Оттепель, свобода, молодость, Москва и другие смыслы фильма «Покровские ворота»

Покровские ворота Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: мелодрама, комедия

Год производства: 1982

Режиссер: Михаил Козаков

Актеры: Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Инна Ульянова, Анатолий Равикович, Елена Коренева

Михаил Козаков снял очень личную и ностальгическую картину, которая является персональной для него и общей для всех остальных.

Сказать однозначно, в чем заключается суть фильма «Покровские ворота», достаточно сложно. Он просто показывает жизнь обитателей московской коммуналки, каждый из которых оказывается способен осуществить свою мечту и найти счастье.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Костик Ромин, аспирант-историк, приезжает в Москву на учебу. Жить ему предстоит вместе с тетушкой Алисой Витальевной в большой коммунальной квартире.

Там же живет Лев Евгеньевич Хоботов, редактор поэтических переводов с романских языков, а через стенку обитает его бывшая жена, Маргарита Павловна с новым уже-почти-мужем Саввой Игнатьичем Ефимовым. Несмотря на расставание, Маргарита Павловна считает Льва Евгеньевича все еще “своим”, но относится к нему, как к большому несамостоятельному ребенку.

Олег Меньшиков и Леонид Броневой
Олег Меньшиков сыграл роль Костика Ромина, а Леонид Броневой снялся в роли Аркадия Варламыча Велюрова. Кадр из фильма.

Еще один жилец – пожилой артист, исполнитель куплетов и фельетонов Аркадий Варламович Велюров. Однажды на его концерт приходит симпатичная юная пловчиха Светлана, и он влюбляется в нее с первого взгляда.

Лев Евгеньевич пытается строить свою жизнь. Он влюблен в милую медсестру Людочку. Его чувство взаимно, однако решиться на какое-либо серьезное действие он боится – не в последнюю очередь потому, что над ним довлеет грозная тень Маргариты Павловны, которая зорко наблюдает за ним.

А за действиями всех жителей коммуналки иронично наблюдает Костик. Юноша пользуется популярностью у девушек, что не может не задевать “стареющего льва” Велюрова. Костик знает, что Аркадий Варламович томится по Светлане и однажды, как будто имея в виду себя, тонко троллит соседа: “Звякнуть ей что ли на старости лет?” С этого все и начинается.

Впрочем, Светлана не отвечает на чувства Велюрова – от него ей нужен только какой-нибудь “профит”. Одурманенный Аркадий Варламович этого совершенно не замечает – как и того, что девушка почти открыто посмеивается над ним, “стариком”.

Однажды в гости к Хоботову приходит Людочка. Одновременно Маргарита Павловна и Савва Игнатьич принимают своих гостей, Орловичей. Раньше обязанность хозяина дома выполнял Хоботов, но бывшая жена уверена, что их расставание ничего не значит и он обязан принимать участие в семейном вечере и сейчас. Со стороны это выглядит странно: бывший муж, почти муж и царственно дарящая свою милость обоим Маргарита Павловна. “Высокие, высокие отношения,” – умиляются Орловичи. Третий – лишний. Но Савва Игнатьич ничего не имеет против, и когда Хоботов отказывается присутствовать на семейном вечере, обиженно ворчит: “Ты огорчишь Маргариту Павловну… Нехорошо!”

Инна Ульянова и Игорь Дмитриев
Инна Ульяновав роли Маргариты Павловны, а Игорь Дмитриев в роли Глеба Орловича. Кадр из фильма.

Вскоре заявляется и она сама. И заявляет, что Хоботов просто обязан продолжать быть частью ее семьи. Лев Евгеньевич пытается сопротивляться, но она категорично заявляет: “Без меня и Саввы ты пропадешь”, а потом попросту выгоняет Людочку. Лев Евгеньевич пытается найти понимание у Саввы и тот по-своему утешает бывшего мужа своей уже-почти-жены: “Скоро мы распишемся, к весне квартира будет готова и все будет хорошо”.

Как-то раз Костику, возвращающемуся с вечеринки, является чудное видение – прекрасная девушка в троллейбусе. С этого момента он становится буквально одержим ею.

Отношения Хоботова и Людочки тем временем продолжаются и однажды они приходят на каток. Там они встречают Костика, который иронично интересуется, что, собственно, здесь делает Лев Евгеньевич, который совершенно не умеет кататься. “Маргарита Павловна ее не одобрила, вот и приходится вертеться,” – оправдывается он. А потом спрашивает, что ему делать. На это юноша говорит следующее: “Будьте творцом своей биографии, хозяином собственной судьбы”, намекая на то, что стоит уже, в конце концов, проявить самостоятельность.

Близится свадьба Саввы Игнатьича и Маргариты Павловны. Свидетелем со стороны невесты приглашают быть Велюрова, который переживает сильный творческий и личностный кризис и страдает от несчастной любви. В день торжества он сильно напивается и все приходят к мысли, что нужен другой свидетель. В поле зрения как нельзя некстати попадает Хоботов, который готовится к очередному свиданию с Людочкой.

Прибыв в ЗАГС в качестве свидетеля со стороны жениха, Костик вдруг видит ее – девушку из видения. Ее зовут Маргарита. Костик приглашает ее на одно свидание, потом на другое – и они становятся парой.

Валентина Воилкова
Валентина Воилкова исполнила роль Риты. Кадр из фильма.

После свадьбы проходит несколько месяцев и однажды Маргарита Павловна приглашает Хоботова поехать вместе с ней и Саввой Игнатьичем посмотреть на их будущую квартиру. Он отказывается, на что бывшая жена с укором говорит, что вообще-то будущее жилье касается и его. Лев Евгеньевич недоумевает, но Маргарита Павловна говорит, что он должен будет переехать вместе с ними.

“Но у меня же есть комната,” – лепечет растерянный Хоботов. “Она пригодится, когда появится женщина, которая внушит мне доверие,” – заявляет Маргарита Павловна. Он повторно представляет ей Людочку, но бывшая жена продолжает свои манипуляции и закатывает ему отвратительную сцену.

В конце концов несчастный Хоботов сдается и прощается с Людочкой. “Я испорчу вам жизнь,” – грустно говорит он ей. Его пытается утешить добившаяся своего бывшая жена, но Хоботов словно прозревает. Он бунтует: “Всю жизнь я делал то, что ты велела и теперь прошу дать мне право решать свою судьбу самому!” Внезапно ему становится плохо и его увозят с острым аппендицитом. Тем временем Велюров благополучно выходит из кризиса и “отпускает” Светлану, которая тем не менее становится его музой.

Навестить Хоботова в больнице приходит Людочка, а затем к ним присоединяются Костик с Маргаритой. Юноша сообщает приятелю, что за ним едет Маргарита, твердо вознамерившаяся перевезти его с собой в новую квартиру. Вскоре они с Саввой Игнатьичем действительно приезжают в больницу.  “Боритесь за право быть мужчиной и человеком,” – наставляет Костик побледневшего товарища.

Савва и Маргарита Павловна очень довольны новой квартирой. Они уверены, что там понравится и “Лёвушке”. Никаких возражений они слушать не желают, потому что он “без них пропадет”. Подбадриваемый Костиком, Лев Евгеньевич в конце концов решает бороться – и на сей раз он отступать не собирается.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. На выручку Хоботову приходит Костик и организует его побег из больницы. Предварительно он переодевается в выходной костюм Велюрова, а тот устраивает оторопевшим Савве и Маргарите Павловне настоящий “перформанс”.

Фильм заканчивается тем, что спустя много лет постаревший Костик задумчиво рефлексирует о “делах давно минувших дней”. 1982-й год. В разрушенном доме (на его месте построят другой дом, новый), на патефоне играет пластинка Утесова.  Финальные слова за кадром звучат так: “Молодость, ты была или не была? Кто ответит, куда ты делась”. На этом фоне смысл концовки фильма «Покровские ворота» можно описать одной цитатой: “Есть только миг”…

Смысл фильма

Сюжет картины, снятой по одноименной пьесе Леонида Зорина, напоминает короткие рассказы Зощенко. В частности, здесь присутствуют полноценные острохарактерные герои с завершенной историей: ситуации, в которые они попадают, не меняют их, а только помогают им лучше раскрыться. И это дорогого стоит: мы привыкли к тому, что за 1,5 ч экранного времени персонажи резко меняются – и в это нужно верить. Здесь этого нет: в финале все герои (кроме, пожалуй, Хоботова и частично Велюрова) остаются такими же, какими были в самом начале.

И все-таки не все так просто с этим фильмом. Не то, чтобы в нем был некий скрытый смысл, до которого нужно докапываться – тем не менее, он не так поверхностен, как кажется на первый взгляд.

Виктор Борцов и Анатолий Равикович
Роль Саввы Ефимова исполнил Виктор Борцов. Кадр из фильма.

Хрущевская оттепель… Что мы видим? Практически все обитатели коммунальной квартиры – люди в возрасте. То есть все они хорошо помнят “старое” дореволюционное время. Их выдает не только возраст, но и манера общения. Например, харизматичный Савва Игнатьич то и дело сбивается на немецкую речь, а Орловичи – на французскую. Все они – обломки “старого мира”, которым приходится как-то приспосабливаться к новым веяниям.

Главным действующим лицом здесь стала коммуналка, а связывающим звеном и одновременно рассказчиком – фонтанирующий всевозможными идеями и жизнелюбием Костик… Интересно получается: Горбачев еще не пришел, еще ничего не объявил, а Костик уже с экрана заявляет: “Грядут перемены!”…

Все привыкли думать, что “Покровские ворота” – это комедия. Но это не совсем так. Многие зрители в своих разборах картины отмечают важную, весьма зловещую роль Маргариты Павловны. Ее присутствие превращает фильм почти в трагедию. Дело в том, что под маской заботы и альтруизма в ее лице прячется почти животный эгоизм. “Чего она хочет, Костик?” – спрашивает в одной из мизансцен Лев Евгеньевич. “Вас!” – отвечает герой Олега Меньшикова.

Разгадка этого забавного диалога очень жуткая: бывшая жена не может и не хочет отпустить своего (во всех смыслах) мужа. Весь фильм она ведет себя как типичный абьюзер, а трактовка (скорее всего, неосознанная) всех ее действий такова: взять свое любой ценой, переломить человека о колено, вырвать его с мясом из той среды, где он стремиться остаться.

Маргарита Павловна абсолютно все стремится подчинить своей воле. Она обладает такой мощной энергетикой, что к ней в плен попадают не только безвольные интеллигенты типа Хоботова, но и бывшие фронтовики. Ключом к ее образу стала почти случайная фраза, обращенная старичком-соседом к Савве, которая, кстати, не попала в список крылатых выражений из этого фильма. Звучит она так: “Ох, и хорошим гравером ты был”.

Елена Коренева и Анатолий Равикович
Елена Коренева сыграла роль Людочки, а Анатолий Равикович снялся в роли Льва Хоботова. Кадр из фильма.

У нее весьма зловещий смысл. Означает она, что люди, находящиеся рядом с Маргаритой Павловной, растворяются в ней, теряют себя. Это произошло с Хоботовым, то же самое ждет и Савву Игнатьича… Ведь как он меняется к концу картины!  Плечи опускаются, голова никнет, становится едва слышим голос… А ведь это был видный мужчина, настоящий богатырь…

Нет-нет, “Покровские ворота” – не только комедия: этот фильм слишком ярко демонстрирует торжество эгоизма под маской добродетели. Именно это здесь главное, а вовсе не атмосфера пятидесятых, которой принято умиляться.

Еще одна важная фраза картины звучит так: “Станьте творцом своей биографии!” Ее произносит обаятельный балагур Костик. Этот образ – тоже маска, за которой скрывается этакий общий наставник, который приходит на подмогу в трудную минуту, когда человек уже готов потерять себя (если бы фильм снимал американец, в конце, вероятно, выяснилось бы, что никакого Костика не существует).

Костик устраивает побег Хоботова, который по сути является главным действующим лицом картины. Потому что именно он, сопротивляясь и барахтаясь, пытается выбраться из мещанского болота, в которое его упорно засасывает Маргарита Павловна. Именно он пытается идти дальше, навстречу пресловутым переменам, которые провозгласил Костик. Именно ему это удается.

Получается, что фильм Михаила Козакова говорит о том, что каждый из нас должен и может в любых обстоятельствах сохранить себя человеком, личностью, индивидуальностью. Каждый из нас должен не бояться бороться за правду, за свободу и достоинство.

поездка по Москве
Кадр из фильма.

В “Покровских воротах” есть кое-что еще. Молодость. Картина буквально пропитана безбашенной юностью, этой “весной жизни”. Несокрушимая юная энергия заходит к нам со всех сторон – через слух, зрение, чувства и ассоциации. Мы смотрим, смеемся, а в глубине души сидит тихая тоска по чему-то из прошлого, куда мы случайно заглянули. Мы всех их знали, мы там жили…

А еще “Покровские ворота” – это настоящий гимн Москве со всеми ее бульварами, прудами и прочими местами, где все мы давно стали своими.

Часто задаваемые вопросы о фильме

Вот несколько вопросов о картине.

Почему фильм называется Покровские ворота?
Где снимали фильм?
Сколько лет героям Покровских ворот?

Цитаты из Покровских ворот

Цитаты

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих на фильм “Покровские ворота” по смыслу и отчасти по сюжету:

  • “По семейным обстоятельствам” (СССР, 1978 год). Главная героиня выходит замуж и переезжает жить к супругу. Теперь ей предстоит узнать все прелести жизни с родителями.
  • “Отцы и деды” (СССР, 1982 год). Картина рассказывает о трех поколениях мужчин, которые пытаются жить под одной крышей.
  • “Я шагаю по Москве” (СССР, 1963 год). Юный монтажник из Сибири попадает в Москву.
  • “Любовь и голуби” (СССР, 1984 год). Василий Кузякин отправился отдыхать на юг и, встретив там роковую любовь, решил не возвращаться домой к жене.
  • “Москва слезам не верит” (СССР, 1979 год). Москва, 50-е годы. Три девушки, приехавшие из провинции, пытаются “покорить столицу”.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.