
Том Хэнкс в роли Пола Эджкомба. Изначально роль должна была достаться Джону Траволте.

Фильм Фрэнка Дарабонта не в точности повторяет сюжет книги: в оригинале Стивен Кинг подробно описывает факты в защиту Коффи. У Пола, Дина и Брута были реальные доказательства его невиновности. К сожалению, было уже слишком поздно.

“Зеленая миля” – очень эмоциональный, почти сентиментальный фильм. Он вызывает настоящие, сильные чувства. Этому способствует не только игра актеров, но и атмосфера, созданная в основном благодаря теплой цветовой гамме, цепкому музыкальному сопровождению и плавным движениям камер.

Финал

На первый взгляд, Пол Эджкомб кажется со всех сторон положительным героем, но следует помнить, что рассказчиком в этой истории является он сам. Он акцентирует ее на своей вине перед Джоном, казнь которого он не смог остановить.

В старости он говорит о том, что получил дар Коффи, который одновременно стал его проклятием: ему предстоит прожить очень долго, и увидеть, как умирают его близкие. Он считает, что наказан за то, что позволил Джону умереть. Но ведь он – надзиратель, а не судья: за что его наказывать?

Для Коффи его дар является таким же проклятием. Ему было невыносимо жить, поскольку он чувствовал боль этого мира. Он не праведник и не мессия: это простой человек, который устал от такой жизни, и воспринимает смерть как избавление от страданий.

Лакмусовой бумажкой для Пола является Перси (его, несколько карикатурный образ – типичная отсылка к надзирателям из немецких лагерей времен Второй мировой войны). Избалованный молодой садист “с большими связями” раздражает Пола, который в глубине души (где-то очень глубоко) считает себя хорошим человеком.

Пол не против “как-нибудь” избавиться от юноши, который является ходячей проблемой: он плохо относится к заключенным, и Эджкомб вынужден их успокаивать. Чтобы избавиться от Перси, Пол позволяет тому провести казнь Делакруа. Именно из-за чудовищных последствий этого винит себя главный герой фильма.

Перси
Перси (актер Даг Хатчисон)

Пытаясь хоть как-то загладить свою вину, Пол пытается помочь жене начальника тюрьмы при помощи дара Коффи. Но тень Делакруа теперь всегда будет следовать за ним.

Трагедия заключается не в том, что Эджкомб убил чудо (как Пилат у Булгакова убил Иешуа), а в том, что удивительный дар этого большого ребенка не смог исцелить душу Пола. Его проклятие – это совесть.

Всех персонажей картины объединяет одиночество: каждый из них одинок по-своему.

Одиночество – сквозное чувство, но очень важное в фильме. Отчасти в этом и есть суть финала: когда человек одинок, его зеленая миля длится очень долго. Зеленая миля Пола Эджкомба, как и путь Понтия Пилата до момента его освобождения Иешуа – путь к заключению в самом себе.

Его никто не осудил, но он судит себя сам, и несет груз бренного существования. В одиночестве жизнь течет невыносимо долго, а с грузом вины – еще дольше. Физическая свобода не является свободой духовной: иногда она становится проклятием. Джон Коффи от своего проклятия избавился, Пол был на него обречен.

Смысл фильма

Показанную в кино историю можно назвать реалистичной лишь условно. Если разобраться, это притча. Вся история кажется интерпретацией известного евангельского сюжета, который ранее был своеобразно переработан Михаилом Булгаковым. Отношения Джона Коффи и Пола Эджкомба напоминают удивительную встречу Иешуа и Понтия Пилата.

кадр из фильма

В Ершалаиме Понтий Пилат вершит суд над невиновным Иешуа, который сотворил чудо, избавив его от невыносимой головной боли. После казни Пилат прожил долгую жизнь, но счастливой ее назвать нельзя: его мучила совесть. То же самое происходит и с Полом, которого исцелил Коффи: всю свою долгую жизнь он вспоминает Джона, и страдает от того, что не посмел пойти против Системы до конца.

Смысл названия

Коридор, по которому осужденных ведут к электрическому стулу, называется “Зеленая миля”. Он покрыт зеленым ковром. И хотя это дорожка длиной всего несколько футов, но смертникам этот путь кажется невероятно длинным и трудным, ведь он ведет к смерти.

Но у названия есть и скрытый смысл.

“Каждому человеку рано или поздно придется пройти свою зеленую милю” – ключевая фраза фильма. Она означает, что каждому придется платить по счетам.

Философская идея картины заключена в самом ее названии: зеленая миля – это метафора жизненного пути. Это то место, где предстоит оказаться всем. Это что-то вроде чистилища (согласно католичеству), или мытарств (согласно православию).

Актеры и роли

Актеры фильма “Зеленая миля” сильно изменились за 22 года. Неизменно одно: и тогда и сейчас они были и являются несомненными талантами.

Роль Пола Эджкомба изначально была предложена Джону Траволте, но тот от нее отказался. А Том Хэнкс с радостью согласился: на тот момент у него не было интересных предложений. Роль нравилась актеру, и он не раз признавался, что в ней много личного.

Сейчас Том Хэнкс занят в нескольких проектах. Недавно с его участием вышел вестерн “Новости со всего света”, в котором актер сыграл роль журналиста-ковбоя, ветерана гражданской войны.

Даг Хатчисон, исполнитель роли Перси, на момент съемок был на 12 лет старше своего персонажа. До “Зеленой Мили” актер играл яркие, но небольшие роли в сериалах. Самые запоминающиеся образы до “Зеленой мили” актер создал в “Газонокосильщике”, и в сериалах “Практика” и “Секретные материалы”. После фильма Фрэнка Дарабонта его карьера резко пошла вверх. Он сыграл роль Горация Гудспида в культовом сериале “Лост”, и доказал, что умеет играть не только отвратительных антагонистов.

Образ Перси ему помогли создать… ботинки. Они были удивительно скрипучими, и Хатчисон посчитал это неотъемлемой частью своего мерзкого персонажа. Сейчас у актера много проектов. В личной жизни у него тоже полный порядок: 9 лет назад он женился на своей молодой поклоннице.

Майкл Кларк Дункан, исполнитель второй главной роли, попал в фильм благодаря протекции Брюса Уиллиса, с которым познакомился на съемках “Армагеддона”. До знакомства с Майклом Дарабонт уже успел отчаяться: ему для съемок был нужен не просто очень высокий и мощный темнокожий мужчина, а актер, который при грозной внешности мог быть по-детски трогательным и беззащитным. Дункан подошел на роль идеально.

До этого актер принимал участие в сериалах, но это были эпизоды, которые не приносили ему ни славы, ни денег. Он совмещал съемки с работой телохранителя и охранника.

По словам Хэнкса, с Майклом было очень легко работать. Единственная заминка произошла во время мизансцены, в которой Коффи пытается избавить Пола от его болезни, и хватает его за пах: Дункан очень этого смущался. Когда Том поместил в штаны пустую бутылку, сцену сняли быстро.

К сожалению, Майкл не стал большой “звездой”: после “Зеленой мили” он продолжал играть второплановые роли в сериалах, работал в озвучке.

Майкл Кларк Дункан
Майкл Кларк Дункан в роли Джона.

Ночью с 12 на 13 июля 2012 года у него случился инфаркт. Жизнь актеру спасла подруга, которая вовремя вызвала скорую. После 1,5 месяцев лечения в одной из клиник Лос-Анджелеса Майкл скончался от прогрессирующей болезни сердца.

Фильмы, похожие на “Зеленую милю”

Фильмы, которые напоминают “Зеленую Милю”:

  • “Побег из Шоушенка” (1994);
  • “Убить пересмешника” (1962);
  • “Жизнь Дэвида Гейла” (2001);
  • “Планета Ка-Пэкс” (2001);
  • “Пудра” (1995);
  • “Мертвец идет” (1995).

Частично с фильмом Дарабонта перекликается культовая картина “12 разгневанных мужчин”: там речь идет и о несовершенстве судебной системы, и о стереотипах, способных сломать человеку жизнь; одновременно там мастерски изображаются основные типажи нашего общества.

Как вам фильм?
Очень сильный, трудно было сдержать слезы.
78.66%
Хорошее кино, всем советую.
14.64%
Осталось тяжелое чувство, пожалел, что посмотрел.
3.35%
Не понимаю, чему здесь восхищаться.
2.51%
Зря потраченное время.
0.84%
Проголосовало: 239

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.