Почему «Последний день Земли» только притворяется фантастикой: разбор фильма

Последний день Земли Смысл фильма

Страна: Франция

Жанр: фантастика, драма, роуд-муви

Год производства: 2020

Режиссёр: Ромен Киро

Актёры: Юго Бекер, Поль Ами, Лиа Уссади-Лесер, Жан Рено

Слоган: «Кто остановит армагеддон?»

Награды и номинации: номинация на лучший фильм на международном фестивале фантастики в Каталонии «Сиджес-2020»

Современные мастера кино по разным причинам часто прибегают к приёму, когда один жанр умело маскируется другим. Вот и смысл фильма «Последний день Земли» («Le dernier voyage») имеет мало общего со смыслом, который обычно вкладывают в научно-фантастические или постапокалиптические картины. Хотя снято творение французского режиссёра Ромена Киро внешне именно в таком ключе, на самом деле в его основе – артхаус, позволяющий вольно интерпретировать и понимать по-своему незамысловатый в целом сюжет.

Сюжет фильма

Эпиграфом фильма «Последний день Земли» служит рассказ мальчика Поля – будущего астронавта, главного героя картины. Он говорит о недалёком будущем, в котором люди исчерпали все ресурсы Земли.

Юго Беккер
Роль Поля исполнил Юго Беккер. Кадр из фильма.

В это время на небосводе внезапно появляется планета, которую назвали Красная Луна. В течение нескольких лет люди добывают на ней некий материал, именуемый люминой, который служит источником энергии. Однажды Красная Луна поменяла свою орбиту и направилась прямо на Землю. Только одному астронавту дано уничтожить опасную планету – и этот человек уже взрослый Поль. Незадолго до старта он, направляемый собственным детским голосом, сбегает, отправляясь в путешествие по пустыне, которую из себя представляют бесплодные просторы постапокалиптической Земли.

Перебравшись через стену, которая отделяет власть имущих и богатых от основного населения планеты, Поль первым делом приобретает ветхий автомобиль с антигравитационной подушкой. Продавец спрашивает, из-за чего мужчина решил пуститься в бега, делая предположение: «Из-за девчонки?». Поль отвечает утвердительно.

У героя с собой собственный детский рисунок с изображением леса – это его ориентир в поисках. Хотя что именно ищет Поль, как позже станет ясно, не знает и он сам.

Автомобиль героя ломается – ему требуется замена люминовой батареи. Поль толкает машину до магазина, стоящего посреди пустыни. За прилавком девочка-подросток Эльма. Она может заказать доставку батареи, но ждать придётся достаточно долго. Впрочем, у Поля нет выбора. По телевизору он видит репортаж. В нём говорится, что из-за бегства Поля миссию по взрыву Красной луны на себя взял его брат Элиотт – старший сын его отца, основателя корпорации «Космические товары» по имени Генри. Однако преодолеть магнитное поле ему не удаётся.

Во сне герой вспоминает эпизод из детства: его мать при смерти, отец приводит к ней сыновей, чтобы попрощаться. Поль выбегает на улицу, его бьёт молния. Вероятно, она стала причиной необычной способности героя.

Лия Уссади-Лессер
Лия Уссади-Лессер в роли Эльмы. Кадр из фильма.

Поль просыпается – его руки дрожат. Его детский голос советует не принимать лекарство, которое помогло в прошлый раз (благодаря ему удалось подстрелить робота-разведчика), поскольку отец ошибается.

Поля настигает полиция в тяжёлых бронированных костюмах, но он успешно от неё скрывается.

Эльма в своём доме-вагончике проявляет фотографии, на которых изображена её мать, зачеркивая лицо отца. Это приводит в бешенство последнего, из-за чего он устраивает пожар.

Капсула с Элиоттом падает на Землю. Мы видим его уже нечеловеческие зрачки. Закадровый голос сообщает, что сердце Элиотта не билось несколько часов, а магнитное поле Красной луны изменило его ДНК. После возвращения на космическую базу астронавт рассказывает отцу об эпизоде из детства, который он вспоминал перед «смертью». Это было последнее лето, когда мать была жива. Элиотт тогда каждый день забирался на скалу. Он думал, что, если прыгнет, то мать выздоровеет. Однажды он увидел на скале Поля. Тот хитро улыбнулся, сообщив, что поможет спасти мать, и прыгнул в воду сам.

Элиотт отправляется на поиски брата и добирается до его местонахождения Он заходит в магазин и спрашивает отца Эльмы о Поле. Тот говорит, что никогда его не видел. Однако Элиотт, кажется, смотрит мужчине прямо в душу. Он заставляет его вспомнить о боли, испытываемой в связи с уходом жены, и той, что он причиняет дочери. Элиотт говорит, что мужчина достаточно страдал. Мысли последнего словно поддерживают это утверждение. Мужчина стреляет себя в висок. Увидев смерть отца через окно, Эльма бросается прочь.

Элиоттт обнаруживает, что Поль украл люминовую батарею, от которой питался его автомобиль. Вслед за Эльмой злодей направляет маленького робота-разведчика. Девочка просит Поля взять его с собой. Тот соглашается. Вместе они на автомобиле с украденной батареей отправляются в путь.

Жан Рено
Роль Анри исполнил Жан Рено. Кадр из фильма.

Через некоторое время в магазин прибывает курьер с люминовой батареей, которую заказывал Поль. Элиотт забирает её и пускается в погоню.

Ещё одно воспоминание из прошлого: Поль видит сон, в котором мать пытается ему что-то сказать. Это уже не первый раз, так что отец ругает сына, рассуждая о вреде иллюзий. Мальчик говорит брату о том, что в его снах присутствует и он, но совсем другой, «как будто умерший». По описанию Поля, это взрослый Элиотт.

Герой с девочкой добираются до придорожного кафе. Оттуда Поль звонит отцу, говоря, что Красную луну нельзя уничтожать и брата посылать туда тоже не стоило, ведь он погиб. Генри в ответ рассказывает, что он хотел спасти жену, но та просила ничего не предпринимать, а просто верить. В итоге она умерла.

Разговор прерывает появившаяся в кафе полиция. Поля чуть было не настигают врасплох, но его спасает Эльма. Герои сбегают. А в кафе появляется Элиотт. Он беседует с хозяйкой кафе, заставляет признать, что её муж не вернётся, и совершить самоубийство.

Поль рассказывает Эльме о том, что им движет. С детства ему приходили видения о будущем. Когда появилась Красная луна и люди начали добывать из неё люмину, он понял, что это неправильно, но не мог объяснить почему. Но позже Поль взялся за исследования и узнал, что странная планета не впервые появляется вблизи нашей. Каждый раз, когда Красная луна приближалась, происходили изменения, после которых жизнь на Земле словно возрождалась. Поль показал свои вычисления отцу и сообщил, что планету лучше оставить в покое. В ответ на это Генри велел сыну принимать то самое лекарство.

красная планета
Кадр из фильма.

Герой выкидывает шприц с лекарством. Поль рассуждает с Эльмой о Красной луне. Он считает, что она реагирует на действия людей и на зло тоже отвечает злом. Также Поль говорит, что лес – это последнее, что осталось от его видений. Остальное стёрто лекарством.

Герои, пытаясь оторваться от преследующего Элиотта, попадают в центр пыльной бури. Благодаря обнаружению и уничтожению робота-шпиона Полю и Эльме удаётся скрыться. Они оказываются в здании кинотеатра, где видят фильм о природе, которая некогда была на Земле. Оказывается, изображение леса из видений Поля в точности соответствует кадру из этого фильма.

Элиотт в сопровождении полиции настигает брата. По его беззвучному приказу один из членов отряда стреляет и ранит Эльму. Поль забирает её и уезжает на автомобиле. Погоня переносится уже в воздушное пространство. Однако герой терпит крушение. Элиотт настигает его. Он напоминает брату, что тот всегда говорил о Красной луне как о матери.  Уничтожить её может только Поль, и Генри сможет заставить его сделать это. Элиотт сообщает брату, что если тот хочет спасти девочку, ему придётся «убежать навсегда» – совершить самоубийство. Поль было приставляет пистолет к своему виску, но всё же убивает не себя, а Элиотта.

Герой отправляется к стоящему неподалёку, у высохшего моря, маяку, в котором они когда-то жили всей семьёй и где умерла его мать. Поль находит альбом, в котором он рисовал свои видения. В конце концов герой понимает, что не может больше убегать и решает вернуться на космическую базу, чтобы полететь к Красной луне. Раненую Эльму выхаживают и ставят на ноги.

Финал. Подлетая к Красной луне, Поль переходит на ручное управление. Он преодолевает магнитное поле планеты, но не взрывает её. Вместо этого Поль запускает уничтожение собственного корабля.

На Земле Эльма листает альбом с рисунками Поля-ребёнка, на которых эпизодически изображено всё, что происходило по ходу действия. Там даже есть значок-смайлик, который девочка подарила астронавту при их знакомстве.

В концовке корабль Поля взрывается, а на Землю проливается первый за многие годы дождь.

Смысл фильма

Итак, «Последний день Земли» (перевод названия оригинала: «Последнее путешествие») – авторский фильм, который только притворяется научной фантастикой. Любители последней будут сильно разочарованы, ведь содержание картины полно не только научных, но и просто логических ляпов. Самые явные: при имеющихся не слишком продвинутых технологиях скоростное путешествие (всего полчаса) до новоявленного спутника; «самовольное решение» этого спутника поменять орбиту; «ручное преодоление» его магнитного поля; полицейские без малейшего сомнения стреляющие прямо в единственного потенциального спасителя человечества (не говоря о том, что наделение главного героя этим статусом не имеет никакого объяснения).

Вообще весь фантастический постапокалиптический сюжет служит ширмой для главной идеи. Ведь суть фильма «Последний день Земли» не в погоне за выдающимся астронавтом, а в семейных отношениях последнего. Внешняя оболочка для режиссёра явно не имела особого смысла. Важнее было передать значение чувства потери близкого человека.

Красная луна в фильме олицетворяет эту потерю для Элиотта и Поля. Оба скорбят по умершей матери. Однако первый, следуя наставлением отца, стремится поскорее забыть о ней, чтобы не испытывать боль. Второй – не желает отпускает мать. Не работает даже стирание памяти с помощью «лекарства» от Генри. Остаётся чувство, которое и вынуждает Поля пуститься в путешествие.

Поль Ами
В роли Эллиота снялся Поль Ами. Кадр из фильма.

Что он обретает в этом странствии? Во-первых, близкого человека – Эльму, которая появляется в жизни героя словно отголосок материнской любви (не зря нам показали эпизод, в котором девочка моет голову Полю, будто мать своему ребёнку). Во-вторых, свои видения-воспоминания и понимание: «всё правильно». Герой ещё в детстве знал обо всём, что будет. Важно не бежать от своего предназначения, а исполнить его.

Элиотт же в попытке уничтожить боль потери матери теряет самого себя. Он фактически умирает (на это не раз делается акцент в фильме), его сменяет зловещий монстр в том же теле. Отец, впрочем, этого не замечает, ведь он и сам давно уже такой.

Элиотт заставляет других сделать то же, что совершил сам. Так, отца Эльмы и хозяйку придорожного кафе он призывает отказаться от боли, которую причиняет им уход близких. Послушавшись, они тут же оканчивают жизнь самоубийством.

Разгадка здесь такова: боль от потери близких нужно принять, но нельзя отказываться от неё. Ведь с ней неразрывна память о всём самом светлом, что было пережито (не зря ценный ресурс Красной луны называется «люмина» – искажённое латинское «lūmen», что значит «свет»).

сумерки в пустыне
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Почему же, исходя из описанной трактовки, принятие боли потери матери приводит главного героя также к смерти? Здесь режиссёр следует уже несколько другой логике. Смысл концовки фильма «Последний день Земли» в соответствии с ней таково: самопожертвование Поля – не банальное самоубийство. Это послание человечеству о том, что не стоит думать только о себе. Необходимо заботиться о природе и внимательно следить за её «действиями». Поль знал и доказал своими исследованиями (хотя, конечно, если делать разбор научных изысканий маленького мальчика, это выглядит как ещё один сюжетный ляп): смысл появления Красной луны – в спасении Земли. Она появлялась во время самых страшных глобальных катастроф и была предвестницей перемен к лучшему. Произошло так и в этот раз – ей просто не нужно было мешать.

Самопожертвование Поля – это его конечная точка путешествия, его предназначение. Фактически, он готовился к этому всю жизнь (на это намекает в том числе эпизод из детства героя, где он прыгает со скалы вместо брата).

Как и почти в любом авторском кино, режиссёр не ограничивает зрителей в поиске альтернативного объяснения концовки или скрытого смысла всего фильма. Так что желающие развить мысли, предложенные авторами картины «Последний день Земли», могут легко это сделать. Жаль, что пренебрежение создателей реалистичностью или хотя бы околонаучностью в угоду образности и атмосферности (всё-таки красоты ретрофантастики переданы во всей красе) этому несколько мешает.

окровавленные обьятия
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Сильное глубокое кино.
0%
Стоило посмотреть, но впечатление противоречивое.
45.45%
Фильм не зацепил.
9.09%
Так ничего и не понял.
45.45%
Напишу в комментариях.
0%
Проголосовало: 11

Похожие фильмы

  • «Последние часы» (Австралия, 2013): в последний день Земли перед предстоящей глобальной катастрофой мужчина спасает девочку и помогает ей в поисках отца;
  • «Меланхолия» (Дания, Франция, Швеция, Германия, 2011): атмосферная артхаусная драма о конце света от знаменитого Ларса фон Триера;
  • «Пятый элемент» (Франция, Великобритания, 1997): культовый фантастический боевик Люка Бессона;
  • «Леон» (Франция, США, 1994): криминальная драма с Жаном Рено – фильм, которым явно вдохновлялись авторы «Последнего дня Земли»;
  • «Ищу друга на конец света» (США, 2011): трагикомедия о поисках первой любви в преддверие надвигающегося апокалипсиса;
  • «Последняя любовь на Земле» (Великобритания, Дания, Швеция, Ирландия, 2010): ещё одна драма о конце света.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.