Страна: Нидерланды
Жанр: боди-хоррор, ужасы
Год производства: 2009
Режиссер: Том Сикс
Актеры: Дитер Лазер, Эшли С. Уильямс, Эшлинн Йенни
Слоган: «100% medically accurate» (100% медицинская точность)
Режиссер Том Сикс снял нестандартный фильм про маньяка, рассчитанный на самых закаленных поклонников жанра. Крови здесь относительно немного, но сама идея картины оставляет очень тяжелое послевкусие. Смысл фильма «Человеческая многоножка» (The Human Centipede, First Sequence) заключается в его неправдоподобности. Представленная здесь чудовищная пытка не cтолько служит изощренному удовольствию садиста, сколько является метафорой человеческого существования.
Основано на реальных событиях?
Информация о том, что “Человеческая многоножка” основана на реальных событиях, в свое время наделала немало шума. Но это серьезное преувеличение.
На создание картины режиссера вдохновил опыт медицинских экспериментов, которые во время Второй мировой войны в концентрационных лагерях проводили нацисты. Впрочем, у маньяка из этого фильма действительно есть реальный прототип. Это Йозеф Менгеле, врач, проводивший опыты на узниках концлагеря во время Второй мировой войны. Считается, что врач Освенцима какое-то время вынашивал идею сшивания живых людей. Но этот замысел не был осуществлен. В реальной жизни человеческой многоножки не было.

О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Человеческая многоножка”. Картина начинается с того, что Дженни и Линдси, симпатичные американские туристки, приезжают в Германию за развлечениями и новыми впечатлениями. Они отдыхают в недорогом отеле и собираются вечером в клуб.
На вечеринку они отправляются на машине, но сбиваются с пути и заезжают в глушь. А еще они умудряются проколоть шины и таким образом оказываются одни в жуткой глухомани. Связи здесь нет и подруги понимают, что лучшее, что они могут сделать – это сидеть и ждать утра. Однако, столкнувшись с извращенцем, они все-таки решают попытаться найти хоть какую-то помощь и окончательно теряют ориентир. Они ссорятся, начинают ругаться и вдруг видят дом, стоящий среди деревьев.
На стук им открывает высокий мужчина. Девушки просят, чтобы он разрешил им позвонить от него и он, внимательно оглядев их с ног до головы, позволяет войти. Уставшие девчонки просят у него попить воды – он соглашается и на это. Мужчина идет на кухню, делает вид, что разговаривает со спасателями, а на самом деле кладет в стаканы с водой по одной таблетке снотворного и приносит девушкам. Он говорит им, что эвакуатор прибудет через полчаса.
Дженни и Линдси чувствуют себя неуютно и, когда мужчина (им он представляется доктором Хейтером) выходит из комнаты, потихоньку решают покинуть дом. Доктор идет в подвал – там на кушетке лежит и крепко спит привязанный к кушетке водитель фуры – и набирает в шприц снотворное.
Тем временем Дженни, которая допила воду, чувствует внезапную слабость. Линдси просит доктора помочь подруге или вызвать скорую, но тот вводит ей снотворное.

Утром девушки приходят в себя в подвале, их руки и ноги крепко привязаны к кушеткам. Рядом лежит водитель фуры. На крики приходит доктор и, склонившись над дальнобойщиком, хладнокровно сообщает ему, что он не подходит. Страшный смысл его слов заключается в том, что он собирается убить несчастного. Чуть позже он приводит в подвал замену – парня по имени Кацуро.
Потом он говорит пленникам, что долгое время работал хирургом и разделял сиамских близнецов. Выйдя на пенсию, он решил провести жуткий эксперимент – соединить нескольких людей в человеческую многоножку с одной пищеварительной системой. К ужасу несчастных, он проводит полный разбор будущей операции, в подробностях рассказывая, что и как собирается делать.
Он усыпляет Кацуро и Дженни, а вот Линдси удается сбежать с операционного стола и спрятаться в доме психопата. Впрочем, тот вскоре находит ее и грозит жуткой карой – он поставит ее в середину многоножки и боль при заживлении ран у нее будет невыносимой. Девушка в ужасе: она готова пойти на все, чтобы избежать операции – даже на смерть. Внезапно возникает форс-мажор и преследующий Линдси доктор удаляется. Девушка решает бежать, но вспоминает о подруге и возвращается за ней. Ей почти удается бежать, но садист настигает ее и стреляет ей в спину дротиком со снотворным.
Получив в распоряжение всех троих, Хейтер проводит операцию. Кацуро отводится роль головы человеческой многоножки. Линдси он, как и обещал, помещает в середину, а концом становится Дженни. Все трое выживают после операции, и доктор начинает тренировать их, чтобы многоножка могла “нормально” жить. Он дрессирует их как собак и кормит собачьим кормом…

Плохие санитарные условия приводят к неизбежному: Дженни заболевает. Однако Хейтер и не думает лечить девушку – ведь ее можно просто заменить на новую часть многоножки.
Однажды к дому приезжают полицейские. Доктор отвечает по домофону и Кацуро, узнав, что дома находятся посторонние, изо всех сил кричит из подвала, чтобы их спасли, однако садист быстро прикрывает трубку рукой. Полицейские сообщают, что ищут пропавших людей – возле дома Хейтера они обнаружили машину, принадлежащую девушкам. Тот приглашает их в дом.
В подвале истошно кричит Кацуро, но полицейские, не слыша его, ведут допрос. Доктор предлагает стражам порядка выпить воды и кладет туда по таблетке снотворного. Точно паук, расставивший сети, он пытается заманить в нее полицейских, чтобы сделать частью многоножки, но те начеку – Хейтер кажется им слишком странным, от него за версту несет опасностью и безумием.
Один из них просит доктора пустить его в подвал, но тот в ответ требует ордер на обыск. Завязывается спор, в ходе которого эмоциональный доктор роняет на пол шприц со снотворным. Впрочем, он быстро находится: это инсулин, без которого ему никак нельзя – он диабетик. Полицейские не верят ему и быстро уезжают, чтобы получить ордер на обыск. Они обещают вернуться через 20 минут.
Доктор возвращается в подвал, чтобы спрятать свою многоножку, но там ее нет. Он отправляется искать ее и обнаруживает на улице. Начинается погоня, в ходе которой Кацуро перерезает себе горло.
Спустя время вернувшиеся полицейские проникают в дом. Завязывается потасовка с психопатом, в ходе которой гибнут все трое…
Объяснение концовки
Объяснение концовки фильма. В финале картины обессиленная Дженни умирает и Линдси остается одна между двумя мертвецами… Смысл концовки фильма «Человеческая многоножка» заключается в том, что несчастную Линдси ничего хорошего не ждет – она погибнет либо в результате интоксикации, либо от голода. Впрочем, есть и другая трактовка финала – в полиции рано или поздно хватятся товарищей, а значит, есть шанс, что Линдси все-таки найдут. Но сможет ли она нормально жить потом – большой вопрос…
Сиквелы
У “Человеческой многоножки” есть два сиквела. С оригиналом их объединяет только смысл и концепция.
Человеческая многоножка 2
Мартин является преданным фанатом фильма “Человеческая многоножка”. Однажды он решает действовать – собрать собственную чудовищную многоножку…
Человеческая многоножка 3
Надзиратель одной из американских тюрем никак не может заслужить уважение заключенных. В конце концов он решает наказать их, превратив в гигантскую многоножку из 500 человек.

Смысл фильма
Тома Сикса считают не очень здоровым на голову человеком. И в самом деле, снять такой омерзительный фильм сможет только тот, кто, мягко говоря, умеет мыслить нестандартно.
Однако режиссер не оправдывает маньячество, как может показаться, а как раз-таки наоборот – осуждает страшные эксперименты над людьми.
Разгадка всего действа заключается в том, что чудовищный доктор Хейтер – яркая аллюзия на врача Освенцима Йозефа Менгеле.
Сикс иронизирует и над этим монстром, и над жанром ужасов и над индустрией в целом – и все это он прячет за ширмой убер-реализма, максимально реально показывая абсолютно невозможные вещи. Именно поэтому воспринимать сюжет всерьез не стоит.
Вообще, чтобы понять суть фильма, следует рассматривать все “Многоножки” в контексте отдельных, но взаимосвязанных вселенных. Герои первой картины выступают актерами второго фильма. В мире третьей кинокартины существуют первые два, а в роли одного из героев выступает сам режиссер.
Каждая последующая часть – это китч, издевка над самим собой и просто дичайший абсурд. Режиссер играет с восприятием зрителей, он не хочет, чтобы они верили в реальность всего происходящего. Ему важен сам посыл, а не исполнение. Для этого он делает все, чтобы зритель не ассоциировал себя с героями.
Первая “Человеческая многоножка” на ходу рвет все шаблоны и перестраивает концепцию фильма. Начавшись как подростковый слэшер, к середине картина превращается в анатомический хоррор. В принципе, лента ничем не запоминается и не несет в себе ни морали, ни скрытого смысла. Его следует воспринимать как своеобразный порог, за которым начинается самое интересное.

Вторую часть франшизы можно охарактеризовать как гротеск на грани безумия. Это самая отвратительная, провокационная и тяжелая часть цикла. Ее тяжело осилить даже в том случае, если подходить к просмотру с точки зрения драматургии и постмодернистского концепта автора. Вторая “Человеческая многоножка” полностью изменила жанр и вектор повествования. Это уже не молодежный ужастик на один вечер, а черно-белый артхаус с выкрученным на максимум градусом насилия и безумия. Этот фильм запрещен к показу в большинстве стран и это полностью оправдано: он легко может травмировать психику.
Здесь правит бал не харизматичный безумец, а натуральный маньяк, одержимый идеями доктора Хейтера. Пересматривая “Человеческую многоножку” раз за разом, он испытывает не только эстетическое удовольствие, но и сексуальное удовлетворение. Смысл всего действа – в высмеивании одержимых фанатов любых произведений. Но максимально депрессивной, мрачной и безумной атмосферы картины это, разумеется, не отменяет.
Третью часть кратко можно охарактеризовать так: “трэш, угар и содомия”. Здесь Том Сикс наконец-то ставит все на свои места и, по сравнению с предыдущими “Многоножками” эта часть воспринимается как комедия. В этой картине есть много сцен насилия, но подход к их демонстрации совершенно другой. Лента не вызывает паники и чувства страха и как будто пародирует мрачную первую и откровенно страшную вторую части. Здесь в роли антагониста выступает вся власть США, в буквальном смысле этого слова. И этих персонажей Том Сикс выставляет в нелепом, комичном виде. “Человеческая многоножка-3” – это квинтэссенция всех глупостей сюжета, карикатурности персонажей и абсурдности ситуации.
В целом вся трилогия – это типичное постмодернистское кино. С одной стороны, имморализм здесь показан как биологический тоталитаризм. С другой (если подойти к франшизе несерьезно, как она того и требует) зрителю тут четко демонстрируют, чем его кормят те, кто имеет такую возможность. Трактовка простая: один придумал, второй на это подсел, а человек, имеющий власть, ввел это в массы.
Постирония во всей ее красе.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Человеческую многоножку”:
- “Бивень” (США, Канада, 2014 год). Молодой человек и девушка ищут пропавшего друга. В ходе расследования им удается обнаружить кошмарную правду.
- “Кожа, в которой я живу” (Испания, США, 2011 год). Именитый хирург открыл секрет искусственной кожи. Это удалось ему благодаря жуткому эксперименту.
- “Мученицы” (Франция, Канада, 2008 год). В детстве Люси похитили и удерживали в плену. Повзрослевшая девушка находит своих давних мучителей и начинает мстить им.
- “Сербский фильм” (Сербия, 2010 год). Порноактриса соглашается на съемки фильма, не подозревая о том, что режиссер – маньяк.
Тьфу на таких режиссеров!