Человек не станет монстром, если тот в нём не живёт: идея триллера «Холодная река»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США

Жанр: мистика, триллер, детектив, драма

Год производства: 2021

Режиссёр: Пол Шолберг

Актёры: Бетани Джой Ленц, Эндрю Джей Уэст, Кэти Сэриф, Алисия Райнер

Оригинальное название: «So Cold the River» («Река так холодна»)

Смысл фильма «Холодная река» (2022) оказался трудно уловим, несмотря на то, что картина является довольно аккуратной экранизацией одноимённого романа Майкла Кориты и переносит на экран весомую часть его содержания. И всё же чего-то режиссёру не хватило, что подтверждают отзывы зрителей. Сделаем разбор сюжета и попытаемся понять, какую идею пытались вложить в фильм его создатели.

О чём фильм

Девушка едет в автомобиле, отвечает на звонок любовника и тут же попадает в аварию. Мелькают фотографии из её семейного альбома и изображение треугольного дома. Это кадры видеонекролога, сделанного бывшим режиссёром-документалистой Эрикой Шоу.

Бетани Джои Ленц
Бетани Джои Ленц сыграла роль Эрики Шоу. Кадр из фильма.

Каким-то образом она догадалось об интрижке погибшей и включила в подборку фотографию дома, где, по всей видимости, встречались любовники. В дальнейшем мы узнаём, что героиня обладает чем-то вроде экстрасенсорных способностей и может видеть то, что не замечают остальные.

Сестра покойной врывается в дом Эрики и настойчиво предлагает той новую работу, связанную с её отцом Кемпбеллом Бредфордом, находящимся при смерти. Женщина предлагает героине снова стать режиссёром и снять материал об этом человеке. Смысл в том, чтобы разузнать о его тайнах, которых было в достатке. Гостья оставляет Эрике аванс и чудом уцелевшую в аварии бутылку с водой, до этого хранившуюся в сейфе Кемпелла Бредфорда. На бутылке изображён бес и написано «Pluto» («Плутон»).

Героиня нехотя соглашается на работу и первым делом отправляется в больницу, где находится Кемпбелл. Мужчина общается с Эрикой, но загадочным образом: разговор происходит только тогда, когда девушка смотрит в объектив кинокамеры. Кемпелл говорит о городе, где он рос. Это Уэст-Баден-Спрингс. По словам Кемпбелла, под городом протекает холодная река и это хорошее место, чтобы бесследно исчезнуть. Эрика достаёт бутылку и показывает её. Кэмпбелл произносит: «Его кровь… Его имя… Печать сломана… Что вы натворили?»

Героиня приезжает в Уэст-Баден и заселяется в прекрасный отель с огромным куполом. Её встречает улыбающийся портье Дилан, который рассказывает о предстоящем фестивале перерождений и заключает: «Не стоит недооценивать обаяние нашего города – мы всё равно заполучим вас». Уже в номере Эрике приходит видение. Перед ней предстаёт мужчина в чёрном костюме и в шляпе. Девушка глотает таблетки и запивает водой из той самой бутылки. Тут же мелькает ещё одно видение: играющий на скрипке мальчик. Вода в бутылке становится холоднее.

В холле отеля у Эрики завязывается разговор с пожилой женщиной Энн МакКинни. Та рассказывает о Уэст-Бадене, о воде из здешних родников, считающейся целебной, упоминает фестиваль перерождений и предлагает выпить за вечную жизнь. При упоминании имени Кемпелла Бредфорда женщина тут же уходит.

Дианна Данаган
Дианна Данаган в роли Энн МакКинни. Кадр из фильма.

Снова видение: мужчина в шляпе, мальчик и ещё одни мужчина на мосту. И тут же ещё одно: мужчина в шляпе едет на поезде по заброшенной железной дороге.

К героине приезжает помощница-стажёр Келлин Кейдж. Она фанат Эрики. В разговоре они вспоминают документальный фильм «Маленький ад» и его героя Лони Уилкса.  Картина сыграла ключевую роль в отмене приговора для этого человека, после чего он убил свою семью. Келлин говорит, что несмотря на всё это, фильм прекрасен и он сильно повлиял на неё.

И снова перед Эрикой предстают мужчина в шляпе и мальчик со скрипкой. Девушка знакомится с местным чернорабочим Джозаей. Тот рассказывает о своих больших амбициях – он хочет править этим отелем и даже всем миром, а ещё у него где-то припрятан динамит. Оказывается, его фамилия – тоже Бредфорд. Эрика и Джозая заходят в номер девушки и Джозая отхлёбывает воду из бутылки. Возникает небольшая ссора, в зеркале мелькает мужчина в шляпе. Парень уходит.

Видения после очередного глотка из бутылки: опять трое на мосту, затем осуждённый за убийство и пригвождённый к стене мужчина в шляпе.

Утром Эрику в холле встречает Дилан, который рекламирует ей ванны с местной целебной водой и спрашивает: «Готовы к перерождению?». Девушка отказывается.

Образ мужчины в шляпе теперь преследует и Джозаю.

Эрика берёт интервью у Энн МакКинни, которая рассказывает о Кемпбелле Бредфорде. Оказывается, Джозайя — его правнук и единственный, кто остался здесь из рода Бредфордов. Энн говорит, что Кемпбелл был страшным убийцей.

Он хотел владеть всем городом, но не мог заполучить отель, поскольку владелец отказывался его продавать. Тогда Кемпбелл убил владельца, похитил его маленького сына, а затем убил шерифа и сотрудника ФБР, отправившихся на поиски. Мальчика так и не нашли – только его скрипку. Энн заключает: «Кемпбелл был абсолютным чудовищем. Если он поселится в твоей голове, ты начнёшь видеть его повсюду».

Заказчица созванивается с Эрикой и просит прекратить работу, но девушка вошла во вкус и не желает останавливаться. Она рассказывает Джозайе, что Кемпбелл Бредфорд ещё жив, и провоцирует парня дать разоблачающее интервью. В нем он обвиняет прадеда в смерти своих родных, хотя они погибли при разных обстоятельствах и не от руки Кемпелла.

Эрика делает вид, что камера выключена, приободряет Джозайю, говорит, что верит в него и призывает бросить мысли о семейном проклятии. Тогда в парня словно вселяется другой человек. Он с вызовом признаёт себя неудачником и рассказывает, что его уволили за то, что он крал динамит с работы. Говорит, что желает стать настоящей стихией, что может обрушить огромное здание в один миг, и зловеще смеётся. Джозайя также утверждает, что проклятье Бредфорда – на самом деле дар. Это смерть, которая в его крови.

разговор со служащим
Кадр из фильма.

Келлин обескуражена обманным манёвром с якобы выключенной камерой, но Эрика говорит, что именно так создаются прекрасные фильмы, которыми так восхищается девушка-стажёр.

Видение: Кемпбелл сжигает хозяина отеля на глазах у мальчика. Тем временем Джозайя говорит с Кембеллом. Тот говорит: «Это не проклятье, а дар. Моя кровь, моё имя – лучшее, что в тебе есть. От себя не убежишь, а от меня – тем более». Вода в бутылке Эрики становится красной.

Келлин просматривает видеозапись, сделанную в больнице, и обнаруживает, что Эрика на самом деле разговаривала сама с собой. Та возражает: она верит в реальность видений и говорит, что они становятся ярче благодаря воде из бутылки. И с помощью этих видений можно открывать тайны прошлого и снова снимать прекрасные фильмы. Келлин парирует: в произведениях Эрики её привлекала не мрачность, которую видели все, а зерно чего-то светлого и доброго — то, как режиссёр справлялась с тьмой.

Девушка-стажёр хочет уйти. Однако Эрика останавливает её и рассказывает шокирующую правду: она знала, что Лони Уилкс виновен, видела его настоящую сущность, но между искусством и правдой выбрала первое и не жалеет об этом. Режиссёр спрашивает стажёра: «Думаешь, ты сделала бы всё иначе? Если бы тебя отделял один шаг от цели, которую преследовала всю жизнь, ты поступила бы по совести?» Келлин отвечат: «Нет, поэтому я уезжаю».

Эрика принимает ванну, которую рекламировал ей Дилан, снова видит троих на мосту и картину убийства. Ей является мужчина в шляпе — Кембелл, который становится всё более материальным. Героиня теряет сознание в холле отеля. Вода в бутылке превращается в лёд. После — кадр с безумным взглядом Эрики.

Келлин, всё же оставшаяся в отеле, беседует с Энн, которая, глядя на приготовления к празднику перерождения говорит: «Я вижу город, который никому не позволяет отправить его в небытие», затем спрашивает об Эрике: «Как думаешь, что она видит?». Келлин в растерянности: «И кто из нас прав?».

мальчик-скрипач
Кадр из фильма.

Праздник перерождения. Люди подымают тост за вечную жизнь. Джозайя спускается в подвал, за ним идёт Энн и видит сумку с динамитом. Парень убивает её и начинает сверлить стену. Услышав шум, в поисках пропавшей Эрики в подвал спускается Келлин и обнаруживает там мёртвое тело и окровавленного Джозайю с взрывчаткой в руке.

Он собирается взорвать людей, участвующих в празднике, и предлагает девушке бежать. Но та предпринимает попытку остановить злодея. Джозайя предсказуемо оказывается сильнее. Стажёра спасает Эрика, пронзающая голову парня молотком.

Выходя из подвала, Келлин спрашивает Эрику, верит ли она в проклятье. Сама стажёр убеждена, что человек не может стать монстром, если тот в нём изначально не живёт. Она просит режиссёра дать ей телефон Джозайи, ведь именно с помощью него тот собирался обрушить здание. Её догадка верна: Эрика взяла телефон и сама собирается устроить взрыв и заснять всё это на камеру для своего нового «шедевра». Мелькает крупный план Кемпбелла в шляпе. Келлин достёт нож и перерезает горло Эрике. Та истекает кровью и падает в бассейн.

Видение в концовке: чёрный человек в шляпе Кемпбелл говорит мальчику: «Теперь ты мой, но у тебя не будет ни моей крови, ни моего имени». Тот стреляет в злодея и берёт бутылку, наполняя её водой из холодной реки и попавшей в неё кровью.

Старик в больнице умирает. Над мёртвым тонущим в воде телом Эрики возвышается Келлин.

Объяснение концовки

Итак, объяснение концовки «Холодной реки» таково: умирающий в больнице старик – вовсе не Кемпбелл Бредфорд. Это выросший мальчик со скрипкой – сын бывшего владельца отеля. Он убил человека в шляпе — Кембелла.

Зачем же ему нужна была бутылка с водой из холодной реки и кровью злодея? Судя по его словам в больнице, смысл в том, что таким образом он символически запер проклятие в сосуде. Мальчик переиграл монстра. Тот утверждал, что ребёнок принадлежит ему и у него не будет ни крови, ни имени Кембелла. Но получилось наоборот: мальчик забрал и кровь (буквально), и имя (фамилию — Бредфорд), и душу самого монстра, заперев её в стекле.

В палате старик хотел сказать Эрике, что, взяв бутылку, она совершила страшное — «сломала печать» и освободила имя и кровь убийцы. Вероятно, человек в шляпе Кемпбелл действительно обладал страшной магической силой и мог овладевать людьми. Это и произошло в финале: под влиянием проклятья Джозайя, а затем и Эрика решились на взрыв отеля с людьми.

Однако на Келлин злые чары, похоже, не подействовали. Почему? На этот вопрос она сама ответила в конце: человек не может стать монстром, если тот в нём не живёт. Эрика изначально снимала фильмы, будучи на стороне зла (конкретно — убийцы Лони Уилкса). Джозайя изначально хотел взорвать отель и владеть миром. Келлин же привлекал свет. Она видела его даже в тёмных произведениях Эрики. Девушка никогда не желала идти против совести.

монстр со взрывчаткой
Кадр из фильма.

Такой смысл концовки фильма «Холодная река» даёт ответ на заданный перед ней вопрос: «Кто из нас прав?», когда одна (Энн) видит город, не позволяющий отправить себя в небытие, (то есть некое коллективное зло), другая (Эрика) — монстра, третья (Келлин) – добро и свет. Прав каждый по-своему: всё зависит от того, что у него на душе.

Смысл фильма

Есть ли у «Холодной реки» какой-то дополнительный, скрытый смысл? Кажется, на это намекают различные символы: вода, бес и слово «Плутон» на бутылке, скрипка в руках мальчика, огромный купол отеля. Но нет – похоже, здесь всё довольно банально.

Холодная река и вода — символы смерти, бес – посланник зла, Плутон – имя древнегреческого и древнеримского бога подземного царства и также смерти. Скрипка призвана лишь показать, что мальчик был на стороне добра. Это инструмент, с помощью которого он нёс людям свет. Купол отеля и сам отель, существующий в реальности, с детства вдохновляли режиссёра и служат лишь для усиления атмосферы.

Мелькающие видения Эрики с персонажами из прошлого также не требуют дополнительного объяснения: они вполне точно соответствуют описанию Энн серийных убийств Кемпбелла. Даже таинственный праздник перерождения намекает лишь на то, что каждый трактует это понятие по-своему: Эрика и Джозайя, сталкиваясь со злом, «перерождаются» в злодеев (последний при этом с помощью динамита собирается подарить всем и себе вечную жизнь в его понимании), мальчик «перерождается» в другого человека, побеждая монстра. Его примеру следует и Келлин.

Суть фильма «Холодная река» без труда можно уловить, если не упустить финальной авторской трактовки (изрядно скомканной) смысла всего предыдущего действа. Всё довольно просто: зло не поглотит тебя и не победит, если в тебе его нет.

бутылка с водой и кровью
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Сквозь тёмное стекло» (США, 2020): женщина ищет пропавшую дочь, раскрывая зловещие тайны маленького городка;
  • «Сияние» (США, Великобритания, 1980) культовая экранизация романа Стивена Кинга от Стенли Кубрика, которой также вдохновлялся режиссёр «Холодной реки»;
  • «1408» (США, 2007): писатель-скептик поселяется в номере отеля, где погибли десятки человек – ещё одна экранизация произведения Стивена Кинга;
  • «Мотель Бейтса» (сериал, США, 2013-2017): мать и сын покупают отель в тихом городке – своеобразный приквел классического триллера Альфреда Хичкока «Психо», обстоятельно рассуждающий о природе зла.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.