Жанр: триллер, драма, криминал
Год производства: 2020
Режиссер: Антонио Кампос
Актеры: Том Холланд, Билл Скарсгард, Райли Кио
Слоган: «Some people are just born to be buried» («Некоторые люди рождаются, чтобы просто быть похороненными»)
Картина Антонио Кампоса пытается раскрыть суть вопроса “одноэтажной Америки”. В отличие от тех же Коэнов, Кампос весьма далек от ее романтизации и предпочитает идти по дороге тьмы. Это сложная, трагическая картина. Смысл фильма “Дьявол всегда здесь” (The Devil All the Time) заключается в том, что крайности опасны. Чтобы не дойти до них, важно не только верить, но и понимать, во что ты веришь.
О чем фильм
Фильм “Дьявол всегда здесь” – экранизация одноименного романа Дональда Роя Поллака. Фильм получился мрачным, жестким, бескомпромиссным.
Краткое описание содержания картины. История начинается с закадрового голоса. Он рассказывает о двух городках, в которых будут разворачиваться события – о Кол Крик (Западная Вирджиния) и Кнокемстиф (Огайо).
Кстати, невидимый повествователь, который весь фильм ведет за собой зрителя – это сам писатель. По задумке режиссера, этот голос – олицетворение “Гласа Божьего” – голоса создателя, знающего обо всем, что происходит, а также о мыслях и внутренних переживаниях героев.
Начинается фильм с того, что Уиллард Рассел, ветеран Второй Мировой, возвращается домой. Он страдает тяжелой формой ПТСР (посттравматического синдрома), и спасение пытается найти сначала в своей семье, а после смерти жены – в Боге.
Так и не сумев пережить смерть любимой супруги, он почему-то решил, что Бог велит ему совершить жертвоприношение… Потом еще одно. Поняв, что пролитая кровь не поможет ему вернуть жену, Уиллард в отчаянии прибегает к суициду. Свидетелем всего этого становится его десятилетний сын Арвин.
Параллельно рассказывается жуткая история Леноры – девочки, рожденной в результате связи местного проповедника и девушки по имени Хелен. Однажды проповедник “услышал голос Бога” и убил Хелен. Испугавшись, он решил бежать, бросив ребенка на произвол судьбы. Ему встретилась милая пара – Карл и Сэнди. Они серийные убийцы, и у них своя вера. А у брата Сэнди, шерифа Ли Бодекера – своя…
Ленору и Арвина воспитал как сводных брата и сестру один человек – его бабушка. Мальчик вырос с убеждением, что он должен всегда защищать сестру, которая, сама того не зная, повзрослев, повторила судьбу своей матери.
Арвин решает отомстить за нее, и в один момент судьбы всех героев картины переплетаются между собой…
Объяснение концовки
В конце картины звучит речь президента Линдона Джонсона, в которой он объясняет свое решение отправить во Вьетнам еще больше американских войск. По его словам, главная цель – победить коммунизм. Речь идет о типичной борьбе идеологий, которая всегда (всегда!) лежит в основе любого военного конфликта. Но как все это связано с героями фильма “Дьявол всегда здесь”?
Понять смысл концовки фильма “Дьявол всегда здесь” можно, если обратиться к интервью Антонио Кампоса. В нем он говорил, что в основе ленты лежит безумие, возникшее на линии пересечения религии и насилия.
Концовка картины перекликается с ее началом. По сути, история Арвина началась с другой войны. Уиллард был травмирован пережитым, и этот опыт во многом повлиял на то, как он воспитывал сына.
Страна только-только закончила одну войну и тут же ввязалась в другую. Эта война унесла много жизней и привела к появлению нового потерянного поколения. Режиссер дает намек, что так будет всегда: “Афганистан, Ирак, Ливия… далее везде”. Большое насилие порождает малое. И выйти из этого круга, вероятно, невозможно.
Смысл фильма
Картина поднимает сложные темы и связывает воедино искреннюю веру и насилие. Персонажи этой запутанной истории скрывают опасные секреты, борются с внутренними демонами и поддаются темным желаниям.
В одном из своих интервью Антонио Кампос сказал, что его главной идеей была попытка исследования религиозного фанатизма, а также характера людей, которые часто впадают в крайности в своих отношениях с Богом. Один из смыслов фильма заключается в том, что душевная пустота чрезвычайно опасна. Опасность заключается в том, что человек начинает заполнять эту пустоту собственными идеями, что часто приводит к печальным последствиям.
Примечательно, что режиссер отказался от идеи оценивания религии как таковой. Негатив всего происходящего связан именно со страстями, поступками и намерениями людей, которые под прикрытием веры собственноручно прокладывают себе и окружающим дорогу в ад. Буквально он сказал следующее: “Религия – это очень мощная вещь. В конечном итоге, ею руководят люди, у которых есть свои мотивы – как хорошие, так и плохие”.
“Дьявол всегда здесь” достаточно категоричен в отношении религиозного фанатизма. Суть фильма в том, чтобы показать то, как люди искажают религию, и как эти искажения превращаются в оскорбление, стыд, насилие, и в другое губительное поведение. Фанатичная, бездумная вера – это зло. Антонио Кампос недвусмысленно дает понять, что приходит она не от Бога, а от его антипода.
И в фильме, и в романе “Дьявол всегда здесь” герои доходят до крайностей, и это приводит каждого из них к жуткому, но, увы, закономерному финалу.
История начинается с молодого человека, который только что вернулся домой с войны. На фронте он видел ужасные вещи. Увы, у него нет возможности выговориться – потому что нет рядом кого-то, кому он смог бы довериться. Поэтому он обращается к религии и ведет тихий разговор с Богом, который помогает ему бороться с тяжелыми воспоминаниями.
Болезнь жены подкашивает его. Старая, незалеченная травма вскрывается, и это приводит к тяжелым последствиям.
По признанию режиссера, он взял в работу сценарий еще и потому, что ему хотелось исследовать такой феномен, как вера поколений – то есть элементы религии, передаваемые от отца сыну. Сам Кампос воспитывался набожной матерью и разочарованным в вере отцом. Он отметил, что использовал “Дьявол всегда здесь” не как обвинительный акт в адрес религии и веры, а как способ исследования самого себя.
Кампос дает свою трактовку событий книги. Для него это история поколений – история о том, как много дети получают от своих отцов.
Отец Арвина страдал тяжелой формой ПТСР, которое никогда не лечил. Искренней веры у него не было – он просто прятал в ней свои страхи и комплексы. То есть сложные отношения с религией Арвин унаследовал от него. В решении проблем он (тоже как отец) полагался на насилие.
Потом мы узнаем, что персонаж Сэнди – сестра шерифа Бодекера, и что отец рано бросил их, повлияв тем самым на их мировоззрение.
Каждый герой ленты был так или иначе травмирован своими родителями. Поэтому можно сказать, что главный ее смысл – в преемственности поколений.
Отвечая на вопрос о фильме, Кампос подчеркнул, что он снят в стиле южная готика – и это важно. Для этого мрачного жанра характерны мотивы отчуждения и безумия, а также глубокий символизм и повышенное внимание к религиозным аспектам пуританского общества. Обращается этот жанр и к социальным проблемам – к таким, как расизм, нищета, насилие и кровосмешение.
Жанр вобрал в себя многие элементы классической готической литературы, но при этом остался тесно связан с бытом и традициями американского юга.
Можно сказать, что “Дьявол всегда здесь” – своего рода антология человеческих судеб. Линии персонажей тесно переплетаются на протяжении всей картины. Все они играют важную, зачастую губительную, роль в жизни друг друга.
Но что свело героев? Череда совпадений, или все-таки божественное вмешательство? На этот вопрос отвечает сам закадровый голос: и то, и другое.
Серийный убийца Карл и Сэнди встретились в той же закусочной, что и родители Арвина. Карл первым увидел свободное место у стойки, но из уважения к ветерану уступил стул Уилларду. Из-за этого тот оказался в буквальном смысле лицом к лицу со своей будущей женой.
Сэнди была сестрой шерифа Бодекера, который устроил ее на работу в закусочной, где она познакомилась с Карлом. Именно Бодекер забрал юного Арвина после смерти его родителей.
Карл и Сэнди убили отца Леноры Роя. Поэтому девочка осталась жить с бабушкой Арвина и стала ему сестрой. Арвин, получив в детстве важный урок от отца, всегда вставал на защиту сестры, а его месть за ее смерть также запустила цепочку событий и судьбоносных встреч.
В своих разборах зрители, пытающиеся найти в картине скрытый смысл, предлагают такое объяснение концовки: вставкой с речью Джонсона фильм подчеркивает природу американского насилия. Также присутствует намек на то, что Арвин, вероятнее всего, присоединится к войскам во Вьетнаме. Разгадка всего этого в том, что цикл насилия будет повторяться и дальше.
Похожие фильмы
Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Дьявол всегда здесь”:
- “Место под соснами” (США, 2012 год). Судьба Люка удивительно меняется, когда он узнает о наличии у него сына и решает принять участие в его воспитании;
- “Преисподняя” (Нидерланды, США, 2016 год). Лиз отчаянно пытается совладать со своими демонами и спастись от преследований демонического проповедника-фанатика;
- “Старикам тут не место” (США, 2007 год). Однажды ветеран войны присваивает себе деньги наркодилеров. Это провоцирует целую цепь кровавых событий.