Доброта, пофигизм, пацифизм и другие идеи культовой комедии «Большой Лебовски»

Джулиана Мур. Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: криминал, комедия

Год производства: 1998

Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн

Актеры: Джефф Бриджес, Джон Гудмэн, Стив Бушеми, Джулианна Мур, Дэвид Хаддлстон

Слоган: «Необходимы такие простые парни, как Чувак и Уолтер, чтобы сделать историю такой сложной… И они действительно выбрали бы играть в боулинг».

Награды и номинации: 5 побед и 18 номинаций, в их числе «Золотой Овен» (победа в номинации «Лучший иностранный фильм») и номинация на «Золотой Медведь» на Берлинском международном кинофестивале (Приз за лучший фильм).

«Большой Лебовски» – американская комедия, снятая братьями Итаном и Джоэлом Коэнами по роману «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера. После выхода не получила признания, провалилась в прокате и заработала прохладные отзывы от критиков. Позднее у картины, благодаря ее уникальности и образу главного героя, появилось множество фанатов, и она получила статус культовой. Понять смысл фильма «Большой Лебовски» («The Big Lebowski») поможет подробный разбор его сюжета.

О чем фильм

Центральный герой фильма «Большой Лебовски» – Джефф Лебовски по прозвищу Чувак. У него нет работы и семьи, он находится в стороне от окружающего мира и проводит время в боулинге с приятелями Уолтером и Донни.

Джефф Бриджес исполнил роль Джеффри Лебовски. Кадр из фильма.

К Чуваку домой приходят бандиты и требуют, чтобы Чувак выплатил долг своей жены. Выясняется, что они перепутали мужчину с его однофамильцем – пожилым миллионером Джеффри Лебовски, известным как «Большой Лебовски». Преступники уходят, но один из них мочится на ковер, который, по словам Чувака, «задавал тон всей комнате».

Чувак отправляется к однофамильцу за компенсацией. Миллионер отказывается оплачивать ущерб, и Чувак обманом забирает себе один из его ковров. На выходе он встречает молодую жену Лебовски – Банни, вышедшую замуж по расчету.

Утром Большой Лебовски сообщает Чуваку, что Банни похищена и предлагает выступить посредником при передаче выкупа, так как похитителями могут быть вломившиеся к нему бандиты. Чувак рассказывает об этом Уолтеру и Донни и предполагает, что похищение инсценировала ради денег сама Банни.

Чувак спит дома на ковре, его оглушают неизвестные и забирают ковер. На пейджер приходит сообщение от похитителей Банни. Получив выкуп, Чувак отправляется на встречу с преступниками, однако из-за Уолтера план проваливается, и деньги остаются у друзей. Чувак переживает за Банни, но Уолтер отвечает, что с ней все будет в порядке.

Друзья едут в боулинг, чемодан с деньгами оставляют в машине. Ночью Чувак выходит на улицу и видит, что автомобиль исчез. Он подает заявление в полицию с описанием машины и вещей, которые в ней находились.

Чувак знакомится с Мод Лебовски – художницей и дочерью Большого Лебовски. Она сообщает, что забрала ковер, потому что он напоминает ей о матери. Далее из содержания ее слов становится известно, что Банни раньше снималась в фильмах для взрослых у некоего Джеки Трихорна и могла инсценировать похищение. Мод предлагает Чуваку вернуть ей выкуп: эти деньги лежали на счете благотворительного фонда, спонсирующего одаренных бедных детей. Ее отец, управляющий организации, вывел миллион, чтобы заплатить похитителям.

Джон Гудман
Роль Уолтера Собчака сыграл Джон Гудман. Кадр из фильма.

Далее по сюжету комедии «Большой Лебовски» миллионер обвиняет Чувака в проваленной передаче выкупа. Чувак объясняет про инсценировку, но Лебовски демонстрирует женский палец, принадлежащий Банни и обещает, что предложит похитителям забрать деньги у Чувака. Вечером к Чуваку приходят преступники и требуют отдать им выкуп.  Утром полицейские сообщают, что машину Чувака нашли, но портфеля в ней не было. Осматривая авто, Чувак находит листок со школьным сочинением.

Чувак встречается с Мод. Девушка, узнав имена преступников, требовавших деньги, говорит, что это нигилисты и друзья Банни. Чувак с Уолтером едут к угнавшему машину школьнику, чтобы вернуть деньги, но не добиваются успеха.

Чувака приглашает к себе Джеки Трихорн, интересуется местонахождением Банни и предлагает отдать деньги, которые она ему должна. Чувак выпивает коктейль со снотворным и отключается. Очнувшись, он обнаруживает, что идет по проезжей части. Мимо проезжает в машине Банни.

Чувак видит, что его квартира разгромлена. Появляется Мод и соблазняет его. Во время последующего разговора из ее объяснений становится известно, что ее отец в реальности беден, а деньги, изъятые из фонда, принадлежали ее матери. Большой Лебовски же только являлся управляющим.

Чувак понимает скрытый смысл произошедшего: разгадка в том, что Банни никто не похищал, но миллионер, узнав о ее пропаже, решил украсть деньги фонда. Он присваивает их, а Чуваку отдает пустой дипломат, чтобы обвинить в краже денег.

Чувак и Уолтер едут к миллионеру и видят, что Банни дома: ее не похищали, она сама уезжала к друзьям. Большой Лебовски отрицает, что пытался подставить Чувака. Уолтер решает, что миллионер притворяется инвалидом, вытаскивает из коляски и бросает на пол, но видит, что мужчина действительно парализован.

Друзья отправляются в боулинг. После игры на парковке они видят горящую машину Чувака и нигилистов. Выясняется, что они, узнав об отъезде Банни, решили воспользоваться ситуацией и потребовать выкуп. Палец пожертвовала их подруга, чтобы запугать миллионера. Нигилисты требуют деньги, но Уолтер ввязывается в драку и вынуждает их сбежать. У Донни возникает сердечный приступ, он умирает.

Донни кремируют. В концовке фильма «Большой Лебовски» Уолтер и Чувак везут его прах к морю. Прощаясь с другом, Уолтер сообщает, что Донни увлекался боулингом и серфингом, а затем переключается на рассказ о Вьетнаме, где когда-то служил. Закончив речь, он высыпает прах, но он летит в лицо Чуваку, а не в сторону моря. Тот возмущается и обвиняет Уолтера в том, что он, как обычно, все испортил, но приятель извиняется и предлагает отправиться в боулинг.

Смысл фильма

«Большой Лебовски» стал культовой картиной благодаря главному персонажу, необычности и юмору. Он имеет ряд трактовок, в которых критики или зрители излагают свои идеи, пытаясь объяснить суть фильма, но практически все они сводятся к одному: смысл картины не в самой истории, которую рассказали режиссеры, а в образе главного героя и его жизненных принципах.

Джулианна Мур
Джулианна Мур в роли Мод Лебовски. Кадр из фильма.

С точки зрения сюжета картина представляет собой детективную историю о похищении жены миллионера. Это неслучайно: за основу «Большого Лебовски» был взят детективный роман «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера. В отличие от книги, главным героем комедии становится Чувак – бездельник и пацифист. Он попадет в центр происходящих событий и в конце фильма узнает, что преступления не было. Смысл в том, что девушка уехала к друзьям, об этом узнали преступники и решили потребовать выкуп. Ее муж решил присвоить себе деньги и подставить Чувака, обвинив в краже миллиона. В итоге для героя все заканчивается хорошо, и он возвращается к своему любимому занятию – игре в боулинг.

Сюжет, как и говорилось ранее, имеет не главное значение в фильме «Большой Лебовски». Основное внимание в картине уделяется не событиям, отошедшим на второй план, а центральному герою, его идеям и образу жизни. Это Джеффри Лебовски по прозвищу Чувак – безработный и гедонист, убивающий время за курением марихуаны, прослушиванием музыки, игрой в боулинг с приятелями и за коктейлем «Белый русский». Ему нет дела до происходящего вокруг, он предпочитает получать от жизни только удовольствие. Мы не знаем, кто он, что из себя представляет, откуда берет деньги. Отдельные факты о его жизни выясняются из его собственных слов: он был членом антивоенной организации «Сиэттлская семерка», а также ездил в турне с группой «Металлика».

Смысл жизни Чувака – легко плыть по жизни и заниматься тем, что ему по душе. Оказавшись замешанным в ситуацию с похищением, он желает только одного – получить новый ковер и вернуться к игре в боулинг, «Белому русскому» и другим любимым занятиям. Ему неоднократно предлагают заработать, но, хотя он и не получает легкие деньги, это его не беспокоит. Все, что ему требуется – чтобы его оставили в покое и дали возможность снова наслаждаться жизнью.

Дэвид Хаддлстон
Дэвид Хаддлстон исполнил роль Большого Лебовски. Кадр из фильма.

Ко всем проблемам Чувак относится спокойно и философски и, вместо того, чтобы беспокоиться о них, он играет в боулинг. Так он поступает, когда его избивают бандиты и после неудавшейся передачи выкупа похитителям, а также в других случаях. Все происходящее для него – это лишь обстоятельства, нарушающие его образ жизни.

По мнению Чувака, они не стоят того, чтобы о них беспокоиться: если отвлечься от них, возможно, ситуация разрешится сама собой, и он снова сможет жить прежней жизнью и заниматься тем, что ему нравится. Даже после смерти Донни и развеивания его праха Чувак и Уолтер идут в боулинг: объяснение такой концовки в том, что там они смогут расслабиться и обсудить произошедшее, а жизнь, тем временем, пойдет дальше.

При всем при этом у Чувака обнаруживаются важные качества – добрая душа, сострадание и человечность. Благодаря им он готов делать все, о чем его просят другие, начиная от согласия прийти на выступление своего арендодателя и заканчивая участием в передаче выкупа (пусть и за деньги) или готовностью вернуть миллион Мод, если появится возможность. При этом самостоятельно он не вмешивается в дела других людей, чтобы помочь им, но, если его об этом просят, он не отказывает.

Боулинг, как любимый вид спорта Чувака, был выбран неслучайно: он позволяет неторопливо проводить время за разговорами, курением и алкоголем. Боулинг используется как пауза между активными сценами, при этом во время игры друзья обсуждают происходящее и продумывают дальнейшие действия. Если случается что-то нехорошее или даже страшное, например, смерть Донни, они отправляются именно в боулинг, чтобы расслабиться и обдумать произошедшее.

игра в боулинг
Кадр из фильма.

С боулингом связан первый сон Чувака. Огромный шар накрывает героя и катится по дорожке, а зритель видит, что происходит вокруг, через отверстие в нем. Существует теория, что этот сон отражает жизнь Чувака: смысл в том, что он, как и шар, движется по своей дорожке и никуда не желает, да и не может сворачивать.

По словам самих братьев Коэнов, через боулинг в «Большом Лебовски» они показали собственную жизнь в 70-х: именно так они проводили свободные вечера. Сам вид спорта еще и подчеркивает ностальгию Чувака по 60-70-м годам: он слушает музыку тех времен, носит соответствующую одежду, курит травку и не думает ни о чем, кроме любимых занятий и отдыха в компании друзей.

Искать какой-то скрытый смысл или глубокую идею в фильме «Большой Лебовски» не нужно. Режиссеры не ставили перед собой задачу поднять в картине какие-то важные вопросы и дать на них ответ. Они создали яркий и оригинальный фильм, который зрители оценили по-разному. Для кого-то это проходная картина, не оставившая никаких эмоций, для других же – это культовая комедия благодаря, в первую очередь, юмору, философии и манере поведения главного героя.

«Большой Лебовски» завоевал популярность только спустя время после выхода в прокат, однако не теряет ее и в настоящее время. Крылатые фразы из картины цитируются и сегодня, а в интернете даже существует философское течение «дюдеизм» (от англ. «dude» – «чувак»), ключевые тезисы которого отвечают жизненным принципам и идеям Чувака.

танец Мур и Бриджеса
Кадр из фильма.
Как вам главный герой?
Лентяй и оболтус.
11.43%
Просто хороший человек без больших амбиций.
62.86%
Странный, но располагающий к себе.
25.71%
Другой вариант (напишу в комментариях).
0%

Похожие фильмы

  • «Старикам тут не место» (США, 2007 год). Ветеран войны во Вьетнаме находит чемодан с деньгами, принадлежащий местной мафии и забирает себе. На поиски денег и похитителя отправляется киллер.
  • «Убить Билла» (США, Япония, 2003 год). Бывшая наемная убийца выходит из комы и отправляется мстить бывшим членам своей банды и главарю, предавшим ее.
  • «Карты, деньги, два ствола» (Великобритания, 1998 год). Чтобы вернуть долг криминальному авторитету, четверо друзей решают ограбить бандитов, совершивших ограбление.
  • «Семь психопатов» (Великобритания, США, 2012 год). Потерявший вдохновение писатель становится соучастником похищения любимой собаки местного гангстера.
  • «Фарго» (США, Великобритания, 1995 год). Продавец автомобилей нанимает преступников, чтобы инсценировать похищение жены и выманить деньги у богатого тестя.
Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.