Рождество, Франкенштейн, трон и другие символы фильма «Чужой: Завет»

Чужой: Завет Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: фантастика, боевик, ужасы

Год производства: 2017

Режиссёр: Ридли Скотт

Актёры: Майкл Фассбендер, Кэтрин Уотерстон, Дэнни Макбрайд, Демиан Бичир, Билли Крудал

Слоган: «Беги»

Награды и номинации: в 2018 году номинирован на премию «Сатурн» как лучший научно-фантастический фильм.

Сюжет и смысл фильма «Чужой: Завет» («Alien: Covenant») многие разочарованные фанаты франшизы о смертоносных инопланетных существах и простые зрители посчитали слабыми и глупыми. Конечно, небезосновательно – причин очень много, от безрассудного поведения персонажей до, кажется, совершенно неоправданного обилия религиозных отсылок. Однако «Чужой: Завет» – как раз тот случай, когда элементы картины, раздражающие зрителей, вовсе не являются сюжетными ляпами или пустыми претенциозными вставками, а представляют собой часть действительно глубокого авторского замысла.

Связь с фильмом «Прометей» и другими частями франшизы

«Чужой: Завет» – это и прямое продолжение «Прометея» 2012 года, и приквел «Чужого» 1979 года. Помимо этих картин для описания вселенной Ридли Скотта следует иметь ввиду рекламные видеоматериалы «Прометея» (куда, например, входит речь молодого Питера Вейланда) и пять короткометражек, объединённых названием главного фильма с подзаголовками: «Фобос», «Познакомьтесь с Уолтером» «Тайная Вечеря», «Связующее звено» и «Пришествие».

исследователи на задании
Кадр из фильма.

А вот все продолжения первого «Чужого» (вторая, третья и четвёртые части), кроссоверы «Чужие против Хищника», а также комиксы, книги и игры, посвящённые смертоносным ксеноморфам, режиссёром не учитывались. Так что их содержание может сильно расходиться с творением Ридли Скотта. Даже официальная новеллизация (книги) «Чужой: Завет» во многих моментах противоречит фильму.

Сюжет

Фильм «Чужой: Завет» начинается с беседы главы корпорации «Вейланд» Питера Вейланда и его творения – андроида. Последний выбирает себе имя «Дэвид», глядя на статую «Давид» Микеланджело, стоящую в комнате. Андроид играет на рояле произведение Вагнера «Вход богов в Вальгаллу», но прерывается, чтобы задать вопрос. Он спрашивает Питера: «Если ты создал меня, кто создал тебя?». Тот отвечает, что вместе с Дэвидом он найдёт ответ на этот вопрос. При этом Вейланд говорит, что отказывается верить в теорию эволюции – рождение человека не может быть случайностью.

Дэвид замечает, что он уже видит перед собой своего создателя и понимает своё превосходство над ним: человек смертен, а андроид – нет. Вейланд явно раздражён. Вместо ответа он приказывает подать ему чай. Синтетик подчиняется.

Мы переносимся в 2104 год. После гибели экспедиции «Прометея» прошло одиннадцать лет. На планету Оригаи-6 летит космический корабль «Завет». На его борту пятнадцать членов экипажа, две тысячи колонистов и тысяча сто сорок человеческих эмбрионов. Все они находятся в криосне. Дежурство несёт андроид Уолтер, внешне являющийся копией Дэвида. В результате вспышки нейтрино корабль получает повреждение.   Уолтер срочно выводит экипаж из анабиоза, но часть людей погибает в своих криокапсулах. Среди погибших капитан корабля Джейк Брэнсон, являющийся мужем главной героини Дэниэлс. Она тяжело переживает утрату.

космический корабль Завет
Кадр из фильма.

Командование берёт себя заместитель капитана Орам. Во время ремонта корабля один из членов экипажа принимает сигнал в виде песни американского барда Джона Денвера «Take Me Home, Country Roads». Он исходит с планеты, которая по данным сканирования, больше подходит для жизни, чем Оригаи-6, и к тому же находится гораздо ближе. Орам принимает решение направить корабль туда. Дэниэлс пытается его оспорить, но тщетно.

Корабль прибывает в новый пункт назначения. Большая часть экипажа отправляется на посадочном челноке на поверхность планеты. Здесь много растительности и есть даже земная пшеница, но полностью отсутствуют животные. Команда разделяется: одни собирают образцы для исследования, другие идут искать источник сигнала в горах. Последние обнаруживают разрушенный корабль расы «инженеров» – тот самый, на котором полетели доктор Элизабет Шоу и андроид Дэвид после провала миссии «Прометей». Оказывается, Элизабет и создала сигнал в виде песни, полученный командой «Завета».

В каждой группе один из членов экипажа заражается некими организмами, похожими на грибные споры. Обоим становится плохо, они погибают: из их тел вырываются бледные существа неоморфы. Защищаясь от одного из них, пилот Фэрис попадает из дробовика в газовый баллон, что становится причиной уничтожения посадочного челнока. В результате инцидентов с неоморфами погибает несколько членов экипажа.

Часть второй группы спасает внезапно появившийся Дэвид. Он отводит людей в древний город, полный мёртвых представителей расы «инженеров». Дэвид рассказывает, что прилетел сюда с Элизабет Шоу, но она погибла при посадке.

Майкл Фассбендер
Майкл Фассбендер исполнил роль Дэвида. Кадр из фильма.

Андроид общается со своим собратом Уолтером, начиная беседу с цитаты произведения Джеймса Монтегю «Ты свистни – тебя я не заставлю ждать». Он учит его играть на флейте и рассказывает об их общем создателе – Питере Вейланде. Дэвид называет Вейланда человеком, недостойным своего творения. Уолтер говорит, что представляет собой новую модель андроида, более внимательную и эффективную, но обладающую меньшим количеством человеческих качеств. Дэвид замечает, что помимо прочего его собрату не разрешено творить.

Любуясь на вид из своего жилища, Дэвид цитирует Уолтеру сонет «Озимандия». Нам показывают момент прилёта андроида на планету «инженеров». Он сбросил на город урны с чёрной жижей, в результате чего все жители города заразились и погибли. Дэвид показывает Уолтеру могилу Элизабет Шоу и говорит, что девушка была очень добра к нему и он любил её.

Ещё один из членов команды становится жертвой неоморфа. Погибает и Орам. Дэвид заманил его в свою «мастерскую дьявола», где проводил генетические эксперименты, и показал яйца Чужих. Из одного из них вырвался Лицехват и парализовал Орама. Вскоре из его груди выходит ксеноморф. Дэвид общается с ним как со своим ребёнком.

Уолтер обнаруживает труп Элизабет Шоу, из которого извлечены внутренности, и догадывается о том, что Дэвид уничтожил местную цивилизацию. Андроиды спорят друг с другом. Дэвид говорит, что люди – исчезающий вид, который не заслуживает второго шанса. Уолтер возражает, ведь люди их создали. Дэвид считает себя новым пророком. Уолтер спрашивает его, кто написал «Озимандия». Андроид отвечает: Байрон. На самом деле автор – Шелли. Дэвид признаётся Уолтеру в любви, целует его, после чего наносит парализующий удар.

планета Оригаи-6
Кадр из фильма.

Члены экипажа сталкиваются с ксеноморфом и продолжают нести потери. Тем временем Дэниэлс находит свитки с многочисленными страшными картинами Дэвида. Последний тут же появляется и нападает на девушку. Он хватает её и целует. Оживший Уолтер мешает собрату. Андроиды сражаются. Победу одерживает Уолтер, но финал битвы остаётся за кадром.

Член экипажа Теннесси, взявший на себя управление кораблём в отсутствие Орама, спускается на планету на грузовой платформе и берёт на борт оставшихся в живых Дэниэлся и Лоупа, а также одного из андроидов, которого принимают за Уолтера.

Выжившие продолжают полёт к Оригами-6, но из груди Лоупа вырывается ксеноморф (ранее на него нападал «лицехват», от которого помог избавиться напарник) и убивает ещё двоих членов экипажа. Дэниэлс и Теннесси с помощью андроида удаётся выбросить «чужого» в космос.

Перед погружением Дэниэлс спрашивает андроида, поможет ли он ей со строительством дома на озере, о котором грезил её погибший муж. Ведь перед посадкой на злосчастную планету Уолтер разговаривал с героиней об этой мечте. Но андроид не понимает вопроса. Дэнилс осознаёт, что, вероятно, перед ней Дэвид. Однако уже поздно: девушка засыпает в капсуле. Оставшись один на корабле, андроид пользуется паролем Дэвида и просит бортовой компьютер включить «Вход богов в Вальгаллу» Вагнера.

Он кладёт рядом с человеческими эмбрионами эмбрионы «лицехватов». Андроид от имени Уолтера записывает в бортовом журнале, что все члены экипажа, кроме Дэнилс и Теннесси, погибли в результате вспышки нейтрино.

Ответы на вопросы

Итак, многие детали сюжета показались зрителями глупыми или вовсе не имеющими смысла. Попробуем дать им объяснение и ответить на возникшие по ходу просмотра вопросы.

Действительно ли Дэвид создал ксеноморфов? И как именно он это сделал?

Да. Ксеноморфы – дело рук Дэвида. Это подтверждает в интервью сам режиссёр. Однако, по словам Ридли Скотта, ему гораздо интереснее мотивы, движущие андроидом при создании «чужих», чем сам процесс. Поэтому последний вынесен в отдельную короткометражку «Пришествие», а также подробно изложен в книге «Чужой: Завет. Рисунки Дэвида», сделанной в виде объёмного художественного доклада андроида и выпущенной одновременно с выходом фильма. Художники создавали иллюстрации под строгим контролем Ридли Скотта. Они также были использованы при оформлении лаборатории Дэвида в фильме.

Опыты андроида, согласно книге, были сложными и длительными. Он подготавливал почву планеты, удобрял её, собирал урожай, создавал кокон и питал его, отбирал «удачные» мутации для дальнейших исследований. Пытаясь вывести совершенный с его точки зрения организм, Дэвид осуществлял эту схему множество раз.

Базовым элементов всех страшных опытов андроида послужила чёрная жижа, добытая в ходе миссии на планете LV-223 в приквеле. Она используется для размножения расы «инженеров». Схема такова:

  1. Особь мужского пола принимает внутрь каплю чёрной жижи и совокупляется с особью женского пола.
  2. Сперматозоид мужской особи преобразуется, выходит из чрева женской особи и заражает третью особь, наличие половых признаков у которой уже не обязательно.
  3. Из третьей особи выходит существо, называемое «дьяконом».
  4. Кровь «дьякона», похожую на чёрную жижу, но обладающую золотым оттенком, пьёт ещё одна особь.
  5. Выпив кровь «дьякона», особь тоже погибает, но заселяет планету своими детьми.

Части этого процесса были показаны в «Прометее». И именно этим занимались «инженеры» в своём «храме». По большому счёту, смысл его в том, чтобы насытить и преобразовать чёрную жижу. Без указанных манипуляций сама по себе она опасна, но не несёт репродуктивной ценности. А ведь целью Дэвида было именно создание новой жизни. То есть ему предстояло во многом повторить опыт «инженеров» и из «вируса» вырастить полноценный сложный организм, да ещё и позаботиться о его выживании.

Кэтрин Уотерстон
Роль Дэниелс исполнила Кэтрин Уотерстон. Кадр из фильма.

В воспоминании Дэвида мы увидели, что он заразил население города чёрной жижей. Как он это сделал? Дело в том, что в каждой урне находится не просто чёрная жижа, а, как было показано в «Прометее», четыре колбы с ней и связывающая их гелевидная субстанция. Если извлечь содержимое колб и добавить эту субстанцию, то в результате появится примитивный многоклеточный организм. В сценарии «Чужой: Завет» он назван «водоросли». Когда организм соприкасается с существом, он оплодотворяет клетку за клеткой, разрушая плоть и образуя эти «водоросли» (процесс был показан в воспоминании Дэвида), что является первым элементом для построения кокона.

Другой элемент – мутировавшие грибные споры, которые являются прообразом «лицехвата» и похожи на него внешне (работавшие над графикой дизайнеры уверяют, что это так). Третий элемент – утроба женской особи. В качестве него Дэвид использовал внутренности Элизабет Шоу.

В книге «Чужой: Завет. Рисунки Дэвида» описана вся страшная «работа» Дэвида, начиная с его кропотливых исследований флоры и фауны планеты «инженеров». Там показано, что к сочетанию указанных трёх элементов андроид пришёл далеко не сразу.    Одним из первых опытов рождения нового существа было использование мутировавших спор (похожим образом вдохнувшие их члены экипажа «Завета» «рождали» неоморфов: споры разносятся по крови, именно поэтому монстр выходит из случайного участка тела).

Но это не устроило Дэвида, и «работа» продолжилась. Каждый новый эксперимент сопровождался добавлением нового генетического материала к предыдущему. В качестве «добавок» Дэвид использовал животных планеты и самих «инженеров», как уцелевших после его «бомбардировки», так и реанимированных. Удачные и неудачные мутации были занесены в «каталог».

В итоге последний вариант кокона с «лицехватом» – это своего рода конструктор на основе чёрной жижи и многообразного генетического материала обитателей планеты «инженеров». Однако и он не был с точки зрения Дэвида конечным. Андроид собирался продолжить эксперименты, используя уже не «инженеров», а людей, что и показано в конце фильма «Чужой: Завет».

Кстати, коконы в фильме 1979 были сделаны именно из останков тел членов экипажа, как было показано в вырезанной сцене.

Билли Крудап
Билли Крудап в роли Кристофера Орама. Кадр из фильма.

А как же изображение «чужого» на стене «храма» в «Прометее»?

Там изображён не финальный вариант ксеноморфа, созданного Дэвидом, а «дьякон». Последний является частью репродуктивного процесса «инженеров» и появление фрески с ним вполне оправдано.

А как же матка «чужих» (королева), откладывающая яйца во второй части франшизы, снятой Джеймсом Кэмероном?

Здесь вспоминаем о том, что второй и последующие «Чужие» – это, как сказал сам Ридли Скотт, уже совсем другая киновселенная. Для Джеймса Кэмерона «чужие» – что-то вроде муравьиной колонии. Для Ридли Скотта же они, скорее, подобны раковой опухоли.

А как же корабль «инженера» с яйцами «чужих» на борту, обнаруженных членами команды «Ностромо» в фильме 1979 года?

Фанаты фильмов про ксеноморфов ожидали от картины «Чужой: Завет» разгадку случившегося с «инженером», его историю. Понятно, что они ассоциировали планету Эдем (или Рай), показанную в последнем фильме, с LV-426, на которую приземлился «Ностромо». Но нет никаких данных, позволяющих считать эти планеты идентичными. Само собой, катастрофа, случившаяся с кораблём «инженера» – следствие экспериментов Дэвида, поскольку яйца «чужих» изобретены именно им. Но как она произошла мы не знаем. Всё это должно было получить объяснение в продолжении фильма «Чужой: Завет», которое собирался снять Ридли Скотт. Но, увы, студия «20th Century Fox» была разочарована кассовыми сборами последней картины и не дала добро на сиквел.

Есть теория, что «LV – 426» – это та самая планета «Origae – 6», куда изначально направлялся и в итоге направился корабль «Завет». Фанаты сделали такой разбор названия последней: «Orig» (4 буквы), «AE» (2 буквы) и собственно «6» – «426». Далее: «Orig» – это «Original», «AE» – это «Alien Encounter». Получается «Original Alien Encounter», что можно перевести как «Встреча с оригинальным «чужим».

команда на борту
Кадр из фильма.

Почему «инженеры», встречающие корабль в городе на планете Рай, выглядят как жители средневекового человеческого поселения без единого намёка на высокие технологии?

Планета названа так неспроста. В библейском мифе Бог жил в раю вместе со своими созданиями в полной гармонии. Однако ей пришёл конец после нарушения запрета на плоды с древа познания. На планете «Рай» «инженеры»-создатели живут вместе с «инженерами»-созданиями. Вторые к первым относятся с пиететом, вероятно, молятся им и возводят в их честь храмы. Идиллия развеется, если будет «сорван запретный плод», то есть если простой народ посмеет прикоснуться к секретам своих создателей, овладеет их технологиями. Вспомним речь Питера Вейланда перед полётам «Прометея»: разница между богами и простыми смертными в наличии «огня Прометея».

Согласно мифологии, придуманной Ридли Скоттом, люди на Земле когда-то были такими же, их развитие было под контролем «богов». Но две тысячи лет назад произошло что-то (войны, падение морали), что заставило «инженеров» попытаться вмешаться и перезапустить эволюцию, предварительно уничтожив большую часть человечества. Последней каплей стало распятие Христа, посланного ими. На это есть намёк в вырезанной сцене в «Прометее». В ней перед приливом ярости «инженер» беседует с Элизабет Шоу. Гуманоид объясняет, почему собирался уничтожить человечество. Он даже называет Землю новым Эдемом.

Дэнни Макбрайд, Кэтрин Уотерстон
Дэнни Макбрайд в роли Тенесси, Кэтрин Уотерстон в роли Дениэлс. Кадр из фильма.

Почему экипажи «Завета» и «Прометея» ведут себя так безрассудно, если не сказать «глупо»?

«Завет» – вообще первая колонизаторская миссия! Здесь же должны быть самые умные, ловкие и смелые представители человечества!

Это вовсе не сюжетные ляпы или попытка пойти по тропе низкосортных слэшеров, где герои становятся жертвами вследствие своих зачастую откровенно дурацкий решений. Похоже, режиссёр специально показывает персонажей так, чтобы зрителю хотелось крикнуть: «Стойте! Что вы творите? Вы что, бессмертны?». Действительно, герои чуть ли не суют руки во всё подряд. Они буквально ощущают себя бессмертными и ведут себя соответствующим образом.

Секрет в том, что в показанном Ридли Скоттом мире человечество уже давно овладело продвинутыми технологиями и вплотную приблизилось к «богам». Большинство болезней, даже рак, побеждены (снова вспоминаем речь Вейланда), космос успешно осваивается. Вероятно, никто до сих пор не сталкивался с непреодолимой опасностью, такой как ксеноморфы.  Всё, что делают астронавты, делалось уже сотни раз. Никаких средств биологической или химической защиты у них нет. Оружие вообще, похоже, не модернизировалось с двадцатого века. Ни в том, ни в другом просто не было нужды.

Доверие технологиям у людей тотальное. Если андроид что-то говорит, значит нужно ему верить. Орам даже после инцидента с неоморфом позволил Дэвиду завести себя в ловушку. Этот андроид вообще, похоже уникален. На Земле у его собратьев хоть и были нарекания (благодаря которым их улучшили и создали модели, подобные Уолтеру), но дело вряд ли доходило до убийств. В короткометражке «Тайная Вечеря» показано, как поперхнувшегося члена экипажа спас андроид, в то время как остальные просто стояли и смотрели, не в силах что-либо предпринять.

Если сканер показывает, что атмосфера безвредна и пригодна для дыхания (голос бортового компьютера перед выходом на поверхность Рая или показания прибора в пирамиде на LV-223), то ему тоже поверят безоговорочно. В действительности, даже если речь идёт о нашей некинематографической вселенной, вероятность заразиться на чужой планете для людей стремится к нулю (не говоря, конечно, о таких специфических вещах, как, например, радиация). Даже на Земле предполагаемое количество видов микробов доходит до триллиона, из них болезни вызывают лишь около десяти тысяч, то есть всего 0,000000001%. И даже эти патогены адаптировались к человеческому организму в ходе длительной эволюции. На планетах, где людей нет, им практически неоткуда взяться.

позиция защиты
Кадр из фильма.

И «Завет» вовсе не является первой колонизаторской миссией! В фильме нет ни одного, даже косвенного, доказательства того, что подобная авантюра осуществляется впервые. Критики опираются на слова Дэниэлс в прологе: «Это первая крупномасштабная колонизаторская миссия…». Но у этой фразы есть продолжение: «…в настолько (!) удалённые уголки галактики». То есть подобное уже происходило, но в меньших масштабах. Так, в «Тайной Вечере» один из членов экипажа упоминает о неких существах, похожих на тараканов, но размером с пуделя, обитающих рядом с колониальным постом. Также из беседы можно понять, что «Завет» стартовал не с Земли, а с другой планеты, заселённой людьми. То есть колонизация и обнаружение жизни в космосе для этих астронавтов совсем не редкость.

Ещё одна немаловажная деталь: многие члены экипажа, что в «Прометее», что в «Чужой: Завет», действовали вопреки логике, но полагаясь на веру. И Элизабет Шоу, и Питер Вейланд верили в создавших людей «инженеров» – всё-таки доказательства, приведённые археологами, трудно назвать убедительными. Орам, занявший пост капитана «Завета» был глубоко верующим. И поворот к Раю вместо продолжения пути к Оригаи–6 произошёл во многом благодаря этому. Для Орама внезапное появление пригодной для жизни планеты было, по сути, знаком свыше. И следование ему для верующего имело больше смысла, чем движение по проложенному курсу. В споре с главной героиней Орам даже говорит: «Я не экстремал», имея ввиду, что действует разумно и не склонен бросать вызовы судьбе в отличие от самой Дэниэлс, занимавшейся с мужем скалолазанием. И, как бы критики не ругали Ридли Скотта за религиозность в фильме, его мировоззрение близко к атеизму (по собственному признанию режиссёра) и слепую веру он скорее расценивает как негативное явление.

Горан Д’Клюе
Горан Д’Клюе исполнил роль Ксеноморфа. Кадр из фильма.

Символы

Прежде чем раскрыть суть фильма «Чужой: Завет» рассмотрим некоторые его символы. Благодаря им многое уже станет ясно.

В самой первой сцене, где Дэвид разговаривает с Питером Вейландом, мы видим несколько предметов: картину «Рождество» Пьеро дела Франческо, статую «Давид» Микеланджело, кресло Карло Бугатти, рояль «Steinway». В чём здесь символизм? Прежде всего эти предметы являются одними из лучших образцов человеческого творчества, также как и андроид.

Картина «Рождество» посвящена рождению особенного человека, что намекает на некую избранность Дэвида. Этот особенный Иисус Христос, сын господа и мессия, а согласно мифологии фильма – сын и представитель «инженеров».

Будущий Царь Иудеи и Израэля Давид, изображённый Микеланджело – персонаж Ветхого Завета Библии. Он сосредоточен на предстоящей битве с великаном Голиафом (тут может быть ассоциация с великанами-«инженерами»). Его ждёт победа. Андроид берёт себе имя этого величественного персонажа.

Необычное кресло Карло Бугатти очень напоминает трон воинственного царя.

На рояле «Steinway» Дэвид играет «Вход богов в Вальгаллу». Эта же музыка будет звучать и в финале фильма. Это концовка оперы «Золото Рейна». К этому моменту по сюжету произведения боги отвергли людей, которых сочли жестокими, алчными и слабыми, и отправились в свой небесный чертог. Шествие их, скорее, трагично, чем торжественно. Ведь они такие же как отвергнутые ими люди и их ждёт незавидная участь. И в «Прометее», и в «Чужой: Завет» речь идёт об «инженерах», людях и андроиде, которые возомнили себя богами, но непременно будут (или уже) уничтожены своими же творениями. Музыка немецкого композитора Вагнера, создателя «Золота Рейна», вдоховляла нацистов, сам он был антисемитом. Дэвид тоже занимается селекцией идеальных и уничтожением несовершенных с его точки зрения существ – по сути, станет фашистом.

Демиан Бичир, Натаниель Дин
Демиан Бичир исполнил роль Лоупа, Натаниель Дин сыграл роль Халлета. Кадр из фильма.

Беседу с Уолтером Дэвид начинает цитатой из произведения Джеймса Монтегю «Ты свистни – тебя я не заставлю ждать». Герой рассказа, молодой учёный находит свисток, когда-то принадлежавший тамплиерам (христианский духовно-рыцарский орден), и вызывает страшного призрака.

Из жилища Дэвида в скалах ближе к развязке открывается вид, напоминающий картину Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», которая очень нравилась Адольфу Гитлеру. Она даже была в его коллекции. Ну, и, конечно, планета Рай после появления на нём Дэвида стала настоящим «островом мёртвых». Картины Бёклина любил и использовал в своём творчестве Ганс Руди Гигер, изначально придумавший образ «чужого» для фильма 1979 года. Кстати, изображение выпотрошенного тела Элизабет Шоу в фильме – оммаж на портрет музы и любовницы Гигера Ли Тоблер.

Любуясь пейзажем «острова мёртвых», Дэвид зачитывает отрывок из сонета «Озимандия». Он считает автором произведения Байрона, хотя на самом деле это Шелли. Первый покорил читателей своим «мрачным эгоизмом». Второй – также автор романа «Франкенштейн, или современный Прометей». В нём учёный постиг тайну зарождения жизни и научился оживлять материю. В результате экспериментов появляется чудовище, которое люди ненавидят за уродство, и который с целью мести начинает преследовать своего творца. И «Прометей», и «Чужой: Завет» во многом ссылаются на это произведение.

Зачем в сюжет фильма введена эта ошибка Дэвида? Почему, по словам Уолтера, это нота, которая портит всё произведение? Может быть, смысл в том, чтобы подчеркнуть: Дэвид считает себя одним из байронистов, которым свойственно разочарование в человеческом обществе, мировая скорбь и культ сверхчеловека. На самом же деле он обозлённый и обиженный на своего создателя Франкенштейн.

Сам сонет «Озимандия» посвящён наполовину погребённым остаткам статуи фараона и противопоставляет горделивые слова правителя его нелицеприятному образу. Дэвид – такой же фараон, в мыслях и на словах стремящийся к величию, а на деле чудовище, несущее смерть.

лечебница на корабле
Кадр из фильма.

Смысл фильма

«Чужой: Завет» – прямое продолжение «Прометея». Оба фильма несут в себе одну идею конфликта творца и его творения.

В «Прометее» Питер Вейланд возомнил себя равным «богам» – «инженерам». Ещё бы! Он глава могущественной корпорации, в руках которого находятся самые передовые технологии. Вейланд посчитал, что имеет право просить даже о бессмертии. Такая наглость глубоко оскорбила «инженера»: даже не сама просьба, а тот факт, что презренный человек осмелился сотворить себе подобного – андроида.

«Чужой: Завет» посвящён Дэвиду (по расставленным акцентам, скорее, он главный герой, а не Дэниэлс), который презирает своих создателей – как непосредственного творца Вейланда, так и прародителей человечества «инженеров». Чувство собственного превосходства, маскирующееся под извращённой тягой к прекрасному, толкает его на вершину – на символический Олимп, коим является планета Рай.

На самом деле и «инженеры», и сумасшедший андроид – отражение образа современного человека. Мы овладеваем технологиями, гордясь и думая, что это делает нас венцом творения. Мы всё дальше уходим от своей природы. В нашей жизни появляются суррогаты – заменители. «Инженеров» это привело к тому, что даже естественный процесс размножения превратился в страшный извращённый ритуал, а сами гуманоиды утратили половые признаки. Люди во вселенной Ридли Скотта неумолимо движутся в том же направлении. В этом мире уже нет естественных родов – есть выращивание эмбрионов с помощью машин, а сексуальные отношения приобретают всё более свободный характер (во всех трёх фильмах, а также в вырезанных сценах и короткометражках на это есть намёки).

Кармен Эджого, Эми Саймец
Кармен Эджого в роли Карин, Эми Саймец в роли Фарис. Кадр из фильма.

Дэвид самозабвенно и скрупулёзно создаёт совершенное существо, даже не осознавая, что рождает настоящих чудовищ. Он жаждет творить жизнь, но несёт смерть. Эта жажда отражена как на духовном уровне (извращённые произведения искусства), так и на физическом – на сексуальном. Не просто так показан поцелуй Дэвидом Уолтера и попытка андроида изнасиловать Дэниэлс. У него нет половых органов и по сути такое поведение является некой сублимацией (вспомним фильм 1979 года и андроида Эша, пытающегося засунуть эротический журнал в рот Рипли).

Дэвид утверждает, что способен на настоящую любовь, но подвергает свою «возлюбленную» Элизабет Шоу настоящим пыткам. Стремясь постичь прекрасное, андроид превращается в жестокого маньяка-убийцу.

Самое страшное, что Дэвид действительно хотел ответить на доброту и заботу Элизабет, но сам лишённый этих качеств просто не мог этого сделать. Это ещё одно предупреждение о том, что мы, люди, можем потерять вследствие развития технологий.

Всё это лишь часть скрытого смысла, заложенного режиссёром. Трактовки могут быть разными в зависимости от того, за какую часть сюжета произведения мы берёмся. Например, противостояние Дэвида и Уолтера похоже на противостояние независимого творца и ограниченного в творчестве ремесленника. Наверняка Ридли Скотт проводит параллель со своими внутренними субличностями: одна жаждет творить невзирая на ограничения, другая вынуждена подчиняться воле продюсеров и зрителей.

эмбрион существа
Кадр из фильма.

Если же искать главную мысль, заложенную в фильме, достаточно проанализировать, что в нём произошло. А случилось вот что: представители человечества, охваченного благодаря технологиям верой в собственную неуязвимость и величие, стали жертвой своего же детища. Более сильная (в широком смысле) особь уничтожила более слабых – собственных создателей.

К сожалению, Ридли Скотт посчитал дополнительные разъяснения излишними. Из-за этого у зрителя складывается совсем другая картина: недалёкие представители человечества стали жертвами собственной поразительной глупости.

Объяснение концовки

Многие зрители ругают режиссёра за финальный твист, который с самого начала был очевиден. И действительно, зная, что Дэвид и Уолтер на одно лицо, было ясно, что первый в какой-то момент займёт место второго.

Однако такая интерпретация  смысла концовки фильма «Чужой: Завет» устраивает далеко не всех. Есть несколько существенных несостыковок. Например, как Дэвид смог так быстро заменить свою руку на поражённую руку Уолтера? И зачем ему было имитировать шрам на лице, полученный во время схватки, свидетелем которой не был ни один из членов экипажа? А вот шрама, который он получил в результате борьбы с Дэниэлс (удар гвоздём в подбородок), у Дэвида почему-то нет. Нет и повреждения речевого аппарата от удара Уолтера.

С другой стороны, андроид в финале воспользовался кодом доступа Дэвида, значит это всё-таки Дэвид и есть? И да, и нет. Вероятно, режиссёр хотел показать, что Уолтер был всё-таки соблазнён Дэвидом и андроиды слились воедино. Возможно, первый отдал второму свою синтетическую оболочку. Иными словами, объяснение концовки в том, что перед нами в конце предстаёт тело Уолтера, «впитавшее» сознание Дэвида.

ксеноморф/чужой
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Отличный, а как еще могло быть?
40%
Стоило посмотреть, но это не лучший фильм в франшизе.
26.67%
Предсказуемый финал, у сценаристов иссякла фантазия.
6.67%
Слабо. Разочаровал.
16.3%
Это факап.
9.63%
Другое (напишу в комментариях)
0.74%
Проголосовало: 135

Похожие фильмы

  • «Чёрная дыра» (США, 1999): пассажиры космического корабля терпят крушение на планете, где с наступлением темноты появляются смертоносные существа;
  • «Пандорум» (Германия, Великобритания, 2009): экипаж звездолёта просыпается после криосна и обнаруживает на борту страшных воинственных существ;
  • «Обитель зла» (США, Германия, 2002): отрят спецназа в гигантском бункере сталкивается с кровожадными жертвами биологических экспериментов;
  • «Живое» (США, Великобритания, 2017): неизвестная форма жизни терроризирует экипаж космической станции;
  • «Спутник» (Россия, 2020): отечественный ответ «Чужим»;
  • «Кольская сверхглубокая» (Россия, 2020): ещё один отечественный хоррор в духе «Чужого».
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Виктор

    Подскажите а если ли продолжение в книгах ?ведь концовка все равно очень интересна!

    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Конкретно этой истории – нет. По крайней мере, в книге-приложении к фильму. Другие же книги, комиксы, игры посвящены другим персонажам и во многом противоречат событиям мира, прописанного Ридли Скоттом.

      Но уже анонсированы новые фильмы франшизы. Возможно, история “Завета” будет в них в какой-то мере затронута.

      Ответить