Кто эти «Другие»: разбор триллера с Николь Кидман 

триллер Другие Смысл фильма

Страна: Испания, США, Франция, Италия

Жанр: ужасы, триллер, детектив

Год производства: 2001

Режиссер: Алехандро Аменабар

Актеры: Николь Кидман, Финола Флэнаган, Алакина Манн, Джеймс Бентли

Слоган: «Рано или поздно они найдут тебя»

Награды и номинации: в 2001 году фильм был номинирован на “Золотого льва”.

Сюжет и смысл фильма «Другие» с Николь Кидман уникален и многим отличается от похожих по жанру картин. Его построение настолько тонкое и элегантное, что финал не просто переворачивает все с ног на голову, но и заставляет зрителя посмотреть на рассказанную в фильме историю под другим углом.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Другие” с Николь Кидман. 1945 год, Нормандские острова, Джерси. Молодая женщина по имени Грейс Стюарт живет со своими детьми, сыном Николасом и дочерью Энн, в огромном старинном доме. Ее горячо любимый супруг Чарльз воюет где-то во Франции, и Грейс, не получающая от него писем в течение полутора лет, считает его погибшим.

Николь Кидман
Роль Грейс Стюарт исполнила Николь Кидман. Кадр из фильма.

Далее в сюжете картины, которая начиналась как драма, появляются мистические нотки. Внезапно из дома исчезают все слуги, а сам он окутывается мрачным густым туманом. Вместо прежних слуг в доме появляются другие – садовник Эдмунд, немая горничная Лидия и няня Берта. По их словам, они работали здесь ранее и с большим удовольствием готовы снова помогать по хозяйству.

Грейс принимает их и кратко рассказывает о правилах, которые царят в доме. Одно из самых важных правил звучит так: ни одна дверь в доме не может быть открыта, пока не заперта предыдущая, а окна должны быть занавешены плотными шторами. Это необходимо, потому что Николас и Энн страдают непереносимостью солнечного света. По этой же причине в огромном, мрачном поместье отсутствует электричество: комнате освещаются только свечами и керосиновыми лампами.

Берта, как новая няня, пытается установить контакт с детьми и выясняет, что они чем-то сильно напуганы. Она пытается выяснить, что произошло, но ребята молчат.

Героиня Николь Кидман воспитывает детей самостоятельно. Воспитанная в строгой викторианской морали, она очень чопорна и религиозна. О настоящей, живой вере и речи не идет – она просто следует заданным правилам и требует, чтобы то же самое делали и другие.

Дети, несмотря на очень юный возраст, не испытывают никакого восторга перед душеспасительными беседами. Грейс старается строго пресекать “богохульство”, но однажды Энни заявляет, что в доме кроме них есть еще ребенок – мальчик по имени Виктор, а также некая старуха – “ведьма”. Вскоре в том, что в доме есть кто-то еще, убеждается и Грейс.

Алакина Манн, Джеймс Бентли
Роли Энн и Николаса Стюартов исполнили Алакина Манн и Джеймс Бентли. Кадр из фильма.

Вместе с прислугой героиня Николь Кидман тщательно обыскивает дом и обнаруживает книгу мертвых – фотоальбом, в котором находятся фотоснимки, выполненные посмертно. Испугавшись увиденного, Грейс просит Берту избавиться от него. Вскоре она убеждается в том, что в доме обитают привидения.

Отправившись к местному священнику с просьбой освятить дом, женщина начинает блуждать в густом тумане и неожиданно встречает своего мужа Чарльза. Обрадовавшись его возвращению, она ведет его в дом, однако он ведет себя отстраненно и сообщает, что задерживаться дома не планирует.

Вскоре Грейс, находясь в благодушном расположении духа, наряжает Энн в платье для первого причастия. Неожиданно под фатой героиня Николь Кидман видит не лицо дочери, а жуткую старуху, которая, судя по описаниям Энн, была похоже на ту “ведьму”, которая ей являлась. Перепугавшаяся Грейс хватает ее за горло и кричит, чтобы та “вернула ее дочь”.

Сорвав фату, она с изумлением видит испуганную Энн. Чуть позже муж говорит ей, что дочка рассказала ему, что произошло “в тот день”. Грейс на это отвечает, что помнит произошедшее очень смутно. Энни же рассказывает о случившемся Нику и тоже упоминает странное происшествие в прошлом.

Перед уходом на фронт Чарльз сообщает Грейс, что возвращается на войну не только потому, что в этом есть необходимость, но и потому, что не хочет и не может больше находиться с ней рядом. Утром женщина обнаруживает, что он ушел.

испуганная дочь под фатой
Кадр из фильма.

Этим же утром Энни и Николас обнаруживают, что в комнате, в которой они спали, нет занавесок и на них льется солнечный свет. Обнаружив, что занавески пропали во всех комнатах, Грейс пытается получить помощь у прислуги, однако Берта сообщает, что ей не стоит бояться солнечного света, который “теперь не причинит детям вреда”.  Рассвирепев, Грейс выгоняет их из дома. На прощание Берта говорит, что если Грейс упрямо не желает ничего понять, то им с Лидией и Эдмундом предстоит убрать листья с могил.

Весь день Грейс пытается найти занавески, не заметив, что дети выбрались из дома. Обыскав весь дом, женщина решается войти в комнату, ранее занимаемую Бертой и Лидией. Там она находит посмертный снимок, на котором изображены все трое слуг.

Тем временем дети выходят в сад и обнаруживают там надгробие, на котором написано имя Берты. Точно из ниоткуда в этот момент возникает вся троица слуг. Перепугавшись, брат и сестра бросаются домой. Слуги медленно идут за ними, но на пороге их встречает Грейс с ружьем в руках.

Берта с жутковатой усмешкой говорит ей, что та не может причинить им никакого вреда, потому что они мертвы уже более 50 лет. Далее она сообщает, что занавески с окон сняли “другие”, которые уже давно живут в доме. В этот момент Грейс слышит отчаянные крики детей и бросается в дом…

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма “Другие” выглядит так. Грейс, ворвавшись в одну из комнат дома, видит неожиданную и страшную картину: Николас и Энн жмутся друг к другу в углу, а посреди комнаты находится небольшой стол, за которым сидят несколько человек.

Один из них – пожилая женщина, напугавшая Грейс намедни. Она каким-то образом установила с детьми контакт и записывает все, что они ей говорят. А те, словно повинуясь чьему-то приказу, сообщают, что мать задушила их подушкой. Тут в дело вмешивается Грейс. Разъярившись, она подбегает к столу и начинает швырять лежавшие на нем бумаги.

Внезапно мизансцена меняется. Зритель видит ту же комнату и стол, за которым сидят люди – те самые “другие”. Однако, стол трясется сам по себе. Из разговора “других” выясняется, что некогда в этом доме жила Грейс Стюарт, которая, узнав о гибели мужа на войне, сначала задушила своих детей, а потом застрелилась. С тех пор в доме живут беспокойные духи. То есть загадочные “другие” – это не призраки, а обычные люди. Узнав страшную историю семьи Стюарт, они решают немедленно съехать. Впрочем, сообщает Берта, скоро в доме появятся другие…

Смысл концовки фильма «Другие» заключается в том, что привидениями были Грейс, ее дети и троица слуг. Именно поэтому Николасу и Энн больше не грозит дневной свет: они уже мертвы.

Наблюдая за тем, как живые покидают сумрачный особняк, Энн на какой-то миг встречается взглядом с живым мальчиком, Виктором. Впрочем, тонкая нить, связывающая миры мертвых и живых, тут же рвется. Живые в конце-концов уезжают, а Грейс и ее дети остаются в своем мрачном царстве, повторяя как мантру фразу “Этот дом наш”.

троица слуг
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Над газоном кружит хоровод пожухлых листьев. Умолкли пронзительные крики чаек, спустился с небес густой туман и время точно замедлило свой ход. Прошлое перестало быть прошлым. Старинный альбом, называемый “книгой мертвых”, пытается сказать что-то своей хозяйке, но та не понимает и не слышит.

Она не поглощена навязчивой идеей и не больна: она просто глубоко задумалась. Только что она взяла на работу троицу слуг, чей вид сгодился бы для средневековой гравюры «Страшная весть». Ее муж считается без вести пропавшим, а дети страдают светобоязнью. Грейс еще не понимает, что ее чувства теперь обманчивы, как силуэт в густой мгле…

Нет ничего удивительного в том, что картина Алехандро Аменабара в свое время была воспринята критиками не просто как очередной ужастик с “готическим” сюжетом, а как полноценная драма. Эта история, начисто лишенная какого бы то ни было скрытого смысла, в первую очередь рассказывает о проблемах внутри семьи, о взаимном доверии и недоверии. И важнее всего ее конец, который бьет по сердцу наотмашь.

Взяв готическую основу, режиссер мастерски настраивает ей звучание скорби, которое с каждой минутой становится все более иссушающим. В своих разборах зрители отмечают филигранную постановочную точность Аменабара. Его лента, действие которой не выходит за пределы старинного поместья, наполнена совершенно непередаваемой жутью. Уже с первых секунд чувствуется, что приближается катастрофа.

Финола Флэнаган
Роль Миллз исполнила Финола Флэнаган. Кадр из фильма.

Фильм “Другие” поражает не только финальным твистом, но и всем своим содержанием. Он похож на недобрую сказку, которая пугает и интригует одновременно. Суть фильма заключается в проживании страшного, испепеляющего горя. Порой оно толкает человека (даже самого рассудительного и стоящего обеими ногами на земле) на совершенно иррациональные поступки, осмыслить и принять которые в полной мере едва ли возможно.

Ловко играя натянутыми нервами зрителей, Аменабар повествует о загробной жизни. Но смысл его фильма даже не в этом. Создав тонкую связь между мирами, он словно подводит зрителя к мысли о существовании бессмертной души.

Особую роль в картине играет самый эпизодический персонаж – отец семейства. Упомянув войну, он, невольно подчеркнув относительность традиционного бытия, замечает, что выполнил свой долг.

По мнению режиссера, жизнь – это отражение себя в ком-то и в чьих-то воспоминаниях. И совершенно неважно, как именно соблюдается память. Покосившиеся надгробия, платье для первого причастия, посмертные фотоснимки… Смысл совершенно в другом.

Мертвые боятся только одного – того, что о них вскоре забудут, что их имена останутся только в “книге мертвых”. Напоминанию о неправильности этого и посвящена эта в меньшей мере страшная, а в большей – грустная лента.

Однако режиссер искренне убежден в том, что пессимистичный настрой не может быть помощником в установлении истины. Не менее скептичен он и в отношении христианской веры.

Впрочем, по его мнению, существует и иная опора. Это любовь. Со смертью ничего не заканчивается: окончание земного пути – это выход на иной уровень. Не стоит отрицать эту необходимость, иначе можно затеряться в тумане. Нужно признать это – тогда есть шанс обрести долгожданный покой. Он воистину прекрасен.

проникающий в дом свет
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на фильм “Другие”:

  • “Шестое чувство” (США, 1999 год). Маленького Коула посещают призраки убитых людей. Помочь мальчику решается опытный детский психотерапевт Малкольм Кроу;
  • “Дом грез” (США, Канада, 2011 год). Состоятельный издатель с женой приезжают в небольшой городок и поселяются в старинном доме. Вскоре он узнает, что не так давно в нем произошло убийство;
  • “Приют” (Испания, Мексика, 2007 год). Выросшая в детском приюте, Лаура возвращается в него с мужем и маленьким сыном. Вскоре мальчик сообщает ей, что подружился с неким Томасом, которого кроме него никто больше не видит.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Наташа

    Так в чем же смысл фильма?

    3
    1
    Ответить
  2. Аноним

    Такая херь. Поэтому и полезла искать статьи, о чëм это вообще всë. Не тратьте время. Фильм – говно.

    5
    20
    Ответить
  3. Тарана

    Фильм мне очень и очень нравится. Пересматривала часто ….

    2
    1
    Ответить
  4. Елена

    Фильм “Хребет Дьявола”

    Ответить
  5. Аноним

    Я только не поняла почему батя ушел тт них. Только потому что жену не любил? Тогда зачем он с ней переспал и отреагировал на ее эмоции близостью?

    Ответить