Надежда – это свобода: почему фильм «Побег из Шоушенка» стал культовым

Побег из Шоушенка Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма

Год производства: 1994

Режиссер: Фрэнк Дарабонт

Актеры: Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун

Слоган: “Страх – это кандалы. Надежда – это свобода”

Награды и номинации: У фильма две номинации на премию “Сатурн”, две номинации на премию “Золотой глобус” и пять номинаций на премию “Оскар”.

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

“Побег из Шоушенка”, который много лет стоит в ТОПе “Кинопоиска” и IMDB, считается лучшим фильмом, снятым за всю историю кинематографа. Это простая и одновременно сложная история, состоящая из нескольких смысловых слоев.

На первый взгляд, это кино о том, как люди, оказавшиеся в очень трудной ситуации, сумели сохранить свою человечность. Но на самом деле смысл фильма “Побег из Шоушенка” (“The Shawshank Redemption”) несколько глубже.

Фильм и книга

Фильм “Побег из Шоушенка” снят по повести Стивена Кинга. По словам писателя, это произведение стало кульминацией всех его впечатлений от всевозможных тюремных драм, которые он смотрел в детстве.

Фримен и Роббинс
Тим Роббинс в роли Энди Дюфрейна, и Морган Фриман в роли Эллиса Бойда. Кадр из фильма.

Однажды в супермаркете к писателю подошла женщина и сказала, что она, конечно, уважает его творчество, но куда больше ей нравятся произведения других писателей – такие, как “Побег из Шоушенка”. Король Ужасов так и не смог доказать пожилой леди, что автором полюбившейся ей книги является именно он.

Повесть понравилась и давнему другу Стивена, режиссеру Фрэнку Дарабонту, который однажды уже успешно экранизировал его рассказ “Женщина в палате”. Права на экранизацию книги Кинг продал за $1, и от гонорара отказался – по его словам, ему достаточно было того, что его история легла в основу фильма, которому суждено стать классикой.

Сюжет

Краткое описание содержания фильма. Молодого человека по имени Энди Дюфрейн обвиняют в убийстве его жены и ее любовника. Однако Энди не признает свою вину. К сожалению, он совершенно не помнит, что делал в ночь убийства, потому что был мертвецки пьян.

Незадолго до этого Дюфрейн уличил супругу в неверности, но на ее просьбу о разводе ответил отказом. Его жена ушла от него в тот же вечер, а Энди отправился в бар и напился. Глубоко оскорбленный, он отправился к дому своего обидчика с желая отомстить, однако же не причинил любовникам вреда. Утром их обнаружили мертвыми, и все улики косвенно указывали на виновность Дюфрейна. Суд приговорил Энди к двум пожизненным срокам.

Герой попадает в Шоушенк – одну из самых страшных тюрем Новой Англии. Энди становится работником в тюремной прачечной. Все еще очень растерянный и напуганный, он старается вести себя тихо и ни с кем не конфликтовать.

Вскоре он знакомится с другим заключенным, Элисом Бойдом Редингом по прозвищу Рэд. Рединг, по его собственным словам, всю свою жизнь сидит в тюрьме, и может достать с воли все, что угодно. Энди просит его достать маленький молоток, что тот и делает.

Клэнси Браун
Клэнси Браун исполнил роль капитана Байрона. Кадр из фильма.

Несколько месяцев спустя Дюфрейн случайно узнает, что начальник охраны Байрон Хедли по наследству получил внушительную сумму денег. Хедли крайне недоволен тем, что большую часть денег ему придется отдать государству в качестве налога.

Энди, который в прошлом был банкиром, говорит Хедли о лазейке – и предлагает свои услуги. Взамен он просит пива для заключенных, вместе с которыми работал. Так ему удалось добиться любви товарищей по несчастью и некоего подобия уважения “сильных мира сего”.

Постепенно спокойного и уравновешенного заключенного замечает начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон и предлагает ему работу в библиотеке. Там Энди занимается практически тем же, чем до трагедии, – консультациями сотрудников тюрьмы и открытием счетов.

Спустя несколько лет Нортон сообщает о созданной им программе, благодаря которой на правительственных стройках вместо частных бригад должны были использоваться силы заключенных из Шоушенка.

Все заработанные деньги должны были бы направляться по определенному адресу: официально – на благоустройство тюрьмы, а неофициально – в карман “богобоязненного” Нортона. За помощью начальник тюрьмы обращается к Энди, который создает целую сеть по отмыванию денег. Так проходит 20 лет.

Энди помогает отмывать деньги
Кадр из фильма.

Вскоре в тюрьмы прибывают новые заключенные, и один из них рассказывает о том, как во время одной из отсидок познакомился с неким психопатом, застрелившим парочку в их доме… Так Энди узнает о том, кто убил его жену.

Энди, уверенный в том, что заработал себе уважение и авторитет у “сильных мира сего”, отправляется к Нортону и просит его о пересмотре дела. Но Сэмюэлу Нортону нужен такой смышленый малый, как Энди Дюфрейн, и он ему отказывает. У Энди сдают нервы, и он оказывается в карцере. Чуть позже он встречается с Рэдом и рассказывает ему о месте своей мечты – Сиуатанехо. Он просит друга о том, чтобы тот, выйдя из тюрьмы, отправился в одно специальное место. Там, под одним специальным камнем, он найдет послание для него.

На следующее утро Энди не выходит на построение. В камере его не было. Под висевшим на стене плакатом, на котором изображена Рита Хейуорт, начальник тюрьмы обнаруживает гигантскую дыру – ее сделал Энди. За долгие годы заключения он выдолбил ее наскальным молотком, который достал для него Рэд…

Объяснение концовки

Ближе к финалу Энди удается выбраться на свободу, под вымышленным именем начать новую жизнь, и снять со счетов все деньги Нортона. Также ему удается составить компромат на все начальство Шоушенка и отправить его в крупное печатное издание. Полиция арестовывает Хедли, но Нортон уходит от ответственности – он стреляет себе в голову в собственном кабинете.

дыра, сделанная молотком
Кадр из фильма.

Вскоре Рэд выходит из тюрьмы по УДО и отправляется в то самое место, о котором ему говорил Энди. Под нужным камнем он находит коробку, в которой лежат деньги и письмо от Дюфрейна, в котором тот приглашает его в Сиуатанехо. На берегу океана друзья наконец встречаются.

Смысл концовки фильма “Побег из Шоушенка” заключается в том, что любые страдания однажды заканчиваются. Некоторые дают религиозное объяснение концовки: Сиуатанехо, по словам Энди – это “место без памяти” – что-то вроде рая. Смысл такой: пройдя все испытания, герои стали полностью свободны – и от грехов, и от прошлого.

Но есть и альтернативный финал. В сценарии присутствует сцена, не вошедшая в окончательный монтаж. В ней встреча друзей только подразумевается, а Рэд после освобождения из тюрьмы продолжает вспоминать о прошлом. Он не чувствует себя освобожденным в конце фильма – его внешнее заключение стало внутренним.

Смысл фильма

В фильме “Побег из Шоушенка” речь идет не только о физическом освобождении и торжестве справедливости. В картине Фрэнка Дарабонта есть скрытый смысл. Речь здесь идет о привнесении света в место, полное тьмы, о наказании зла, и об искуплении Элиса Бойда Реддинга.

До прибытия в тюрьму Энди, Шоушенк был местом, полным рутины. В нем ничего не менялось и никто не менялся. Заключенные существовали по одному сценарию, и, в конце концов каждый из них терял свою индивидуальность. Сформировавшийся в этих стенах цикл породил в заключенных зависимость от них.

Одна из основных идей, просматривающихся на протяжении всего фильма, – это время и его беспощадный ход. По ту сторону экрана месяцы и годы скользят без зрителей. Смысл этого в том, что время ничего не значит, если человек ничего не достиг.

Начальство тюрьмы пытается заставить заключенных перестать быть людьми: они должны забыть все, что знали до этого, и усвоить новый набор правил. Речь идет об институтонационализации.

Начальник тюрьмы ведет крайне лицемерный образ жизни. Когда никто не видит, он нарушает собственные же правила. Из Библии он цитирует только то, что ему выгодно.

Заключенные приходят к абсурдизму – они отчаянно ищут смысл жизни, но не могут его найти. Выйдя за тюремные ворота, они оказываются неспособны жить нормальной жизнью – на свободе.

друзья заключенные
Кадр из фильма.

Прибывший в Шоушенк Энди вносит серьезные изменения – он превращает тюрьму в место самосовершенствования. Он делает столько хорошего, сколько может – и все это корнями уходит в суть фильма.

Она звучит так: независимо от того, насколько плоха ваша жизнь, в какой ловушке вы оказались и как плохо вы себя чувствуете, есть выход: работая, каждый может сделать свою жизнь лучше.

Самое главное – делать что-то позитивное. Энди смог улучшить жизнь заключенных – кроме того, он сумел найти красоту в там, где ее быть не может. Энди помогает Нортону просто потому, что находится в мире зла.

Он понимает: чтобы добиться чего-то хорошего, придется делать и плохое. Он готов нарушать правила и делать плохие вещи, чтобы улучшить жизнь людей, с которыми его свела судьба. В итоге все его плохие действия привели к свержению зла.

Если Энди обретает свободу, нарушая правила, то Рэд добивается того же, соблюдая их. Кстати, именно его история рассказывается в “Побеге из Шоушенка” в первую очередь. Рэд выступает в роли рассказчика – он же является главным героем фильма. Энди же послужил катализатором настоящего искупления.

В фильме рассказывается история искупления Рэда и людей с похожей судьбой. Все в Шоушенке институционализированы – их вынудили принять тюремные стены и считать самих себя “тюремными людьми”.

Рэд, прекрасно понимая, что он не сможет социализироваться, не видел причин бороться. Он сжился с Шоушенком и потерял собственную значимость. Проводником личной свободы стал для него Энди.

Боб Гантон
Боб Гантон в роли Уордена Нортона. Кадр из фильма.

От Рэда требовалось прекратить быть как все. Он смог это сделать. Сначала он обрел внутреннюю свободу, и только потом – внешнюю.

Шоушенк выпускал только полностью институционализированых – обезличенных людей, которых впереди ждала только гибель. Но с Рэдом все вышло не так. Благодаря влиянию Энди, он пришел к искуплению.

Как-то Рэд сказал Энди, что тот должен оставить всякие надежды: он в аду, и это навсегда. Но последние слова фильма звучат так: “Я надеюсь, что смогу перебраться через границу”.

Надежда – единственная, кто не вылетел из ящика Пандоры…

Детали и символы

Хорошая история всегда рассказывается на трех уровнях. Детали и образы рассказывают историю на более глубоком уровне, который зритель считывает подсознательно.

Одна из самых главных деталей в фильме “Побег из Шоушенка” – Библия. Впервые она, как ничего не значащий предмет, появилась в руках у Нортона. Затем начальник тюрьмы отдает ее Энди и произносит ключевую фразу: “Спасение внутри нас”. В последний раз Библия появляется в финале – набожный Нортон небрежно бросает ее на пол.

Как и многие, Энди видел спасение в Библии, но, в отличие от них, он надеялся не столько на Бога, сколько на маленький молоточек, который и помог ему выбраться на свободу. Его спас собственный выбор и собственные действия. Посыл всего этого такой: спасти себя ты можешь только сам. Не сдавайся, верь в себя и действуй. Иначе за тебя это сделают другие.

Еще один важный символ – плакаты, скрывающие то, что не должны видеть остальные. У Нортона за плакатом скрывается сейф, в котором он прячет все свои финансовые махинации. За плакатом, висящим в камере у Энди, находится спасительный проход на свободу.

находка под камнем
Кадр из фильма.

Почему фильм называется “Побег из Шоушенка”

Повесть Стивена Кинга называется “Rita Hayworth and Shawshank Redemption”. Отечественные локализаторы перевели название как “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка”. Между словами “Shawshank” и “redemption” нет предлога. Слово “Shawshank” является прилагательным. То есть, правильный перевод звучит так: “Рита Хейуорт и искупление Шоушенка”.

В картине, как и в оригинальной повести, две истории. Первая – история Энди Дюфрейна, “честного человека, ставшего преступником в тюрьме”. Его надежда заключалась в плакате, на котором была изображена актриса Рита Хейуорт. Вторая история – это путь Элиса Бойда Реддинга (его фамилия и кличка сочетаются со словом “redemption”), это история искупления (Shawshank Redemption). То есть, речь идет о надежде и искуплении.

Слово “redemption” может иметь и другую трактовку – его можно перевести как “спасение”. В некоторых разборах картины предполагается, что речь идет не о спасении откуда-либо, а о спасении души. Оно переводится и как “расплата”, но это также имеет значение освобождения от груза или долга. В этом случае – от груза душевного.

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожие на “Побег из Шоушенка” по смыслу:

  • “Зеленая миля” (США, 2003 год). Однажды в тюрьме, в которой держат опасных преступников, приговоренных к смертной казни, появляется необычный заключенный. Он меняет жизнь всех, кто с ним соприкасается;
  • “Пролетая над гнездом кукушки” (США, 1975 год). В психиатрической лечебнице появляется новенький. В отличие от остальных пациентов, он пришел туда добровольно, но царящие там порядки ему совсем не нравятся;
  • “Мотылек” (Франция, США, 1973). Анри получает пожизненный срок за преступление, которого он не совершал. Он решается на дерзкий побег.
Какой будет дальнейшая судьба героев?
Они преодолели самое главное испытание. С ними все будет хорошо.
66.67%
Парни - настоящие победители. Но Энди еще могут поймать...
0%
Вряд ли можно стать счастливыми,, пережив все это. Их дальнейшая судьба сомнительна.
33.33%
Другое (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 6

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.