Мама, мы все тяжело больны: суть фильма «Класс коррекции»

Класс Коррекции Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, экранизация

Год производства: 2014

Режиссер: Иван И. Твердовский

Актеры: Мария Поезжаева, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Ольга Лапшина

Награды и номинации: в 2014 году картина получила приз за лучший дебют и приз от жюри на Кинотавре.

Мрачная и очень хлесткая, лента Ивана И. Твердовского оставляет острое чувство безысходности. Тем не менее, суть фильма «Класс коррекции» заключается вовсе не в “проблеме инвалидов”, которым приходится выживать в условиях, созданных системой. В большей степени эта картина говорит о том, что в коррекции нуждается само наше общество.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Главная героиня фильма Лена Чехова – инвалид-колясочник с неизлечимым заболеванием. Она с детства училась на дому и, придя в класс коррекции, очень стесняется своих “особенностей”. Однако, познакомившись с Антоном, девушка вскоре понимает, что все не так плохо и страшно, как ей казалось раньше…

Мария Поезжаева
Мария Поезжаева исполнила роль Лены Чеховой. Кадр из фильма.

Остальные одноклассники принимают Лену достаточно дружелюбно. Однажды они предлагают ей поучаствовать в жутковатой “игре”. Ее суть заключается в том, чтобы лечь на рельсы под поезд – так школьники из класса коррекции “проверяют себя”.

Лене кажется, что все это шутка, но когда под поезд ложится Антон, она приходит в ужас, и у нее начинается истерика. Юноша пытается успокоить ее, но на шум прибегают полицейские. Ребята убегают и на месте происшествия остаются только Лена и Антон. Не сумев справиться с инвалидной коляской девушки, стражи порядка вскоре высаживают подростков и уезжают. Антон хочет проводить Лену до дома, но она, все еще находясь в шоке, просит оставить ее в покое.

О приключении на железной дороге вскоре становится известно в школе. Пришедшая в класс директор почему-то набрасывается на Лену, однако девушка дает ей отпор. В принципе, понять школьное руководство можно – не так давно под поездом погиб один из одноклассников ребят. Однако унизительные воспитательные методы, которыми пользуется директор, пытающаяся донести до школьников мысль о недопустимости подобных “развлечений”, вызывают  отторжение.

Происшествие на ж/д случилось накануне годовщины гибели одноклассника, но на кладбище ребят по понятным причинам не везут. Тем не менее, они решают сходить на поминки и, к ужасу Лены, превращают их в фарс. “Почему вы так себя ведете? Почему вы как звери?” – спрашивает девушка. “Каков покойник, таковы и поминки,” – отвечают ей. Однако Лена закусывает удила и напоминает одноклассникам, что в любой ситуации нужно вести себя по-человечески. Так начинается ее конфликт с Мишей – неформальным лидером класса. Назвав ее дурой, он уходит с поминок.

Филипп Авдеев
Роль Антона Соболева сыграл Филипп Авдеев. Кадр из фильма.

Учителя постоянно внушают подросткам, что им нужно пройти комиссию – так они смогут перейти в “нормальный” класс, получить аттестат и шанс “вписаться” в здоровое общество. Об этом же говорит одноклассникам Лена: если они не хотят всю жизнь “делать коробочки”, им всем нужно хорошо постараться.

Под впечатлением слов девушки Антон решает извиниться перед ней за то, что напугал ее на ж/д. После этого их дружба перерастает в романтические отношения. Вскоре об их любви узнают одноклассники – кто-то из них поддерживает ребят, а вот Мише, который и сам неравнодушен к Лене, все это не очень-то и нравится.

Лене не дает покоя железная дорога – ей хочется понять, почему ребята это делают. Антон пытается объяснить, но все сводится к тому, что это просто “круто”. Тогда Лена решает лечь под поезд сама. Вдруг ей становится очень страшно, но Миша с Антоном просто кладут ее на рельсы и убегают. Пережив очередное потрясение, девушка внезапно встает на ноги. К сожалению, только временно…

Стремительно развивающиеся отношения Лены и Антона очень не нравятся матери юноши, Полине Григорьевне. За помощью она решает обратиться к директору школы и маму девушки вызывают в школу. “Воспитывать дочку надо, она у вас шлюха,” – грубо говорит мать Антона, а потом начинает отвратительную драку прямо в кабинете директора.

О том, что между Антоном и Леной была близость, вскоре становится известно всем. После этого отношение одноклассников к Лене меняется – они стараются меньше с ней общаться, а Миша однажды вечером  ворует коляску девушки. Подговорив нескольких ребят, он выманивает Лену на железную дорогу. Там они насилуют ее, а потом бросают. Девушка, тем не менее, самостоятельно добирается до дома.

Близится страшная комиссия. В день ее прохождения Лена пытается узнать у ребят, что она им сделала, но ответить они ничего толком не могут. Но самым страшным ударом для нее становится игнор со стороны Антона – успешно пройдя комиссию, он уходит, не заметив девушку…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Следующей комиссию предстоит пройти Лене и результат совсем не радужный – педагоги практически единогласно принимают решение оставить ее в классе коррекции.

Мама Лены очень расстраивается, а сама девушка переживает очередной шок. Тем не менее, это удивительным образом дает ей силы встать с инвалидного кресла. Окончательно и бесповоротно.

Смысл концовки фильма «Класс коррекции» заключается в том, что Лена усвоила преподанный ей урок: рассчитывать в жизни приходится только на себя. Поэтому она просто встала и пошла. Она удивительно сильный человек – клеить коробочки она точно не будет.

Герои фильма

Главные герои картины – “особенные” подростки. Самым сильным (во всех смыслах) персонажем является главная героиня Лена. Страдая миопатией и прекрасно зная, что с таким диагнозом долго не живут, она тем не менее пытается “не казаться, но быть”.

Ребята, обучающиеся в классе коррекции, ждут комиссию. От ее решения зависит, смогут ли они учиться в обычных классах, получат ли аттестаты и смогут ли в конце концов жить, насколько это возможно, нормальной жизнью. Как показывает концовка, в общество почти все они впишутся легко…

обучение в классе коррекции
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Сюжеты, повествующие о суровых школьных реалиях, встречаются в отечественном кинематографе нередко, и каждая такая картина вызывает резонанс в обществе. По разные стороны баррикад попадают “охранители”, пытающиеся доказать, что в таких фильмах нет никакого смысла, и вообще это сплошная выдумка и чернуха, порочащая имидж страны на зарубежных кинофестивалях, и те, кто считает, что речь идет о настоящем искусстве, которое заставляет взглянуть проблеме в лицо и признать ее.

В принципе, такой “разбор полетов” картинам с социальным подтекстом устраивают всегда. Когда вышел советский фильм “Чучело”, многие тоже удивлялись, как в таком замечательном СССР могла произойти столь чудовищная ситуация. Увы, случалось и случается и не такое.

“Класс коррекции” формально можно назвать экранизацией – в ее основу легла одноименная повесть Екатерины Мурашовой. Однако общей здесь является только идея. По факту лента Твердовского – совершенно другая история, далеко отошедшая от книги. Книга рассказывает о доброте и взаимовыручке, а вот фильм представляет собой какую-то оду жестокости. Изначально в фокусе находится история любви колясочницы Лены и ее одноклассника Антона. Однако ближе к финалу эта на первый взгляд чисто подростковая история оборачивается жесткой драмой о столкновении человека с обществом.

Твердовского обвиняли в манипулятивности и подражании фон Триеру. Однако, несмотря на цитирование “Идиотов”, режиссер “Класса коррекции” явно ставил перед собой совершенно другие задачи. Его лента – это не чернуха ради чернухи. Ее разгадка заключается в критике советского официоза, формализма, рамочности и бездушия, царящих в российских школах.

Никита Кукушкин
Никита Кукушкин в роли Мишки. Кадр из фильма.

Согласно одной из трактовок, главная идея картины – тема отторжения социумом того, кто не вписывается в его рамки. Режиссер не просто намечает ее – он обнажает все ее болевые точки. Главные герои, подростки “с особенностями”, оказываются зажаты в тиски между отвратительной жестокостью сверстников и бездушием взрослых – и на этом фоне представленная ситуация кажется безвыходной.

Лена сформировалась под влиянием любящей матери и выросла, не зная ничего о жизненных реалиях. Придя в класс, она влюбилась в самого обычного мальчика. Казалось бы, какое до этого дело всем остальным? Но они остаться безучастными просто не могут. К сожалению, ничего другого, кроме жестокости, в них нет и поэтому в итоге происходит трагедия… Но едва ли винить в этом нужно только школьников.

Класс коррекции не бывает на линейках и ребята учатся в отдельном коридоре – как будто в гетто. Взрослые преимущественно относятся к проблемам подростков равнодушно и предоставляют их самим себе. Все делается только “для галочки”. Даже благое дело, установка пандуса, в итоге превращается в фарс – его изготавливают так, что воспользоваться им невозможно.

В переносном смысле эти юноши и девушки ежедневно ложатся под надвигающийся поезд и уже привыкли к этому. Отверженные “нормальным обществом”, они научились жить по волчьим законам. Во главе угла они ставят эгоизм, лицемерие и равнодушие, которое периодически трансформируется в жестокость ко всем, кто от них хоть немного отличается.

ребята на железнодорожных путях
Кадр из фильма.

Возможно, все было бы иначе, если бы в классе появился сильный лидер, который показал бы ребятам хороший пример. Таковым лидером могла бы стать Лена – умная, сильная девушка с твердым характером. Однако ее ценности чужды одноклассникам и поэтому они в конечном итоге идут за ее антиподом Мишей…

Комиссию выдерживают многие ребята. Теперь они перейдут учиться в обычный класс, а в дальнейшем станут рядовыми членами общества, которое до этого не принимало их и всячески унижало. Их это не волнует – им кажется, что все нормально.

До встречи с Антоном и дальнейших событий Лена думала иначе, однако после всего произошедшего она поняла, что к чему. Силы на то, чтобы идти (во всех смыслах) дальше, у нее есть. Но что будет с ее жизненными принципами? Этот вопрос остается открытым.

“Класс коррекции” – достаточно простой фильм, скрытого смысла в нем нет. Это не то кино, о которым принято рассказывать восторженно – героизма и торжества справедливости здесь тоже нет и то, что мы видим на экране, никак не может нравиться. Однако важность всего показанного не вызывает сомнений.

сложные подростки
Кадр из фильма.
Как вы думаете, что дальше произойдет с .Леной?
Она сильная и добрая девушка. Лена не отступится от своих принципов, будет помогать людям и станет маяком для многих.
40%
Эта история кардинально изменила ее. Она добьется успеха, будет сильной, но холодной и безжалостной.
55%
Она сломалась и не сможет жить нормальной жизнью.
0%
Своя версия (напишу в комментариях).
5%
Проголосовало: 20

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, отчасти похожих по сюжету и смыслу на фильм “Класс коррекции”:

  • “Все умрут, а я останусь” (Россия, 2008 год). Катя, Вика и Жанна учатся в 9 классе. Они живут в ожидании первой в учебном году школьной дискотеки, но их желаниям не суждено сбыться…
  • “Класс” (Эстония, 2007 год). Йозепа постоянно буллят одноклассники. Однажды за него заступается один из ребят, Каспар. Последующие за этим события приводят к неожиданной и трагической развязке.
  • “Племя” (Нидерланды, Украина, 2014 год). Сергей попадает в специализированный интернат для слабослышащих и становится членом местной группировки.
  • “Чучело” (СССР, 1983 год). Лена приходит учиться в новую школу. Вскоре ей приходится столкнуться с чудовищной несправедливостью.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.