Материнская любовь безусловна, даже если сын – фантом: суть фильма «Близнец»

хоррор-драма Близнец Смысл фильма

Страна: Финляндия

Жанр: ужасы, драма

Год производства: 2022

Режиссер: Танели Мустонен

Актеры: Тереза Палмер, Стивен Кри, Барбара Мартен

Слоган: «Любовь матери безусловна. Даже если ее сын – дьявол»

Мы видели немало кинокартин о призраках, старых домах и мрачных таинственных лесах. Тем не менее, закрученный сюжет фильма «Близнец» (The Twin) способен заставить серьезно поломать голову.

На первый взгляд, лента Танели Мустонена – типичный хоррор. Однако спешить с выводами не стоит – это гораздо более глубокая и вдумчивая картина, чем кажется.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Сюжет начинается с ДТП, в которое попадает семья Дойлов. Рейчел и Энтони, а также один из их детей, Эллиот, выживают. Брат-близнец мальчика Нейтан погибает.

семья хоронит близнеца
Кадр из фильма.

После аварии в голову Энтони приходит идея временно уехать из США к нему на родину, в Финляндию. Рейчел соглашается – она думает, что это поможет ей “отпустить” Нейтана, по которому она сильно тоскует.

Для нового места жительства семья выбирает глухую деревню и покупает там большой красивый дом. Эллиот продолжает грустить по брату и даже просит поставить в комнате вторую кровать. Вскоре он начинает активно общаться с кем-то невидимым.

Немного позже Энтони и Рейчел устраивают вечеринку, посвященную новоселью, и приглашают на нее угрюмых местных жителей. На празднике Рейчел знакомится с Хелен, которая ведет себя более дружелюбно, чем остальные. Пожилая женщина говорит, что приезжих здесь не очень-то любят. Впрочем, ее мужа, который здесь родился и является довольно известным писателем, местные знают и уважают.

Саму Хелен деревенские считают сумасшедшей и сторонятся ее. Эллиот тем временем продолжает странно вести себя и огорошивает мать тем, что он на самом деле Нейтан. Встревоженная Рейчел делится своими переживаниями с мужем, но тот считает, что в таких “играх” есть смысл: вероятно, таким образом Эллиот пытается справиться с потерей брата.

Впрочем, совсем скоро поведение сына пугает и Энтони, и они с Рейчел отводят его к местному доктору. Врач уверен, что с малышом в принципе все нормально – ему просто нужно время. А вот Рейчел следовало бы успокоиться.

Тереза Палмер и Стивен Кри
Тереза Палмер в роли Рейчел, а Стивен Кри в роли Энтони. Тристан Руджери исполнил роли близнецов Эллиота / Натана. Кадр из фильма.

Возмущенная женщина отправляется к Хелен, и та дает свою, достаточно своеобразную трактовку всего происходящего. Старушка обращает внимание новой знакомой на то, что в их довольно старом селении нет церкви. По ее мнению, разгадка этого кроется в том, что местные жители практически поголовно язычники и проводят здесь древние оккультные обряды. “Они поклоняются дьяволу,” – уверена Хелен. – “Именно он, а не Нейтан, вошел в контакт с Эллиотом”. Она знает, о чем говорит, поскольку не так давно некая сущность вселилась в ее мужа, после чего тот скончался. Хелен уверена, что эта же сущность пытается теперь овладеть мальчиком.

Однажды ночью в спальне Рейчел и Энтони появляется Эллиот и говорит матери, что ее хочет видеть Нейтан. Женщина спускается вместе с сыном в гостиную. Там, на столе, стоит небольшое круглое зеркальце, и мальчик уверяет, что для того, чтобы поговорить с Нейтаном, матери следует посмотреть туда. Как бы ни было жутко, Рейчел соглашается. Вдруг кто-то хватает ее за руку, и она нечаянно разбивает зеркало. Эллиот убегает, а в гостиной каким-то образом оказывается Энтони и несколько местных жителей, среди которых находится врач. Он делает ей укол, и она засыпает.

Просыпается женщина в собственной постели. Ей кажется, что ночные события – это только сон, однако в мусорном ведре она замечает осколки разбитого ею зеркала…

Днем Рейчел едет в город за покупками и проявляет сделанные снимки – чуть раньше она несколько раз сфотографировала Эллиота. К ее ужасу, сына на фото нет. С этим она идет к Хелен и старушка пугает ее еще больше: по ее мнению, жуткий смысл отсутствия мальчика на фото заключается в том, что дьявол уже практически забрал его.

Барбара Мартен
В роли Хелен снялась Барбара Мартен. Кадр из фильма.

Хелен говорит, что попробует помочь Рейчел и для этого ей нужно увидеть Эллиота. Однако сделать они ничего не успевают, потому что в доме неожиданно снова появляются местные, которых привел Энтони – муж заверяет Рейчел, что ей обязательно помогут.

Доктор снова делает ей укол и женщина “отключается”. В себя она приходит на озере. На голове у нее надет странный венок, а окружают ее люди в длинных одеждах с капюшонами. В двоих из них она с ужасом узнает Энтони и доктора. Видит она и мирно спящего в маленьком гробике Эллиота, которого тоже успели обрядить в национальную ритуальную одежду.

Энтони подходит к сыну и серпом перерезает ему горло. Кровь он собирает в кубок и передает его Хелен, которая поит ею Рейчел. В самом финале страшного ритуала сектанты бросают ее в воду, после чего она… просыпается в своей постели. Услышав голос Эллиота, который зовет на помощь, она бросается в комнату сына и находит его в сундуке. Она вытаскивает его оттуда и вместе они бегут к лесу.

Это замечает Энтони и бросается в погоню. Он нагоняет жену, и они начинают бороться, после чего он сообщает ей страшную правду. Оказывается, никакого ребенка-близнеца у них не было. Их единственный сын Нейтан погиб в автокатастрофе, когда за рулем находилась она. Не несуществующий Эллиот придумал себе воображаемого друга, а ее мозг “создал” второго ребенка, который выжил в аварии. Энтони  потакал этому, потому что так ей действительно было легче жить.

Однако, соседи, заметившие, что Рейчел ведет себя слишком странно, вызвали полицию и несчастную мать в конце концов отправили в психиатрическую лечебницу. Там она впала в депрессию, и муж решил забрать ее под свою ответственность и увезти на родину. Там он первым делом все рассказал местному врачу и заручился его поддержкой.

Психическое состояние женщины вновь стало ухудшаться и виной тому отчасти стало ее общение с местной сумасшедшей, которая понарассказывала ей чуши о диких обрядах. Энтони боялся за жену и ему дважды приходилось просить помощи доктора…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Тут Эллиот неожиданно кричит, что его хотят убить и бросается бежать. Рейчел отправляется за ним, прибегает к заброшенному зернохранилищу и забирается наверх. Туда же приходит и Энтони, который продолжает уверять, что Эллиота (мальчик стоит внизу и смотрит на мать) не существует.

Между ними вновь завязывается потасовка и Рейчел толкает мужа, который падает с огромной высоты и погибает. Спустя мгновение женщина убеждается, что Эллиот действительно был фантомом… Вернувшись в Америку, Рейчел хоронит мужа рядом с Нейтаном. Однако, сев в машину, она мило разговаривает с живым Энтони и обоими близнецами, а потом едет домой…

Вероятно, смысл концовки фильма «Близнец» заключается в том, что психика Рейчел намертво заблокировала смерти сына и мужа. Похоже, что героиня окончательно потерялась в своих иллюзиях и едва ли когда-нибудь придет в себя.

пошатнувшееся сознание матери
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Многие зрители в своих разборах отмечают, что “Близнец” – достаточно смелое произведение со скрытым смыслом. Потому что в нем весьма умело и небезынтересно переплетаются идеи о метафизических исканиях человека и его страхах.

Танели Мустонен рассказывает историю Рейчел – матери, потерявшей в результате аварии единственного сына. На ее примере он показывает нам, что существуют трагедии, которые нельзя “прожить” и “отпустить”. Если прошлое по-настоящему трагично, оно никогда не покинет человека. Даже при смене обстановки оно обязательно дает о себе знать – посещает в разных формах и отпечатываются на тех людях, которые так или иначе связаны с ним.

Почему некоторые люди, оказавшись в такой ситуации, обращаются к иллюзиям? Вероятно, это происходит не только из-за неготовности “отпустить” ушедшего родственника, но и потому, что сложно, на самом деле, поверить в то, что дорогого человека больше нет рядом. Защищаясь от стресса, мозг “придумывает” иную реальность, в которой все в порядке – хотя бы относительно… Рейчел действительно любила сына и искренне хотела его вернуть – или почувствовать его присутствие хотя бы ненадолго.

Говоря о сути фильма, невозможно не затронуть один важный вопрос: насколько безопасны иллюзии – могут ли они заменить реальность и сделать человека счастливым? Судя по поведению Рейчел, можно предположить, что тот самый “дьявол”, которого невозможно остановить – это ни что иное как ее больной разум, окончательно слетевший с тормозов. На этом фоне “энд” вовсе не кажется “хэппи” – ведь страшно представить, что может произойти за кадром через некоторое время.

мальчишки близнецы

В психиатрии есть одна спорная, но небезынтересная методика. Ее суть заключается в том, что родственники и друзья больного “играют” в ту реальность, которую он себе придумал. У пациента при этом пропадает желание протестовать и настаивать на своей “правде” – зачем это делать, если с ним и так все согласны?

Это приводит к тому, что он ослабляет тотальную защиту “своей правды”. После этого вступают в силу аналитические центры мозга. Их деятельность заключается в поиске всяких несостыковок, нарушений причинно-следственных связей и нелогичностей. В конце концов больной самостоятельно приходит к мысли, что он заблуждается и никакой “его правды” не существует.

Каких-либо гарантий на полное выздоровление эта методика не дает, потому что человеческая психика очень сложна. Тем не менее, она достаточно успешна и действительно помогает очень многим.

Впрочем, в фильме “Близнец” показана очень вольная интерпретация этой методики. А может быть, режиссер против такого подхода, потому что он выражается вполне внятно: идти на поводу фантазий больного, из-за которых ему якобы становится “легче”, категорически нельзя.

Место Рейчел было в лечебнице, под надзором врачей – вероятно, там с течением времени она действительно смогла бы выздороветь. Однако случилось то, что случилось: Энтони погиб, а сама она каким-то образом избежала наказания и не оказалась в изоляции. Теперь Рейчел живет в иллюзиях. Кто знает – может быть, она способна навредить еще кому-нибудь, кто попытается вправить ей мозги?..

Тереза Палмер
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу и отчасти по сюжету на фильм “Близнец”:

  • “Опоссум” (Великобритания, 2018 год). Главный герой возвращается в отчий дом. Там ему суждено встретиться с кошмаром из прошлого.
  • “Чудовище” (США, 2021 год). Лора и ее 7-летний сын прячутся от прошлого в глухой деревне. Однажды мальчик пропадает…
  • “Солнцестояние” (США, Швеция, 2019 год). Группа американских студентов-антропологов отправляется в глухую шведскую деревню. Им предстоит не только познакомиться с древними традициями, но и поучаствовать в них…
  • “Сторожка” (Великобритания, США, 2019 год). Грейс – мачеха двоих детей. Они плохо ладят с ней, потому что считают ее психопаткой – ведь ее отец 12 лет назад основал деструктивную секту.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.