Что на самом деле произошло в фильме «Море соблазна»: разбор сюжета 

Море соблазна Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: триллер, драма, фантастика

Год производства: 2019

Режиссёр: Стивен Найт

Актёры: Мэтью МакКонахи, Дайан Лэйн, Джимон Хонсу, Энн Хэтэуэй, Джереми Стронг

Слоган: «На острове Плимут никто не умирает… пока ты не нарушаешь правила»

Награды и номинации: номинации на антипремию «Золотая малина» за худшую мужскую (Мэтью МакКонахи) и худшую женскую (Энн Хэтэуэй) роли.

Смысл фильма «Море соблазна» («Serenity»), кажется, не претендует на большую глубину, хотя изначально всё к этому располагает. Зрителю подкидывают загадки и странные намёки, чтобы в итоге предоставить объяснение – довольно банальное для тех, кто знаком с современной фантастикой.

О чём фильм

Разберём содержание фильма «Море соблазна».

В начале картины мы видим глаза подростка. В них – море. На волнах качается яхта, которая называется «Serenity» – «Ясность» (это и оригинальное название фильма). Её капитан Бейкер Дилл зарабатывает на жизнь тем, что даёт возможность приезжим туристам поохотиться на крупную рыбу. Однако если он чувствует, что на крючке его заветная мечта, большой тунец, то берёт удочку в свои руки, невзирая на возражения клиентов. Так произошло и в этот раз, но, как всегда, рыба сорвалась. На берегу за яхтой наблюдает странный человек в очках и с кейсом, одетый в деловой костюм.

Мэттью МакКонахи
Мэттью МакКонахи исполнил роль Бейкера Дилла. Кадр из фильма.

Чтобы поймать заветного тунца, Бейкер размышляет над идеей нанять вместо своего напарника Дюка сына любовницы Констанс. Кажется, тот приносит удачу – может быть, благодаря ему, вожделенная рыба не сорвётся с крючка.

Бейкер идёт в бар – там уже все знают о происшествии на яхте. Бармен Джек предлагает дать неуловимому тунцу имя. Герой отвечает, что имя уже есть – Justice (то есть Справедливость, или Правосудие).

Вечером Бейкер приходит к Дюку в церковь (похоже, тот является священником), даёт ему аванс – на завтра снова запланирована охота на тунца. Дома герой просит прощения у сына, который сейчас где-то далеко, за то, что не поймал рыбу, и выражает надежду, что обязательно поймает. Мы видим воспоминания, где отец и сын, ещё ребёнок, общаются и рыбачат вместе. Тут же нам показывают уже повзрослевшего мальчика – подростка. Он держит в руках фотографию с той самой рыбалки.

Ловля тунца с Дюком не задаётся – из добычи одна только мелочь. Бейкер зол на напарника за это и винит его в том, что он приносит неудачу.

На острове внезапно появляется бывшая жена героя Карен. Она замужем за богачом-мафиози по имени Фрэнк. Тот постоянно её избивает. А её с Бейкером (настоящее имя которого Джон) сын Патрик прячется и сбегает в некий мир виртуальной реальности, который создаёт сам с помощью программирования. Карен предлагает бывшему мужу деньги, чтобы тот убил Фрэнка. Смерть должна выглядеть как несчастный случай во время ловли тунца на яхте. Бейкер отвечает отказом.

Герой купается в море – мы наблюдаем за ним с разных ракурсов словно в компьютерной игре. Откуда-то звучит просьба подростка: «Папа, я хочу, чтобы ты кое-что сделал». Под водой мы видим и его. Раздаётся ругань, и герой просыпается. Но, похоже, это был не совсем сон: на его столе вода, как и на столе в квартире подростка.

Продавщица рыболовных снастей Лоис рассказала Бейкеру, что в город прибыл Фрэнк. В гостинице слышали, как он бьёт Карен.

Энн Хэтэуэй
Роль Карен сыграла Энн Хэтэуэй. Кадр из фильма.

Фрэнк пытается договориться с Бейкером о рыбалке на яхте, но тот отказывает. Следящий за героем человек в деловом костюме с тревогой замечает, что рыбак отплыл от причала на двадцать секунд раньше, чем он рассчитывал. Из визитки, которую он оставил у Лоис, мы знаем, что это представитель компании по продаже снастей и его зовут Рид Миллер.

Окружающие начинают намекать Бейкеру, что тунец, за которым он охотится, существует лишь в его голове, и перед рыбаком стоит выбор – спасти бывшую жену или поймать тунца.

Дюк уговаривает героя пойти в море с Фрэнком за большое вознаграждение. Бейкер соглашается, говоря, что напарник поможет ему побороть искушение. Карен напоминает бывшему мужу о своей просьбе и говорит, что сын слышит его через экран компьютера.

Выйдя в море с Дюком и Фрэнком, Бейкер видит в небе птицу Фрегат. Он замечает, что видел её и над островом. Напарник возражает: эти птицы летают только над морем.

Дюк рассказывает Фрэнку, что бар на острове раньше назывался «Надежда и якорь». Затем название поменялось на «Надежду и канат» как символ того, что Плимут – гиблое место, и здесь в пору повеситься. Фрэнк рассказывает о своём пасынке: он совсем не общается с отчимом, его считают гением математики, он вечно сидит за компьютером, на экране которого кто-то рыбачит. На вопрос, в чём смысл этого занятия, мальчик как-то ответил: «Если бы я не рыбачил, я бы тебя убил». Фрэнк меняет тему разговора, пытаясь узнать, где на острове можно воспользоваться услугами малолетних проституток.

Мужчины возвращаются, поймав акулу. Фрэнк собирается на следующий день снова выйти в море. Карен продолжает уговаривать Бейкера убить злодея, добавляя, что этого хочет их сын – он жаждет правосудия. Дюк обо всём догадывается и просит друга следовать правилу – продолжать ловить рыбу в своей голове и никого не убивать.

Дайан Лэйн
Дайан Лэйн в роли Констанс. Кадр из фильма.

Карен тайно встречается с Бейкером и в конце концов уговаривает его совершить убийство Фрэнка. Когда бывшая жена уходит, герой обещает, что совершит задуманное, чтобы Патрик наконец вышел из своей комнаты.

Рид Миллер ночью приходит к Бейкеру домой и предлагает ему продукцию своей компании – поисковый эхолот. Продавец обещает, что прибор будет работать, и произносит странную фразу: «Я — правило». Рид также просит не совершать убийство. Прижимая продавца к стенке, Бейкер допытывается, в чём смысл всего сказанного. Рид отвечает, что всё вокруг является игрой и он лишь исполняет свою роль в ней. Нам снова показывают создателя – подростка, пишущего программный код. Рид говорит, что одна из игр внутри большой игры на острове Плимут – ловля тунца. И до настоящего времени она была любимым развлечением создателя и одновременно наваждением. Но наваждение проходит и смысл новой игры – убить человека. Рида беспокоит то, что создатель так радикально поменял правила.

Утром Бейкер просыпается, но несмотря на все усилия не может подняться раньше звона будильника. Чуть позже, помня о словах Рида, он открывает карту мира. Оказывается, на ней нет ничего, кроме острова Плимут. Звучат слова диктора радио о том, что скоро нейросети заменят многие функции человеческого мозга.

Стоя один посреди дороги, Бейкер разговаривает с сыном. Он рассказывает, что мало что помнит о своей прошлой жизни. Герой высказывает предположение, что его одержимость тунцом связана с рыбалкой, на которой он был вместе с маленьким Патриком. Тогда ничего не удалось поймать и Бейкер злился из-за этого. Герой также говорит о картинках, которые всплывают в памяти: война, он лежит мёртвый на песке.

Внезапно появляется Самсон, сын любовницы Констанс, который должен был принести удачу при ловле тунца. Но в этот раз Бейкер не хочет брать его с собой, ведь он задумал убийство и ему не нужны свидетели.

Странностей становится всё больше: Бейкер замечает, что не может заставить автомобиль ехать, пока на светофоре не загорится зелёный свет.

Лоис даёт Бейкеру приманку для тунца от Рида Миллера и советует сделать правильный выбор – поймать тунца. Вопросы о том, где они находится на самом деле, женщина игнорирует. Бейкер пытается спрашивать о том же и бармена Джека. Тот отвечает расплывчатыми формулировками и напоминает о важности правил и необходимости поймать тунца.

Патрик сидит в комнате, слышит крики родителей и достаёт нож.

Джейсон Кларк
Джейсон Кларк исполнил роль Фрэнка. Кадр из фильма.

Дюк нанимает знакомого рабочего, чтобы тот ранил Фрэнка. Понимая, что рыбалка, вероятно, не состоится Бейкер уходит с яхты и бесцельно бродит по острову. Звучит сообщение по радио: «Вернись, тебе нужно поймать свою рыбу!».

На берегу Бейкер встречает с Ридом. Они снова говорят об игре и её создателе – подростке, который мечтает, чтобы кто-нибудь убил его отчима, постоянно избивающего мать. Бейкер заявляет, что ему плевать на реальность или нереальность происходящего – он должен убить Фрэнка и это будет правосудием. Рид заявляет, что теперь на стороне Бейкера. При этом продавец то и дело исчезает из поля зрения.

Карен уговорила Фрэнка отправиться на рыбалку несмотря на ранение. Кот, которого Бейкер всё время ловил, чтобы отдать Констанс, подходит к причалу, словно призывая героя отказаться от выхода в море. Дюк молится за Бейкера, говоря, что он хороший человек, но его разум затуманен искушением.

После выхода в море выясняется, что на яхту проник Самсон. Фрегат тоже парит в небе – всё располагает к удачной рыбалке. Тунец клюёт. В это же время подросток Патрик в своей комнате достаёт чемодан с рыболовными снастями и нож. Бейкер передаёт удочку Фрэнку. Подросток выходит с ножом из комнаты. Рыба дёргает леску, и раненного и пьяного Фрэнка уносит на морское дно. Подросток возвращается с ножом в комнату. Звучит радиосообщение, что его арестовали за убийство отчима – строительного рабочего Фрэнка Зариакаса (так зовут и утопленника-мафиози). В сообщении также говорится, что Патрик – компьютерный гений, погружённый в созданный им же мир, а его отец погиб на войне в Ираке.

Герой прощается с Карен, и она исчезает.  Патрика освобождают, и он связывается с Бейкером по телефону-автомату. Подросток называет рыбака отцом и говорит, что совершил ужасное. Бейкер утешает его.

В финале Патрик меняет игру, чтобы встретиться с «отцом» – и действительно, всё вокруг меняется. Подросток бежит навстречу Бейкеру по причалу, они обнимаются и смеются.

Объяснение концовки

К правильному пониманию смысла концовки фильма «Море соблазна» авторы склоняют зрителя чуть ли не с самого начала. Уже в середине картины намёки на то, что всё происходит в некой виртуальной реальности, даются очень часто. Для тех же, кто по ходу действия пытался придумать версии с альтернативным описанием событий, режиссёр даёт закрытую концовку с чёткой разгадкой: да, всё происходило в компьютерной симуляции, созданной Патриком. Впрочем, судя по всему, этот мир был сделан не только с помощью нейросетей, сгенерированных хитрым компьютерным кодом. То, что Патрик смог напрямую общаться и даже встретился с Бейкером, говорит, что большую роль сыграло воображение подростка и его сила мысли.

Такое объяснение концовки позволяет понять многие странности, показанные в «Море соблазна». Например, становится ясно, почему новости на острове становятся известны сразу всем, или, почему герои ведут себя немного шаблонно. Ведь несколько топорная актёрская игра, за которую исполнители ролей Бейкера и Карен даже удостоились номинации на антипремию «Золотая малина», была нужна для сюжета и его правильной трактовки при разборе.

Смысл фильма

Вряд ли режиссёр «Моря соблазна» кого-то собирался удивить финальным сюжетным поворотом. Суть фильма, конечно, не в том, что все оказались в виртуальной реальности. Чтобы понять скрытый смысл «Моря соблазна» стоит рассмотреть мотивацию создателя этого мира – Патрика.

Итак, подросток жил в неблагополучной семье, постоянно наблюдая, как отчим избивает его мать, и изо всех сил пытаясь этого не видеть. Так что он с головой погрузился в программирование и создал мир, где его отец, погибший на войне в Ираке, жив. Настоящий отец Патрика был военным, но в симуляции подросток сделал его рыбаком, поскольку рыбалка была самым ярким воспоминанием о нём. В созданном мире можно было не только побыть на месте мужественного Бейкера, но и насладиться другими прелестями жизни на острове.

Джимон Хонсу
Джимон Хонсу снялся в роли Дьюка. Кадр из фильма.

Со временем реальная жизнь Патрика становилась всё хуже. Это сказывалось и на обитателях Племонта: даже название бара поменяли в знак невыносимости такого существования – вместо символа надежды якоря канат, или верёвка, на которой можно повеситься. Подросток всё больше стал мечтать о правосудии – чтобы отчим Фрэнк получил по заслугам. В симуляции эта мечта была воплощена в тунце. Бейкер так его и назвал – Правосудие. Как сопутствующий символ неуловимости этой мечты – птица Фрегат, летающая где-то неподалёку.

По мере усугубления положения Патрика, он стал всё больше боролся с желанием убить отчима и выплёскивал свою рефлексию в созданную игру-симуляцию. В ней, с одной стороны, как и в жизни, существовало незыблемое правило «не убий», с другой – был большой соблазн его нарушить. Все обитатели острова так или иначе постоянно намекали на этот выбор, но сами были сторонниками того, чтобы Бейкер просто продолжал «ловить рыбу в своей голове» (главным голосом совести был напарник героя и по совместительству священник Дюк).

Проблема в том, что такая «ловля» никак не меняла положение дел в семье Патрика – нужно было действовать. Подросток мучился с выбором – то же испытывал и Бейкер. В симуляции Патрик, чтобы показать истинное лицо отчима, сделал Фрэнка обезумевшим от богатства мафиози и даже педофилом, хотя в реальности тот был просто работником завода и, вероятно, алкоголиком.

В итоге Бейкер принял тяжёлое решение об убийстве (заметим, что это произошло на борту яхты «Ясность») – и Патрик сделал это вслед за ним. Правила игры в лице Рида Миллера подстроились под этот выбор. Правосудие свершилось – в симуляции оно вообще буквально забрало Фрэнка. Вероятно, в реальности сыграло роль и ещё какое-то удачное стечение обстоятельств – не зря на борту яхты в виртуальном мире присутствовал счастливчик Самсон. Таков символизм в развязке «Моря соблазна».

Именно в нём и в постоянной проекции мыслей и чувств Патрика на действия Фрэнка и заключается задумка режиссёра. О какой-то морали (кроме банальной мысли о том, что насилие – это плохо), которую нужно донести до зрителя, речь, пожалуй, не идёт: каждый решает для себя, считать ли правильными поступки персонажей или, наоборот, порицать.

 

рыбалка на яхте
Кадр из фильма.
Как вам идея и сюжет?
Отличная головоломка!
24.04%
Интересный фильм.
30.17%
Банально, такое уже много раз было.
6.28%
Так ничего и не понял.
38.13%
Другое (напишу в комментариях).
1.38%
Проголосовало: 653

Похожие фильмы

  • «Шоу Трумана» (США, 1998): культовая философская трагикомедия с Джимом Керри о страховом агенте, обнаружившем, что вся его жизнь – часть реалити-шоу;
  • «Нирвана» (Италия, Франция, 1997): создатель компьютерной игры решает уничтожить свою детище;
  • «Тёмный город» (Австралия, США, 1998): ещё один культовый фантастический триллер;
  • «Инк» (США, 2009): трогательный мистический триллер о воссоединении отца с дочерью;
  • «Главный герой» (США, Канада, 2021): второстепенный персонаж компьютерной игры решает её изменить ради любви.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. А.н

    Какой плоский разбор. Неужели не увидели сути? Или это презентация для таких же плоско мыслящих

    2
    6
    Ответить