Скрытый смысл фильма «Любовь и голуби»

Людмила Гурченко Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: мелодрама, комедия

Год производства: 1984

Режиссер: Владимир Меньшов

Актеры: Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский

Эта картина Владимира Меньшова всегда ассоциировалась у зрителей с чем-то неимоверно светлым, добрым, человечным и радостным. Она учит очень многим важным вещам. В частности, смысл фильма «Любовь и голуби» заключается в том, что нужно уметь прощать. Это настоящее кино о семье, любви и романтике без ненужных излишеств.

Прототипы героев

Сюжет картины основан на реальных событиях. Историю семьи Кузякиных драматург Владимир Гуркин списал со своих соседей. Прототипами киношных персонажей стали Надежда и Василий – Владимир Павлович не стал заморачиваться с заменой имен.

Александр Михайлов
В роли Василия Кузякина снялся Александр Михайлов. Кадр из фильма.

Написанная им пьеса была с успехом поставлена на сцене московского театра “Современник”. Однажды спектакль увидел Владимир Меньшов и загорелся идеей снять по нему фильм.

По мнению дочери реальных Кузякиных, сюжет картины правдив. Различия есть только в некоторых некритичных деталях.

Василий Кузякин и в самом деле отдыхал “на морях”. Приехав домой, он раздал всем подарки, вернулся к прежней жизни и ничего не предвещало беды. Однако, в скором времени ему стали приходить письма, как оказалось – от женщины. Так выяснилась правда о курортном романе. Василия ждал серьезный “разбор полетов”, однако чуть позже он все-таки помирился с женой. Надежда простила мужа, потому что очень любила его…

Сюжет фильма

О чем фильм “Любовь и голуби”? Вот краткое описание содержания картины. Главный герой фильма Василий Кузякин живет в деревне с женой Надеждой. Он работает в леспромхозе, у него трогательное, безобидное хобби – разведение голубей. Тем не менее, оно очень не нравится Наде, и она каждый раз выговаривает супругу, который, по ее мнению, просто блажит и мается дурью.

По соседству проживает другая пара – дядя Митя и его жена, баба Шура. Дядя Митя – добрый, хороший человек, ветеран войны. Однако он любит выпить, причем очень крепко. Привязанность к зеленому змию приносит немало скорби бабе Шуре, которая неутомимо гоняет (порой в прямом смысле слова) мужа за это.

Однажды Василий получает производственную травму. За это ему вручают путевку, которая дает возможность подлечиться в санатории на курорте. Там он встречает красивую, эффектную женщину – как выясняется вскоре, коллегу, сотрудницу отдела кадров леспромхоза, Раису Захаровну.

Людмила Гурченко
Роль Раисы Захаровны исполнила Людмила Гурченко. Кадр из фильма.

Она увлекается всевозможными модными философскими и эзотерическими течениями и радует простоватого, наивного Василия удивительными рассказами об инопланетянах, астрале, телекинезе и экстрасенсах. Кузякин, никогда еще не слышавший ничего подобного, увлекается Раисой, расслабляется и в конце концов проводит с ней ночь.

Надежда тем временем получает письмо от мужа, написанное почерком Раисы. Разлучница достаточно безапелляционно заявляет, что Василий любит ее и поэтому уходит от семьи. Женщина воспринимает эту новость очень тяжело. Она то плачется соседкам, то ссорится с детьми, то почему-то видит все свои беды в мужниных голубях. Она даже грозится поубивать ни в чем не повинных птиц, но постепенно отходит.

Однажды вечером домой к семье Василия приходит и сама разлучница. Раиса наивно уверена, что ей удастся спокойно поговорить с Надеждой и уладить дело миром. Однако та настроена очень воинственно. Слово за слово, начинается конфликт, и Надя даже бросается на обидчицу с кулаками. Раисе приходится уйти ни с чем.

После этого Надежда впадает в тяжелую депрессию – она воочию видела утонченную соперницу и полагает, что Вася никогда не вернется к ней, простой деревенской бабе… Все, чего ей хочется сейчас – это умереть.

Впрочем, у Василия не все так однозначно. Постепенно очарование Раисой сходит на нет, и он убеждается, что она не любит его по-настоящему. В ее доме он в большей степени играет роль прислуги, что, конечно, ему совсем не нравится. Кроме того, он начинает сильно скучать по жене и детям. Кстати, дети тоже сильно рассержены на отца – сын Ленька даже грозится убить его, когда увидит…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Хорошо зная характер супруги и прекрасно понимая, что измена – дело серьезное, Василий все-таки возвращается в родную деревню. Надежда сначала не хочет его видеть – слишком сильна причиненная им обида. Но в конце концов она понимает, что у его измены была причина. Ведь если бы она не “пилила” его постоянно, зачастую без повода, едва ли бы он посмотрел на другую женщину… Она решает простить его, о чем и сообщает ему лично.

Первое время, опасаясь реакции Леньки, супруги встречаются тайно. В это время в их отношения возвращается былая романтика – Надя даже проникается уважением к его увлечению голубями. Вскоре она беременеет четвертым ребенком, после чего Ленька уходит в армию, а Василий окончательно возвращается домой.

Смысл концовки фильма «Любовь и голуби» достаточно прост: он заключается в том, что Надя и Вася любили друг друга по-настоящему. Истинная любовь умеет прощать, поэтому все у них теперь будет хорошо.

Смысл фильма

По мнению многих зрителей, “Любовь и голуби” – это прекрасное драмеди, сочетающее в себе незатейливый национальный юмор и глубокие идеи. У Владимира Меньшова получилась колоритная и самобытная картина, описывающая жизнь людей из советской глубинки.

Как известно, у режиссера особый взгляд на семейные ценности. В своих картинах он любит награждать верных, любящих и готовых искупить свою вину и наказывать беспечных людей-мотыльков.

Янина Лисовская и Нина Дорошина
Янина Лисовская снялась в роли Людки, а Нина Дорошина сыграла роль Нади. Кадр из фильма.

В зрительской памяти он оставил судьбы самых разных, по-своему самобытных пар, однако самой русской четой стали все-таки Василий и Надежда. Несмотря на ссоры, они любят друг друга, и разбить их союз может только трагедия. Ее у Меньшова нет. Вместо нее – типичная и понятная если не каждому, то многим ситуация и ее небанальное преподнесение.

В чем суть фильма? Какого-либо скрытого смысла здесь нет, однако одна из главных мыслей картины звучит так: никто из нас не может быть молодым вечно, рано или поздно на смену юности приходит зрелость, а с ней – всевозможные кризисы.

Изначально Меньшов хотел снять двухсерийную картину, но многие эпизоды не понравились цензорам. Тем не менее, свою естественность фильм не потерял. В отличие от другой культовой работы режиссера, “Москва слезам не верит”, акцент здесь сделан на легком гротеске, небольшом преувеличении.

В этом есть особый смысл: создав почти карикатурные образы деревенских жителей, постановщик предложил зрителям хорошо вглядеться в свое внутреннее зеркало. В представленном здесь любовном треугольнике нет однозначно правой и неправой стороны. Все герои это понимают, оттого и финал именно такой.

Меньшов не ставил перед собой цель высмеять разгильдяйство и безрассудство – наоборот, ему хотелось, чтобы страна поверила в мудрость и незлобивость простого русского человека. Судя по тому, что картина до сих пор любима, эта методика оказалась очень действенной.

Сергей Юрский
Сергей Юрский исполнил роль дяди Мити. Кадр из фильма.

Впрочем, разгадка популярности фильма заключается еще и в птицах. Известно, что голуби находят себе пару раз на всю жизнь. Разумеется, голубям куда проще, чем людям – хотя бы потому, что им не дают путевок на курорты, где всегда есть соблазн встретить роковую красавицу. Почему именно конкретному голубю вдруг приглядывается конкретная “дама”, неизвестно. Однако с другой он избранницу не спутает и “налево” не слетает. Даже улетая в поисках пропитания, “муж и жена” все равно возвращаются в родное гнездо… У людей тоже бывает так, когда “своего” человека чувствуешь в буквальном смысле кожей. Он один кажется родным и единственным, а все остальное – красивая обертка, мираж и обман.

Картину стоило бы назвать “Родня”, “Родная кровь” или еще как-нибудь в том же духе. Потому что этот фильм повествует о чувстве родства. При встрече двух голубей в человеческом обличии оно возникает подсознательно и присутствует всегда, несмотря на всевозможные обстоятельства. Потому что оно, это чувство, гораздо выше этих самых обстоятельств и главнее всего на свете.

Некоторые зрители называют “Любовь и голуби” очень вежливым фильмом – хотя бы потому, что здесь никто никого не осуждает и не выносит приговоров. Это доброе и чистое кино, как слеза, пролитая от тоски по простоте, доброте и честности.

Так получилось, что постановщик выбрал самые лучшие качества простых русских людей и показал им же самим, какие они на самом деле. О том, что его выбор был правильным, говорит тот факт, что народ живо откликнулся на этот фильм и признал его “своим”.

отдых по путевке
Кадр из фильма.

Смысл названия

У названия несколько трактовок. Согласно одной из них, режиссер проводит параллель между Василием и его голубями. А смысл такой: ты можешь летать где угодно, но если есть любовь, ты всегда вернешься домой. На это намекает финал, в котором голубь возвращается в свое гнездо. Эти птицы действительно создают пару на всю жизнь, поэтому во всех культурах они символизируют верность и любовь. Вот и герои фильма смогли сохранить свою семью, потому что любят друг друга.

Есть и другая версия, более простая и менее поэтичная. Голуби всегда были настоящим триггером для жены Василия. Одна из ее замечательных фраз звучит так: “Щас твоим голубям все бошки начисто поотрубаю! Начисто!” Измена мужа, сильно ранившая ее, обострила нелюбовь к его хобби.

Однако она простила его, потому что любила и в конце концов приняла таким, какой он есть. Надя полюбила даже голубей, потому что они были частью личности ненаглядного Васеньки.

Цитаты из фильма

Фразы из фильма «Любовь и голуби» давно разобрали на цитаты. Вот некоторые из них.

цитаты из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих на “Любовь и голуби” по смыслу:

  • “Москва слезам не верит” (СССР, 1979 год). Три провинциальные девушки приезжают в Москву и пытаются там устроиться.
  • “Обыкновенное чудо”. Сказка, основанная на одноименной пьесе Евгения Шварца. В центре сюжета находится бессмертный Волшебник, женатый на обычной женщине.
  • “Трое” (Россия, 2020). Мелодрама с Константином Хабенским – история любовного треугольника.
  • “Служебный роман” (СССР, 1977 год). Застенчивый и немолодой мужчина пытается на спор поухаживать за строгой начальницей. Неожиданно для самого себя он влюбляется в нее.
  • “Мужики!..” (СССР, 1981 год). Павел Зубов узнает о смерти своей бывшей невесты. Решив взять на себя воспитание ее троих детей, он приезжает за ними в деревню.
  • “Белые росы” (СССР, 1983 год). Главный герой – ветеран труда и трех войн. У него трое сыновей, за которых он очень переживает.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.