Почему «Дорога перемен» завела в тупик героев Ди Каприо и Кейт Уинслет

дорога перемен Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма

Год производства: 2008

Режиссер: Сэм Мендес

Актеры: Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Кэти Бэйтс, Майкл Шеннон

Слоган: «Как вырваться на свободу, не разорвавшись?» (How do you break free without breaking apart?)

Фильм «Дорога перемен» (Revolutionary Road) рассказывает историю американских супругов Фрэнка и Эйприл Уиллер, которые однажды решили вырваться из рутины, продать имущество и переехать в Париж навсегда. Исполнителям главных ролей Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет удалось показать всю гамму чувств и эмоций этой семейной пары. Смысл фильма «Дорога перемен» в том, что решив убежать от обстоятельств, важно помнить, что невозможно убежать от самих себя.

Сюжет

Фильм начинается с описания знакомства главных героев. Америка 50-х годов прошлого века, какая-то скучная вечеринка. В толпе двое встретились взглядами. Вот они уже общаются, видно, что им весело и интересно друг с другом. Эйприл учится на актрису, Фрэнк — грузчик в порту. Несмотря на это, девушка чувствует потенциал в этом умном парне, чувствует, что он, как и она сама, не как все остальные.

Проходят годы. Эйприл и Фрэнк Уиллер женаты, но от былого счастья не осталось и следа. В провинциальном театре идет спектакль, Эйприл играет в нем, но это все ужасно плохо, зрители возмущенно перешептываются, ругая сюжет пьесы, ее трактовку и актерскую игру. Фрэнк пытается поддержать жену, но та на взводе. Они ссорятся в машине (судя по всему, уже в миллионный раз), обвиняют друг друга во всех своих бедах.

Лео и Кейт
Кейт Уинслет, Леонардо ДиКаприо в главных ролях семейства Уилер – Эйприл и Фрэнка. Кадр из фильма.

Наутро Эйприл как всегда, берется за дела по дому, Фрэнк едет на работу. Он сливается с толпой таких же мужчин и женщин — местного «офисного планктона». Все одинаково одеты, говорят штампованными фразами, видно, что главному герою все это давно надоело, но он вынужден мириться. Он «мутит» интрижку с молоденькой стажеркой, чтобы вернуть уверенность в себе, но от этого становится только хуже.

Между тем, Эйприл ждет мужа, занимаясь хозяйством. Она вспоминает, как они покупали этот дом, как были очарованы им. Его продала им миссис Хелен Гивингс — местный риелтор — и после иногда заходила, чтобы пообщаться. Однажды она рассказала Эйприл про своего сына Джона, который проходит лечение в психиатрической клинике. У него докторская степень по математике, но проблемы с общением. Эйприл соглашается познакомиться с Джоном поближе.

Однажды придя домой в свой день рождения, Фрэнк застает трогательную картину: Эйприл с детьми поет ему песню, на столе торт со свечками. У него на глазах слезы, ему стыдно, что он изменил жене. Вечером после торжества Эйприл предлагает мужу продать дом и уехать в Париж навсегда.

Она говорит: «Мы скопили денег на полгода вперед. Ты же всегда мечтал жить в Париже. Разве может умный и талантливый человек годами заниматься тем, что он совершенно не переносит, жить в городе, который ненавидит вместе с женой, которая ненавидит все то же, что и он?»

семейная несчастливая жизнь
Кадр из фильма.

Эйприл убеждает Фрэнка, что у него большой потенциал. Жизнь в глуши губит и душит его, и только в этом разгадка, почему они несчастливы. Она напоминает, что когда они познакомились, для Фрэнка не было ничего невозможного, но потом он потерял вкус жизни. Они оба понимают, что такая перемена может быть необходима им, и вскоре супруги приходят к согласию. Когда они признаются о своих планах соседям, те приходят в шок, но сами Эйприл и Фрэнк чувствуют, что по-настоящему счастливы и полны решимости изменить свою жизнь.

В гости к главным героям приходит миссис Хелен Гивингс с сыном-математиком. Джон сразу вызывает интерес у супругов. Он всегда говорит, что думает и поражает своей проницательностью: «Я понимаю, почему вы хотите уехать. Вам надоело держать марку. Такой миленький белый домик, добропорядочная семья… Ради всего этого приходится делать то, что не нравится». На признание Эйприл и Фрэнка о Париже он спрашивает: «От чего вы бежите?». Те отвечают: «От безнадежной пустоты жизни здесь». Джон говорит: «Многие могут видеть пустоту, но необходимо мужество, чтобы видеть безнадежность».

Но Фрэнк не спешит бросать работу. Более того, после удачного проекта ему предлагают повышение — хорошую должность и зарплату в три раза выше, чем он получал. Он не решается сказать жене об этом. Между тем, Эйприл признается, что беременна. Она открыто говорит, что ребенок будет помехой их мечтам о переезде. С абортами в США в 50-е годы туго, супруги договариваются «подумать», но Эйприл вкладывает в эти слова скрытый смысл.

Эйприл случайно узнает, что Фрэнку дали повышение. Она в ярости. Он начинает отговаривать ее от Парижа, ведь такая возможность с работой выпадает раз в жизни. Они снова начинают ссориться. Дома Фрэнк случайно находит приспособление для домашнего прерывания беременности. Он требует ответа от Эйприл. Та уверяет, что до 12 недель это «совершенно безопасно».

Майкл Шеннон
Майкл Шеннон сыграл роль Джона. Кадр из фильма.

Фрэнка пугает сама мысль об аборте жены. Но Эйприл говорит: «Мы завели первого ребенка случайно. Я просто забеременела и все. А потом мы родили второго, чтобы доказать, что первый не был ошибкой. Сколько еще это будет продолжаться?».

Она говорит, что просто хочет уехать, вырваться отсюда, и ей все равно куда. Эйприл спрашивает: «Скажи, ты действительно хочешь еще ребенка? Ведь мы оба знаем правду. Все знают правду о себе, но им удобнее лгать». В итоге Фрэнк говорит, что Эйприл нужен психиатр, а переезд в Париж — дурацкая детская затея.

Когда к ним в очередной раз приходит в гости Джон, он сразу видит перемену в Фрэнке и Эйприл. Он спрашивает: «В ком из вас причина отмены переезда в Париж? Ведь в таком деле смысл не в деньгах». Затем он обращается к Фрэнку: «Я знаю, что дело в тебе. Она бы не пошла на попятную. Это все ты. Что случилось? Ты решил, что тебе здесь надежнее, комфортнее в безнадежной пустоте? Тебе пришла идея обрюхатить жену, чтобы потом всю жизнь прятаться за детишками и не выяснять, из чего ты сделан на самом деле!».

Фрэнк срывается на Джона и кричит, что ему самое место в психушке. Тот парирует: «Я рад, что я не на месте этого ребенка». Когда Джон уходит, Фрэнк с Эйприл опять ссорятся. Она говорит, что «этот псих» сказал чистую правду, что они жалкая пара, что она давно его не любит. В порыве гнева Фрэнк кричит, что хотел бы, чтобы она избавилась от малыша.

Назавтра Эйприл встречает Фрэнка на кухне. Она мила, улыбается и готовит ему самый вкусный завтрак. Спрашивает его о новой работе и говорит, что вовсе не ненавидит его. Фрэнк удивлен и растроган. Он искренне рад, что жена, наконец, успокоилась и отбросила мысль о Париже. Довольный, он уходит на работу. Оставшись одна, Эйприл делает себе аборт. Она истекает кровью и звонит соседям. Ее увозят в больницу.

Фрэнк ждет в холле больницы. Ему говорят, что жена потеряла много крови, ее пришлось экстренно прооперировать. Через какое-то время его зовут в палату, он выходит оттуда сам не свой. Эйприл умерла.

Затем действие фильма переносится на годы вперед. В дом Фрэнка и Эйприл вселяется новая пара. Им рассказывают историю прошлых жильцов. В концовке зритель видит Фрэнка. Он сидит на детской площадке и наблюдает, как на качелях катаются его детишки. Видно, что он глубоко несчастен, ему так и не удалось изменить их с Эйприл жизнь.

Объяснение концовки

В темной гостиной сидит миссис Хелен Гивингс с мужем. Она говорит, что рада была найти для белого домика на улице Революции новых хозяев. Она называет их «самыми милыми людьми, живущими в этом доме». Ее муж спрашивает: «А как же Уиллеры?»

Но та отвечает, что Фрэнк и Эйприл Уиллер были слишком истеричными, эксцентричными и никогда не нравились ей. Она продолжает высказывать претензии к ним, и тогда мужчина просто выключает свой слуховой аппарат и наслаждается тишиной.

Режиссер Сэм Мендес, который прекрасно показал отчаяние живущих в пригороде людей в «Красоте по-американски», повторил тот же посыл в новой картине.

Смысл концовки фильма «Дорога перемен» в том, что большинство из нас мирятся со своим положением, забывая о мечтах и не пытаясь вырваться из рутины. Пожилые супруги Гивингс — яркий тому пример. Муж уже давно не спорит с женой, хотя имеет свое мнение. Он просто выключает слуховой аппарат и слушает тишину. Не так ли и мы, видя невозможность справиться с ситуацией, просто притворяемся глухими и убеждаем себя, что все в порядке?

Кэти Бейтс
Кэти Бейтс в роли Мисс Хелен Гивингс. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Фрэнк и Эйприл Уиллеры поначалу действительно верят, что совместная жизнь позволит им осуществить свои фантазии. Но их проблема в том, что у них нет никаких фантазий. Вместо этого есть тоска, жажда чего-то большего, но нет вектора, четкого плана. Фрэнк и Эйприл не видят для себя привлекательного будущего и в глубине души понимают, что Париж не спасет их от самих себя.

Рутина рано или поздно затрагивает все семьи, живущие много лет вместе. Но одни воспринимают это, как жуткое вонючее болото, засасывающее все глубже, а другие видят в этом стабильность, надежность, наслаждаются установленным укладом.

И если Уиллеры выбрали первый вариант, то дело только в них, сама по себе ситуация тут не при чем. И, скорее всего, в Париже их ждало бы все то же самое. Фрэнк первым понял это, а Эйприл до конца боролась с внутренним чувством и отгоняла от себя очевидное.

Суть фильма «Дорога перемен» в том, что в семейной жизни нет правильного или неправильного варианта. Каждый решает для себя, какие ценности выбирать, какие мечты лелеять, к чему стремиться и на что делать ставку. Но главное четко понимать, что, решив вдруг круто изменить свою жизнь, не стоит пытаться убежать от себя. Сделать это все равно не получится, и тогда отчаяние накроет еще сильнее, а дорога перемен превратится в путь в никуда.

Кейт Уинслет
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Красота по-американски», США, 1999. Драма Сэма Мендеса о простом неудачнике, который решился круто изменить свою жизнь. Одна из лучших ролей Кевина Спейси.
  • «Чтец», США, 2008. Адвокат Майкл однажды видит свою бывшую любимую на скамье подсудимых. Прошлое снова захватывает их, и возникает желание все исправить и изменить. «Оскар» Кейт Уинслет за лучшую женскую роль.
  • «Валентинка», США, 2010. Дин и Синди когда-то сходили с ума от любви, но потом их жизнь превратилась в рутину, потеряла смысл. Можно ли возродить отношения, когда уже забыл, что такое искренние чувства?
  • «Кроличья нора», США, 2010. Хауи и Бекки пережили смерть ребенка. Они не могут оправиться от боли, брак трещит по швам. И тут в жизни несчастной матери возникает виновник всей трагедии, и оба понимают, что они родственные души.
Что бы произошло, если бы герои переехали в Париж?
Это действительно изменило бы их жизнь и отношения, хотя бы на время.
31.38%
По сути, ничего. Они не были бы счастливы.
65.92%
Другое (напишу в комментариях).
2.7%
Проголосовало: 666

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Аноним

    Если бы они переехали в Париж, то у них был бы шанс начать жизнь друг без друга. Лучше искать себя и не находить, чем найти «лишь бы что-нибудь» и считать что это «что-нибудь» и есть ты.

    Ответить
    1. Аноним

      Я с вами полностью согласна , а не с автором статьи.

      Ответить
  2. Доброжелатель

    Автор статьи прав в описании этой ситуации. Почитайте про определённые психические отклонения, особенно про те, которые “ниже радаров”, например про НРЛ. Людям с нарциссизмом (и скрытом в том числе) свойственно ощущать себя особенными, уникальными. Не такими как все. И в тоже время они чувствуют жуткую пустоту внутри себя. Они не могут понять себя, своей самости до конца, не знают чего им хочется по-настоящему. И одновременно, обладают великолепным свойством подстроиться под ситуацию , надеть верную маску, подать себя в лучшем свете. Они всегда хорошо сыграют ту роль, которая нужна в конкретный момент. Но по-настоящему чувствовать они не умеют, не обладают эмпатией и в каких-то моментах могут быть бесчуственны до психопатичности (убить неродившегося ребенка ради иллюзии). Это все есть в героине фильма. Равно как и все, что она делала оказывлось профанацией: актриса посредственная, хозяйка дома никудышная (вода в подвале, жуткие потеки у дверных ручек). Да и настоящей, любящей женой и матерью она не оказалась тоже.
    Любите своих детей с их первых дней, дарите им тепло, не делайте из них таких “цветов” -нарциссических уродов по жизни.

    Ответить