Экзорцизм, цена успеха, доверчивость и другие смыслы фильма «Полночь с дьяволом»

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Австралия, ОАЭ, США

Жанр: ужасы, мистика, сатира, мокьюментари

Год производства: 2023

Режиссёр: Кэмерон и Колин Кернс

Актёры: Давид Дастмалчян, Иэн Блисс, Лора Гордон, Рис Отери, Ингрид Торелли

Австралийским кинематографистам снова удалось удивить искушённого зрителя. На этот раз хоррор смешали с ностальгической сатирой, стилизованной под американское телешоу семидесятых годов прошлого века. Однако концовка фильма «Полночь с дьяволом» («Late Night with the Devil»), ставшего результатом такого эксперимента, как будто сделана совершенно в ином, сюрреалистическом, ключе. Попробуем разгадать её смысл, разобраться в содержании картины и ответить на возникшие по ходу просмотра вопросы.

О чём фильм

Сделаем разбор сюжета фильма «Полночь с дьяволом», сакцентировав внимание на деталях, которые могли показаться непонятными.

Действие картины происходит в семидесятые годы двадцатого века. США погружены в энергетический кризис и растущие беспорядки. Позиции христианства планомерно рушатся, а телевидение набирает обороты, заменяя речи пасторов на монологи ведущих.

Давид Дастмалчян в роли ведущего
Давид Дастмалчян в роли ведущего ток-шоу.

Одним из таких ведущих является Джек Делрой. Его детище – вечернее ток-шоу «Ночные совы». Джек методично добивается популярности, хотя и уступает более именитым конкурентам, в частности шоу Джонни Карсона. Таблоиды отмечают, что Джека поддерживает Мадлен, его жена и актриса. Помимо этого от внимания журналистов не ускользает причастность телеведущего к «Роще» – закрытому мужскому клубу, куда входят влиятельные люди. Собрания «Рощи» проходят в лесах Калифорнии. Сама организация напоминает некую вариацию сатанинского культа. Злые языки поговаривают, что именно причастность телеведущего к «Роще» позволило его шоу продержаться на телевидении достаточно долго.

Постоянно находясь в тени Карсона, Джек за несколько лет зарабатывает репутацию телевизионного неудачника. Ситуация ухудшается, когда его жене Мадлен диагностирует рак лёгких в последней стадии. Перед самой смертью она появляется в качестве специального гостя в «Ночных совах». Убитый горем Джек пропадает с экранов, но спустя месяц возвращается. Шоу продолжает терять рейтинги, продюсеры нервничают. До конца контракта с телеканалом осталось всего ничего.

Джеку приходит идея, как вернуть рейтинги. В 1977 году в ночь на Хэллоуин он решает снять специальный эпизод. Сам фильм «Полночь с дьяволом» якобы смонтирован из записи той передачи и закулисных съёмок.

Первым гостем этого шоу оказывается экстрасенс Кристоу. Он начинает свое представление: закрывает глаза и улавливает сигналы, задавая публике наводящие вопросы. Один из зрителей откликается, но ради комичного эффекта. Его жена, голос которой якобы слышит Кристоу, на самом деле не умерла, а ушла к другому. Кристоу продолжает перечислять имена и давать описания умерших в надежде угадать хоть что-то. Он подходит к двум дамам в переднем ряду. Кристоу упоминает некоего Эдди, который был их родственником, сыном и братом, и который покончил с собой. Экстрасенс утешает мать, якобы передавая послание от сына, упоминая при этом любимую игрушку Эдди для пущей достоверности.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Джек хочет сделать паузу, но в этот момент Кристоу внезапно корёжит от боли – другой дух вышел на связь, некая Минни. Глаза экстрасенса закатываются. Он говорит, что видит неженатого мужчину с обручальным кольцом. Внезапно свет начинает моргать, напряжение Кристоу спадает. Джек объявляет паузу. На паузе продюсер по имени Лео отводит ведущего за кулисы. Он предупреждает, что среди гостей есть важная персона, ответственная за эфирную сетку.

Передача продолжается. Джек приглашает в студию Кармайкла, бывшего фокусника, переквалифицировавшегося в разоблачителя шарлатанов. Он предлагает денежное вознаграждение в размере ста тысяч долларов тому, кто сможет убедительно доказать существование паранормальных явлений или продемонстрировать сверхъестественные способности. Несмотря на множество желающих получить эти деньги, Кармайкл еще ни одного чека не выписал. Эксперт полагает, что Кристоу тоже шарлатан. Ведь тот пользуется методом перебора, называя имена наугад, прежде чем кто-то из зрителей услышит знакомое и отзовется.

Оскорблённый экстрасенс выплёскивает Кармайклу в лицо воду и хочет покинуть студию. Но ведущий объявляет, что последнее обращение медиума предназначалось ему. Ведь Минни – это личное прозвище его почившей жены, а сам он – вдовец, неженатый мужчина с обручальным кольцом. Кармайкл предлагает экстрасенсу полмиллиона долларов, если тот сможет вызвать дух Мадлен, но Кристоу внезапно падает и начинает изрыгать некую чёрную жижу.

Джек объявляет паузу, во время которой Кармайкл обвиняет его в сговоре с экстрасенсом и просит взять с собой на собрание «Рощи», чтобы лично узреть таинственных сектантов. Кристоу отправляют на скорую в больницу.

Шоу продолжается. Джек представляет вниманию публики ролик, в котором рассказывается о сектантах, поклоняющихся демону Абраксасу и якобы практикующих человеческие жертвоприношения. Когда сатанистами и их ритуалами заинтересовалась ФБР, они вместо того чтобы сдаться подожгли себя, устроив пожар. Единственной выжившей в нём стала пленница культа девочка по имени Лилли. Доктор парапсихологии Джун несколько лет изучала её. Обе стали новыми гостями «Ночных сов».

Экзорцизм, цена успеха, доверчивость и другие смыслы фильма «Полночь с дьяволом»
Ингрид Торелли в роли Лилли.

В эфире девочка выражает соболезнования по поводу кончины жены Джека и говорит, что он скоро станет очень знаменитым. Во время рекламной паузы Джун предупреждает ведущего, что ситуация выходит из-под контроля: Лилли становится непредсказуемой. Доктор рассказывает, что накануне девочка впала в транс и повторяла имя Джека, будто что-то вспоминая. После этого продюсер признается, что Кристоу умер по пути в больницу. Кармайкл беседует с двумя женщинами из первого ряда. Они рассказывают, что перед съемками заполняли анкеты и отвечали на множество вопросов, откуда экстрасенс мог почерпнуть нужную информацию.

Эфир возобновляется. Доктор Джун рассказывает о парапсихологии, изучающей феномены, которые традиционно наука объяснить не может: телепатию, телекинез, одержимость демонами  – «психическое заражение». Она полагает, что Лилли как раз подвержена такому заражению и изучает девочку, чтобы лучше понять это явление. На столике перед гостями расположены артефакты и ритуальные принадлежности, изъятые из дома сектантов. Кармайкл берет жертвенный кинжал, и внезапно тот тянется к его горлу. Но это, оказывается, розыгрыш фокусника, который полагает, что демон Абраксас – настоящая предтеча шоуменов. Недаром его имя стало основой для самого популярного заклинания – «Абракадабра».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Джек расспрашивает Лилли о засевшем внутри демоне, когда внезапно звучит инструмент терминвокс, с которым зрителей познакомили в начале программы. Соведущий Джека Гасс пытается его выключить, но получает разряд тока. Следом один за другим лопаются стаканчики на столике, пугая гостей. И только опытный Карлмайкл выдергивает шнур из усилителя, прерывая паранормальное представление. Он говорит, что всё это трюк, сделанный благодаря знанию законов физики. Но Лилли возражает, что случившееся – дело рук демона. Джек просит девочку пригласить демона на шоу. Доктор Джун против этой затеи, но зритель, ведущий и сама Лилли просят разрешения. Поддавшись давлению масс, Джун нехотя соглашается.

Перед сеансом шоу уходит на паузу. Недовольная Джун обвиняет ведущего в манипуляции. Гасс, узнавший о смерти первого гостя, тоже не слишком рад такому повороту. Технический персонал напуган случившимся, но Джек велит помощнику держать себя в руках.

Шоу возвращается в эфир. Доктор Джун, привязав руки Лилли к подлокотникам кресла, даёт объяснение смысла этих мер предосторожности: может произойти всякое. Затем она беседует с девочкой, погружая ту в транс. Лилли опускает голову, закрывая лицо волосами. Джун просит демона поговорить с ней, после чего девочка дергается на стуле. Когда Лилли поднимает голову, ее лицо принимает демонический облик.

 

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Демон через неё обращается к Джеку, как к старому знакомому. По его словам, они познакомились среди высоких деревьев. Затем девочка начинает говорить гадости про его мертвую жену, намекая, что доктор Джун, будучи любовницей Джека, заняла ее место.

Когда девочка переключается на нецензурную лексику, игнорируя просьбы парапсихолога вернуть личность Лилли, женщина дает ей пощечину. Однако это не помогает. Прикинувшись девочкой, демон пытается ее укусить. Джун пытается изгнать демона артефактом и заклинанием, но не получается. Осветительные приборы начинают искрить, а кресло Лилли поднимается в воздух. Девочка кричит, после чего опускается на пол, и демон в конце концов оставляет ее.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Лилли просит прощения за случившееся. Джун утешает её, пока обескураженный Джек обращается к зрителям. И только Кармайкл демонстрирует скепсис. Согласно его трактовке, произошедшее событие является подстроенным трюком ради рейтингов. Джек прерывает его обличительную речь, объявляя рекламу.

За кадром фокусник-разоблачитель выражает недовольство, но ведущий сосредоточен на парапсихологе и девочке. Он предлагает Джун место в регулярной рубрике, но та обеспокоена словами демона о высоких деревьях. Гасс говорит продюсеру, что в студии творится настоящее колдовство, но тот велит просто делать свою работу. Недовольный мужчина говорит Кармайклу, что экстрасенс умер по дороге со студии.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Лео сообщает Джеку, что выпуск бьет все рейтинги и утром их ждут на большом совещании, чтобы предложить новый выгодный контракт. Ведущий не может скрыть радости, но кое-что его беспокоит: демон через Лилли каким-то образом точно скопировал голос его покойной жены. Продюсер просит Джека взять себя в руки – на кону стоит его карьера.

После паузы герой продолжает шоу извинениями за шокирующее зрелище. Ведущий даёт слово Лилли, чтобы та объяснила, как себя чувствует во время одержимости. Кармайкл подвергает её слова сомнениям, равно как и психическое здоровье. Реплики фокусника оскорбляют доктора Джун, которая и так прекрасно знает, что психика девочки с раннего детства расшатана сатанинскими ритуалами и нездоровой атмосферой.

Даже Джек для подогрева интереса обвиняет Кармайкла, что тот просто придирается к девочке, не желая платить обещанное вознаграждение.  Чтобы подкрепить свои слова наглядным доказательством, фокусник назначает Гасса помощником и просит присесть напротив. Кармайкл достает часы. Он переключает циферблат на кружащуюся спираль, при помощи которой вводит Гасса и зрителей в состояние гипноза.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Добившись нужного эффекта, Карлмайкл заводит разговор о червях. У Гасса к ним стойкое отвращение, граничащее с фобией. Фокусник напоминает, что соведущий находится в трансе, и щелкает пальцами, заставляя того замереть. Кармайкл уточняет у него, чувствует ли тот разницу со своим обычным состоянием. Гасс говорит, что нет разницы, после чего ему становится жарко, и он снимает с себя пиджак.  Кармайкл акцентирует внимание на порезе на его шее, откуда газ извлекает дождевого червя. Паникующий от страха соведущий расстёгивает рубашку и разрывает живот. Из раны высыпаются другие черви, что видят все присутствующие в студии и зрители.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Кармайкл щелчком пальца хочет вывести Гасса из транса, но у него ничего не получается, даже когда у того из глаза вылупляется огромный червь. И всё-таки Кармайкл прерывает сеанс гипноза. Гасс спрашивает, когда они начнут сеанс, и вдруг замечает расстегнутую рубашку – он ничего не помнит о случившемся. Джек спрашивает, что сейчас произошло. Фокусник с нескрываемым самодовольством даёт разгадку произошедшему: он сделал то же, что доктор Джун – загипнотизировал присутствующих, чтобы показать им невозможное. По просьбе ведущего на экране крутят запись случившегося. Бездушная аппаратура не так внушаема, поэтому зафиксировала все, как есть. Кармайкл словами описывает все, что зрители только что видели. Джек интересуется у зрителей в зале, кто еще не поддался гипнозу. Таких насчитывается всего пара человек.

Кадр из фильма.
Лора Гордон в роли парапсихолога Джун Росс-Митчелл.

Однако доктор Джун настаивает, что она никого не гипнотизировала. Лилли предлагает в качестве доказательства посмотреть повтор с эпизодом её одержимости, ведь камеры не могут лгать. Пока пленку перематывают Джек предлагает девочке и парапсихологу заглянуть к ним на следующий выпуск, но Джун отказывается и хочет уйти. Лилли умоляет ее остаться. Запись показывает то же, что видели люди. Кармайкл подозревает, что пленку подделали.

Заметив что-то на экране, ведущий просит пустить запись покадрово и на одном из кадров видит возле себя призрак жены. Фокусник тут же обвиняет ошарашенного Джека, что он всё подстроил. Девочку начинает трясти, в студии гаснет свет. Когда лампы зажигаются, Лилли стоит на ногах. Из её рук извергаются молнии, бьющие по экранам. Голова девочки раскалывается надвое.

Гасс хватается за нательный крестик, но по велению демона его голова сворачивается и он падает замертво. Джун пытается утихомирить девочку, но та подвешивает ее на цепочке от медальона, перерезая горло. Кармайкл падает на колени и клянется верно служить, после чего протягивает обещанный чек на полмиллиона. Демон сжигает сперва чек, а затем самого фокусника. Продюсер уводит Джека за кулисы, когда демон запускает очередной разряд.

В финале Джек внезапно вновь оказывается на своем шоу. Он перемещается между искажёнными вариантами старых выпусков программы словно между эпизодами ночного кошмара. Джек пытается найти выход и не понимает, что происходит. Наконец появляются члены таинственного культа «Роща», благодаря которым герой стал популярным ведущим. На церемонии посвящения он бьёт из чаши, после чего оказывается возле постели умирающей от болезни жены.

Её жизнь стала платой за его успех. Минни просит избавить её от мучений. Джек берёт нож и втыкает ей в грудь. В этот момент наваждение спадает, и ведущий обнаруживает себя в студии рядом с трупом Лилли, которую сам же и зарезал под объективами камер. Вокруг лежат трупы остальных участников шоу, Камера медленно отъезжает, показывая безлюдную студию, пока вдалеке слышатся приближающиеся полицейские сирены. Трансляция заканчивается.

Смысл фильма

В чём суть фильма «Полночь с  дьяволом»? Прежде всего это ностальгический киноаттракцион. Почитатели американского телевидения семидесятых найдут в нём множество отсылок к реальным эфирам прошлого и вообще к поп-культуре того времени, включая оккультизм и экзорцизм. Последний, кстати, стал популярен во многом благодаря книге и фильму «Изгоняющий дьявола» (соответственно 1971 и 1973 гг.), который «Полночь с дьяволом» прямо цитирует. Для нашего зрителя многое тоже будет знакомым благодаря отечественным адаптациям американского жанра вечернего разговорного шоу, самым успешным из которых является «Вечерний Ургант».

Во вторую очередь «Полночь с дьяволом» – это высказывание на тему цены успеха. Фильм задаёт вопросы: «Можно ли на алтарь успеха возлагать жизнь близкого человека?» (как поступил Джек с женой), «Можно ли ради успеха лгать и обманывать?» (авторы дают понять: изначально шоу – спектакль для доверчивых зрителей и в конечном итоге служит лишь обогащению).

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

К сожалению, именно морализаторская часть, сконцентрированная в концовке, как будто искусственно оказалась «пришита» к сюжету и похожа на показанную ни к месту артхаусную короткометражную ленту с далеко не очевидным и скрытым смыслом.

Объяснение концовки

Итак, после того как дьявол окончательно завладел телом Лилли и устроил погром в студии, Джек погрузился в перемешанные с кошмаром воспоминания. Всё чтобы герой понял: его сделка, совершённая с представителями «Рощи», не прошла бесследно. Это была по сути сделка с дьяволом. Смысл в том, что Джек обменял жизнь жены на успех. Судя по виду героя в финале, он сам до конца не понимал, что делает. Он был ослеплён погоней за славой и деньгами, не гнушался обманом (фейки для доверчивых зрителей) и предательством (измена с Джун). И вот результат.

Авторы определённо не желали давать зрителям чёткого объяснения концовки. Совершенно не ясно, что реально, а что нет. Был ли дьявол на самом деле или это метафора обмана и предательства? Произошло ли показанное на самом деле или всё это рефлексия в голове у Джека? Герой на самом деле убил участников шоу или это сделал дьявол или это, опять же, метафора? Получается, что каждый волен трактовать смысл концовки фильма «Полночь с дьяволом» как он считает нужным. Но по большому счёту это не важно: аттракцион удался, мораль более или менее ясна, финал вышел эффектным.

Основан ли фильм на реальных событиях

Нет. «Полночь с дьяволом» снята частично в жанре «мокьюментари», то есть в жанре фальшивого документального кино. Хотя разумеется, эпизоды с приглашением оккультистов и якобы одержимых на реальном телевидении были неоднократно и продолжают сниматься сейчас.

Ваше мнение: что произошло в финале?
Джек сошел с ума и убил участников шоу.
21.05%
Участников шоу убил дьявол руками Джека.
47.37%
Убийств вообще не было - это галлюцинация Джека.
26.32%
Какая разница? Лучше объясните, как это теперь развидеть.
5.26%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 19

Похожие фильмы

«Час дьявола» (США, 2019): на фальшивом сеансе экзорцизма в девушку вселяется настоящий демон;

«Очень странные дела» (США, с 2016): сериал с изрядной долей ностальгии по восьмидесятым и фильмам ужасов той поры;

«Затащи меня в ад» (США, 2009): девушка борется с наложенным на неё проклятием – сатирический хоррор;

«Смысл жизни по Монти Пайтону» (Великобритания, 1983): классическая сатира от знаменитой британской труппы, в некоторых эпизодах граничащая с хоррором;

«Зловещие мертвецы» (США, 1981): первая часть знаменитой франшизы комедии ужасов.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.