Треугольник, зеркала, морг и другие пугающие символы фильма «Неоновый демон»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США, Дания, Франция, Бельгия

Жанр: триллер, драма, артхаус

Год производства: 2016

Режиссёр: Николас Виндинг Рефн

Актёры: Эль Фаннинг, Джена Мэлоун, Карл Глусман, Киану Ривз

Слоган: Нечестивые умирают молодыми

Награды и номинации: приз Каннского кинофестиваля в 2016 г. Клиффу Мартинесу как лучшему композитору, номинации на Золотую пальмовую ветвь и Квир-Пальмовую ветвь.

Датский режиссёр Николас Виндинг Рефн заслужил признание во многом благодаря своему безупречному визуальному стилю. И в картине «Неоновый демон» («The Neon Demon») он, похоже, решил сделать упор именно на него. Ведь сюжет получился провокационный и жуткий, но довольно простой – многие зрители и критики замечали, что для передачи основной идеи можно было ограничиться короткометражкой. Разберём смысл фильма «Неоновый демон» и то, как работает его визуальная составляющая.

О чём фильм

В начале мы видим девушку – она лежит в эффектной позе на диване в крови. Оказывается, это фотосессия начинающей шестнадцатилетней модели Джесси. Она недавно приехала в Лос-Анджелес, чтобы стать настоящей звездой индустрии красоты. В комнате с зеркалами Джесси смывает бутафорскую кровь.

Эль Фаннинг
Эль Фаннинг сыграла роль Джесси. Кадр из фильма.

На неё любуется девушка по имени Руби, работающая визажистом. Она приглашает героиню на вечеринку, где та знакомится с другими моделями – Джиджи и Сарой. Разговор не клеится. Новенькая ведёт себя скованно, а опытные представительницы модельного бизнеса рассуждают о макияже. Руби говорит, что косметика с названием, содержащим отсылку к еде или сексу, лучше продаётся и задаёт Джесси вопрос, как бы она назвала свою губную помаду. Та затрудняется с ответом. Тогда Руби спрашивает: «Ты еда или ты секс?». Джиджи и Сара говорят, что Джесси – десерт. Девушки явно восхищаются и завидуют красоте новенькой. Все отправляются смотреть шоу. Мы видим лица персонажей, освещаемых красным, а затем синим цветами.

На собеседовании директор модельного агентства говорит Джесси, что она не такая, как остальные, она великолепна и её ждёт всемирный успех. Однако фотографии, сделанные Дином (парнем, с которым девушка познакомилась по интернету день назад), никуда не годятся. И вообще, со знакомствами в Лос-Анджелесе стоит быть осторожнее. Директор отправляет Джесси на пробную съёмку к местному мастеру модельной фотографии Джеку МакАртуру.

Вечером Джесси и Дин едут на гору с видом на Лос-Анджелес. Девушка рассказывает парню, как в детстве она представляла, что луна – это большой глаз. Она забиралась на крышу и спрашивала: «Ты меня видишь?», засыпала в грёзах о том, кем хочет стать. Уже тогда Джесси понимала: особых талантов у неё нет, но она симпатичная и этим можно заработать. Парень говорит, что верит в неё. Отвезя девушку в мотель, Дин показывает на небо – там ярко светит луна.

Пытаясь войти в свой номер 212, Джесси обнаруживает, что там кто-то есть и просит охранника Хэнка разобраться. Оказывается, что в комнату пробралось дикое животное — Пума.

На фотосессии Джек МакАртур ставит Джесси в центре на белом фоне и оценивает её, затем отправляет домой сотрудников студии, чтобы остаться с моделью наедине. Он просит девушку раздеться, после чего выключает основное освещение и в полутьме наносит на её тело золотую краску.

Карл Глусман
Роль Дина исполнил Карл Глусман. Кадр из фильма.

Руби беседует с подругами-моделями о Джесси. Сара говорит, что новенькая для модельного бизнеса – свежее мясо, а вот, например, Джиджи – кислое молоко. Все признают, что в Джесси, помимо молодости и стройности, есть ещё что-то особенное.

Идёт кастинг. Роберто Сорно, проводящий отбор, игнорирует Сару, зато замечает и явно восхищается Джесси. В уборной Сара в ярости разбивает зеркало. Героиня пытается утешить коллегу, но та делает выпад в её сторону. В руку Джесси впивается осколок. Сара берёт её и пытается испить крови девушки.

Мы узнаём, что Руби делает макияж не только моделям. Она также работает в морге – наносит косметику на лица трупов.

Джесси пробирается в свой номер мотеля, чтобы её не видел Хэнк, и пытается обработать рану. В дверь стучится Дин и дарит девушке цветы. Та измотанная падает с букетом на кровать. Мелькает изображение трёх синих треугольников, собранных в один, обращённый вниз, и красный треугольник, обращённый вверх. Дин расплачивается перед Хэнком за долг Джесси. Охранник советует ему заглянуть в номер 214, где живёт тринадцатилетняя беженка, «настоящая Лолита».

Джесси участвует в показе мод. Перед выходом на подиум она встречает Джиджи. Та рассказывает новенькой, как много ей пришлось сделать операций, чтобы красиво выглядеть.   На подиум Джесси выходит в лучах синего цвета и снова видит синий треугольник. Сама она также находится в конструкции в виде синего треугольника, который, отражаясь от пола, образует ромб. Джесси проходит по подиуму и видит в отражениях себя. Всё вокруг озаряется красным цветом. Джесси любуется собой и целует зеркала.

Джена Мэлоун
Джена Мэлоун снялась в роли Руби. Кадр из фильма.

В ресторане Роберто Сорно беседует со своей помощницей и Джиджи. К ним присоединяются Джесси и Дин. Роберто называет героиню бриллиантом в море стекла, утверждает, что настоящую красоту невозможно подделать – с ней можно только родиться. Дин же считает, что внутренний мир человека важнее его внешней красоты. Роберто возражает, он уверен: не будь девушка красива внешне, парень на неё даже не взглянул бы. Дин предлагает Джесси уйти с ним из ресторана, но та предпочитает остаться с коллегами. Позже парень встречает героиню у мотеля. Он разочарованно спрашивает, неужели девушка хочет быть похожей на «них», имея ввиду собеседников в ресторане. Джесси отвечает: «Это они хотят быть похожими на меня».

Героиня идёт в номер одна. Там Джесси снится страшный сон, в котором Хэнк, проникнув в комнату, засовывает ей в рот нож. Проснувшись, девушка обнаруживает, что кто-то снаружи всё-таки пытается попасть в номер. Она запирает дверь на замок и с ужасом слушает, как за стеной злодей мучает и убивает соседку. Джесси звонит Руби. Та предлагает приехать к ней, что героиня и делает.

Джесси оказывается в большом доме, за которым присматривает Руби. Подруга пытается заняться с гостьей сексом, но та отталкивает её. Джесси признаётся, что является девственницей. Руби делает ещё одну попытку, снова встречая сопротивление. Отвергнутая девушка рисует на зеркале зловещую рожицу с глазами-крестиками и отправляется в морг, где, представляя на месте трупа Джесси, мастурбирует.

Джесси наносит себе макияж, примеряет наряд и идёт к пустому бассейну. Вернувшаяся Руби застаёт девушку стоящей над ним на краю доски. Джесси говорит, что мама называла её опасной девочкой. И она теперь понимает, что действительна опасна. Многие желают быть похожей на неё, стать хотя бы её второсортной копией и истязают себя диетами и операциями.

Белла Хиткот
Роль Джиджи исполнила Белла Хиткот. Кадр из фильма.

Джесси уходит в дом, где на неё нападают Джиджи и Сара. Они оттесняют девушку обратно к бассейну, куда её толкает Руби. Перед смертью Джесси видит на небе треугольник из звёзд.

Руби принимает ванну с кровью Джесси, а Джиджи и Сара смывают её в душе

Утром Руби смывает кровь с бассейна. На её полуобнажённом теле мы видим татуировку с крыльями падшего ангела. Затем Руби ложится в выкопанную могилу, окружённую цветами. Вечером она голая смотрит на луну и ложится на спину. Из раздвинутых ног на пол течёт жидкость, похожая на кровь. Руби улыбается.

Девушки отправляются на очередные съёмки. Сара беседует с другой моделью по имени Энни. Та спрашивает, отнимали ли у неё работу и что она с этим сделала. Сара отвечает: «Я её съела».

Джек МакАртур фотографирует Джиджи и Энни. Вдруг он увольняет последнюю, заменяя её на Сару. Съёмки проходят у наполненного водой бассейна. Джиджи вдруг становится плохо, и она удаляется. Сара находит подругу в слезах и попытках вызвать рвоту. Джиджи отрыгивает глаз Джесси и говорит, что должна вытащить её всю из себя. После этого девушка вспарывает себе живот и умирает. Тогда Сара проглатывает глаз и возвращается на съёмки.

Под титры Сара шагает по пустыне.

Смысл фильма

Итак, руководствуясь описанием сюжета, разберём содержание и смысл отдельных сцен и фильма «Неоновый демон» в целом.

В самом начале картины режиссёр уже даёт прямой намёк на то, каков будет финал – не случайно Джесси изображает труп. Здесь мы сразу видим два основных цвета, которые будут постоянно показываться в фильме – синий и красный (на Джесси синее платье, на её теле красная бутафорская кровь, позади красный неоновый свет). Ещё в своей предыдущей картине «Только Бог простит» Николас Виндинг Рефн использовал первый в качестве символа божественного, а второй – животного начала. В «Неоновом демоне» смысл этих цветов похожий: синий символизирует воду как образ чистоты и невинности, красный – огонь как образ соблазна и порока.

Первая, кто заговаривает с героиней в фильме, – Руби. Это имя переводится как «Рубин», что в свою очередь на латыни звучит как «Красный». Джесси же Роберто Сорно позже назовёт бриллиантом среди стекла. Для бриллиантов главным показателем качества является чистота, лучшие из них называют бриллиантами чистой воды. Таким образом, взаимодействие Джесси и Руби – это противостояние воды и огня, чистоты и порока.

Далее в клубе Руби спрашивает Джесси, является ли она едой или сексом. Похоже, в бездушном мире, в который попала героиня, иного выбора нет. И действительно, в конце, отказываясь лишиться невинности, она в буквальном смысле становится едой – её съедают конкурентки, наслаждаясь словно десертом. Немного раньше Сара называла Джесси свежим мясом, чем она в итоге и стала.

Джесси рассказывает Дину про луну, которую в детстве представляла наблюдающим за ней глазом. В концовке от девушки только и остаётся её глаз. А после акта каннибализма Руби в блаженстве лежит под луной и из неё вытекает кровь, вероятно, принадлежащая Джесси. Какой во всём этом смысл? Хотя в мифологии луна в основном связана со смертью и тёмным началом, она всё же отражает солнечный свет и может восприниматься как нечто светлое среди окружающей ночной тьмы.

цветы для Джесси
Эль Фаннинг в роли Джесси. Кадр из фильма.

По сути, это единственный настоящий, природный, источник света в противовес искусственному неону Лос-Анджелеса. Это то, благодаря чему Джесси могла бы всё же выстоять и сохранить себя в этом бездушном мире модельного бизнеса. Дин видел этот свет в девушке и верил в неё. Однако Джесси предпочла отдаться тьме. В итоге от неё осталась лишь плоть и кровь, ставшие источником силы для конкуренток. Луна же стала напоминанием о вожделенной жертве для Руби.

Номер, в котором живёт героиня, похоже, также отсылка к её плачевному концу. «212» – будто новичок, единица, стоит среди более опытных, двоек. Или может быть такая трактовка: человек окружён змеями.

Пума, ворвавшаяся в номер Джесси – буквальное воплощение грозящей опасности и животного начала.

На фотосессии Джек МакАртур наносит на тело Джесси золотую краску, как бы инициируя её в этом мире блеска и гламура. С этой минуты героиня начинает своё торжественное восхождение на модный олимп. Ещё в этой сцене происходит резкая смена яркого белого света на всепоглощающую тьму.

Ещё одна инициация Джесси – ранение осколком зеркала, после которого Сара пробует испить её крови. Вообще, зеркала в «Неоновом демоне» играют большую роль. Они отражают внешнюю красоту, за которую в этом мире все так сражаются. Зеркала присутствуют в фильме, начиная с самой первой сцены. Во время знакомства Руби и Джесси они бесконечно отражаются друг в друге. Находясь на подиуме, героиня целует своё отражение. Так раскрывается ещё и тема самолюбования, нарциссизма.

героиня на подиуме
Кадр из фильма.

После инициаций Джесси видит треугольники – обращённые вниз синие и вверх красный. В различных религиях треугольники являются символом божественного, сакрального. В древности обращённый вниз треугольник также означал женское начало. Таким образом, мы видим женский, божественный символ, который затем трансформируется в демонический, огненный. Трансформация происходит не только в видении Джесси, но и позже на подиуме. Там мы видим ещё и ромб, состоящий из треугольников, который во многих философских и религиозных течениях также символизирует невинность. И он также становится красным, превращаясь в символ порока.

После трансформации на подиуме Джесси начинает вести себя уже по-другому, под стать своим конкуренткам. Объяснение такого: она принимает в себя порочную, демоническую сущность. Дин же, ценивший в девушке прежде всего внутреннюю красоту, становится не нужен.

Свет больше не спасает Джесси, и она остаётся наедине с тьмой. Оттуда сразу же появляются хищники: сначала в виде Хэнка во сне, затем в виде маньяка, убивающего девочку за стеной, затем в виде Руби и моделей-людоедок. Кстати, в сцене нападения в мотеле есть любопытная деталь: мы не знаем нападающего, не знаем, кто терзал беженку в соседнем номере, было ли это наяву – разгадки режиссёр не даёт. Возможно, это был Хэнк. Но не исключено, что тьма, которую приняла Джесси, превратила в хищника и Дина. Ведь он также знал про соседку. А на опасность знакомств с такими, как он, намекала директор агентства. И после страшной сцены в мотеле нам больше его не показывают.

Интересная деталь про Руби: судя по всему, девушка совершает убийство не впервые. Дом ей не принадлежит, но она спокойно им пользуется. Вокруг свежевырытой могилы растут цветы, что как бы намекает на зарытые рядом трупы, возможно, таких же красавиц.

комната в доме
Кадр из фильма.

Работа Руби в морге – прямое указание на мёртвый мир модельного бизнеса. Девушке всё равно, иметь дело с трупом или с живой моделью – все здесь мертвы. Живое же Руби и такие, как она, стремятся во что бы то ни стало превратить в мёртвое, что и произошло с Джесси. В этом, собственно, суть фильма. Хотя при желании, проведя разбор, можно найти ещё множество скрытых смыслов, ведь над визуальной составляющей и символизмом авторы «Неонового демона» поработали на славу.

Кстати, кто такой этот неоновый демон? Исполнительница главной роли Эль Фаннинг считает, что это Лос-Анджелес – город, который светится тысячами неоновых огней и так и норовит забрать к себе очередную невинную душу. Вероятно, так и есть – вряд ли режиссёр пытался представить в виде демона конкретного персонажа, ведь речь в фильме идёт о тёмной стороне целой индустрии.

Объяснение концовки

Итак, смысл концовки фильма «Неоновый демон» следующий: героиня пошла навстречу пороку, добровольно лишила себя света и отдалась тьме, которая поглотила её. Живая внутренняя красота сменилась на мёртвую внешнюю. Полный переход в новый, хищный мир лишил героиню души и жизни. Конкурентки же ещё некоторое время смогут использовать её силу в своих целях. Впрочем, такую ношу не все могут выдержать. Так, Джиджи оказалась слаба, Сара – сильнее. Но и последняя будет лишь некоторое время бледной копией Джесси, пока безжалостный модельный бизнес не расправится и с ней. Такое объяснение концовки, как и сам фильм, вряд ли стоит воспринимать буквально – всё это, скорее, большая метафора одержимости внешней красотой и призыв ценить настоящее и действительно прекрасное.

красивый сад
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Глубокое сильное кино о человеческих ценностях.
33.33%
Стоило посмотреть.
43.33%
Банальный триллер.
20%
Другое (напишу в комментариях).
3.33%
Проголосовало: 30

Похожие фильмы

  • «Чёрный лебедь» (США, 2010): параноидальный триллер о балетной приме;
  • «Побудь в моей шкуре» (Великобритания, Швейцария, 2013): сюрреалистическая фантастика об инопланетной женской сущности, ведущей охоту на мужчин;
  • «Суспирия» (Италия, 1977): классический фильм ужасов «итальянского Хичкока» Дарио Ардженто о юной балерине, приехавшей учиться в балетную школу;
  • «Шоугёлз» (Франция, США, 1995): танцовщица покоряет Лас-Вегас, погружаясь в мир предательства и интриг;
  • «Прошлой ночью в Сохо» (Великобритания, Китай, 2021): стильный ретрохоррор о молодой провинциалке, приехавшей учиться в современный Лондон и попавшей в любимую эпоху шестидесятых.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.