Кто и как загнал Фурио в ловушку: распутываем сюжет фильма «Господин Дьявол»

Господин Дьявол Смысл фильма

Страна: Италия

Жанр: драма, детектив, мистика, артхаус

Год производства: 2019

Режиссёр: Пупи Авати

Актёры: Филиппо Франкини, Габриэль Ло Джудиче, Лино Каполиккьо, Чезаре Кремонини

Награды и номикации: приз Итальянского национального объединения журналистов за лучший оригинальнй сценарий и номинации за лучшую режиссуру и продакшн-дизайн в 2020 году; номинация киножурнала «Сiak» на премию «Золотая хлопушка – 2020» Пупи Авати как лучшего режиссёра.

Смысл («Il signor Diavolo»), похоже, был понят и хорошо оценён в Италии, в связи с чем лента удостоилась международного проката. Однако за её пределами далеко не все нашли разгадки хитросплетений сюжета и увидели идею картины в целом. Сделаем разбор картины и постараемся ответить на возникшие вопросы.

Сюжет фильма

Во вступительной сцене мы наблюдаем, как мальчик (позже мы узнаем его имя: Эмилио) поедает младенца и ревёт словно дикий зверь.

Италия, осень 1952 года. Главному герою, молодому чиновнику Фурио Моменте поручают серьёзное задание. Он должен отправиться в Венецию, чтобы разобраться с одним загадочным делом. Согласно описанию начальника Фурио, произошло убийство: один мальчик убил другого. Убийца признался в содеянном. В своё оправдание он заявляет, что прикончил самого Дьявола.

Габриэль Ло Джудиче
Габриэль Ло Джудиче исполнил роль чиновника Фурио Моменте. Кадр из фильма.

Важность дела обусловлена угрозой репутации действующей партии власти – христианских демократов. Если станет известно, что к убийству мальчика склонили служители церкви (а именно: монашка и ризничий), это может быть истолковано общественностью как проявление мракобесия, с которым ведётся показательная борьба. В свою очередь это грозит перевесом в сторону коммунистов на предстоящих выборах в этом регионе. Влиятельной представительницей последних (хотя ранее была, наоборот, заодно с христианскими демократами) является сама мать жертвы.

Фурио передают стенограммы допросов из засекреченных материалов дела и письмо из Министерства юстиции, которое разрешается использовать только в самых крайних случаях – визит чиновника должен оставаться тайной. Герой недоумевает, почему начальство посылает именно его. Ведь он скромный работник и до сих пор не считался достойным столь ответственных заданий. Начальник говорит, что его коллеги отходят от христианской веры, а Фурио, в отличие от них, разделяет «подлинные фундаментальные ценности нашей цивилизации».

Герой навещает в приюте своего парализованного отца. Сиделка по имени Лаура улыбается Фурио и тот заключает, что девушка к нему неравнодушна. Молодые люди договариваются поддерживать связь по телефону. Лаура высказывает предположение, что отец Фурио обожал его. Однако воспоминания героя говорят о другом: мальчика запирали в тёмном чулане за малейшую провинность.

Фурио отправляется в Венецию на поезде. Свободных мест нет, и он усаживается на чемодане в проходе, чтобы иметь возможность по пути ознакомиться с материалами дела. Далее мы наблюдаем за визуализацией показаний обвиняемого – мальчика по имени Карло. Он рассказывает о своей дружбе с мальчиком по имени Паолино. Тот постоянно красовался перед девушкой по имени Лиу. Пытаясь произвести на неё впечатление, он стрелял из рогатки. По словам Паолино, девушка даже как-то раз обнажилась перед ним.

Филиппо Франкини
Роль Карло Монджорги сыграл Филиппо Франкини. Кадр из фмльма.

Вероятно, Карло уже упоминал в своих показаниях Дьявола, поскольку на допросе у него поинтересовались, почему он называет это существо господином. Мальчик ответил, что этому детей научил ризничий Джино. На уроках богословия тот говорил, что даже к кому-то нехорошему нужно всегда обращаться уважительно. Ризничий также рассказывал, что укусы господина Дьявола похожи на укусы свиньи. По его словам, существо однажды даже пыталось попасть в церковь через подпол.

Карло рассказывает о своей кузине Долорес, которая жила при монастыре на правах монахини. Она говорила про Эмилио (мальчика, убитого Карло), что тот долгое время провёл в приюте для душевнобольных за то, что убил младшую сестру. Долорес утверждала, что он буквально загрыз младенца. Становится ясно, что эту сцену нам визуализировали в начале фильма. Карло также утверждает, что сам видел огромные зубы Эмилио. Тот набросился на него с Паолино, когда последний в очередной раз решил покрасоваться перед Лиу с помощью рогатки.

Карло рассказывает ещё об одном случае, когда Эмилио показал своё истинное лицо. На церемонии первого причастия, которая не проводилась в этих местах со времён Второй мировой войны, тот подставил подножку Паолино. Мальчик из-за этого нечаянно наступил на облатку (евхаристический хлеб – церемониальную пищу, употребляемую на причастии как «тело Христово»). Это было воспринято как осквернение святыни и церемонию тут же прекратили. На следующий день Паолино заболел. Карло навещает его и видит, что друг всерьёз думает, что умрёт и после смерти останется в виде бестелесного духа. Паолино говорит, что, будучи таковым, подаст некий знак. Карло наведывается и к Эмилио. Тот злорадствует и говорит, что всё только начинается.

Паолино умер. Карло же стал ждать обещанного им знака. Мать умершего отдаёт ему вещи друга. Среди них Карло обнаруживает и рогатку.

Мальчик видится с Лиу и просит её показать своё обнажённое тело. В обмен на обещание принести кролика та выполняет просьбу.

Массимо Бонетти
Массимо Бонетти в роли судьи Марино Малькьонда. Кадр из фильма.

Карло беседует с ризничим Джино. Тот говорит, что у мальчика будет возможность поговорить с умершим другом, если он сделает кое-что. Карло должен порекомендовать Эмилио в качестве прислужника в алтаре вместо почившего Паолино и тогда тот поможет. Мальчик выполняет задание. На службе Карло видит руки Эмилио: волосы на них походят на щетину свиньи. А во время молитвы того тошнит. Эмилио действительно даёт Карло «инструкцию» по возвращению умершего друга. На продолжении церемонии причастия мальчик должен не есть облатку, а взять её с собой и подложить в корм хряку на ферме.

Карло делает всё как сказано и вскоре «вступает в контакт» с умершим другом. Он видит, как страницы книги движутся сами по себе, а после слышит голос Паолино. Тот отвечает на проверочный вопрос Карло (ответ связан с их старой шалостью и его знали только они двое).

Мальчик рассказывает о происшествии родителям, и те отводят сына к монахиням. Монахини советуют убить хряка, съевшего священную облатку, и сжечь его тело. Это делает отец Карло, после чего оба возвращаются домой. Открыв ворота для автомобиля, Карло обнаруживает, что отец мёртв, а его лицо обезображено. Откуда-то звучит зловещий голос Эмилио: «Это из-за тебя убили господина Дьявола — тот хряк был убит!». После того как тело увозят Карло выходит ночью на улицу и снова слышит этот голос. Эмилио приближается из темноты, и мальчик стреляет в него из рогатки. С третьего раза Карло попадает противнику в глаз, нанося ему таким образом смертельную рану.

Мать Эмилио Клара Вести Муси (та самая влиятельная представительница партии, противостоящей христианским демократам) рассказывает следователям о сыне. По её словам, Эмилио страдал эпилепсией, вызванной опухолью мозга. Его пытались лечить электошоком и лучевой терапией, но особых результатов это не дало. Клара с мужем пыталась зачать ещё одного ребёнка, но тщетно. Однажды они увидели маленькую девочку, мать которой погибла при родах, и взяли её себе. Однако спустя некоторое время она также умерла. К этой смерти Эмилио не имел никакого отношения. Более того, он очень горевал в связи с кончиной девочки, буквально обезумев и попав в связи с этим в психиатрическую клинику. Таким образом, Клара называет слухи о своём сыне лишь слухами и винит в его убийстве монашку и ризничего, подговоривших, по её мнению, Карло к совершению преступления. Она требует привлечь виновных к ответственности, несмотря на мнение патриарха и властей в лице христианских демократов. Мы снова наблюдаем ту же самую сцену поедания Эмилио девочки – на этот раз в качестве визуализации воображения следователя.

мальчик прячется
Кадр из фильма.

Фурио Моменте наконец-то прибывает в Венецию. Он селится в гостиницу и тут же получает от портье конверт с клыками какого-то животного внутри. У даантисто Фурио узнаёт, что это, скорее всего, зубы свиньи – вероятно, дикой, поскольку у домашней они другие.

Из материалов дела Фурио узнаёт, что профессор, который вскрывал тело Эмилио, провёл процедуру ненадлежащим образом. Вначале он прервал её на телефонный разговор, а затем уже втайне завершил самостоятельно, вынеся заключение также индивидуально.

Фурио вдруг слышит плач ребёнка. В коридоре гостиницы он обнаруживает лишь детскую кроватку, которая начинает кровоточить, как только чиновник запирается в своей комнате.

В разговоре с Фурио паталогоанатом придерживается правдоподобной версии. По его словам, слухи о дьявольском происхождении распространяли монашки. И профессор действительно принял телефонный звонок во время вскрытия – ему звонила Клара, которая просила не придавать огласке данные о физических отклонениях сына.

Герой наведывается в тюрьму, чтобы поговорить с Карло. В качестве пропуска он использует письмо из министерства. Карло рассказывает Фурио, что присланные ему клыки – это зубы Эмилио. Мальчик убеждён, что убитый был сыном Клары и некого монстра и в связи с этим владел знаниями о возвращении мёртвых к жизни. Карло советует Фурио поговорить с ризничим Джино – тот знает правду и знает, что находится под церковью.

Фурио звонит Лауре. Парень предлагает сходить куда-нибудь вместе после его возвращения. Девушка, похоже, не против.

Лино Каполиккио
Лино Каполиккио исполнил роль Дона Дарио Дзанини. Кадр из фильма.

Снова визуализация материалов дела. Следователь отправляется навестить сестру Долорес. Одна из монашек советует не верить её словам. Ведь она долгое время провела в доме Клары Вести Муси и её выгнали за распространение слухов. В монастыре же её оставили из жалости. Долорес рассказывает следователю, что к совершению преступления её кузена склонил сам сатана. По её словам, тот пообещал взамен на убийство возвращение друга с того света. Долорес считает, что настоящее зло – не Эмилио, а ризничий. Убитый действовал именно по его наставлению. Долорес также говорит, что мать водила Эмилио к экзорцисту.

Фурио отправляется к тому самому «экзорцисту». Тот говорит, что Эмилио – на самом деле обычный мальчик с физическими и небольшими умственными отклонениями. А вот его отец был по-настоящему сумасшедшим. «Экзорцист» знаёт про зубы, которые кто-то отправил в конверте Фурио. Он произносит странные слова: «Это было не просто убийство … Есть время и место, предназначенные только этому месту – месту, где вас уже ждут… Тот кто послал вам этот подарок – он ждёт вас».

В холле гостиницы Фурио дожидается Клара Вести Муси. Встретившись с чиновником, она повторяет свои слова о том, что первыми должны отправиться за решётку Долорес и ризничий Джино. Клара снова говорит о выборах: она надеется, что её партия выиграет у христианских демократов – произошедшее должно подпортить репутацию последних. Фурио предлагает женщине дать согласию на эксгумацию трупа сына, но та не готова «обменять настоящую причину убийства на попытку спасти выборы».

Фурио звонит начальник. Он страшно раздосадован из-за того, что подчинённый сразу же использовал крайнее средство (письмо из министерства) и отзывает его обратно.

Герой снова звонит Лауре, но теперь та говорит, что у неё есть парень.

Кьяра Казелли
В роли Клары Вестри Муси снялась Кьяра Казелли. Кадр из фильма.

Рискуя карьерой, Фурио против воли начальства отправляется в церковь, чтобы найти ризничего и всё-таки получить от него объяснения. Чиновнику сообщают, что настоятель храма отец Дарио недавно скончался, а Джино где-то скрывается. Ночуя в комнате священника. Фурио слышит детский плач, доносящийся из подпола.

Лаура получает от Фурио прощальное письмо. Содержание письма довольно странное. В нём сказано, что чиновник успешно выполнил своё задание и даже заместитель премьер-министра поздравил его с этим.

Фурио тем временем отправляется в монастырь, чтобы повидать Долорес, однако и та недавно скончалась.

Ризничий Джино сам приходит в церковь. Он показывает Фурио приходские архивы за 1943 год. В документах сказано о принесённых сюда останках маленькой девочки и процитировано письмо её матери. В нём – рассказ о причине смерти: ребёнок скончался в своей колыбели от укусов монстра, который сделал это из ревности и «будет за это наказан». Письмо подписано именем Клары Вести Муси.

Ризничий рассказывает, что в ночь убийства Эмилио Клара, находившаяся в другом городе, о чём-то говорила с отцом Дарио. После этого последний отыскал дантиста и поехал провести с ним манипуляции с телом убитого, а именно – тайно вырвать у него клыки.

Фурио догадывается, что труп девочки оставили в подполе церкви. Он решает достать его, чтобы доказать в суде истинную причину убийства ребёнка. Однако, когда Фурио спускается в подпол и действительно находит там труп, ризничий вместе с присоединившемуся к нему Карлом (его недавно выпустили из тюрьмы) запирает чиновника там. Последнее, что видит перед погружением во тьму герой – клыки Карла. Фурио – снова маленький мальчик, запертый в чулане.

В конце мы видим помещение церкви и слышим страшные крики из подпола.

Объяснение концовки

Итак, в чём смысл концовки фильма «Господин Дьявол». Что вообще произошло?

В концовке мы узнали, что Фурио Моменте на протяжении всего действа загоняли в ловушку, и в финале она захлопнулась. Каким образом?

Прежде всего, стоит понять, что для главного героя изначально создавали видимость расследования. Поручая Фурио ответственное задание, начальник явно солгал о причине оказанного доверия. Ведь если бы руководство и правда было такого высокого мнения о Моменто, он бы не был рядовым чиновником, копающимся в архивах. Да и свою некомпетентность Фурио тут же подтвердил, сразу же продемонстрировав секретное письмо, а затем слепо следуя подбрасываемым подсказкам. Начальник также, вероятно, не собирался возвращать подчинённого. Своим звонком он лишь подстегнул Фурио продолжить «расследование», очевидно, предполагая такой эффект.

Впрочем, вспомним, что никакого реального расследования и не должно было быть. Фурио приказали замять скандал, угрожающий репутации правящей партии – христианских демократов. Из истории известно, что первое место на выборах 1952 года заняли именно они (32% голосов), опередив коммунистов (18%). Так что, получается, скандал замяли – по версии фильма, жертвоприношением господину Дьяволу.  Жертвой же стал сам Фурио Моменте.

Да, он узнал страшную правду: Эмилио действительно загрыз девочку из ревности (исходя из письма, это была всё-таки родная дочь Клары Вести Муси). В него действительно вселился Дьявол. Эмилио виноват в смерти Паолино, он призвал его призрак (или же создал такую видимость для Карло), убил отца Карло и спровоцировал собственное убийство. И, судя по финальным кадрам, после убийства Паолино господин Дьявол переселился в Карло.

Однако эта правда не должна была стать достоянием общественности. С помощью неё   Фурио просто загоняли в ловушку. Этому способствовали и ризничий, до последнего создававший интригу, и дантист, приславший чиновнику клыки, и «экзорцист», говоривший загадками, и сам Дьявол в теле Карло. Все они были заодно.

допрос мальчика
Кадр из фильма.

Злодеи не только поймали Фурио, но также «подчистили хвосты». Так, нам показали поддельное прощальное письмо для Лауры – вероятно, кроме неё и парализованного отца герой больше ни с кем вне работы не общался. Написано оно было исключительно для того, чтобы девушке не пришло в голову искать встречи с парнем, и чтобы она не узнала подробностей его провала.

Далее постараемся дать ответы на некоторые вопросы, дополняющие такое объяснение концовки.

Вопросы и ответы

То есть всё-таки Дьявол был. Получается, все смерти имеют мистический характер?
Из-за чего умер Паолино? Неужели из-за того, что наступил на облатку?
Зачем Полино хотел подать Карло знак? В чём смысл? И что это ему дало?
Зачем ризничий просил Карло попросить пристроить Эмилио помощником в церкви?
Что за ритуал с подбрасыванием хряку облатки?
Какую роль во всём этом играет Лиу?
Зачем Клара Вести Муси скрывала правду?
Какой был смысл Кларе отдавать мёртвую дочь для отмаливания её души в церковь, если была убеждённой коммунисткой?
Вся эта сложная схема для удержания власти христианских демократов в Венеции?
Христианские демократы были в сговоре с самим Дьяволом?
Как жертва Фурио Моменто прекратила попытки коммунистов раскачать ситуацию в свою пользу?

Смысл фильма

Пожалуй, главный вопрос, который возникает по ходу просмотра: какой смысл было так усложнять сюжет? К чему эта политическая борьба, остающаяся за кадром, когда речь идёт о противостоянии самому Дьяволу? Да просто суть фильма не в этом противостоянии. Дьявол себя неплохо чувствует среди людей, а те не могут что-либо предпринять в ответ на его козни, поскольку увязли в религиозных суевериях – том самом мракобесии, с которым напоказ вели борьбу христианские демократы и который пытались изобличить коммунисты. Изобличает его и сам режиссёр. И, как показали отзывы итальянских зрителей, он попал в точку.

Зачем же режиссёр, изобличая мракобесие, уделяет большое внимание мистике вместо реализма? В этом есть свой скрытый смысл. Пупи Авати в принципе в своих произведениях любит смешивать то и другое – можно сказать, это уже некий стиль (кстати, фильм снят по одноимённой книге самого режиссёра). И таким образом он раскрывает тему на двух уровнях. Авати показывает: люди подвержены искушениям и манипуляциям. Мы видим, как Дьявол играет с людьми. Точно так же играют с людьми и политики, преследуя свои корыстные интересы.

По сути, оба главных героя (Фурио и Карло) по ходу повествования только и делали, что велись на манипуляции. Их не случайно сделали похожими, как внешне, так и внутренне. То, что Фурио взрослый, не даёт ему никаких преимуществ. Он попадает в капкан совсем как глупый Карло. Символично и его «превращение» в себя маленького в конце.

Кстати, на плите, закрывающей вход в подпол церкви, куда угодил Фурио, написано: «DOM Terribilis est locvs iste». Первое слово «DOM» часто используется в католицизме, хотя имеет языческие корни. Это сокращение от фразы, изначально относящейся к богу Юпитеру. Её можно перевести примерно так: «Господу. Лучшему. Величайшему». Следующая фраза переводится как «Это место внушает уважение». Эти слова из Нового Завета. Согласно Писанию, они были на стеле, воздвигнутой Иаковом, который увидел лестницу в небо.

Конкретно слово «Terribilis» («вещь, внушающая уважение») переводилась на итальянский как «ужасный», что повлекло противоположную трактовку: «Это место ужасно!». По сути, это намёк на всё те же религиозные суеверия: люди похожим образом относятся и к Богу, и к Дьяволу. Обоих они боятся и уважают. Вместо истинной веры они испытывают суеверный трепет и перед тем, и перед другим. Благодаря этому, Дьявол начинает вполне свободно себя чувствовать на «территории» Бога, в его храме, что, разумеется, недопустимо.

омовение ног в ионастыре
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Сильное кино со смыслом.
25%
Тяжелый и безнадежный.
9.62%
Слишком запутанный, много сюжетных ходов и обстоятельств, которые не имеют прямого отношения к истории.
32.69%
Так ничего и не понял.
28.85%
Своя версия (напишу в комментариях).
3.85%
Проголосовало: 52

Похожие фильмы

  • «Дом со смеющимися окнами» (Италия, 1976): мистический детектив из раннего периода творчества Пупи Авати;
  • «Девятые врата» (США, Франция, Испания, 1999). Мистический триллер Романа Полански. Герою фильма досталась мистическая книга.
  • «Кроваво-красное» (Италия, 1975): классический хоррор знаменитого итальяца Дарио Ардженто;
  • «Убивай, детка … Убивай!» (Италия, 1966): ещё один классический итальянский хоррор;
  • «Крампус» (США, 2015). Крампус – это темный дух Рождества, спутник и одновременно антипод святого Николая, который убивает людей.
  • «Звонок» (США, 2002). Через просмотр кассеты передается страшное проклятие и смерть.
  • «Малена» (Италия, США, 2000): культовая итальянская драма, на которую отчасти ссылается «Господин Дьявол»;
  • «Обряд» (США, Италия, Венгрия, 2011): мистический детективный триллер с Энтони Хопкинсом в главной роли.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.