В плену будущего и прошлого: в чем суть фильма «Петля времени» 

петля времени Смысл фильма

Страна: США

Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма

Год производства: 2012

Режиссер: Райан Джонсон

Актеры: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант

Слоган: «В плену будущего. В плену прошлого»

Говоря о “Петле времени” (Looper) Райана Джонсона, наверное, нельзя избежать сравнения этого фильма с произведениями Роберта Хайнлайна и Клиффорда Саймака. Фантастический сюжет фильма “Петля времени” с Брюсом Уиллисом вскрывает социальные проблемы, а сама история вызывает неоднозначные эмоции. Главная тема фильма – проблема выбора. А жизнь здесь представлена как дерево ветвей-событий – и не только мы решаем, что будет дальше…

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Петля времени”. 2044 год. Главный герой картины, молодой человек по имени Джо Симмонс, – обитателем “дивного нового мира”. Проще говоря, он живет в антиутопической вселенной, которая включает слабую государственную власть и продажную коррумпированную полицию. Настоящая власть здесь принадлежит людям с серой моралью, которые в лучшем случае пренебрегают законами, а в худшем – придумывают свои.

Джозеф Гордон-Левитт
Роль Джо Симмонса сыграл Джозеф Гордон-Левитт. Кадр из фильма.

Главари мафии, прекрасно осведомленные об усилении государственной власти в 2074 году, нашли для решения всех своих проблем удобный выход. Теперь неугодных мафии людей отправляют при помощи незаконной машины времени в прошлое – в 2044 год. Там их встречают луперы (киллеры) и расправляются с ними. Именно этим “благородным” делом и занят Джо.

Примечательно, что связанные жертвы появляются в 2044 году с оплатой: прикрепленные к ним слитки могут быть как золотыми, так и серебряными. Более высокую оплату (то есть золотые слитки) лупер получает за устранение самого себя: это позволяет ему замкнуть петлю времени. Именно это можно назвать самым главным условием жуткого контракта. Он жуток еще и тем, что в нем оговорено следующее: в 2074 году киллер, который, в частности, является опасным свидетелем, будет отправлен в прошлое – и также утилизирован другим лупером.

У Джо есть друг Сет. Молодые люди достаточно равнодушно относились к перспективе убийства самих себя в зрелом возрасте – до тех пор, пока в их времени не появилась очередная жертва мафии. Сет, узнав в пожилом мужчине самого себя, отказался нажимать на курок и позволил жертве сбежать. Поняв, что только что приобрел большие проблемы, Сет обратился к Джо за помощью. Тот, однако, оказался вынужден “сдать” друга начальству – причем шеф Эйб уверил его, что ослушнику ничего не грозит. Тем не менее, “молодого” Сета казнили, а вскоре добрались и до Сета “старого”.

Для Джо это было настоящим потрясением. Однако он прекрасно знал, что живет в волчьем мире, и продолжил работать. Вскоре он ушел в отставку и уехал в Шанхай, где встретил девушку и женился на ней. Вскоре выяснилось, что если Джо и порвал с преступным миром, то преступный мир не порвал с ним: в 2074 г в дом к Джо пришли мафиозные оперативники и сообщили, что собираются замкнуть петлю времени. Герой сдался им, однако в этот момент один из луперов случайно убил его жену. Потрясенный Джо убил обоих луперов, а затем сел в машину времени и отправился в прошлое.

Брюс Уиллис
Брюс Уиллис в роли старого Джо и Джозеф Гордон-Левитт в роли молодого Джо. Кадр из фильма.

Таким образом петля времени осталась незамкнутой и это привело к изменению прошлого: в 2044 году “старый” Джо из жертвы превратился в хищника. Он оглушил “молодого” себя и пустился в бега. Придя в себя, “молодой” Джо отправился по следу себя самого, чтобы закончить начатое.

“Старый” Джо вознамерился отомстить за гибель жены. Он вскоре понял, что для этого ему нужно разрушить всю преступную структуру, а сделать это можно только после устранения главы мафии Шамана. Ситуация стала морально неоднозначной, ведь в 2044 году будущему главе преступного мира было только пять лет…

“Молодой” Джо тем временем отчаянно пытался решить свои проблемы. Случай познакомил его с матерью-одиночкой по имени Сара. Молодая женщина жила на ферме и воспитывала сына Сида – необыкновенно умного, но весьма странного мальчика.

Вскоре на ферму прибыл и “старый” Джо, который к тому времени успел узнать, что Сид – это и есть будущий Шаман…

Объяснение концовки

В конце она главных персонажа фильма “Петля времени” снова встретились лицом к лицу. “Старый” Джо попытался убить Сида, но только ранил его. Сара, пытаясь спасти сына, погибла, а наблюдающий за страшной сценой “молодой” Джо вдруг понял, что оказался в хронопарадоксе, известном как “петля времени”.

Понял он и то, что все свои проблемы он создал себе сам. То есть в финале выясняется, что он уже давно путешествует из прошлого в будущее и повторяет одну и ту же ошибку – пытается устранить Сида.

Смысл его ошибки заключается в том, что Сид стал Шаманом именно из-за смерти матери, которая произошла у него на глазах. Пережив сильнейший стресс, он озлобился и превратился в настоящее чудовище. То есть страшный смысл всего происходящего в том, что монстра, по вине которого было пролито столько крови (в том числе и кровь жены Джо) создал сам Джо.

Пол Дано
Пол Дано в роли Сида. Кадр из фильма.

Объяснение концовки достаточно простое. “Молодой” Джо вскоре осознает, что объяснить эту закономерность “старому” невозможно: он ослеплен жаждой мести. Понимает он и то, что остановить самого себя он сможет только одним способом.

Он стреляет в себя, после чего “старый” Джо исчезает. Получается так, что его и не было никогда, ведь “молодой” Джо изменил свое будущее.

Смысл концовки фильма “Петля времени” выглядит так: главный герой картины умирает на ферме. Отсюда можно сделать вывод, что он никогда не влипнет в историю с Шаманом, и, соответственно, не вернется из будущего в прошлое.

Сид же не станет Шаманом – поступок Джо, по сути, дает ему шанс вырасти нормальным человеком, не связанным с преступным миром. То есть, идея заключается в том, что один лупер, пожертвовав своей жизнью, не только спас несколько жизней, но и изменил будущее к лучшему.

В самом конце картины оставшаяся в живых Сара обнаруживает в фургоне золотые слитки, которые должен был получить за свою работу Джо. Финал картины предполагает, что она распорядится деньгами так, как нужно, и обеспечит своему необычному сыну достойное будущее.

Смысл фильма “Петля времени”

Эпиграфом для “Петли времени”, вероятно, могла бы стать цитата из “Облачного атласа”, которая отражает суть фильма. Она звучит так: “От рождения и до смерти мы связаны с другими, прошлым и настоящим. И каждый наш проступок, как и каждое доброе дело – рождает наше будущее”.

В своих разборах зрители, пытающиеся найти в “Петле времени” скрытый смысл, отмечают метафоричность картины. По сути, речь идет о том самом путешествии во времени, которое в течение жизни совершает каждый человек. Это происходит каждый раз, когда мы сталкиваемся с последствиями принятых когда-то решений.

Далеко не каждый может представить, что произойдет в будущем от того, что он сделал сейчас – в своей ли жизни или в чужой. Некоторые, сталкиваясь с чудовищными последствиями своих действий, отказываются принимать реальность такой, какая она есть, и в возникших бедах обвиняют всех, кроме самих себя.

В “Петле времени” это показано великолепно. Сначала картина кажется типичным сай-фай боевиком, но, когда на сцене возникает “старый” Джо, она обретает подлинный драматизм.

Джо – герой трагический, хотя, бесспорно, однозначно симпатизировать ему сложно, ведь он, решая свои проблемы, не считается ни с чем. Но все-таки, Джо – продукт бесчеловечной эпохи, и во вселенной “Петли времени” он попросту не мог быть гуманистом. И все-таки, на каждое чудовище находится своя красавица. Однажды влюбившись, он изменился. Дал слабину. Позволил себе быть человеком. И из винтика чудовищной системы он превратился в ее жертву.

По сути, это далеко не новая мысль в кино – мы имеем сотни фильмов о таких вот винтиках, которые внезапно оказываются не месте своих жертв. Но в “Петле времени” у нас есть еще и чудо чудное – машина времени. Все проблемы решаются, если “богом из машины” являешься ты сам. Всего-то и нужно, что совершить скачок во времени и изменить свою судьбу, убив ребенка, который в будущем станет причиной всех твоих страданий…

Эмили Блант
Роль Сары исполнила Эмили Блант. Кадр из фильма.

В основе сюжета “Петли времени” находится параллель, проводимая между юным Сидом и главным героем ленты. Она как бы замыкает в петлю причину и следствие того зла, которое будет способен сотворить, повзрослев, никому не нужный ребенок с искалеченной душой. И что именно находится у него в руках – обычный пистолет, или какая-то сверхъестественная мощь – уже не так важно.

Работая над картиной, Райан Джонсон в большей степени был заинтересован не в научном обосновании путешествия из будущего в прошлое, но в характерах и личностях. Его интересовало то, как они могут повести себя, оказавшись в страшной, безысходной ситуации, которая вдруг свела их в единой временной точке.

“Петля времени” – это кино о проблеме выбора, который иной раз может стать невыносимо трудным. А еще это фильм о способности одного человека поменять ход истории – и о том, насколько далеко он готов ради этого пойти.

Как вам главный герой?
Преступник, даже раскаившийся, все равно преступник.
12.66%
Он продукт своей среды, но как личность достоен уважения.
68.99%
Настоящий герой, несмотря ни на что.
18.35%
Проголосовало: 158

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Петлю времени”:

  • “Исходный код” (США, Канада, Франция, Германия, 2011 год). Коултер странным образом оказывается в чужом теле. Но это только полбеды: он вынужден погибать в катастрофе снова и снова – до тех пор, пока не поймет, кто является виновником трагедии;
  • “12 обезьян” (США, 1995 год).  Герой попадает в будущее и спасает мир, в котором по причине смертельного вируса должно погибнуть 99% населения планеты.
  • “Время” (США, 2011 год). Уилл живет в мире, в котором единственной валютой является время. Его обвиняют в преступлении, и он вынужден бежать, попутно пытаясь доказать свою невиновность;
  • “Начало” (США, Великобритания, 2010 год). Кобб – гениальный вор. Однако, события, произошедшие в его жизни, заставляют его пойти на необычный шаг: не украсть, а вернуть важную идею.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.