Страна: Великобритания, США
Жанр: ужасы
Год производства: 2023
Режиссёр: Гэри Шор
Актёры: Элис Ив, Джоэль Фрай, Тим Дауни, Нелл Хадсон, Улиьям Шокли
Сюжет и смысл фильма «Корабль призраков» («Haunting of the Queen Mary») могут показаться довольно запутанными благодаря постоянным пересечениям временных линий, «клиповому» подходу режиссёра к съёмкам и немного скомканным поворотам сюжета. Но если не брать во внимание большинство хоррор-эпизодов, сделанных исключительно для устрашения, можно сказать, что картина рассказывает в целом простую историю.
Основано ли содержание на реальных событиях?
Прежде всего, стоит сказать, что трансатлантический лайнер «Куин Мэри» (с английского: «Queen Mary» – «Королева Мэри», в честь супруги короля Великобритании Георга пятого Марии Текской) – реально существующее судно. Более того, большая часть съёмок фильма «Корабль призраков» проходило именно на нём. Спущенный на воду в 1930 году, прослуживший как в туристических, так и в военных целях (во время Второй мировой войны перевозил солдат), в 1967 году был пришвартован в бухте Лонг-Бич (Калифорния, США) и в конце концов превратился в отель на воде. Помимо прочего, «Куин Мэри» функционирует как свадебная часовня и музей.

Владельцы лайнера привлекают туристов не только его историей, но и страшными сказками о призраках, якобы живущих здесь. По слухам, посетители регулярно сталкиваются с душами умерших, обитающих преимущественно на нижних палубах. Увы, это лишь слухи, подогреваемые менеджерами плавучего отеля и различными «экспертами по паранормальным явлениям», ставящими здесь свои псевдонаучные эксперименты.
Нельзя, впрочем, сказать, что пассажиры «Куин Мэри» не сталкивались со смертью. Например, в 1942 году корабль врезался в британский крейсер «Кюрасао». В результате последний стремительно затонул, унеся жизни большинства членов команды (свыше трёхсот человек). Учитывая перевозку раненых в военное время, вполне возможны были смерти солдат на борту. Ну и пара несчастных случаев в мирное время (из миллионов ничем не выделяющихся туристических поездок) также не исключены.
Большинство же историй гибели людей на борту «Куин Мэри» (даже не говоря о перевоплощении их в призраков) – чистой воды легенды. К ним относится одна из самых известных местных баек – гибель маленькой девочки по имени Джеки в бассейне второго класса во время праздника. Этот слух был многократно изменён. Так, сначала речь шла о простом утоплении по недосмотру родителей, потом заговорили о маньяке-убийце, а позже и вовсе рассказывали, что девочек было две. Да ещё они вдруг оказались близняшками. Другие легенды гласят о курящем капитане-призраке, сидящей у пианино леди-призраке в белом, странной паре призраков (красавец-богач и бродяга), насмерть раздавленном дверью каюты № 13 матросе. Все они, так или иначе, нашли отражение в фильме.
Ещё стоит упомянуть историю, на которую опиралась одна из наиболее важных сюжетных линий фильма – о принесённом в жертву рабочем при строительстве корабля. В списке легенд, рассказываемых постояльцам «Куин Мэри» такой, похоже, нет – по крайней мере, не было до выхода фильма. Но сами по себе человеческие жертвоприношения при строительстве различных зданий и сооружений с целью укрепить и уберечь от напастей в дальнейшем действительно имели место. В научных описаниях древних ритуалов различных народов, в том числе западноевропейских, такие случаи можно найти.
Сюжет фильма
Содержание фильма изобилует хоррор-аттракционами, особо не двигающими сюжет, а просто показывающих нам различных призраков. Так что сделаем его разбор, опираясь именно на историю, которую авторы пытаются рассказать.
Итак, мы наблюдаем за событиями двух временных линий (их символизирует макет с с двумя одинаковыми кораблями, следующими параллельными маршрутами на стене в салоне «Куин Мэри»). Причём даже в рамках одной ветки повествование часто скачет от будущего к прошлому и обратно. Чтобы не было путаницы, изложим историю в хронологическом порядке.
В 1938 году семейство артистов Рэтч (мать Гвен, отец Дэвид и их дочь Джеки), являясь пассажирами «Куин Мэри» и представляясь другими людьми, попадают в ресторан первого класса. Джеки, занимающаяся танцами и мечтающая сняться в кино, жаждет, чтобы её заметили присутствующие на корабле представители кинобизнеса. И ей это удаётся. Девочку замечает американский знаменитый актёр и танцор Фрэд Астер (реальная историческая личность). Он даже соглашается станцевать вместе с Джеки. Танец получается блестящим – новые знакомые сулят девочке большое будущее.
Тем временем капитан Кэррэдайн, игнорируя возражения остального экипажа, требует вовсю использовать ресурсы корабля, чтобы выжать из него максимальную скорость. В результате трубы под высоким давлением лопаются, обжигая одного из матросов. В этот же момент находящийся палубой выше Дэвид вдруг превращается в жестокого убийцу. Разгадка в том, что в этот же момент на тонком плане, в мире призраков происходит следующее событие: из корабля вырывается дух рабочего по имени Эдвард Кларк, замурованного восемь лет назад при строительстве. Именно благодаря это «строительной жертве» судно благополучно перевозило пассажиров. Необыкновенно везло ему и позже. Один только случай столкновения с крейсером, в результате которого «Куин Мэри» осталась невредимой, говорит о многом.

Вселившийся в тело Дэвида Эдвард начинает убивать всех вокруг. Его жертвой становится и Гвен, несмотря на её попытку позвать на помощь, а позже и Джеки. Капитан Кэрридайн считает, что вызывать подмогу для починки судна не имеет смысла, хотя для этого есть все основания. Ведь если убить Дэвида (точнее, разбушевавшегося призрака Эдварда в его теле), удача вновь вернётся к экипажу судна. В итоге капитану Кэрридайну это удаётся, и он оказывается прав. Правда, в жертву приходится принести и своего подчинённого, попавшегося под горячую руку, и себя самого.
В наше время писательница Анна Колдер с мужем по имени Патрик и сыном-инвалидом по имени Лукас прибывает на «Куин Мэри», чтобы предложить владельцам сотрудничество. Она собирается написать книгу об истории корабля глазами ребёнка. В качестве последнего должен быть Лукас. Анна излагает свои идеи капитану Чарльзу Биттнеру, а Патрик с сыном отправляются на экскурсию. Лукас отстаёт от группы. Корабль словно сам ведёт его на нижнюю палубу, где мальчик встречает призрак Джеки. А затем возле бассейна на него кто-то нападает и топит в воде.
Мы видим, как Анна и Патрик благополучно уходят с корабля вместе с Лукасом. Последний будто сам не свой. Вскоре мы получаем объяснение этому: в теле мальчика теперь вовсе не Лукас, а Джеки. Родители-призраки благословляют её на отправление на новое место жительства (сцена схождения Лукаса с корабля) и обещают вскоре присоединиться.
Понимая, что произошло, капитан Биттнер делает вид, что принимает предложение Анны о написании книги, и приглашает её вместе с семьёй снова на борт. Смысл этого вежливого жеста в том, чтобы вернуть призрак Джеки обратно. Но Анна приходит вместе с Патриком без Лукаса-Джеки. Дело в том, что девочка-призрак в теле мальчика упала, выбравшись из окна дома семьи Колдер, и погибла. Предварительно она рассказала о своём перевоплощении Анне. И теперь последняя вместе с мужем пытается вызволить своего сына с корабля, понимая, что, возможно, просто присоединится к нему. При этом Патрик остаётся в частичном неведении, думая, что Лукас, в которого вселилась Джеки, находится дома.

Пару начинают терроризировать призраки – в первую очередь родители Джеки. Вдобавок за ними теперь охотится и капитан Биттнер. Ведь его торопят инвесторы: из-за ситуации с пропажей призрака Джеки он вынужден закрыть корабль для посещений, опасаясь мести духов.
Между вариантом попытаться вернуть дух девочки и вариантом отправить к остальным зловещим обитателям «Куин Мэри» Анну и Патрика, учитывая нежелание последних возвращаться домой, он выбирает второй. В одном из эпизодов (разрушение портрета Кэррэдайна, вызывающее ранения Биттнера) нам дают объяснение поведению нового капитана. Смысл в том, что он такой же хранитель, призванный любой ценой оставлять на корабле прежнее положение вещей.
Объяснение концовки
Разберём смысл концовки фильма «Корабль призраков». В неё заложен интересный сюжетный поворот. Для многих он остался непонятен.
В финале всех испытаний Анна и Патрик находят Лукаса и остаются с ним на корабле призраков. А в их телах в город возвращаются родители Джеки – Гвен и Дэвид. Тут же пару арестовывает полиция за убийство ребёнка. Оказывается, Анна закрыла окно, из-за чего Джеки в теле Лукаса сорвалась и погибла. Гвен сначала отказывается это признать, повторяя фразу «Мы выбрались!» и надеясь на воссоединение семьи. Однако на переднем сидении полицейского автомобиля она видит протокол с прикреплённой к нему картой Фортуна (имя богини удачи и непредсказуемости судьбы).
Именно её вытянула Джеки, когда собралась испытать удачу в общении с кинематографистами. Однако за этой картой следовала другая – Жертва. Иными словами, успех Джеки, который воплотился в танце с Фрэдом Астером, стоил ей жизни. А для того, чтобы родители покинули корабль, девочка, находясь в теле Лукаса, пожертвовала собой ещё раз. Поступок этот был полуосознанный.

Ведь, с одной стороны, Джеки не хотела умирать снова. С другой стороны, она полезла в окно в дождь, по сути, спровоцировав несчастный случай (или убийство, если учитывать импульсивное действие Анны). В какой-то степени Джеки предвидела всё это. Не зря убийца Эдвард Кларк называет её именем предсказательницы из древнегреческих мифов – Кассандрой.
По тому же принципу в контексте событий фильма существовал корабль призраков: пока жертва (не только Эдвард Кларк) заточена в «Куин Мэри», судну сопутствует удача. Из этого круговорота «Нет выхода» – на экскурсию с таким названием посетителей приглашает капитан Биттнер в концовке фильма.
Смысл фильма
Пытаясь понять задумку авторов фильма «Корабль призраков», вряд ли стоит искать в его сюжете какой-то скрытый смысл. Создатели явно делали акцент прежде всего на хоррор-аттракционах и многочисленных отсылках к истории и легендам «Куин Мэри», а также к классическим фильмам ужасов (в том числе Альфреда Хичкока и Стэнли Кубрика).
Но дополнительной трактовки они не требуют – всё сделано ради атмосферы. Объяснение концовки также вполне логичное (опять же, в контексте вселенной фильма «Корабль призраков»). Увы, внятному её восприятию мешает скомканность и «клиповость» повествования.
Мысль же «Удача требует жертв» вряд ли задумывалась как мораль, которую следуют принять за истину. Скорее, это лишь способ нагнать на зрителей ещё немного жути.

Похожие фильмы
- «1899» (Германия, США, 2022): незавершённый сериал о путешествии на корабле, превратившимся в кошмар;
- «Треугольник» (Великобритания, Австралия, 2009): фантастический триллер, действие которого происходит на огромном океанском лайнере.
- «Корабль-призрак» (США, Австралия, 2002): ещё один фильм ужасов на «корабельную» тематику;
- «Сияние» (США, Великобритания, 2009): фильм Стэнли Кубрика, которым явно вдохновлялись создатели «Корабля призраков»;
- «Призрак дома на холме» (США, 2018): один из самых продуманных и драматичных сериалов ужасов.