Писать, чтобы остаться в живых: явный и скрытый смысл фильма «Мизери» 

Мизери Смысл фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, триллер, драма, экранизация

Год производства: 1990

Режиссер: Роб Райнер

Актеры: Джеймс Каан, Кэти Бейтс, Ричард Фарнсуорт

Слоган: «Paul Sheldon used to write for a living. Now, he’s writing to stay alive» (Пол Шелдон зарабатывал на жизнь писательством. Теперь он пишет, чтобы остаться в живых)

Награды и номинации: В 1991 году фильм получил “Оскар” в номинации “Лучшая женская роль”.

Фильмы, снятые по романам Стивена Кинга, относятся к отдельному жанру ужасов. Большинство из них обладают неповторимым почерком, самобытным колоритом и обычно оставляют странное, не всегда приятное послевкусие. В отличие от многих других кинокартин Стивена Кинга, лента Роба Райнера не содержит мистики – это просто напряженный триллер. Смысл фильма «Мизери» (Misery) заключается в том, что иногда естественное желание стабильности способно перерасти в одержимость, а угроза может возникнуть с неожиданной стороны. Впрочем, как всегда у Кинга, здесь есть и двойное дно.

О чем фильм

Краткое содержание фильма “Мизери”. Пол Шелдон, известный писатель, создавший серию женских романов, завершает ее смертью главной героини Мизери и начинает работать над другой книгой. Положив рукопись в портфель и совершив свой обычный ритуал – выпив на дорогу бокал шампанского и выкурив сигарету – он садится за руль и отправляется домой в Нью-Йорк.

Джеймс Каан
Джеймс Каан исполнил роль Пола Шелдона. Кадр из фильма.

Неожиданно начинается метель, машину Пола заносит, и он попадает в аварию. Его обнаруживает женщина по имени Энни Уилкс. Вытащив мужчину из машины, она забирает его в свой дом.

Пол приходит в себя и обнаруживает, что у него сломаны обе ноги и рука. На его счастье, Энни оказывается медсестрой. Оказав ему помощь, женщина, называющая себя горячей поклонницей писателя (точнее, она говорит о себе как о “поклоннице №1”), начинает выхаживать его. Преисполнившись благодарности, Пол обещает, что Энни станет первой читательницей его нового романа. Его слова делают ее бесконечно счастливой. Впрочем, идиллия длится недолго…

Мисс Уилкс живет в глуши. Бушующая метель оборвала провода телефона, и Пол, который, благодаря ее стараниям потихоньку идет на поправку, не может связаться ни с издательством, ни с семьей – и это беспокоит его. Издательство вскоре само начинает поиски Пола. Одна из сотрудниц звонит шерифу городка, из которого выехал писатель, и тот начинает свое расследование.

Когда Шелдон позволяет Энни прочитать рукопись, милая, набожная женщина неожиданно превращается в какую-то фурию. То, что он начал работу над совершенно другим произведением, ей совершенно не нравится. Чуть позже, купив последний роман о Мизери и дочитав до сцены смерти главной героини, мисс Уилкс полностью теряет контроль над собой. В ярости ворвавшись в комнату Пола посреди ночи, она заставляет его сжечь новую рукопись. А затем в ультимативном порядке требует, чтобы он написал продолжение “Мизери”: по словам безумной фанатки, главная героиня должна жить.

До смерти перепугав своего кумира, фурия вскоре вновь превращается в милую и заботливую медсестру средних лет. Пересадив Пола в кресло-каталку, оборудовав ему стол, достав пишущую машинку и бумагу, она действительно ждет, что он напишет для нее продолжение. Шелдон пытается возражать, на что Энни, в глазах которой вновь появляется безумие, сообщает ему, что никто не знает, где он находится, и только от него самого зависит его дальнейшая судьба.

Кэти Бейтс
Роль Энни Уилкс сыграла Кэти Бейтс. Кадр из фильма.

Получив некоторую свободу передвижения, Пол дожидается, когда Энни покинет дом, после чего обследует его, находит лекарства, которые она ему дает, и забирает себе побольше обезболивающего. Затем он обнаруживает альбом с газетными вырезками, который принадлежит Энни. Оттуда Пол узнает, что несколько лет назад, работая в больнице, она убила ребенка. Женщина понесла за это наказание и даже прошла лечение, но ее психика до конца так и не восстановилась.

Поняв, с кем имеет дело, Пол решает дать ей то, что она хочет, и начинает работать над новой книгой о Мизери. Его посещает вдохновение, о чем он сообщает сиделке и предлагает отметить это дело. Довольная донельзя, она устраивает ужин при свечах. Сумев ее отвлечь, Пол быстро и аккуратно всыпает в ее бокал с вином обезболивающий порошок. Впрочем, затея срывается – Энни проливает вино на стол.

День идет за днем, книга про “Мизери” потихоньку пишется. Выздоравливающий Пол практически каждый день совершает все более смелые вылазки. Обнаружив это, Энни понимает, что он, вероятно, скоро покинет ее. Открыто признавшись ему в любви, она хочет, чтобы он всегда оставался с ней. Усыпив Пола, она привязывает его к кровати и молотом снова ломает ему обе ноги…

Тем временем шериф, безуспешно пытающийся найти писателя, обращает внимание на его книги о Мизери. Жена смеется над ним, но ему почему-то кажется, что в этой серии женских романов он найдет какую-то зацепку и узнает, что случилось с Шелдоном.

И действительно, почти в каждой книге рефреном повторяется мысль: “Существует справедливость более высокая, чем человеческая. Я буду судим Им”. Слова кажутся шерифу очень знакомыми. Он отправляется в библиотеку, поднимает газетный архив и находит вырезку, в которой рассказывается об Энни. Медсестра, обвиняемая в убийстве, произносит эту же фразу – слово в слово.

Объяснение концовки

Исходя из описания содержания фильма “Мизери”, сложно представить себе благостный финал. Отчасти так и есть. Объяснение концовки картины представляет собой следующее.

Ближе к финалу шериф понимает, что, кажется, нашел разгадку исчезновения Шелдона. Он отправляется к Энни, но та убивает его выстрелом из ружья.

Потеряв надежду на спасение, Пол закусывает удила. Закончив книгу, он требует, чтобы Энни предоставила ему бутылку шампанского, спички и сигарету – все это нужно ему для традиционного “ритуала”. С ненавистью глядя на свою мучительницу, он у нее на глазах сжигает финальные главы. Поняв, что теперь она не узнает конец книги, Энни впадает в ярость. Полностью потеряв контроль над собой, она набрасывается на Пола, но тот дает ей отпор и с большим трудом убивает ее.

Проходит почти восемнадцать месяцев. С трудом восстановившись после двух переломов обеих ног, Пол издает свою новую книгу, “Возвращение Мизери”, и встречается в ресторане с агентом. Та просит его написать еще одну книгу, автобиографическую, в которой он бы рассказал, что произошло с ним в домике в лесу. В этот момент к их столику приближается официантка, и Пол вздрагивает – ему кажется, что он видит Уилкс. Но на самом деле та совершенно непохожа на его мучительницу. Мило улыбнувшись, девушка говорит писателю, что она его “поклонницей №1”…

Смысл концовки фильма «Мизери» заключается в том, что писатель навсегда остался пленником Энни. Этим финал картины Роба Райнера отличается от книжного. В романе после спасения Пол действительно долго не мог ее забыть и “умирал по 10 раз на дню”. Но в конце концов он смог найти новую идею для романа. После этого он точно ожил, у него появилась муза. И Энни ушла.

рукопись писателя
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Лента Роба Райнера рассказывает не только о том, насколько страшно безумие, в ней есть и скрытый смысл. По признанию самого Кинга, который в образе Пола воплотил собственные писательские фобии, “Мизери” – произведение об ответственности.

В своих разборах картины многие зрители пишут о том, что один из ее смыслов заключается в неоднозначности славы и популярности. Это палка о двух концах. Негативная сторона славы имеет множество обличий, начиная с давления со стороны фанатского сообщества и заканчивая полным контролем со стороны почитателей таланта.

Кто такая Энни Уилкс? Согласно самой простой трактовке, она символизирует ту самую, темную часть фандома, который не способен отделить творца от созданного им мира. Является ли Энни заложницей “Мизери”? В фильме четко показано, что она – типичная безумная фанатка, влюбленная и в писателя, и в созданного им персонажа. В книге же все несколько сложнее. Там Пол является для Энни в большей степени инструментом, при помощи которого она сможет добиться “воскрешения” любимой героини. Если бы только инструмент можно было заменить, она давно бы отправила Шелдона на тот свет.

А что же Пол? Он не видел никакого смысла в продолжении истории о Мизери. Пытаясь отмахнуться от нее (а заодно – от огромного числа читателей, любящих эту серию книг), он в образе Энни словно встречает свою героиню в реальности. Точно мстительный фантом, она превращает его жизнь в нескончаемый кошмар. Сначала Пол видит перед собой странноватую фанатку, потом – сумасшедшую с садистскими наклонностями, а ближе к финалу – зло во плоти. Книжная Мизери отомстила своему создателю.

Пол вскоре освободился из плена, но попал в другой. Физически он был свободен, но его разум (по фильму – навсегда, по книге – очень надолго) остался в плену у его “поклонницы № 1”.

Кинг как-то обмолвился, что для него Энни символизировала борьбу с зависимостями. Для Пола она воплощала собой все то, что тормозит его творческое развитие. Нам не нужно быть знаменитыми писателями – свои триггеры есть у всех. И практически где угодно нас может поджидать персональная Энни Уилкс.

писатель в плену
Кадр из фильма.
Какой финал более правдоподобный и сильный?
В книге, где писатель освободился от мыслей об Энни, и смог творить без влияния "поклонницы номер 1".
43.33%
В фильме, где Энни навсегда осталась в подсознании Пола.
56.67%
Другое (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 90

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Мизери” Стивена Кинга:

  • “Сияние” (США, Великобритания, 1980 год). Джек Торренс работает смотрителем в отеле во время мертвого сезона. Находящиеся вместе с ним жена и сын мужчины не подозревают, что им угрожает опасность.
  • “Долорес Клэйборн” (США, 1995 год). Богатая хозяйка дома, в котором Долорес Клейборн работала всю жизнь, оставила завещание в ее пользу. Это запустило цепочку странных и жутких событий.
  • “Бивень” (США, Канада, 2014 год). Журналист Уоллес Брайтон исчез при загадочных обстоятельствах. На его поиски отправляются друзья – они не подозревают, с чем им предстоит столкнуться.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.