Страна: Италия
Жанр: триллер, драма, криминал
Год производства: 2012
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
Актеры: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс, Дональд Сазерленд
Слоган: «A master of possession. A crime of obsession»
Джузеппе Торнаторе – мастер психологического кино. В его картинах, почти каждая из которых славится неожиданным финалом, тщательно исследуется человеческая природа. Пытаясь понять, в чем смысл фильма «Лучшее предложение» (La migliore offerta), некоторые зрители предполагают, что это кино о необычной любви и пронзительном одиночестве. Однако в не меньшей степени этот отменный европейский триллер с элементами арт-нуара рассказывает о роли искусства в нашей жизни. Стоит ли оно того, чтобы менять на него настоящую, полноценную жизнь?..
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Лучшее предложение”. Главный герой картины, управляющий известного аукционного дома Вёрджил Олдман, больше всего на свете любит искусство. Он импозантен, богат и уважаем в обществе. Но сам он сторонится людей и порой ведет себя эксцентрично – в частности, он допускает тактильные контакты только в перчатках.
Однажды ему звонит молодая женщина по имени Клэр. Девушка, наследница одной знатной фамилии, нанимает Олдмана, чтобы тот помог ей продать с аукциона предметы искусства, доставшиеся ей вместе с приличным состоянием и виллой, требующей реставрации.
Страдая серьезной агорафобией, Клэр ведет затворнический образ жизни и лично никого не принимает. После нескольких посещений виллы Олдман понимает, что в его жизнь ворвалась любовь…
У Олдмана есть приятель Роберт, талантливый мастер-механик. При первом посещении виллы главный герой обнаруживает старинный автомат, имитирующий человека. Андроид почему-то завораживает его, и он по частям приносит его молодому человеку. Тот говорит Вёрджилу, что в коллекции Клэр есть много раритетов 18 века и дает ему несколько советов относительно того, как установить контакт с клиенткой.
Есть у Вёрджила и еще один друг, художник Билли Уистлер. Тот помогает управляющему собрать коллекцию шедевров и представить на аукционе настоящие произведения искусства как несущественные подделки. То есть подлинные произведения искусства, представленные исключительно в виде женских портретов кистей именитых художников, остаются у Олдмана. Вёрджил относится к Билли, который как-то подарил ему портрет красивой женщины, скорее потребительски и не воспринимает его творческие амбиции всерьез…
Воспользовавшись советами Роберта, пожилой Олдман налаживает отношения с Клэр, которая кажется ему удивительно похожей на красавицу с портрета Билли. Благодаря его заботе та потихоньку избавляется от фобии. Она принимает его любовь и отвечает на нее взаимностью. Однажды в порыве искренности девушка вдруг говорит ему, что всегда будет любить его.
Он же полностью отдается чувствам. Он настолько доверяет возлюбленной, что показывает ей свою коллекцию шедевров и решает отказаться от проведения аукционов. Поздняя любовь меняет его: всегда циничный и отстраненный, Олдман становится романтичным и удивительно хрупким…
Объяснение концовки
Ближе к концу фильма главный герой проводит последний в своей карьере аукцион, возвращается домой и видит, что вся его коллекция исчезла. Остался только портрет женщины, написанный Билли. Клэр дома тоже нет…
Он находит тот самый автомат, имитирующий человека. Андроид “передает” ему достаточно циничное аудиосообщение от Роберта и тот, наконец, понимает, что стал жертвой мошенников.
Автором аферы, вероятнее всего, был Билли, а ее смысл заключался в мести. Ведь художник много лет помогал Олдману собирать коллекцию, а тот его ни во грош не ставил, считал наемным работником и называл бездарностью. Украв краденые шедевры и оставив вместо них только картину собственной кисти, Билли смог отомстить за пережитые унижения. Вероятно, именно он нанял Клэр и Роберта, придумал стратегию и рассчитал тактику. Ведь он знал, как именно можно “поймать” Олдмана…
Вёрджил понимает все это – как и то, что Клэр, которую он полюбил, скорее всего, носит другое имя. В полицию он сообщить не решается, поскольку вся его коллекция была собрана нелегальным путем. Кроме того, он понимает, что все еще слишком влюблен в мошенницу.
После всего случившегося Олдман впадает в тяжелую депрессию и отправляется на лечение в психиатрическую клинику. Проведя там несколько месяцев, он уезжает в Прагу и приходит в ресторан, о котором ему однажды говорила “Клэр”. Ресторан, в котором находится Олдман, выглядит довольно странно. Он оформлен часами и шестеренками, а его посетители – исключительно влюбленные пары. Одиноко и тихо пожилой мужчина сидит за столиком и мысли его постоянно вращаются вокруг одного – любила ли его “Клэр”?..
У финала как минимум две трактовки. Согласно одной из них, здесь заложен скрытый смысл. Олдман (кстати, у него “говорящая фамилия”: в дословном переводе с английского она означает “старый человек”) не случайно находится в ресторане с таким странным интерьером. Часы и шестеренки символизируют время, которое главный герой, типичный “человек в футляре”, потратил впустую. Его жизнь обрела смысл только с появлением Клэр, которая оказалась таким же фантомом, как и идеализированные им женщины на картинах.
В своих разборах картины “Лучшее предложение” зрители предлагают другое, гораздо более мрачное объяснение концовки. Считается, что не было никакого ресторана в Праге, а Олдман продолжает находиться в лечебнице. Там его, вероятно, лечат при помощи аппарата, вращение которого напоминает часовой механизм. Обстановка кафе в Праге кажется совершенно сюрреалистической и можно сделать робкий вывод, что разум Вёрджила блуждает в воображаемом мире.
Если подвести итог, то можно предложить такое объяснение концовки фильма «Лучшее предложение»: ресторан – аллюзия на тайную комнату в доме Олдмана, в которой жила его коллекция. Теперь его больной разум создал новую “тайную комнату”, в которой он может чувствовать себя в безопасности и представлять свое воссоединение с “Клэр”.
Смысл фильма
Чтобы понять суть фильма “Лучшее предложение”, необходимо обратить внимание на личность главного героя. Он типичный “человек в футляре”, однако, есть в нем что-то и от героя “Лолиты”. Это романтизирующий эстет. Он одет с иголочки и держит себя с другими очень вежливо и холодно. У него есть пара приятелей, нет семьи и он, являясь убежденным холостяком, живет в гордом одиночестве. Единственное, к чему он испытывает страсть, – это искусство.
У него есть целая коллекция портретов красивых женщин. Причем собранная нелегально. Воруя шедевры, он создает свой Большой Секрет и прячет его. Только он может любоваться этими картинами! Таким образом он словно ограждается от жизни, не участвует в ней и словно говорит обществу: “Ну и что, что у вас есть семьи и друзья! Зато у меня есть самые лучшие полотна!” Впрочем, под маской надменности прячется очень ранимый и бесконечно одинокий человек, испытывающий потребность в общении с людьми – и в любви.
В жизни Олдмана нет женщин – ни сестер, ни замужних подруг, ни бывших возлюбленных. Любуясь красавицами прошлых лет, он словно переносит всю свою романтизацию на женский образ. Женщина в его понимании – что-то возвышенное, восхитительное. Она никогда не будет ему мешать и требовать внимания… Да, женщина на картине – идеальный партнер. Их у Олдмана много. Разглядывая их, он мечтает, воображает, фантазирует и погружается в полностью выдуманный мир.
Однако вскоре Вёрджил влюбляется в реальную женщину. Клэр боится контакта с миром и не хочет выходить из дома. То есть, по сути, влюбляется он в свое отражение. Он просто не мог не влюбиться в нее, потому что не только увидел в ней собственное отражение, но и перенес на нее собственную жажду любви и внимания. Встретив Клэр, он становится заботящейся, защищающей фигурой. Помогая ей выйти из фобии, он одновременно помогает и себе. Но, как оказалось, ей не нужна была помощь…
Фильм “Лучшее предложение” начинается с дня рождения Вёрджила, а заканчивается сценой в сюрреалистичном ресторане. Часы символизируют безжалостный ход времени, а суетящиеся люди словно оттеняют его одиночество. Он же словно застыл и, кажется, полностью поглощен идеей встретить Клэр, которую он продолжает любить.
Почему он не смог забыть ее? Дело в том, что когда отношения прерываются в самом начале, на стадии сильной влюбленности, это может нанести человеку очень глубокую рану. Олдман был разлучен с “Клэр” на самом пике своего счастья, после чего последовал резкий спад в несчастье. Ему больно, рана кровоточит – он просто не может не думать о девушке.
Есть и вторая – главная – причина того, что он (на самом деле, или только в своем воображении) сидит в кафе и ждет “Клэр”. Он делает это из страха смерти. Олдман был человеком в футляре и думал, что он защищен от мира. Когда он раскрылся и открыл свое сердце, его ударили в самое больное место. Сейчас у него в жизни нет больше ничего. До тех пор, пока он любит предавшую его девушку, он живет.
“Лучшее предложение” – фильм-метафора о человеческой жизни. Очень часто мы гоняемся за иллюзиями, но при этом оказываемся за бортом реальной жизни. Иногда мы находим себе какой-нибудь объект и страстно романтизируем его. Мы живем в иллюзии, а потом внезапно осознаем, что никогда по-настоящему не жили.
Самое ценное, что у нас есть – это сама жизнь, наша энергия и время, которое постоянно ускользает и утекает. Если мы тратим свою жизнь на иллюзии, то однажды, как и Вёрджил Олдман, можем обнаружить себя в пустоте, холоде и одиночестве.
Похожие фильмы
Вот еще несколько картин, похожих по смыслу на “Лучшее предложение”:
- “Транс” (Великобритания, Франция, 2013 год). Саймон, сотрудник аукционного дома. Он единственный, кто знает, где находится бесценная картина, которая очень нужна банде грабителей;
- “Аферистка” (США, Великобритания, 2020). Изобретательная мошенница оформляет на себя опекунство над людьми преклонного возраста, а затем обирает их до нитки.
- “Побочный эффект” (США, 2013 год). Эмили страдает тяжелой депрессией. Назначенные врачом антидепрессанты не помогают, и она на свой страх и риск принимает лекарство, рекомендованное ей коллегой;
- “Великолепная афера” (США, Великобритания, 2003 год). У мошенника Роя есть дочь. Прекрасно понимая, чем занимается отец, однажды девушка просит его обучить ее этому “ремеслу”.
Мы все жертвы в этой жизни, в которой играют на наших страстях – то Бог, то бесы – но в любой ситуации жалко именно человека, ибо он всегда жертва тех Обстоятельств, что устроила ему Жизнь в лице Бога или Его служителя – нечистого.
Олдман очень добрый и воспитанный. Мне очень жаль, что ему стало так больно…. Бесконечно больно
Вор у вора, украл дубинку!
Вода, почитайте психоанализ 2013 года.