Страна: США, Великобритания
Жанр: криминал, комедия
Год производства: 1998
Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн
Актеры: Джефф Бриджес, Джон Гудмэн, Стив Бушеми, Джулианна Мур, Дэвид Хаддлстон
Слоган: «Необходимы такие простые парни, как Чувак и Уолтер, чтобы сделать историю такой сложной… И они действительно выбрали бы играть в боулинг».
Награды и номинации: 5 побед и 18 номинаций, в их числе «Золотой Овен» (победа в номинации «Лучший иностранный фильм») и номинация на «Золотой Медведь» на Берлинском международном кинофестивале (Приз за лучший фильм).
«Большой Лебовски» – американская комедия, снятая братьями Итаном и Джоэлом Коэнами по роману «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера. После выхода не получила признания, провалилась в прокате и заработала прохладные отзывы от критиков. Позднее у картины, благодаря ее уникальности и образу главного героя, появилось множество фанатов, и она получила статус культовой. Понять смысл фильма «Большой Лебовски» («The Big Lebowski») поможет подробный разбор его сюжета.
О чем фильм
Центральный герой фильма «Большой Лебовски» – Джефф Лебовски по прозвищу Чувак. У него нет работы и семьи, он находится в стороне от окружающего мира и проводит время в боулинге с приятелями Уолтером и Донни.
К Чуваку домой приходят бандиты и требуют, чтобы Чувак выплатил долг своей жены. Выясняется, что они перепутали мужчину с его однофамильцем – пожилым миллионером Джеффри Лебовски, известным как «Большой Лебовски». Преступники уходят, но один из них мочится на ковер, который, по словам Чувака, «задавал тон всей комнате».
Чувак отправляется к однофамильцу за компенсацией. Миллионер отказывается оплачивать ущерб, и Чувак обманом забирает себе один из его ковров. На выходе он встречает молодую жену Лебовски – Банни, вышедшую замуж по расчету.
Утром Большой Лебовски сообщает Чуваку, что Банни похищена и предлагает выступить посредником при передаче выкупа, так как похитителями могут быть вломившиеся к нему бандиты. Чувак рассказывает об этом Уолтеру и Донни и предполагает, что похищение инсценировала ради денег сама Банни.
Чувак спит дома на ковре, его оглушают неизвестные и забирают ковер. На пейджер приходит сообщение от похитителей Банни. Получив выкуп, Чувак отправляется на встречу с преступниками, однако из-за Уолтера план проваливается, и деньги остаются у друзей. Чувак переживает за Банни, но Уолтер отвечает, что с ней все будет в порядке.
Друзья едут в боулинг, чемодан с деньгами оставляют в машине. Ночью Чувак выходит на улицу и видит, что автомобиль исчез. Он подает заявление в полицию с описанием машины и вещей, которые в ней находились.
Чувак знакомится с Мод Лебовски – художницей и дочерью Большого Лебовски. Она сообщает, что забрала ковер, потому что он напоминает ей о матери. Далее из содержания ее слов становится известно, что Банни раньше снималась в фильмах для взрослых у некоего Джеки Трихорна и могла инсценировать похищение. Мод предлагает Чуваку вернуть ей выкуп: эти деньги лежали на счете благотворительного фонда, спонсирующего одаренных бедных детей. Ее отец, управляющий организации, вывел миллион, чтобы заплатить похитителям.

Далее по сюжету комедии «Большой Лебовски» миллионер обвиняет Чувака в проваленной передаче выкупа. Чувак объясняет про инсценировку, но Лебовски демонстрирует женский палец, принадлежащий Банни и обещает, что предложит похитителям забрать деньги у Чувака. Вечером к Чуваку приходят преступники и требуют отдать им выкуп. Утром полицейские сообщают, что машину Чувака нашли, но портфеля в ней не было. Осматривая авто, Чувак находит листок со школьным сочинением.
Чувак встречается с Мод. Девушка, узнав имена преступников, требовавших деньги, говорит, что это нигилисты и друзья Банни. Чувак с Уолтером едут к угнавшему машину школьнику, чтобы вернуть деньги, но не добиваются успеха.
Чувака приглашает к себе Джеки Трихорн, интересуется местонахождением Банни и предлагает отдать деньги, которые она ему должна. Чувак выпивает коктейль со снотворным и отключается. Очнувшись, он обнаруживает, что идет по проезжей части. Мимо проезжает в машине Банни.
Чувак видит, что его квартира разгромлена. Появляется Мод и соблазняет его. Во время последующего разговора из ее объяснений становится известно, что ее отец в реальности беден, а деньги, изъятые из фонда, принадлежали ее матери. Большой Лебовски же только являлся управляющим.
Чувак понимает скрытый смысл произошедшего: разгадка в том, что Банни никто не похищал, но миллионер, узнав о ее пропаже, решил украсть деньги фонда. Он присваивает их, а Чуваку отдает пустой дипломат, чтобы обвинить в краже денег.
Чувак и Уолтер едут к миллионеру и видят, что Банни дома: ее не похищали, она сама уезжала к друзьям. Большой Лебовски отрицает, что пытался подставить Чувака. Уолтер решает, что миллионер притворяется инвалидом, вытаскивает из коляски и бросает на пол, но видит, что мужчина действительно парализован.
Друзья отправляются в боулинг. После игры на парковке они видят горящую машину Чувака и нигилистов. Выясняется, что они, узнав об отъезде Банни, решили воспользоваться ситуацией и потребовать выкуп. Палец пожертвовала их подруга, чтобы запугать миллионера. Нигилисты требуют деньги, но Уолтер ввязывается в драку и вынуждает их сбежать. У Донни возникает сердечный приступ, он умирает.
Донни кремируют. В концовке фильма «Большой Лебовски» Уолтер и Чувак везут его прах к морю. Прощаясь с другом, Уолтер сообщает, что Донни увлекался боулингом и серфингом, а затем переключается на рассказ о Вьетнаме, где когда-то служил. Закончив речь, он высыпает прах, но он летит в лицо Чуваку, а не в сторону моря. Тот возмущается и обвиняет Уолтера в том, что он, как обычно, все испортил, но приятель извиняется и предлагает отправиться в боулинг.
Смысл фильма
«Большой Лебовски» стал культовой картиной благодаря главному персонажу, необычности и юмору. Он имеет ряд трактовок, в которых критики или зрители излагают свои идеи, пытаясь объяснить суть фильма, но практически все они сводятся к одному: смысл картины не в самой истории, которую рассказали режиссеры, а в образе главного героя и его жизненных принципах.

С точки зрения сюжета картина представляет собой детективную историю о похищении жены миллионера. Это неслучайно: за основу «Большого Лебовски» был взят детективный роман «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера. В отличие от книги, главным героем комедии становится Чувак – бездельник и пацифист. Он попадет в центр происходящих событий и в конце фильма узнает, что преступления не было. Смысл в том, что девушка уехала к друзьям, об этом узнали преступники и решили потребовать выкуп. Ее муж решил присвоить себе деньги и подставить Чувака, обвинив в краже миллиона. В итоге для героя все заканчивается хорошо, и он возвращается к своему любимому занятию – игре в боулинг.
Сюжет, как и говорилось ранее, имеет не главное значение в фильме «Большой Лебовски». Основное внимание в картине уделяется не событиям, отошедшим на второй план, а центральному герою, его идеям и образу жизни. Это Джеффри Лебовски по прозвищу Чувак – безработный и гедонист, убивающий время за курением марихуаны, прослушиванием музыки, игрой в боулинг с приятелями и за коктейлем «Белый русский». Ему нет дела до происходящего вокруг, он предпочитает получать от жизни только удовольствие. Мы не знаем, кто он, что из себя представляет, откуда берет деньги. Отдельные факты о его жизни выясняются из его собственных слов: он был членом антивоенной организации «Сиэттлская семерка», а также ездил в турне с группой «Металлика».
Смысл жизни Чувака – легко плыть по жизни и заниматься тем, что ему по душе. Оказавшись замешанным в ситуацию с похищением, он желает только одного – получить новый ковер и вернуться к игре в боулинг, «Белому русскому» и другим любимым занятиям. Ему неоднократно предлагают заработать, но, хотя он и не получает легкие деньги, это его не беспокоит. Все, что ему требуется – чтобы его оставили в покое и дали возможность снова наслаждаться жизнью.

Ко всем проблемам Чувак относится спокойно и философски и, вместо того, чтобы беспокоиться о них, он играет в боулинг. Так он поступает, когда его избивают бандиты и после неудавшейся передачи выкупа похитителям, а также в других случаях. Все происходящее для него – это лишь обстоятельства, нарушающие его образ жизни.
По мнению Чувака, они не стоят того, чтобы о них беспокоиться: если отвлечься от них, возможно, ситуация разрешится сама собой, и он снова сможет жить прежней жизнью и заниматься тем, что ему нравится. Даже после смерти Донни и развеивания его праха Чувак и Уолтер идут в боулинг: объяснение такой концовки в том, что там они смогут расслабиться и обсудить произошедшее, а жизнь, тем временем, пойдет дальше.
При всем при этом у Чувака обнаруживаются важные качества – добрая душа, сострадание и человечность. Благодаря им он готов делать все, о чем его просят другие, начиная от согласия прийти на выступление своего арендодателя и заканчивая участием в передаче выкупа (пусть и за деньги) или готовностью вернуть миллион Мод, если появится возможность. При этом самостоятельно он не вмешивается в дела других людей, чтобы помочь им, но, если его об этом просят, он не отказывает.
Боулинг, как любимый вид спорта Чувака, был выбран неслучайно: он позволяет неторопливо проводить время за разговорами, курением и алкоголем. Боулинг используется как пауза между активными сценами, при этом во время игры друзья обсуждают происходящее и продумывают дальнейшие действия. Если случается что-то нехорошее или даже страшное, например, смерть Донни, они отправляются именно в боулинг, чтобы расслабиться и обдумать произошедшее.

С боулингом связан первый сон Чувака. Огромный шар накрывает героя и катится по дорожке, а зритель видит, что происходит вокруг, через отверстие в нем. Существует теория, что этот сон отражает жизнь Чувака: смысл в том, что он, как и шар, движется по своей дорожке и никуда не желает, да и не может сворачивать.
По словам самих братьев Коэнов, через боулинг в «Большом Лебовски» они показали собственную жизнь в 70-х: именно так они проводили свободные вечера. Сам вид спорта еще и подчеркивает ностальгию Чувака по 60-70-м годам: он слушает музыку тех времен, носит соответствующую одежду, курит травку и не думает ни о чем, кроме любимых занятий и отдыха в компании друзей.
Искать какой-то скрытый смысл или глубокую идею в фильме «Большой Лебовски» не нужно. Режиссеры не ставили перед собой задачу поднять в картине какие-то важные вопросы и дать на них ответ. Они создали яркий и оригинальный фильм, который зрители оценили по-разному. Для кого-то это проходная картина, не оставившая никаких эмоций, для других же – это культовая комедия благодаря, в первую очередь, юмору, философии и манере поведения главного героя.
«Большой Лебовски» завоевал популярность только спустя время после выхода в прокат, однако не теряет ее и в настоящее время. Крылатые фразы из картины цитируются и сегодня, а в интернете даже существует философское течение «дюдеизм» (от англ. «dude» – «чувак»), ключевые тезисы которого отвечают жизненным принципам и идеям Чувака.

Похожие фильмы
- «Старикам тут не место» (США, 2007 год). Ветеран войны во Вьетнаме находит чемодан с деньгами, принадлежащий местной мафии и забирает себе. На поиски денег и похитителя отправляется киллер.
- «Убить Билла» (США, Япония, 2003 год). Бывшая наемная убийца выходит из комы и отправляется мстить бывшим членам своей банды и главарю, предавшим ее.
- «Карты, деньги, два ствола» (Великобритания, 1998 год). Чтобы вернуть долг криминальному авторитету, четверо друзей решают ограбить бандитов, совершивших ограбление.
- «Семь психопатов» (Великобритания, США, 2012 год). Потерявший вдохновение писатель становится соучастником похищения любимой собаки местного гангстера.
- «Фарго» (США, Великобритания, 1995 год). Продавец автомобилей нанимает преступников, чтобы инсценировать похищение жены и выманить деньги у богатого тестя.
