Феминизм, свобода, искренность: смысл фильма «Бедные-несчастные»

Эмма Стоун Смысл фильма

Страна: Ирландия, Великобритания, США, Венгрия

Жанр: драма, комедия, фантастика

Год производства: 2023

Режиссер: Йоргос Лантимос

Актеры: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф

Награды и номинации: В 2023 году картина стала победителем венецианского кинофестиваля. Кроме того, она получила 10 номинаций на премию “Оскар”.

Йоргос Лантимос – один из самых ярких представителей авторского кино. Обладающий острым и очень метафорическим почерком, он создает совершенно безбашенные истории и упаковывает их в собственную стилистику. Такой же получилась и его новая картина.

Однозначно сказать, в чем заключается смысл фильма «Бедные-несчастные» (Poor Things), достаточно сложно. Эта визуально выразительная и многогранная работа поднимает вопросы идентичности, развития отношений между мужчиной и женщиной, а также личной свободы.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. История начинается с того, что привлекательная и глубоко беременная молодая женщина решает свести счеты с жизнью. Бросившись с моста в реку, она, тем не менее, не погибает – ее спасает пожилой ученый. Вернуть ее к жизни ему помогает сложная и весьма специфическая операция. В процессе он пересаживает девушке мозг вынашиваемого ею младенца.

Уиллем Дефо
В роли Годвина Бакстера снялся Уиллем Дефо. Кадр из фильма.

Годвин Бакстер (так зовут мужчину) работает в анатомическом театре Лондона и преподает там хирургию. Одного из студентов, Макса, привлекают его идеи. Видя это, ученый предлагает юноше стать его помощником.

Тот соглашается и приходит домой к доктору, где знакомится с той самой девушкой (старик называет ее Беллой), которая радостно бьет его кулаком в нос. Годвин спешит оправдать свою подопечную: она не умственно отсталая, разгадка ее странного поведения заключается в том, что сейчас она переживает последствия черепно-мозговой травмы. Потом ученый объясняет Максу, в чем заключается смысл его работы: он должен наблюдать за тем, как развивается Белла и делать заметки в дневнике.

Девушка ведет себя как 2-3-летний ребенок. Она очень привязана к Годвину и искренне считает его своим отцом. Макса же она воспринимает как няньку. Однажды перед сном ученый читает Белле книгу о путешествиях и с этого момента у девушки-ребенка появляется мечта – увидеть мир…

Проходит какое-то время и Белла вступает в пубертат. Ее очень интересует тема секса и Годвин, желая уберечь девушку от опасности, предлагает Максу жениться на ней. Молодой человек делает девушке предложение и та, немного подумав, в конце концов соглашается. Для заключения брачного договора Годвин приглашает домой знакомого адвоката, Дункана. Увидев Беллу, тот моментально влюбляется в нее и без особого труда уговаривает девушку отправиться с ним в поездку.

Годвин против, но Белла не видит никакого смысла в том, чтобы сидеть дома и дальше. Пакуя чемоданы, она сообщает Максу, что выйдет за него замуж, когда вернется.

Эмма Стоун
Исполнительница главной роли Беллы – Эмма Стоун. Кадр из фильма.

Дункан везет ее в Лиссабон и в дороге она вступает с ним в интимные отношения. А за границей девушка получает новые впечатления по полной программе – она любуется прекрасными видами, наслаждается деликатесами, алкоголем и сексом. Не менее жадно она набрасывается на книги и читает все подряд, набираясь знаний.

Боясь потерять Беллу, Дункан делает ей предложение, однако своенравная девушка отказывает ему – она выйдет замуж только за Макса. Вскоре она знакомится с темнокожим молодым человеком по имени Гарри, который показывает ей другую сторону жизни, и она внезапно понимает, что помимо наслаждений, в мире также существуют нужда и горе.

Чуть позже они с Дунканом приезжают в Париж. Денег у них нет и в поисках хоть какого-нибудь отеля Белла набредает на бордель. Увидев привлекательную девушку, хозяйка борделя предлагает ей заработать. Белла соглашается и проводит ночь с несколькими “клиентами”. Взяв деньги, она возвращается к Дункану, но тот в ужасе отшатывается – он полюбил ее за детскую чистоту и наивность, а чудовище, в которое она превратилась, не вызывает у него светлых чувств. Впрочем, Белла тоже понимает, что больше не влюблена в него.

Они расстаются и Белла возвращается в бордель. Там она находит нового друга – миловидную Туанетт, которая знакомит ее с идеями социализма. Чуть позже, вновь встретив Дункана, который искренне намеревается “спасти” ее из борделя, она решительно отвергает его.

Тем временем в Лондоне Годвин решает начать новый эксперимент и оживляет другую девушку. Но, в отличие от Беллы, она развивается куда медленнее. Согласно трактовке ученого, причиной этого является его эмоциональная отстраненность – он скучает по своей блудной дочери. Кроме того, он тяжело болен. Понимая, что жить ему осталось недолго, Годвин просит Макса отыскать Беллу – ему хочется увидеться с ней перед смертью.

Марк Руффало
Марк Руффало исполнил роль Дункана Веддерберна. Кадр из фильма.

Узнав о болезни “отца”, девушка немедленно возвращается домой. От него она узнает о тайне своего возрождения и задумывается над тем, как ей жить дальше. В конце концов она окончательно решает выйти замуж за Макса.

Счастливый Годвин ведет ее к алтарю, но церемонию бракосочетания срывает военный по имени Алфи. Он утверждает, что Белла – это его жена Виктория. Услышав об этом, девушка, не задумываясь, бросает Макса и уезжает с молодым человеком в его родовое поместье.

За ужином Алфи сообщает удивленной Белле, что до своего нового рождения она носила под сердцем его дитя. Ни мужа, ни ребенка она, обладающая неограниченным сексуальным аппетитом, не любила. Он готов “понять и простить” ее, но из дома она больше не выйдет.

Чуть позже Белла-Виктория узнает, что муж попросил знакомого врача обрезать ей клитор, чтобы успокоить необузданное либидо. Девушка наконец понимает, почему в прошлом решила покончить собой – причиной этого было невыносимое поведение мужа-садиста…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале Белле удается усыпить Алфи, после чего она с помощью горничной привозит его в дом Годвина и просит Макса пересадить ему мозг козла. После этого она прощается с умирающим “отцом” и остается в его доме. Вместе с ней там остаются жить горничная из дома Алфи, сам бывший супруг, наполовину превращенный в козла, и Туанетт.

Смысл концовки фильма «Бедные-несчастные», судя по всему, заключается в том, что Белла-Виктория построила у себя дома что-то вроде социализма, идеями которого прониклась во время памятного путешествия. Едва ли это понравилось все еще влюбленному в нее Максу… Впрочем, Белле это уже неинтересно.

Смысл фильма

“Бедные-несчастные” (в оригинале – “Несчастные создания”) – это в меру абсурдная и саркастичная история. Сюжет фильма базируется на одноименном романе британского писателя Аласдера Грея. В свою очередь, эта книга представляет собой постмодернистскую интерпретацию романа Мэри Шелли “Франкенштейн, или современный Прометей”.

По словам Йоргоса Лантимоса, произведение Грея настолько поразило его своей многогранностью, что он отправился в Шотландию, встретился с писателем и предложил ему экранизировать книгу. Познакомившись с работами режиссера, Грей дал ему “зеленый свет” на съемки.

В своих разборах ленты многие зрители отмечают, что, несмотря на сюжетную фантасмагоричность, основные идеи картины Лантимоса лежат на поверхности. Суть фильма достаточно проста: это история взросления и созревания в патриархальном обществе. По ходу сюжета Белла познает мир через призму восприятия невинного ребенка, и в конце концов приобретает самость.

Структурно лента делится на несколько глав. Каждая из них обозначает новый этап в формировании личности главной героини. Первая глава, действие которой происходит в “отчем доме”, снята в черно-белых тонах. Когда девушка отправляется в путешествие, картинка становится цветной, насыщенной. В этом есть скрытый смысл – такой подход позволяет передать остроту и новизну ощущений, которые испытывает Белла-Виктория.

Вообще, по большому счету, она проходит стандартный путь “Путешествия героя” по Кристоферу Воглеру. Покинув созданный Годвином безопасный, но замкнутый мир, она отправляется в путешествие, проходит испытание, получает награду (независимость), понимает и принимает себя и в конце концов успешно проходит сепарацию. Себя героиня познает достаточно шокирующими способами. Тем не менее, спустя время она уже выглядит не монстром, вышедшим из лаборатории безумного ученого, а живым человеком, пытающимся понять, в чем заключается смысл жизни.

операционная для опытов хирургов
Кадр из фильма.

Лантимос снял воистину странное – веселое и одновременно мрачное кино, в котором хлесткая ирония соседствует с порочностью и даже с пошлостью. Тем не менее, эта история, события которой происходят в антураже стимпанка и ретрофутуризма, представляет собой яркое и смелое заявление. В конце концов, консервативное, все еще патриархальное общество должно навсегда уяснить: женщина имеет право сама выбирать себе судьбу.

Ядром картины является именно Белла. Несмотря на то, что Годвин фактически создал ее, она не стала послушной исполнительницей его воли. Повзрослев, она не пошла на поводу у чувств Макса и не стала бесправной содержанкой Дункана. По сути, она использовала всех мужчин для удовлетворения собственных желаний.

В связи с этим, многим кажется, что в этой ленте присутствует достаточно прямой (почти грубый) феминистский посыл. Как говорится, не без этого – режиссер нарочито сделал многих мужских персонажей злодеями, желающими взять под контроль это странное и непредсказуемое создание. Но и Белла – не невинная овечка и назвать ее положительным персонажем тоже едва ли получится. Поставив перед собой цель, она прет к ней как танк, не считаясь с чувствами других.

Однако от своих антагонистов главная героиня отличается тем, что, идя на поводу у своих желаний, она не лукавит. Кроме того, все, что с ней происходит, она принимает с открытым сердцем и разумом. Взрослея, она глубоко постигает свои чувства, которые и становятся ее компасом по жизни.

Вероятно, один из центральных смыслов этой фантасмагорической, несколько безумной истории, заключается в том, что очень важно научиться слушать себя. Потому что именно это умение позволяет человеку найти свое место в мире.

Юссеф Рами
В роли Макса МакКэндлесса снялся Рами Юссеф. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Бедные-несчастные”:

  • “Город астероидов” (США, Германия, 2023 год). 50-е годы. В небольшом городке ежегодно проводится собрание юных астрономов. Однажды во время очередного слета происходит нечто невероятное.
  • “Лобстер” (Ирландия Великобритания Греция Франция Нидерланды, 2015 год). Недалекое будущее. Жизнь вне семьи под запретом. Однажды нескольких одиночек отправляют в специальный лагерь, чтобы они нашли там себе пару.
  • “Прошлые жизни” (США, 2023 год). Нора с юных лет влюблена в своего лучшего друга. Судьба разлучает их на 20 лет, но потом они встречаются снова.
  • “Целиком и полностью” (Италия, США, 2022 год). Юная Марен имеет весьма специфическое заболевание – она страдает каннибализмом. Однажды она встречает юношу с похожим “диагнозом”.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.