Земля, собака, никель и другие символы фильма «Земун» 

Иван Решетняк Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, криминал, вестерн, мистика, артхаус

Год производства: 2021

Режиссёр: Эдуард Жолнин

Актёры: Евгений Ткачук, Олег Ягодин, Иван Решетняк, Екатерина Шумакова

Награды: призовое место на фестивале «Окно в Европу-2021», приз зрительский симпатий девятого Забайкальского международного кинофестиваля.

За последние годы вышло немало фильмов и сериалов, повествующих о жизни в российской глубинке и балансирующих на грани зрительского и авторского кино. Среди них и творение дебютанта Эдуарда Жолнина «Земун». Подготовка к картине заняла у него семь лет. Ради погружения в истории персонажей Эдуард даже на три месяца устроился работать пастухом, чтобы наблюдать за жизнью коров. Картина вышла атмосферной, но с недосказанностью в некоторых моментах. Попробуем в них разобраться и понять смысл фильма «Земун».

О чём фильм

Автомеханика Егора увольняют с работы из-за судимости. По дороге домой он видит на городской улице корову – воплощение языческого божества Земун. Ночью Егор получает сообщение от младшего брата Пашки о гибели отца.

Евгений Ткачук
Евгений Ткачук сыграл роль Егора. Кадр из фильма.

Герой отправляется в родную деревню Яр на похороны. От ближайшей к ней станции таксист соглашается подбросить Егора только до развилки. На подходе к деревне парень видит отцовское коровье стадо и пастуха – мальчишку по имени Сева. Это внук соседки Варвары, приехавший к ней на лето. Сева говорит, что ему нравится пасти коров, но вставать приходится рано. Егор с грустью замечает про себя: «На нарах отоспишься».

На кладбище Пашка уже копает могилу. Егор говорит, что смерть отца значит, что брату пора, как и ему, выбираться из деревни. Тот не согласен, хотя дела у братьев плохи: к ним перешёл долг, взятый у местного дельца по имени Глеб. Егор вдруг оглядывается и видит на крестах имена многих своих знакомых – похоже, деревня вымирает. Парень снова задумывается об отце. Он зол на него за то, что тот в своё время поверил в его виновность. А вот мать Егор вспоминает с теплотой.

В отцовском доме герой встречает соседку Варвару. Та рассказывает, что раньше пастухи жили долго. Когда они умирали, за ними приходила корова Земун. Герой отмахивается от этих слов и отправляется на мотоцикле к деревенским парням. На расспросы о смерти отца они отвечают, что ничего не знали – сами на труп наткнулись случайно. Один из парней заикается, что у погибшего были какие-то дела с Глебом, но другой тут же его прерывает.

Егор едет на карьер, где ведётся разработка под руководством того самого Глеба. Делец говорит, что погибший был должен восемьсот тысяч рублей. Глеб предлагал Пашке также взять взаймы или продать коров, но тот отказался. Егор соглашается с дельцом, что коров нужно продавать на забой, расплатиться выручкой и уезжать. Глеб даёт наводку на покупателя и занимает герою ещё денег.

В коровнике Глеб обнаруживает немую девушку. Она живёт, где придётся. Коровы её слушаются.

Егор у тела
Кадр из фильма.

Егор едет по дороге на мотоцикле, происходит поломка. Он просит у городских парней, направляющихся в деревню, инструменты для починки, но те отдают ему недопитую бутылку водки и уезжают.

Герой оказывается у озера, где развлекается молодёжь и видит у костра девочку. Она плетёт из веток добрых коровок и отдаёт одну из них Егору. Тот, глядя на поделку, заворожённый тихо говорит: «Красиво».

Мы снова видим героя на месте поломки мотоцикла. Его подбрасывает до деревни Глеб. Он показывает, где нашли тело отца. Глеб говорит, что рядом с трупом стояла корова – видимо, отбившаяся от стада. Делец сообщает, что покупка стада – дело решённое. Он сам выступит посредником, принесёт на подпись нужные бумаги и заодно купит землю. Услышав, сколько в стаде коров, Глеб с наслаждением и оттяжкой говорит: «Нормально!».

Братья рассуждают, нужно ли вызывать священника. Пашка говорит, что отец не был верующим. Герой отвечает: «Я и сам не верю».

На похоронах Егор ставит вопрос ребром: от коров нужно избавляться. Он мечтает всё продать, откупиться (помимо долгов Глебу герой задолжал большую сумму банку) и открыть в городе автосервис. Пашка категорически против. Братья дерутся, но вдруг рядом появляется и также неожиданно исчезает собака.

В доме Егор делает разбор отцовских бумаг в поисках документов на землю. Варвара говорит, что скоро вся земля в округе будет отравлена – виной тому разработки, ведущиеся прямо на плодородном чернозёме. Что именно раскапывают – неизвестно. Найдя документы, Егор обнаруживает, что принадлежащая братьям земля стоит довольно дорого.

Иван Решетняк
Иван Решетняк исполнил роль Пашки. Кадр из фильма.

Дует лёгкий ветерок, герой опять вспоминает мать. Егор сжигает её вещи. Взяв бутылку водки, он отправляется на обрыв. На противоположном холме герой снова видит собаку. Егор засыпает. Ему снится, что он погружается в озере, а на другом берегу стоит корова Земун. Мелькает поделка доброй коровки.

Егор заходит в коровник, но стада там нет – Пашка и Сева увели его. На земле сидит немая девушка, плетущая из сена поделку. Парень пытается добиться от неё, где коровы, но та кусает его.

А Глеб уже приехал с дарственной на землю. Егор отказывается её подписывать. После напряжённого разговора Глеб требует искать коров и уезжает. Герой видит собаку. Тут же взрывается мотоцикл. Егор просыпается раненный рядом с немой девушкой.

Глеб приказывает местным парням добить Егора и найти Пашку со стадом. Старшего брата спасает местный юродивый Влас. Когда злодеи уезжают, Влас показывает Егору своё мёртвое стадо. Он подходит к костям, с нежностью называя имена коров и подробно их описывая. Егора рвёт. Он спрашивает Власа, как погиб отец. Но тот отвечает туманно: «У нас ведь каждый сам за себя – капитализм… А потом просто пришла его очередь». Егор понимает, что отца убили.

Влас показывает, куда Пашка увёл стадо, и герой отправляется за ним. Юродивый напутствует, чтобы Егор спас брата.

Бандиты ловят Севу, угрожая и запихивая ему в рот землю (как в своё время Власу – тот горестно шутил, что так становятся патриотами своей земли), они требуют показать, где стадо. Не выдержав пытки, мальчик отвечает, что Пашка повёл коров в Спасское.

побитый Егор
Кадр из фильма.

Егор добирается до стада. Брат поит его молоком и мажет раны сметаной. Герой говорит, что не пил молока с самой смерти матери, затем произносит: «Дааян меня одарил».

Егор забирает у брата ружьё, отправляя того со стадом в Спасское, а сам остаётся встречать бандитов. Из очередной серии флэшбэков мы узнаём, что мать героя погибла, когда рожала брата. Егор убивает бандитов, но не успевает спасти Пашку – Глеб добрался до него и задавил на джипе. Неся труп домой, Егор говорит, что только теперь понял, что у него есть брат.

Дома, держа игрушку доброй коровки, Егор просит Варвару поплакать за него. Та отвечает: «Пусто у нас». Егор говорит, что видит корову Земун.

Герой отправляется на карьер мстить за брата. Глеб пытается откупиться, указывая, что в земле находится никель. Он нападает на Егора и одолевает его, но появляется Земун. Глядя на неё, злодей слепнет.

Егор видит на холме собаку. Он взбирается туда и обнаруживает живого отца, сидящего в разрытой земле. Тот говорит, что ещё днём приметил сына и гадал, увидит он его или нет – увидел. Егор полагает, что спит, ведь мертвецы являются только во сне. Да и все спят: и отец, и мать, и брат. Отец же отвечает: «Как уснёшь, сынок, так и проснёшься». Он просит Егора укрыть его землёй и тот выполняет просьбу. Немая девушка играет на дудочке.

Егор просыпается на обрыве – том самом, где заснул с бутылкой водки. Сева пасёт стадо. Герой возвращается домой.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Земун» таков: трагические события второй части картины являются сном героя, а значит у него ещё есть шанс всё исправить. Есть шанс спасти брата, отстоять свою землю, сохранить коров. Сам режиссёр Эдуард Жолнин в интервью подтверждал такое объяснение концовки, говоря о недопустимости другой трактовки и добавляя, что кинематографический приём «сон» для него не является штампом. Это инструмент, который нужно просто правильно использовать в сценарии. Тут важнее не разгадка мистических событий, данная зрителям, а сами события. Сон ведь был непростой. Он напрямую связан с тем, что случилось наяву, и в нём произошла кардинальное переоценка ценностей героя. Егор многое осознал и принял, благодаря мифическим персонажам, о которых стоит поговорить отдельно.

Персонажи

По большому счёту именно загадочные персонажи картины «Земун» превращает её из криминальной драмы или вестерна в некую притчу, наполненную скрытыми смыслами. Не понимая героев, можно упустить суть фильма, его смысл.

Егор и Пашка

Режиссёр в интервью упоминал, что при написании сценария он вдохновлялся многими мифами, в том числе библейским мифом о братьях, старшем Каине и младшем Авеле. По описанию из Ветхого Завета первый был земледельцем, второй – скотоводом. Каин убил Авеля из-за обиды после того, как Бог принял жертву только младшего брата.

Затаённая обида в отношении Егора к Пашке тоже присутствует. И в фильме в части, происходящей во сне, поступок Егора приводит к смерти Пашки. Младший был в лучших отношениях с отцом (здесь параллель в отношениях Авеля с Богом), а главное – его рождение стало причиной смерти матери, которую старший очень любил. Имена братьев в фильме тоже не случайны. Егор – это один из вариантов имени Георгий, что в переводе с греческого означает «земледелец». Павел – имя латинского происхождения, означающее «малый» или «небольшой», а в контексте фильма, собственно, «младший».

Земледелие – истинное предназначение Егора. Однако из-за затаённой обиды на брата и отца он оторвал себя от родной земли и уехал в безжизненный город, где не нашёл счастья, хоть и какое-то время «пожил по-людски».

жизнь по людски
Кадр из фильма.

Глеб

Злодея Глеба можно назвать воплощением дьявола, беса-искусителя или некого злого духа. Интересно, что до конца фильма остаётся загадкой цель его разработок. И только в финале Глеб даёт объяснение: в земле находится никель. Изначально название этого метала было на языке горняков ругательным. Оно происходит от искажённого «nicolaus» – прозвищем, которое служило характеристикой двуличных, хитрых людей. На руси это прозвище трансформировалось в «николь», «николан» и собственно «никель». В немецкой мифологии так называется озорной дух гор, который подбрасывал добытчикам вместо меди минерал, названный позже никелином.

Глеб не принадлежит миру деревни. Скорее, его цель – захватить и разрушить этот мир, уничтожив также его хранителей. Заметим, что как дельца и представителя криминала этого персонажа интересует исключительно земля – казалось бы, умерщвление животных для него не несёт никакого смысла. Но почему-то во что бы то ни стало он хочет убить коров и при мысли об этом испытывает явное наслаждение. Вспомним его реплику: «Нормааааально!». Да и слуги Глеба, допрашивая Севу, хотят узнать ни где находится Пашка, а куда он увёл стадо.

Земун

Это персонаж славянской мифологии. О том, как именно его воспринимали наши предки, выяснить достоверно вряд ли возможно – слишком мало сохранилось источников языческих времён. Содержание их, вероятно, уже сильно искажено. Но, согласно мифу, дошедшему до наших дней, Земун – небесная корова, мать других богов, символ плодородия и материнской любви. Млечный путь соткан из её молока, а в мире богов из её вымени текут реки.

Молоко – источник жизни. В фильме окончательная переоценка ценностей Егора происходит после глотка молока, которого он не пил с самой смерти матери. А от ран героя исцеляет сметана. Кстати, очень символична замена бутылки водки, которую постоянно пил Егор, на стакан молока. Суррогат духовных ценностей сменяется на истинный источник любви и жизни.

коровья ферма
Кадр из фильма.

Влас

Юродивый Влас – это воплощения славянского бога Велеса, покровителя скота и сын Земун. С приходом христианства он превратился в святого Власия. Этот персонаж призван показать, кем теперь, под воздействием бездушной цивилизации и капиталистических отношений, стали древние боги. Влас-Велес лишился своего любимого стада и теперь может только горевать. Тем не менее, и для него надежда ещё есть. Именно он во многом способствует переоценке ценностей Егора.

Варвара и Сева

Варвара – очередное воплощение старого мира. Это имя в христианстве носят многие мученицы. И в фильме Варвара – это горюющая женщина, которая сетует на современный мир, страдает от него, но ничего сделать уже не может.

Её внук Сева как полная противоположность (заметим, что в кадре с Варварой он несмотря на кровное родство ни разу не пересекается) является символом надежды для деревни и для старого духовного мира. Имя Сева, то есть Всеволод, имеет славянское происхождение и буквально означает «всем владеющий». В его руках будущее, но это будущее под большим вопросом. Недаром Егор при знакомстве с пастушком ухмыляется, полагая, что и мальчик пойдёт по его стопам – станет уголовником, несмотря на свои светлые мысли и устремления. Пока же Сева всё ещё настоящий проводник старого мира богов и тоже находится под покровительством Земун.

байкер на дороге
Кадр из фильма.

Дааян

После глотка молока Егор произносит очень странную фразу: «Дааян меня одарил». Кто это? Дааян – персонаж индийского фольклора (помним, что для индусов корова – священное животное). Это дух в женском обличии, который обитает вблизи деревень, кладбищ, различных убогих мест.

Дааян в фильме появляется как девочка, которая дарит добрую коровку Егору в его первом видении. Также это немая девушка, играющая на дудочке (здесь пересечение с образом индуистского божества Кришны – покровителя пастухов). По легендам Дааян – злой дух и его подарок означает смерть. В фильме всё несколько иначе. Подарок – это и оберег доброй коровки (физический план), и сон-видение, в котором герой сталкивается со смертью, что меняет его в лучшую сторону (духовный план).

Собака

В мифологии собака или волк часто выступает в роли стража на границе мира мёртвых и живых. Пастухам ближе первая, поскольку охраняет стадо. Вероятно, режиссёр отдал предпочтение образу именно собаки.

Смысл фильма

Смысл фильма можно сформулировать так: герой проходит путь духовного перерождения. Он, изначально чёрствый, циничный и жаждущий денег, возвращается к корням, принимая своих родителей (также символически прощаясь с ними) и младшего брата, на которого всю жизнь таил обиду. В этом ему помогают мифические персонажи – прежде всего Земун, олицетворяющая саму природу и безграничную материнскую любовь. Главная идея, которую пытался донести режиссёр, довольно проста: в погоне за наживой стоит помнить о том, кто ты есть, откуда пришёл, помнить и не предавать своих предков и свою землю.

Концовка фильма открыта. И по большому счёту зрителю решать, какой выбор сделает герой. Ведь он всё ещё на перепутье – он всё ещё на развилке между бездной (Яром) и спасением (Спасским).

ветрянное поле
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Глубокое философское кино о нашей действительности.
62.9%
Цепляет, но пересматривать не стал бы.
32.26%
Странная чернуха.
3.23%
Другое (напишу в комментариях).
1.61%
Проголосовало: 124

Похожие фильмы

  • «Окраина» (Россия, 1998): история-притча о хуторянах, отправляющихся мстить олигарху за отобранную землю;
  • «Территория» (Россия, с 2020): приключенческий мистический сериал с большим количеством отсылок к коми-пермяцкой мифологии;
  • «Топи» (Россия, 2021, мини-сериал): молодёжь из Москвы оказывается в русской глуши, где всем заправляет загадочный Хозяин;
  • «Долгая счастливая жизнь» (Россия, 2012): молодой предприниматель решает бороться с бездушным чиновничьим аппаратом за свою землю и людей на ней;
  • «Завод» (Россия, 2018): доведённые до отчаяния рабочие разорившегося завода берут в заложники его хозяина;
  • «Левиафан» (Россия, 2014): драма Андрея Звягинцева, номинированная на «Оскар», о слесаре, который пытается защитить свой дом от сноса.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Тим

    Американскую сову пытаются натянуть на российскую географию.
    Но не склеивается-смотришь фильм и нет ему доверия.
    Актёры играют хорошо, но, не в ту игру в которую россияне поверят.
    Не наш это конфликт,
    И начался не по-нашенски и разрешился не по-нашенски(хоть это и не взаправду всё).
    НЕ ВЕРЮ(С)!!!

    Ответить