Сюжет и концовка драмы «Падение империи»

Кадр из фильма. Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: боевик, драма, триллер

Год производства: 2024

Режиссер: Алекс Гарленд

Актеры: Кирстен Данст, Вагнер Моура, Кейли Спейни, Стивен МакКинли Хендерсон

Слоган: «Welcome to the frontline» («Добро пожаловать на передовую»)

В марте 2024 года режиссер Алекс Гарленд представил свой новый фильм – «Падение империи». В оригинале его название звучит как «Civil War» (с англ. «Гражданская война»). Это тот случай, когда дословный перевод точнее отражает содержание драмы в сравнении с российской адаптацией названия. Действие картины происходит в ближайшем будущем и посвящено гражданской войне, разделившей США на враждующие территории. Разобрав сюжет фильма «Падение империи» и его концовку, попробуем понять смысл и идеи, которые хотел донести до зрителя режиссер.

О чем фильм

Действие фильма «Падение империи» происходит в США в недалеком будущем. Президент страны (актер Ник Офферман) благодаря внесенным поправкам остался на третий срок, а затем распустил ФБР, преследовал прессу, применял авиаудары по протестующим. Это привело к тому, что Калифорния и Техас объединились в так называемые силы Запада и выступили против власти. В стране началась гражданская война, в которой верх постепенно одерживают бунтующие штаты. Несмотря на это, президент США выступает перед нацией с обращением, в котором заявляет, что скоро правительственные войска одержат победу, а мятежники потерпят сокрушительное поражение.

Президент США
Ник Офферман в роли президента США.

Следующий эпизод фильма показывает митинг в Нью-Йорке. Его освещает пресса, в том числе опытный фоторепортер Ли Смит (Кирстен Данст). Она видит, как полицейский случайно задевает дубинкой молодую девушку, снимающую происходящее. Ли подходит к пострадавшей и отводит ее в сторону, а затем спасает от взрыва, устроенного женщиной-смертницей.

Кирстен Данст
Кирстен Данст в роли Ли Смит

Вечером Ли в компании журналиста Reuters Джоэла и пожилого журналиста The New York Times Сэмми обсуждает происходящие в стране события. Коллеги считают, что президенту осталось находиться на своем посту всего несколько дней. Ли и Джоэл решают отправиться к нему в Вашингтон, чтобы взять последнее интервью и сфотографировать. Сэмми отговаривает их, объясняя, что это опасно, но затем профессионализм берет верх и он просит друзей взять его с собой. Позднее по пути в номер Ли сталкивается с девушкой, которую видела утром. Последняя представляется как Джесси Кален (актриса Кейли Спэни), благодарит за спасение и сообщает, что мечтает стать военным фотографом, а сама Ли Смит – ее кумир.

Утром Ли спускается к машине, на которой коллеги запланировали поездку, и видит в ней, помимо Джоэла и Сэмми, Джесси. Выясняется, что после встречи с Ли девушка познакомилась с Джоэлом, узнала об его планах и уговорила взять ее с собой. Ли считает, что девушке слишком рано участвовать в такой опасной поездке, но ей приходится уступить.

Журналисты отправляются в путь и вскоре решают пополнить запасы бензина на автозаправке. Они покупают топливо за канадские доллары, а затем Джесси обнаруживает, что на заднем дворе подвергаются пыткам двое мародеров. Охраняющий заправку мужчина дает возможность девушке решить их судьбу. Джесси перепугана и не может ничего ответить, но Ли разряжает обстановку, предлагая мужчине сфотографироваться с его пленниками.

Юная журналистка
Кэйли Спэни в роли Джесси Кален.

После инцидента Джесси ругает себя в машине за то, что растерялась, не сделала фотографии и не попросила отпустить избитых пленников. Ли и Джоэл объясняют ей, что она бы не спасла их, а также дают понять, что в их профессии задумываться над увиденным, а затем пропускать через себя, нельзя. Их задача – фотографировать и делать репортажи. А  задумываться будут люди, увидевшие результаты их работы.

Ли останавливает машину, чтобы Джесси могла сделать несколько снимков. Девушка просит прощения у Ли за то, что присоединилась к поездке. Женщина отвечает, что не злится, что Джесси похожа на нее саму и ее коллег, а затем напоминает, что это был ее собственный выбор, а значит, она сама отвечает за возможные последствия.

Взрыв
Кадр из фильма.

Утром журналисты оказываются свидетелями столкновения небольшой группы мятежников с солдатами. Джесси к этому времени приходит в себя и, временами рискуя жизнью, теперь фотографирует все, что происходит вокруг: перестрелку, гибель людей и их тела, взрывы, расстрел пленных. Вечером компания останавливается на ночевку в лагере беженцев. Джесси проявляет отснятые фотопленки и расспрашивает Ли об ее жизни и ее родителях.

Утром журналисты вновь отправляются в путь и оказываются в небольшом городке, где жизнь идет своим чередом, а местные жители стараются не замечать происходящие в стране события и держатся подальше от них, однако на крышах их домов дежурят вооруженные люди. После этого репортеры подвергаются обстрелу и становятся свидетелями снайперской дуэли. Джесси снова находится в эпицентре событий, фотографируя снайперов, в то время, как Ли просто ждет, чем все закончится, и наблюдает за растущими на лужайке цветами.

Перестрелка
Кадр из фильма.

Далее по сюжету фильма «Падение империи» к журналистам присоединяются репортеры Тони (Нельсон Ли) и Бохай (Ивэн Лай). Выясняется, что еще в Нью-Йорке Джоэл проболтался им о поездке, поэтому они решили проследить за ним, чтобы тоже поучаствовать в рискованном мероприятии. Джесси уезжает вперед с Бохаем. Остальные едут вслед за ними и вскоре находят брошенную машину.

Ли, Джоэл и Тони отправляются искать друзей и вскоре обнаруживают, что их задержали солдаты-ультранационалисты, которые занимаются закапыванием могилы, наполненной человеческими телами. Джоэл пытается объяснить, что они – представители прессы, но один из солдат (Джесси Племонс), сначала убивает Бохая, а затем интересуется у журналистов, откуда они родом. Узнав из объяснений Тони, что он из Гонконга, мужчина расстреливает и его. Остальных от смерти спасает Сэмми. Журналисты уезжают, но оказывается, что Сэмми смертельно ранен.

Кадр из фильма.
Вагнер Моура в роли Джоэла.

Джоэл, Ли и Джесси приезжают на военную базу сил Запада в Шарлотсвилле и передают тело Сэмми войскам. Ли фотографирует тело друга в машине, но затем, рассматривая снимок, удаляет его из памяти камеры. Коллеги знакомят Ли, Джоэла и Джесси с описанием произошедшего за время их поездки: выясняется, что правительственные войска уже сдались, а президента охраняет лишь небольшая группа солдат. Журналисты понимают, что не успевают взять интервью, но все же решают попытаться.

Объяснение концовки

В финале драмы «Падение империи» Ли, Джоэл и Джесси приезжают в Вашингтон и наблюдают, как силы Запада штурмом берут Белый Дом. Джесси под пулями снимает происходящее, в то время, как Ли тяжело переживает события вокруг нее и практически не делает фотографий. Из ворот выезжает кортеж машин, его расстреливают солдаты, считая, что там находится их цель. Ли понимает, что это отвлекающий маневр и вместе с друзьями-журналистами идет внутрь здания. За ними отправляется группа солдат. Они обследуют комнату за комнатой, убивают безоружную женщину-спецагента, пытавшуюся провести переговоры. Джесси, пытаясь запечатлеть каждую сцену, оказывается под прицелом агента спецслужб, но ее закрывает собой Ли и погибает. Джесси фотографирует ее смерть.

Главная героиня
Актриса Кирстен Данст. Кадр из фильма.

В конце фильма солдаты добираются до президента и хотят его застрелить. Джоэл останавливает их, а затем просит президента прокомментировать происходящее. Он слышит в ответ просьбу не позволять его убить и отвечает: «Да, сойдет». После этого солдаты расстреливают президента, а Джесси снимает эту сцену.

Заканчивается драма «Падение империи» фотографией, на которой улыбающиеся солдаты позируют рядом с телом президента.

Смысл концовки фильма «Падение империи», если отталкиваться исключительно от сюжета, в том, что журналисты смогли добиться своей цели. Ли и Сэмми, представители старшего поколения прессы, погибли, но их место заняли Джоэл и Джесси, готовые рисковать своей жизнью, чтобы сделать важный репортаж и запечатлеть происходящие в стране события.

США
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Смысл драмы «Падение империи» имеет несколько трактовок.

С точки зрения сюжета, это история, повествующая о гражданской войне в США, которая теоретически может произойти в не столь отдаленном будущем. По словам самого Алекса Гарленда, объяснявшего в интервью суть фильма, он не собирался показывать какого-то определенного президента, делать разбор каких-то конкретных событий, происходящих в настоящее время или принимать чью-то сторону.

Разгадка в том, что режиссер хотел сделать предупреждение и показать, что может произойти в стране, если ее жители будут и дальше находиться в том поляризованном состоянии, в котором пребывают сейчас.

Алекс Гарленд снял антиутопию, потому что, по его собственному мнению, она способна вызвать у зрителя страх показанного в ней будущего. После выхода из кинотеатра человек вернется к реальности и будет дальше жить обычной жизнью, но, возможно, он задумается об увиденном и сделает выводы.

Показанную в картине «Падение империи» гражданскую войну можно рассматривать также как фон, позволяющий передать другие идеи режиссера. В этом случае на передний план выходит рассказанная в фильме история о военных журналистах и фотографах, рискующих собственной жизнью, чтобы снять происходящие события, сделать репортаж и рассказать о них обычным людям. Эту теорию подтверждает структура драмы: большинство динамических сцен показано от лица фотографов, в духе военных репортажей.

Опытная Ли, побывавшая во многих горячих точках, объясняет юной Джесси, только познающей азы профессии, скрытый смысл их работы: они фиксируют события, но не задумываются о них. Размышлять, оценивать, переживать вместо них должны другие: те, кто увидят результаты их трудов. В их деле нет места чувствам, эмоциям: они должны беспристрастно смотреть на все, что бы ни происходило вокруг, даже на гибель людей, в том числе собственных коллег и друзей и просто это фиксировать.

Бунтовщики
Кадр из фильма.

Джесси запоминает урок: если в начале она тяжело переживает встречу с мародерами, то в середине и в конце фильма она уже осваивается и, не взирая на опасность и возможность погибнуть, постоянно находится в центре событий, чтобы сделать хороший кадр и первой запечатлеть происходящее.

В финале она оказывается на волосок от гибели, но ее закрывает собой Ли и получает пулю в спину. Джесси же лишь хладнокровно фиксирует ее смерть и, не тратя время на переживания по этому поводу, отправляется дальше, чтобы выполнить свою работу и то дело, ради которого они рисковали жизнью, иначе гибель ее коллег не будет иметь никакого смысла. Объяснение концовки в этом случае таково, что она запомнила полученные уроки и готова заменить сломленную морально Ли, которая ближе к концу фильма с трудом сдерживается и тяжело переживает происходящее вокруг.

Фильм «Падение империи» вышел в то время, когда он имеет особый смысл не только для США, в которых скоро пройдут выборы, но и для всего мира. Если отталкиваться от интервью самого режиссера, драма сделана как предупреждение, предсказание возможного будущего. Несмотря на это, картина вызвала множество споров, а критики и зрители оценили ее очень по-разному, по-своему восприняв и домыслив показанные Алексом Гарлендом события.

Согласны, что репортерам нельзя поддаваться чувствам и принимать сторону?
Да. Зрители и читатели сами будут интерпретировать фотографии и факты.
25%
Это невозможно в таких обстоятельствах, как война. Кадры и ракурсы, которые выбирает фоторепортер, сами по себе говорят о его позиции. В текстах тоже невозможно оставаться нейтральным.
75%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 8

Похожие фильмы

«Род мужской» (Великобритания, 2022 год). После гибели мужа женщина отправляется пожить в удаленную деревню, где находит загадочный тоннель и обнаруживает, что местные мужчины очень похожи друг на друга.

«Пляж» (Великобритания, США, 2000 год). Молодой американец вместе с малознакомой французской парой отправляется на загадочный остров в поисках приключений.

«Сквозь снег» (Южная Корея, 2013 год). После гибели практически всего человечества выжившие люди живут в поезде, непрерывно движущемся по всей планете.

«Оставь мир позади» (США, 2023 год). Небольшая американская семья отправляется отдохнуть за город, где сталкивается со множеством необъяснимых странностей.

«Дитя человеческое» (США, Великобритания, Япония, 2006 год). В далеком будущем главный герой защищает беременную женщину, чтобы спасти человечество от вымирания.

Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Квикег

    ЦА блокбастеров после просмотра этого фильма чувствует себя обманутой, потому что из-за лукавого молчания А. Гарленда и пафоса отечественных локализаторов, она ожидает увидеть масштабный фильм-катастрофу, но не может вычленить в нем все элементы трехактной структуры произведения и правильно классифицировать рассказанную в ней историю.
    На самом деле это не блокбастер, рассчитанный на массового зрителя, в фильме показан хрестоматийный сюжет охоты за Белым китом. Так:

    1. военкоры те же китобои, которые в смертельно опасной стихии (война/океан) добывают артефакты: серую амбру/редкие кадры (персонаж К. Даст говорит об этом так: “обычно у меня соотношение мусора 30 к 1”);

    2. фоторепортеры как и Измаил (рассказчик в “Моби Дике”) оперируют образами. Это свойство допонятийного (мифологического) мышления, т.к. методы рационального познания (понятийное мышление) не работают при столкновении с иррациональными феноменами, символами которых выступают Белый кит/пламя гражданской войны.
    Кроме того, Civil War – проявление борьбы с гоббсовским Левиафаном-государством, а Левиафан – одно из имен Моби Дика.

    3. последний кадр – это загарпуненный Белый кит, т.е. А. Гарленд обходится с капитаном Ахавом гораздо человечнее, чем классик американского романтизма Г. Мелвилл: дает бессмертие (Ахав здесь един в 3-х лицах: реальная Ли Смит/персонаж К. Данст с тем же именем/девочка-стажер), позволяя материализоваться в нашем мире (иначе зачем эта отсылка к реальному военкору?), и милостиво разрешает закончить начатое.

    И последние: входило ли в планы режиссера, чтобы фильм остался недопонятым и тем самым повторил судьбу книги, которая получила признание, мягко говоря, не сразу, или это случайность ? мог ли английский сноб и литератор по первой профессии сделать эдакий реверанс Г. Мелвиллу, не заботясь о коммерческой судьбе проекта ? Спросить бы об этом у самого Гарленда…

    Ответить