Революция – лекарство от перенаселения и другие смыслы антиутопии «Сквозь снег» 

Сквозь снег Смысл фильма

Страна: Южная Корея, Чешская Республика

Жанр: научная фантастика, драма, триллер, экшн, антиутопия

Год производства: 2013

Режиссер: Пон Чжун-Хо

Актеры: Крис Эванс, Сон Кан-хо, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Джон Хёрт, Эд Харрис

Слоган: «AD 2031: the passengers in the train are the only survivors on Earth»: «2031 год нашей эры: пассажиры поезда – единственные выжившие на Земле».

Награды и номинации: «Сквозь снег» получил 34 награды и свыше 100 номинаций за лучший фильм, режиссуру, сценарий, костюмы, работу художника. Большая часть присуждена Тильде Суинтон в номинации «лучшая актриса второго плана».

Сюжет фильма «Сквозь снег» (англ. «Snowpiercer») рассказывает о выживших людях после гибели почти всего человечества из-за глобальной катастрофы на Земле. Они едут в поезде по всей планете, из-за разницы в условиях жизни между представителями разных социальных слоев возникает конфликт. Понять суть фильма поможет разбор его сюжета.

Сюжет фильма

Первые минуты фильма «Сквозь снег» рассказывают предысторию событий. В 2014 году Земле грозит глобальное потепление. Для его предотвращения ученые создают охлаждающее вещество CW-7. После его распыления происходит катастрофа: наступает ледниковый период, все живое гибнет под снегом и льдом. Выживает горстка людей, севших на поезд магната Уилфорда, движущийся без остановок по планете.

Крис Эванс
Роль Кёртиса сыграл Крис Эванс. Кадр из фильма.

Действие фильма «Сквозь снег» происходит спустя 17 лет. Поезд мчится по Земле. Люди разделены на классы. В первых вагонах едет элита. У нее есть все нужное для комфортной жизни. В середине поезда находится средний класс, в последних вагонах – бедняки. Их контролируют военные, у них ничего нет, питаются они протеиновыми пластинками. Иногда они поднимают восстания, но безуспешно.

Один из бедняков, Кёртис, планирует восстание со стариком Гиллиамом, своим другом Эдгаром и другими. Их цель – захватить Вечный Двигатель и убить Уилфорда. В пластинках они получают капсулы с записками от неизвестного. В одной из них указано имя – Намгунг Минcу. Это специалист по безопасности, который может открыть двери вагонов. Но для этого его нужно вытащить из тюрьмы.

К беднякам приходит Клауди, помощница Уилфорда и забирает двух детей. Их родители, Таня и Эндрю, начинают потасовку. Эндрю разбивает голову Клауди. В наказание мужчину лишают руки. Появляется Мейсон – одна из начальниц – и объясняет, что необходим порядок, а все должны занимать свои места. Смысл ее слов в том, что беднякам не стоит устраивать бунты: этим они нарушают правила и будут наказаны.

Кёртис считает, что у солдат нет патронов: их потратили при подавлении бунтов. Когда приходят военные, он подходит к солдату, приставляет дуло его автомата к своему лбу и нажимает на курок. Выстрела не происходит. Скрытый смысл этого действия – показать, что военные не представляют угрозы. Начинается восстание, бунтовщики освобождают Намгунга и его дочь Йону. Наркоман-кореец соглашается помочь за кронол (вещество, являющееся взрывчаткой и наркотиком).

Бунтовщики с Намгунгом идут по вагонам и находят своего товарища Пола, который делает протеиновые плитки из насекомых. У Йоны есть способности к ясновидению: она знает, что будет за каждой дверью.

Тильда Суинтон
В роли Мейсон снялась Тильда Суинтон. Кадр из фильма.

Бунтовщики решают захватить вагон с водоснабжением, но его защищают вооруженные холодным оружием люди в масках. Кёртис и его товарищи побеждают и берут в плен Мейсон, Франко и несколько солдат. Однако многие бунтовщики, включая Эдгара, убиты.

Мейсон в обмен на свою жизнь предлагает провести Кёртиса в начало поезда. Гиллиан просит Кёртиса убить Уилфорда и занять его место.

Далее по сюжету фильма «Сквозь снег» Гиллиам остается охранять пленных. Кёртис с товарищами отправляется за Мейсон к Двигателю и Уилфорду. Они проходят вагоны с садом, холодильником с мясом, аквариумом с рыбами и видят, что богачи питаются хорошей едой. Мейсон предлагает попробовать суши и говорит, что их подают два раза в год. Из ее объяснений следует, что дело в балансе: аквариум – замкнутая экосистема, и количество особей в нем тщательно контролируется.

Кёртис, его товарищи и Мейсон попадают в класс, где учительница показывает детям видео с историей Уилфорда. Из ее содержания становится известно, что он увлекался поездами с детства. Повзрослев, он исполнил свою мечту – создал поезд, который едет без остановок за счет уникального Двигателя и за год объезжает весь мир. Уилфорд знал, что CW7 заморозит планету и говорил об этом, но его не слушали. В итоге его проект спас часть людей.

Учительница, дети и Мейсон поют песню во славу Уилфорда и Двигателя. Появляется мужчина с тележкой с вареными куриными яйцами, символом Нового Года. Он раздает их присутствующим и идет дальше. Он добирается до бунтовщиков и угощает их, а затем расстреливает охрану и освобождает пленных. Стрельбу открывает и учительница: она убивает Эндрю, но гибнет сама.

На экране телевизора Кёртис видит, как Франко казнит Гиллиама. В ответ на это он убивает Мейсон. Вместе с товарищами он отправляется дальше. Франко настигает бунтовщиков. В бою выживают только Кёртис, Намгунг и Йона. Они проходят вагоны, где люди веселятся и употребляют наркотики. Кореец с дочерью забирают у них кронол и несколько шуб и идут к вагону Уилфорда.

Объяснение концовки

Кёртис рассказывает Намгунгу о первых днях на поезде. Еды не хватало, сильные стали есть младенцев. Одна женщина спрятала ребенка, но ее убили, а малыша забрали. Вмешался старик: он отрезал себе руку и предложил съесть ее, а мальчика пощадить.

Дальнейшее описание событий дает понять, что старик – это Гиллиам, мальчик – Эдгар, а Кёртис – убийца его матери. Чувствуя вину, с тех пор он помогал Эдгару. Поступок Гиллиама повторили и другие. Люди жертвовали собой, защищая слабых. Кёртис тоже хотел отдать руку, но не смог. Затем все закончилось: военные принесли еду.

Кёртис говорит, что 18 лет ненавидел Уилфорда. Убить его – в этом был смысл его жизни. Он просит Намгунга открыть дверь. Кореец предлагает другую идею: выбраться наружу, взорвав двери. Он объясняет, что ежегодно поезд проезжает мимо самолета. Первые десять лет была видна только часть хвоста, но в этом году появились фюзеляж и крылья. Разгадка в том, что снег и лед тают, а значит, наступает потепление.

В концовке фильма «Сквозь снег» открывается дверь к Уилфорду. Появляется Клауди, ранит Намгунга и предлагает Кёртису пройти к владельцу поезда.

Уилфорд поздравляет Кёртиса: смысл этих слов в том, что мужчине первому удалось пройти из хвоста поезда к Двигателю. Он говорит, что поезд – закрытая экосистема, для ее существования нужен баланс. Иногда необходимы радикальные меры для сокращения населения. Времени на естественный отбор нет, лучший выход – позволить людям убивать друг друга во время восстаний. Революция Кёртиса была придумана с этой же целью.

Уилфорд говорит, что управлять хвостом поезда из его начала сложно, поэтому требовался человек среди бедняков, который руководил бы ими. Много лет им был Гиллиам. Вместе они придумали восстание Кёртиса, однако мужчина прошел дальше, чем планировалось. За это Гиллиам заплатил жизнью.

Сон Кан-хо
Сон Кан-хо исполнил роль Намгуна Мин Су. Кадр из фильма.

Раненый Намгунг вступает в драку с наркоманами, желающими забрать кронол, а его дочь открывает дверь к Уилфорду и Кёртису. Уилфорд говорит, что Кёртис нравится ему умом, сообразительностью и задатками лидера. Он демонстрирует ему работу Двигателя, а затем протягивает капсулу (скрытый смысл сцены в том, что послания бунтовщикам отправлял Уилфорд). В записке Кёртис видит слово «Поезд».

В конце фильма «Сквозь снег» Уилфорд говорит, что стар и предлагает Кёртису занять свой пост. Появляется Франко и вступает в драку с Намгунгом. Кореец приказывает дочери взорвать двери. Йона просит у Кёртиса спички, но он в оцепенении от предложения и открывшейся правды.

Йона обнаруживает потайной отсек в полу. С Кёртисом она открывает его и обнаруживает между механизмами одного из детей – Томми. Уилфорд объясняет, что детали Двигателя не вечны, поэтому их нужно заменять. Места мало, и для этой роли хорошо подходят маленькие дети. Кёртис бьет Уилфорда и отдает Йоне последнюю спичку. Затем, жертвуя рукой, останавливает механизмы и вытаскивает Томми.

Йона поджигает взрывчатку и берет на руки Томми. Кёртис и Намгунг закрывают их своими телами. Следует взрыв, поезд сходит с рельс.

В финале выживают Йона и Томми. Они выбираются из-под обломков поезда и, оглядевшись, видят, как по горам пробирается белый медведь. Смысл концовки фильма «Сквозь снег» в том, что есть надежда на возрождение жизни на Земле.

Ко А-сон
В роли Йоны снялась Ко А-сон. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Фильм «Сквозь снег» снят по мотивам графического романа «Le Transperceneige» Жан-Марка Рошетта и Жака Лоба. Поезд в картине представляет собой государство. Это замкнутая система, где люди разделены на классы. Богачи в первых вагонах получают все. У бедняков в последних вагонах нет ничего, даже нормальной еды, их угнетают и притесняют. В центре поезда находится средний класс. У них есть еда и вода, они посредники между началом и хвостом поезда.

И у бедняков, и у элиты окна вагонов закрыты. В последних вагонах это сделано потому, что власть запрещает беднякам видеть, что происходит снаружи. Но у них и нет на это времени: они заняты выживанием. У богачей же нет необходимости в этом: им хорошо в мире, где есть все, что нужно для комфортной жизни.

Окна открываются только в вагонах, где живет средний класс: по мнению режиссера, только люди из этого социального слоя могут видеть, что происходит вокруг и найти выход из замкнутого пространства. У элиты нет необходимости покидать мир, где им хорошо живется. Бедняки же стремятся к свержению правящей верхушки, захвату власти и более справедливому распределению ресурсов, но не думают покинуть поезд.

Средний класс же (он представлен Намгунгом Минсу и Йоной) допускает, что снаружи можно жить, а потому ищет выход из поезда и из-под контроля государства, которое он олицетворяет.

В фильме «Сквозь снег» режиссер поднимает и другой вопрос – уничтожение человечеством планеты. Из-за действий людей Земле угрожает серьезная опасность. Попытки предотвратить ее приводят к еще большей катастрофе и почти полному уничтожению всего живого. Поезд становится Ноевым Ковчегом, на котором спаслись немногочисленные выжившие.

школа для детей
Кадр из фильма.

Пон Чжун-Хо показывает, что человечеству грозит гибель, если оно не прекратит разрушительную деятельность по отношению к природе и планете. Однако даже в этом случае шанс на спасение для людей все-таки существует: в этом объяснение концовки, в которой выживают Йона и Томми, тем самым давая человечеству небольшой шанс возродиться.

В фильме «Сквозь снег» можно найти и другие темы, которые поднимает режиссер. Так, здесь часто видят вопрос эксплуатации детского труда. Такую трактовку дают сценам, в которых говорится, что для обеспечения работы двигателя используются маленькие дети, заменяющие собой изношенные детали.

Еще одна идея, озвученная режиссером, связана с государством и поднимает вопросы баланса и контроля. Замкнутая экосистема, будь то аквариум или поезд, существует благодаря правильному балансу и нуждается в тщательном контроле. В аквариуме для этого есть рабочие, поддерживающие количество рыб в правильной пропорции. В поезде же Уилфорд и Гиллиам организуют революции, позволяя людям убивать друг друга и сокращать количество населения, чтобы не было переизбытка.

На основе этой теории можно говорить, что в фильме, во-первых, поднята проблема искусственной организации войн и революций, направленных на сокращение населения планеты, а, во-вторых, что в современное время такой контроль может осуществляться и другим путем: за счет обеспечения людям низкого уровня жизни с соответствующим качеством продуктов, медицины, воды, условий существования и т.д.

Это позволяет решить проблему с перенаселением без кровавых расправ. Действительно ли существует такой контроль на планете? Поднимал ли эту тему, как и другие, режиссер? Эти вопросы остаются открытыми, и каждый вправе найти на них собственный ответ.

выживание бедняков
Кадр из фильма.
Ваше мнение: можно ли считать этот поезд реалистичной моделью нашего мира?
Да
42.32%
Отчасти, здесь действительно много пересечений с реальностью
49.02%
Нет
7.68%
У меня другое мнение (напишу в комментариях)
0.98%
Проголосовало: 508

Похожие фильмы

  • «Голодные игры» (США, 2012 год). В тоталитарном государстве представители различных сословий ежегодно участвуют в играх на выживание.
  • “Лобстер” (Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, США, 2015 год). Главный герой живет в жутком антиутопическом мире. Согласно его закону, он должен в течение 45 дней найти себе пару – иначе его превратят в животное.
  • «Высотка» (Великобритания, Бельгия, 2015 год). В идеальном высотном доме, где есть все, что нужно для комфортной жизни, возникает противостояние между представителями разных социальных слоев.
  • «Элизиум. Рай не на Земле» (США, 2013 год). Основная часть человечества выживает на перенаселенной Земле, а избранные находятся на процветающей космической станции «Элизиум». Главному герою предстоит уравнять в правах обитателей Земли и «Элизиума».
  • «Эквилибриум» (США, 2002 год). В будущем людям запрещено выражать эмоции, поэтому они пьют лекарство для их подавления. Правительственный агент вовремя не принимает очередную дозу, преображается и идет против режима.
  • «Время» (США, 2011 год). В будущем время стало единственной валютой. В 25 лет люди перестают стареть, но, чтобы жить дальше, им нужно покупать дополнительные годы. Богачи становятся почти бессмертными, а бедняки вынуждены бороться за свою жизнь.
Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Людмила

    Не простой и интересный фильм, затрагивающий многочисленные аспекты сути человеческой. И все-таки, жажда справедливости оказывается сильнее смерти и неизвестности.

    Ответить
  2. Вера

    Не сомневаюсь,что примерно так и будет,случись Апокалипсис.Выжить сможет только жёстко-тоталитарное общество,подчинённое цели сохраниться.Одиночные анклавы способны вести,лишь,пещерный образ жизни,утратив цивилизацию,бороться за еду и вымирать.

    Ответить