«Дюна: Часть вторая»: разбор сюжета 

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США, Иордания, ОАЭ, Канада, Гамбия, Италия, Венгрия

Жанр: фантастика, эпик, боевик, драма

Год производства: 2024

Режиссёр: Дени Вильнёв

Актёры: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Кристофер Уокен, Хавьер Бардем, Зендея

Сюжет фильма «Дюна: Часть вторая» («Dune: Part Two») по сравнению с сюжетом первой части ещё больше отклоняется от оригинального романа Фрэнка Герберта. Изменились и персонажи, и их мотивация, и их конфликты. Но, несмотря на неизбежные критические замечания фанатов книжного первоисточника, можно смело сказать, что картина удалась. Новая трактовка вполне уместна и, возможно, даже лучше передаёт авторский замысел. Впрочем, технических и политических элементов, непонятных для незнакомого с книгой зрителя, как и в первой части, хватает. Рассмотрим всё это и дадим объяснения.

Осторожно: есть спойлеры.

О чём фильм

Сюжет фильма «Дюна» – первой части фильма – читайте по ссылке.

Сделаем разбор сюжета фильма «Дюна: Часть вторая», сакцентировав внимание на смысле отдельных эпизодов. При описании будем пользоваться в том числе оригинальным романом Фрэнка Герберта в части, не противоречащей содержанию кинокартины.

Тимоти Шаламе
Тимоти Шаламе в роли Пола Муад’Диб Атрейдеса. Кадр из фильма.

Итак, мы возвращаемся в мир далекого будущего, больше похожего на средневековое прошлое человечества, но с некоторыми технологическими новшествами. Всё из-за произошедшей десять с лишним тысяч лет назад (относительно текущих событий фильма) войны между людьми и мыслящими машинами – крестового похода против компьютеров, называемого Бутлерианским Джихадом или Великой Революцией.

По её окончании был введён полный запрет на создание машин, имеющих хотя бы зачатки искусственного интеллекта, а также запрет на технологическое вмешательство в процессы, связанные с рождением и жизнью людей. Лидер одержавшего победу человечества принял титул Падишах-императора галактики. Все части последней были разделены между Великими и Малыми Домами — семьями благородного происхождения. Иными словами, люди вернулись к феодальному строю, но уже в галактических масштабах.

Законодательно было провозглашено триединство власти между Падишах-Императором, Ландсраадом (вселенским парламентом, куда входили представители Великих Домов) и Космической гильдией. Последняя была организацией, ставшей монополистом межгалактических перевозок. Система перевозок – фигурально выражаясь, кровеносная система галактики. Без неё человечество стало бы разобщено, и экономика бы просто рухнула.

В свою очередь межгалактические перевозки невозможны без важного ресурса – Специи (оно же: Меланж, Спайс, Пряность). Это вещество ускоряет мозг того, кто его регулярно употребляет, до уровня суперкомпьютера, позволяя рассчитать сложнейшие траектории космических полётов. Но не только – по сути, оно даёт возможность видеть различные варианты будущего, продлевает жизнь. Из него можно синтезировать почти всё, что угодно, включая топливо и взрывчатые вещества. Специя есть только на одной планете – пустынном Арракисе (она же – Дюна). Она является продуктом жизнедеятельности личинок обитающего здесь гигантского песчаного червя.

наблюдение за песками
Кадр из фильма.

По сути, в этом мире Космическая гильдия, целиком и полностью зависящая от добычи Специи на Арракисе, является структурой, способной диктовать свою волю остальным ветвям власти, не говоря уже об отдельных Домах. Но не только она. Есть ешё одна теневая структура – орден Бене Гессерит, представителями которого являются женщины. После уничтожения мыслящих машин в ходе Бутлерианского Джихада эта организация занялись развитием сверхспособностей человека в рамках чувственной сферы (в отличие от членов Космической Гильдии, активно развивающего интеллектуальную сферу с помощью Специи).

Главной долгосрочной её целью можно назвать выведение (генетического – в том числе с помощью браков с представителями различных Домов) Квизац Хадерача. Это термин, переводимый как «сокращение пути», означает некое неизвестное. Если точнее, речь идёт о выведении человека, способного стать над временем и пространством – по сути бога, но подконтрольного ордену.

Всё это важно знать для понимания смысла происходящего в фильме «Дюна: часть вторая».

В прологе фильма звучат слова: «Иметь власть над Специей – значит иметь власть над всем». В контексте описанного нами устройства этого фантастического мира сказанное вполне логично. Далее звучат слова Принцессы Ирулан (дочери действующего Падишах-Императора Шаддама Четвёртого), кратко резюмирующие события, известные нам по первой части фильма.

Девушка называет год, в котором сделана прослушиваемая нами запись – 10193 (летосчисление ведётся от даты создания Космической Гильдии). Принцесса говорит, что её отец с момента предательства им Лето Атрейдеса, отца главного героя, уже не был прежним. Все действия Императора, по её словам, были направлены на усиление собственной власти, а захвативших власть на Арракисе представителей Дома Харконненов он использовал в качестве марионеток.

Зендея
Роль Чани исполнила Зендея. Кадр из фильма.

Мы застаём главного героя, Пола Атрейдеса, примерно там, где оставили в конце первой части. Ему приходит видение. В нём ещё нерождённая родная сестра – дочь Джессики. Пол выражает ей сожаление, что не сможет исправить плачевную ситуацию до её появления на свет.

Проснувшись, Пол обнаруживает, что сопровождающий его с Джессикой отряд фримэнов застигнут внезапным появлением врагов – воинов Харконненов. Незваные гости слышат звук запущенной фрэмэнами колотоушки – приспособления для призыва песчаного червя. В целях безопасности с помощью антигравитационных приспособлений они поднимаются на скальную возвышенность. Но там их атакуют фримэны с помощью лазерного оружия. Звучит призыв использовать оборонительные щиты, то есть силовое поле. Однако один из офицеров кричит в ответ, что этого делать нельзя. Дело в том, что при взаимодействии силового поля с лазерным лучом происходит мощный взрыв.

Полу и Джессике удаётся расправиться с врагами, как и фримэнам. Последние с помощью специальных устройств откачивают и сохраняют влагу из тел убитых. Джессику тошнит. Предводитель отряда Стилгар призывает её сдержать рвотный позыв, чтобы не тратить священную влагу, но тщетно. Перед тем как двигаться дальше, фримэны запускают колотушку, которая привлечёт червя, чтобы он поглотил трупы и доспехи врагов – зачистил следы битвы. Пол вызывается нести тело убитого им на дуэли Джамиса.

Харконнены, базирующиеся теперь в столице северного Арракиса Арракеене, получают информацию о пропаже отряда от своих «связистов». Последние показаны как люди с подключёнными к головам приборами, впавшие в некий транс перед подобием голограммы – помним, что высокие технологии в этом мире связаны не с компьютерами, а с развитием ментальных способностей. Захвативший власть Раббан в бешенстве – он желает смерти всем фримэнам.

сводный зал
Кадр из фильма.

Отряд фримэнов приводит Пола и Джессику в Сиетч Табр – город, расположенный среди скал. Местные жители возмущены их появлением, считают их шпионами. Ситуацию усугубляет факт убийства в поединке Полом Джамиса. Однако часть жителей, наоборот, кричат: «Лисан Аль-Гаиб!». В переводе это означает «Голос извне» – пророк-иномирянин из легенд фримэнов. Таковым считают Пола. Его также называют Махди – в переводе «Тот, кто приведёт нас в рай». Старейшины на совете также колеблются меж двух огней — прогнать чужеземцев или признать их появление даром свыше. Стилгар берёт на себя ответственность за Пола, и его с Джессикой оставляют в городе.

Пол беседует с матерью о том, что делать дальше. Самый очевидный путь – поддержать веру в него и, получив в своё распоряжение воинов, свершить месть. Джессика отвечает, что герцог Лето был против мести. Под воздействием Специи, содержащейся в местной пище, Пол тут же видит прах и портрет отца, которым поклоняются фримэны. Это фрагмент из будущего – знак, что месть может зайти очень далеко и стать элементом культа.

Фрэмэны хоронят Джамиса. Они откачивают воду из его тела с помощью устройства под названием дистиллятор. Мы видим набор так называемых водяных колец – металлических жетонов, необходимых для обозначения количества воды, принадлежавших человеку. Саму воду убитого сливают в резервуар. Стилгар говорит Джессике, что водой из резервуара никто из фримэнов не воспользуется, даже если будет испытывать смертельную жажду. Она вместе с водой из многих других подобных резервуаров понадобится для воссоздания зелёного рая на Арракисе, когда им удастся изгнать врагов.

Понимая, сколько людей отдали жизни за эту воду, Джессика роняет слезу, за что Стилгар тут же её укоряет. Мужчина объясняет: она как представительница Бене Гессерит должна понимать пророчества. И согласно одному из них, мать Лисан Аль-Гаиба станет Преподобной Матерью. Такой титул используют как Бене Гессерит, так и фримэны. Те и другие наделяют им тех женщин, что смогли принять и преобразовать яд-наркотик, получить с помощью него просветление и выйти на новый уровень восприятия реальности. Действующая же Преподобная Мать умирает. Джессика должна её сменить. Поскольку женщине не дают никакого выбора, она соглашается.

Ребекка Фергюсон
В роли леди Джессики снялась Ребекка Фергюсон. Кадр из фильма.

Джессика боится предстоящего ритуала, ведь воспоминания всех Преподобных Матерей, что были до неё, передадутся ей. Так что придётся испытать боль и страдания, испытанные на протяжении многих столетий. Это опасно для женщин и смертельно для мужчин.

На ритуале Джессике дают выпить жидкость синего цвета, называемого Водой Жизни – тот самый яд-наркотик. Женщина успешно проходит ритуал, преобразовывая вещество внутри себя. Глаза её становятся синими. Бывшая Преподобная Мать тут же умирает. Перед смертью она произносит: «Что же мы наделали! Она беременна!». Речь о Джессике –   внутри неё плод. И будущему ребёнку во время ритуала передались вековые знания, а вместе с ними боль и страдания, которые даже взрослому чрезвычайно трудно выдержать.

Девушка Чани, с которой уже немного сдружился Пол, находилась, как и он, за пределами пещеры, в которой проходил ритуал. Она вместе со своей подругой Шишакли высказывает свой скепсис: нет никаких пророков и исполняющихся пророчеств – есть лишь слепая людская вера. Представители южных племён, к которым относится Стилгар, – преимущественно ярые фанатики, фундаменталисты. Чани и Шишакли – наоборот, из северных племён. Пол поддерживает их: он – вовсе не пророк, а его мать с детства учили преобразовывать яды, поэтому она выдержала испытание. Стилгар с остальными южанами принимают эту реплику как выражение величайшей скромности Лисан Аль-Гаиба.

Пришедшая в себя Джессика рассказывает сыну, что её дочь в чреве уже говорит с ней. Нерождённый ребёнок называет Пола будущим Квизац Хадерачем, который должен указать всем путь. Но для того, чтобы им стать, придётся также выпить Воду Жизни.

амфитеатр
Кадр из фильма.

Фримэны отправляют Пола в пустыню учиться навыкам выживания. В этом ему втайне от остальных помогает Чани.

Дочь в чреве Джессики продолжает говорить с ней, призывая обратить всех неверующих в фанатиков.

Небольшой скачок во времени. Мы видим, что Пол уже многому научился. Теперь он наравне с Чани и другими фримэнами совершает успешные диверсии на Краулерах – комбайн-фабриках Харконненов по добыче Специи. Фримэны решают, что теперь Пол достоин стать федайкиным – уважаемым воином-смертником. Они дают ему имя Усул, которое означает «основание колонны». Второе своё имя Пол должен выбрать сам, и он выбирает: Муаддиб. Так фримэны называют мышь, которая обладает удивительной живучестью в условиях безжалостной пустыни, а значит – великой мудростью. Также Муаддиб называют созвездие, что указывает людям путь.

Оставшись с Полом наедине, Чани называет его по имени. Также она произносит и своё второе имя: Сихайя. Оно означает «весна пустыни», а также имеет религиозное значение: «грядущий зелёный рай».

Успешные диверсии фримэнов продолжаются. Вести о них доходят и до барона Владимира Харконнена. Он приказывает Раббану укрепить власть на Арракисе. В противном случае планету заберёт в свои руки Император, и Харконнены будут посрамлены.

Полу вновь приходят видения. В них, следуя за некой смутной фигурой, он провоцирует новую Священную Войну – Джихад. Вследствие этого погибают миллионы людей.

Пол проходит очередное испытание. С помощью колотушки, поставленной в барабанные пески (благодаря высокой плотности они отзываются на удар громким звуком) он вызывает гигантского червя, которого фримэны именуют Шай Хулуд (Старик пустыни). Затем с помощью приспособлений, называемых крюками, он запрыгивает на него и начинает им управлять. Техника такова: крюками человек цепляется за пластины, закрывающие дыхательные отверстия монстра. Инстинктивно Шай Хулуд поворачивается так, чтобы песок в них не попадал, и совершая таким образом поворот в нужную сторону: влево или вправо.

Флоренс Пью
Флоренс Пью снялась в роли принцессы Ирулан Коррино. Кадр из фильма.

Пройдя это испытание, Пол окончательно становится своим среди фримэнов. И так свершается очередное пророчество: «Шай Хулуд подчинится мальчику из внешнего мира». Об этом сообщают Преподобной Матери – Джессике. Её внешний вид изменился: лицо теперь покрыто ритуальными татуировками. И поведение уже не напоминает прежнюю Джессику. Теперь это правительница, осознающая свою власть и пользующаяся ею. Она уже обратила в свою веру многих северян и готова отправляться на юг, где её ждут миллионы фундаменталистов. Там же Пол должен будет стать Хвизац Хадерачем.

Пол и Чани становятся близки. Парень клянётся девушке, что будет с ней навсегда до самой смерти. Девушка обеспокоена. Она понимает, что превращение Пола в объект всеобщего поклонения сулит большие проблемы: новоявленный пророк может не выдержать бремя свалившейся на него власти. А Бене Гессерит Джессика только подливает масла в огонь – укрепляет веру в то, что Пол является Лисан Аль-Гаибом.

Джессика, как и хотела, собирается на юг к фундаменталистам. Пол остаётся защищать фримэнов на севере. Пока он колеблется – не считает себя Лисан Аль-Гаибом: он хороший федайкин, борящийся за свободу людей пустыни, но не более. Пол считает, что действия Джессики не сулят ничего хорошего: фримэнов должен возглавить фримэн. Его же всеобъемлющая власть, направленная не только на Арракис, но и на другие планеты, повлечёт массовое кровопролитие. Теперь Пол осознаёт разгадку одного из своих видений: смутная фигура, ведущая его и остальных к Священной Войне – это его мать Джессика.

Фримэны уничтожают целый склад пряностей на Арракеене и множество воинов Харконненов. Полу даже удаётся сразиться с самим Раббаном, но тот спасается бегством на летательном аппарате – орнитоптере.

Леа Сейду
Леа Сейду в роли Леди Марго Фенринг. Кадр из фильма.

Император узнаёт о том, что у фримэнов появился великий лидер – Муаддиб. Правда, о том, что это Пол, ему пока неизвестно. А вот его дочь догадывается, но по велению Бене Гессерит не сообщает об этом. Ведь стоит Великим Домам узнать правду о том, что именно с подачи Императора подлые Харконнены свергли уважаемых всеми благородных Атрейдесов, он потеряет трон. Шаддам советуется с дочерью. Ирулан говорит, что направлять к Муаддибу убийц не стоит. Ведь мёртвый пророк обретёт в глазах верующих лишь ещё большую силу – фримэны станут могущественнее. Нужно поддержать конфликт, чтобы он перерос в войну. Тогда Император станет для всех спасителем, приносящим мир.

Бене Гессерит планируют сделать очередной фигурой на политической «шахматной доске» младшего племянника барона Владимира Харконнена – Фейд Рауту. Зрителя тут же знакомят с ним, показывая его жестокость: он убивает одних своих девушек-слуг и скармливает их другим. Также нам показывают, как пленным представителям Дома Атрейдесов насильно вкалывают наркотическое вещество. Эти люди должны стать гладиаторами в бою против Фейд Рауты. Наркотик поможет ослабить их тело и дух. Однако одному из них, лейтенанту Ланвилю из ближайшего окружения герцога Лето, наркотик не вводят. Это произошло по инициативе Владимира Харконнена. Он решил испытать племянника: если тот победит – покажет себя в глазах толпы настоящим героем.

Так и происходит. На арене, убив остальных соперников, перед боем с лейтенантом Ланвилем Фейд Раута снимает защитное поле со своих доспехов (его наличие стопроцентной гарантии выживания также не даёт, поскольку на медленной скорости острое лезвие может через него пройти). А во время боя он отказывается от помощи слуг, стоящих по периметру арены в зловещих одеждах. В финале напряжённой схватки племянник барона одерживает верх. Всё действо происходит в чёрно-белом цвете из-за тусклого умирающего солнца, освещающего планету Харконненов – Гьеди Прайм.

Хавьер Бардем
Роль Стилгара исполнил Хавьер Бардем. Кадр из фильма.

Владимир Харконнен назначает Фейд Рауту правителем Арракиса вместо Раббана. Он даже хочет сделать племянника Императором путём интриг – после раскрытия предательства Шаддама Четвёртого.

Одна из Бене Гессерит леди Марго Фенринг соблазняет Фейд Рауту, зачиная от него ребёнка – часть экспериментов ордена, направленных на создание Квизац Хадерача. Перед этим она подвергает мужчину испытанию болью, знакомому нам по первой части фильма. Вероятно, испытание Фейд Раута проходит легко, ведь он любит боль. Бене Гессерит, совещаясь, приходят к выводу, что в случае восхождения на трон его будет достаточно просто контролировать. Рычаги управления им: желание и унижение.

На Арракисе в ходе совершения очередной диверсии Пол сталкивается со своим давним наставником – Гурни Халлеком. Он с подельниками теперь занимается добычей и контрабандой Специи. Гурни сдаётся фримэнам и присоединяется к ним в их борьбе. В беседе Пола с бывшим наставником повторяется спор, произошедший между ним и матерью. Гурни считает, что нужно взять миллионы фундаменталистов с юга и сражаться, а Пол боится большой крови и пока что противится своему «предназначению». Мужчина раскрывает важный секрет: он знает где хранится фамильное ядерное оружие семьи Атрейдес. Теперь Пол понимает: он может уничтожить всю Специю на планете, а «владеет чем-то только тот, кто может это уничтожить». Чани не в восторге – её возлюбленный постепенно превращается в объект страха и поклонения.

Принцесса Ирулан делает запись, датированную 10191 годом от основания Космической Гильдии. Она резюмирует: благодаря работе, проведённой ранее на Арракисе Бене Гессерит, Преподобной Матери удалось достаточно быстро привлечь на свою сторону большую часть южных племён и посеять уверенность в пришествии Лисан Аль-Гаиба. Всё идёт к эскалации войны.

соревнование
Кадр из фильма.

Джессике показывают, как добывается Вода Жизни: выловленного небольшого червя топят в воде и откачивают из него образующуюся в результате этого синюю жидкость. Она говорит, что вскоре сюда придёт мужчина (конечно же, Пол) и попросит испить Воду Жизни и что ему, несмотря на смертельную опасность такого ритуала, не стоит отказывать. Свой приказ Преподобная Мать подкрепляет с помощью Голоса – ментальной способности подчинять другого своей воле.

Полу приходит очередное видение: он держит на руках Чани с обожжённым лицом. Придя в себя, он видит, как наяву Харконнены бомбят мирных жителей города фримэнов. Это дело рук Фейд Рауты. Он только что, сместив Раббана, начал более активные боевые действия. Становится ясно: Полу нужно двигаться на юг. Стилгар говорит ещё об одной необходимости: в соответствии с обычаем фримэнов для того, чтобы стать вожаком Полу нужно будет убить в поединке предыдущего – самого Стилгара.

Не желая повиноваться пророчеству и начинать настоящую войну, Пол в отчаянии обращается к погибшему от его рук Джамису. Тот в видении отвечает: хороший охотник должен видеть так далеко, насколько это возможно. Это означает только одно: придётся испить Воду Жизни, чтобы узреть объёмную картину прошлого, настоящего и многочисленные варианты будущего.

Фейд Раута захватывает покинутый фримэнами Сиетч Табр. Его воины ловят Шишакли. Фейд Раута убивает девушку.

Верхом на червях, минуя многокилометровые песчаные бури, Пол и его отряды отправляются на юг, к фундаменталистам. Как и хотела Преподобная мать Джессика, он испивает Воду Жизни. После этого Пол надолго погружается в кому. В видении его встречает уже взрослая сестра – Алия.

Остин Батлер
Остин Батлер в роли Фейд-Раута, Леа Сейду в роли Леди Марго Фенринг. Кадр из фильма.

Согласно пророчеству фримэнов Лисан Аль-Гаиб должен восстать из мёртвых со слезами весны пустыни – то есть Чани Сихайи. Так что девушка роняет слезу и вместе с каплей Воды Жизни наносит влагу на губы возлюбленного. Пол пробуждается. Со смесью радости и гнева Чани отвешивает ему пощёчину.

Теперь Пол действительно видит более полную картину со многими вариантами будущего и знает, что нужно делать. Он увидел ещё кое-что: Джессика – дочь Владимира Харконнена. До испития Воды Жизни она и сама этого не знала. Неудивительно, ведь Джессика – тоже часть цепи генетической линии, которую воплощают Бене Гессерит для создания Квизац Хадерача.

Применяя Голос, Пол произносит речь перед фримэнами-южанами. Теперь он сам провозглашает себя Лисан Аль-Гаибом. Более того, он осмеливается нарушить древнюю традицию: он не собирается убивать своих лучших воинов, чтобы стать главным. Ведь он уже главный – он уже избранный, уже пророк. Он видит людей насквозь (словно между делом Пол демонстрирует свою обретённую способность провидца). И он поведёт людей на войну за свою свободу и обретение зелёного рая. Речь производит нужный эффект.

Пол бросает вызов самому Императору, отправляя ему послание. Принцесса Ирулан убеждается в том, что и это – часть плана Бене Гессерит. С их подачи её отец руками Харконненов сверг Атрейдесов. Теперь же Бене Гессерит добились прямого противостояния Шаддама Четвёртого и Пола Атрейдеса (в том числе косвенно с помощью Джессики). Смысл всё тот же: нужно заполучить Квизац Хадерача. Конечно, если Пол и правда им является.

Пол собрал армию. В ней и Чани, которая хоть и недовольна новой ипостасью своего возлюбленного, но всё же по-прежнему готова сражаться за свой народ. Харконнены отправляют сообщение всем Великим Домам о том, что Арракис под угрозой нападения – а значит под угрозой будущее всего мира.

На Арракис прибывает и Шаддам Четвёртый с Принцессой Ирулан. Император уличает Харконненов в их недальновидности: они до сих пор считают, что на юге Арракиса жизни нет, и не знают, кто такой Муаддиб. Один из воинов Императора, сардаукаров, демонстративно отрезают импланты Владимира, с помощью которых он передвигался.

противостояние на кинжалах
Кадр из фильма.

С помощью фамильного ядерного оружия, гигантских червей и отвлекающего манёвра в виде песчаной бури армия фримэнов во главе с Полом одерживает победу над Харконненами и сардаукарами.

Пол предстаёт перед своими пленниками. Вскоре всем станет ясно: он и есть Муаддиб, Лисан Аль-Гаиб. Но прежде всего Пол свершает месть, убивая Владимира Харконнена. Гурни Халлек тоже мстит, убивая Раббана.

В то время как корабли Великих Домов нависли над Арракисом Пол начал решать судьбу пленников. Перед этим парень ещё раз даёт Чани обещание любить её до конца жизни.

Пол отправляет предупреждение Великим Домам: если они нападут, его войска уничтожат поля Специи. Императору же герой ставит следующее условие: он возьмёт в жёны его дочь Принцессу Ирулан, вместе с которой станет править Империей, если победит на дуэли. Шаддаму не остаётся ничего иного кроме как согласиться. В качестве бойца Императора вызывается Фейд Раута. Произнеся ритуальную фразу фримэнов «Да треснет твой нож и расколется», воины вступают в бой. Получив ранение, с трудом Пол побеждает Фейд Рауту.

Джессика обменивается телепатическими сообщениями со своей прежней наставницей из Бене Гессерит Гайей Еленой Мохийям. Преподобная Мать фримэнов торжествует: да, Бене Гессерит удалось создать Гвизац Хадерача в лице Пола. Он теперь во истину человек со способностями бога. Но он настолько силён, что не подконтролен Бене Гессерит А значит, эксперимент, длившийся столетиями, пошёл насмарку.

Император преклоняет колено и отдаёт свою дочь Полу в жёны.

Приходит сообщение от Великих Домов: они отказываются признать власть Лисан Аль-Гаиба. А значит Великая Война неизбежна. И действительно, мы видим как корабли с воинами Пола садятся в корабли. Джессика говорит Алии в своём чреве: «Твой брат напал на Великие Дома. Да начнётся Священная Война!»

В самой концовке фильма «Дюна: Часть вторая» мы наблюдаем за расстроенной Чани. Она больше не носит синюю повязку – знак верности своему возлюбленному. Пол выбрал другую. Теперь Чани сама по себе. С помощью колотушки она вызывает Шай Хулуда и собирается отправиться в путь.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Дюна: Часть вторая» немного отличается от смысла концовки оригинального романа. В книге всё также заканчивается победой Пола. И ей также знаменуется начало Великой Войны – нового межгалактического Джихада. Однако есть важная деталь: Чани в романе приняла необходимое политическое решение Пола взять в жёны Ирулан. Тем более, что возлюбленный Сихайи пообещал, что у него никогда не будет близости с Принцессой: Пол всё также будет верен Чани. Она будет его фактической, настоящей женой.

В фильме, в отличие от книги, для персонажа Чани создано сразу несколько конфликтов. Во-первых, она не принимает Пола как Лисан Аль-Гаиба, становление его как властного лидера. Во-вторых, не приниает Джессику в качестве Преподобной Матери. В-третьих, она в принципе не разделяет верования фримэнов-южан. В четвёртых, она против необходимого при действующем феодальном строе решения Пола жениться на Принцессе.

И, с одной стороны, это можно списать на потребность принимать во внимание современную западную феминистическую повестку. С другой стороны, это интересный сценарный ход, весьма ожививший взаимодействие Чани и сделавший её полноценным персонажем, а не просто верной спутницей Пола.

Вряд ли здесь требуется более подробное объяснение концовки, ведь мы всё узнаем в третьей части фильма. Возможно, там Чани вернётся к Полу. Но возможно будет и противостоять ему. Не исключено, что оба будут находиться по разные стороны – светлую и тёмную.

чудовище из песков
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Как и книга Фрэнка Герберта, фильм «Дюна: Часть вторая» представляет собой размышления о природе и назначении власти в фантастических декорациях. Мы наблюдаем прежде всего за главным героем и его матерью. Оба меняются, сначала не принимая бремя власти, а затем, наоборот, взяв его полностью на себя.

Так, Пол вначале отказывается от звания пророка, но обстоятельства вынуждают его взять на себя управление миллионами страждущих. А увидев различные варианты будущего, он понимает: победить можно только взяв на себя ответственность за людские жизни и подвергнув их большой опасности. И всё же он надеется провести своих людей по «узкой тропе», избежав масштабного кровопролития.

Джессика же, приняв память предыдущих Преподобных матерей, стала абсолютно другой личностью. Жизни людей, даже собственного сына, для неё не так значимы, как создание из него подобия бога – Квизац Хадерача. Только вот проблема в том, что полного контроля над таким полубогом не имеет ни она, ни кто-либо из Бене Гессерит.

Если говорить о серии романов Фрэнка Герберта «Дюна», её суть можно свести к следующей идее: «Власть стремится породить ещё большую власть, но рождённая большая власть уничтожает её саму». Примерно такова же суть фильма «Дюна: Часть вторая».

Конечно, во всей вселенной «Дюны» достаточно скрытого смысла, который при желании легко отыскать. Созданный Фрэнком Гербертом мир – это дикий коктейль из различных культур разных реальных исторических периодов человечества. Только здесь можно собрать несчётное количество отсылок. Таковы все по-настоящему эпические полотна: они многослойны и открыты для различных трактовок.

народность и их культура
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Потрясающий!
83.87%
Слабее, чем первая "Дюна".
6.45%
Разочаровал.
3.23%
Своя версия (напишу в комментариях).
6.45%
Проголосовало: 31

Похожие фильмы

  • «Дюна» (США, Мексика, 1984): первая экранизация великого романа от Дэвида Линча;
  • «Аватар» (США, 2009): эпическая фантастика Джеймса Кэмерона;
  • «Хроники Риддика» (США, 2004): фантастическая сага с интересным миром, совмещающим в себе высокие технологии и пережитки далёкого прошлого;
  • «Бегущий по лезвию 2049» (США, Испания, Великобритания, Канада, 2017): один из лучших фильмов Дени Вильнёва.
  • «Гладиатор» (США, Мальта, Морокко, Великобритания, 2000): исторический эпик Риддли Скотта.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.