Найти выход, даже если его нет: суть фильма «Стальные двери»

Стальные двери Смысл фильма

Страна: Германия

Жанр: триллер, детектив

Год производства: 2010

Режиссер: Стивен Мануэль

Актеры: Аксель Ведекинд, Рунгано Ниони

Слоган: «No food. No water. No way out» – «Нет еды. Нет воды. Нет выхода».

Награды и номинации: в 2011 году кинофестиваль «Fantasporto» (ежегодное международное мероприятие в области кинофантастики) вручил фильму «Стальные двери» премию за лучшую мужскую роль (Аксель Ведекинд).

Триллер «Стальные двери» («Iron Doors») режиссера Стивена Мануэля получил смешанные оценки и отзывы от критиков и зрителей, а также вызвал множество споров. Его продолжительность – всего 80 минут, и после просмотра финала остается больше вопросов, чем ответов. Все это привело к появлению разных трактовок, объясняющих суть картины. Понять смысл фильма «Стальные двери» мы попробуем через подробный разбор его сюжета.

О чем фильм

Главный герой – мужчина средних лет – приходит в себя от того, что по его лицу ползает муха. Скрытый смысл его фразы – «Пора бросать пить» – дает понять, что накануне он сильно злоупотреблял алкоголем. Повернув голову, он видит дохлую крысу, по которой ползают мухи. Оглядевшись вокруг, мужчина обнаруживает, что находится в большой пустой комнате без окон. Возле одной из стен стоит большой металлический шкаф, на его дверях висит замок. В другой стене видна круглая стальная дверь, подобная тем, что устанавливаются в сейфах. Над головой у мужчины горят несколько круглых светильников. Больше в помещении никого и ничего нет.

Аксель Ведекинд
Аксель Ведекинд – исполнитель главной роли. Кадр из фильма.

Посмотрев на часы, мужчина понимает, что уже утро и он скоро опоздает на работу. Он решает, что стал жертвой розыгрыша некоего Флэтчера и просит его выпустить, однако ему не отвечают. Посмотрев на свой мобильный, он видит, что связь отсутствует. В просьбах выпустить и угрозах тем, кто его закрыл, мужчина проводит целый день. Он пытается взломать шкаф и дверь, но ему не удается этого сделать.

Проснувшись на второй день, мужчина видит, что ничего не произошло за ночь, дверь по-прежнему закрыта. Его мучает жажда и, после некоторых колебаний, ему приходится пить собственную мочу. Затем он снова обращается к невидимым похитителям, спрашивает, довольны ли они его действиями и просит выпустить его, но безуспешно. В отчаянии мужчина бьет несколько раз по двери, а затем по светильнику. Затем он смотрит на последний и замечает, что внутри него находится ключ.

Разбив светильник, мужчина достает ключ и открывает шкаф. Внутри он обнаруживает автоген и набор ручных инструментов. Сначала он пробует на двери зубило, но оно не оставляет на металле даже царапины. Затем ему приходит в голову спрятаться в шкафу и взорвать с помощью баллонов и горелки дверь, но, проверив на прочность дверцы будущего убежища и убедившись, что они хлипкие, он отказывается от идеи.

Далее по сюжету фильма «Стальные двери» мужчина пытается вскрыть дверь с помощью резака, но огонь не наносит двери ни малейшего повреждения. В отчаянии он устраивает погром, переворачивает и разбивает шкаф, а затем, обессилев, садится и размышляет, что еще он может сделать с помощью имеющихся инструментов. Так он приходит к выводу, что ему остается только попробовать сделать отверстие в стене с помощью молотка и зубила.

работа автогеном
Кадр из фильма.

На пробитие дыры мужчина тратит много времени и сил. Арматуру в стене он разрезает с помощью автогена. Тем временем голод мучает его все сильнее, поэтому, после долгих раздумий, он съедает несколько личинок, комментируя это фразой: «Ну хотя бы без консервантов».

Затем он продолжает работу. Ему удается сделать отверстие и, расширив его, он выбирается из заточения и оказывается в еще одной такой же комнате со стальной дверью. Осмотревшись, он обнаруживает перевернутый светильник, а рядом с ним – закрытый гроб.

Открыв гроб, мужчина обнаруживает внутри темнокожую девушку в национальной одежде. Дотронувшись до нее, он будит ее и обнаруживает, что она не говорит по-английски. Перепуганная девушка через отверстие в стене выбирается в комнату, откуда он появился. Мужчина ложится в гроб и засыпает.

На следующий (третий по счету) день главный герой просыпается от того, что девушка будит его и протягивает ему молоток и зубило. Жестами она предлагает ему пробить новую дыру в стене. Выбрав вместе с ней стену, мужчина пытается приступить к работе. Он изможден и не может держать зубило и молоток сам, поэтому сначала они работают совместно, а затем все же поочередно.

Рунгано Ниони
Рунгано Ниони исполнила роль девушки в картине. Кадр из фильма.

Мужчина пытается найти разгадку, как он оказался в этом месте, но понимает, что помнит только, как он отправился в бар и сел за руль. Он пытается понять, кто мог закрыть его здесь и не находит подходящих кандидатур. В результате объяснение, что они в каком-то зоопарке для пришельцев, кажется ему единственным имеющим смысл.

Девушка тоже пытается понять, как она тут оказалась. Из содержания ее монолога становится известно, что она должна была быть на свадьбе и считает произошедшее карой за какой-то проступок. Она плачет, поэтому мужчина решает ее развеселить. Он поет ей песню, девушка улыбается, а затем тоже что-то поет.

Мужчина травмирует руку молотком, и девушка перевязывает ее, оторвав кусок ткани от своей одежды. Они продолжают работу: она бьет молотом, а он держит зубило. Внезапно они замечают, что поворотный механизм, запирающий дверь, начинает вращаться при ударах молотом по зубилу, однако, как только они бросаются к выходу, все затихает.

Так повторяется несколько раз. В итоге мужчина разгадывает смысл головоломки: он предлагает девушке бить по зубилу, но не оборачиваться к двери. Дверь открывается. Не поворачиваясь назад, они пятятся к ней, толкают ее и выбираются в еще одну комнату со стальной дверью.

Объяснение концовки

В концовке фильма «Стальные двери» в новой комнате оказывается пустая могила с надгробием возле нее. Мужчина решает, что нужно копать в яме, девушка же предлагает повторить действия, которыми они открыли дверь в предыдущей комнате. Они пытаются, но их план терпит неудачу. Они пытаются копать, но сил практически нет. Обессилевший мужчина на доли секунды задумывается о том, что его испытывают и вынуждают съесть девушку, но отгоняет эту мысль в сторону и кричит своим похитителям, что не сделает этого. Затем он начинает засыпать, и девушка с большим трудом вытаскивает его из ямы.

Чтобы привести мужчину в чувство, девушка соблазняет его. Они занимаются любовью, после чего засыпают. Первым в себя приходит мужчина. Он идет к гробу, отрывает кусок внутренней ткани и укрывает девушку. Затем он ложится рядом и теряет сознание.

Дверь открывается. Мужчина приходит себя и будит девушку, а затем предлагает ей не смотреть и идти к двери. Пятясь назад, с трудом герои добираются до нее, толкают и выходят наружу. Они оказываются в удивительном красивом месте с деревьями, водопадами и ярким солнцем.

Согласно большинству трактовок, смысл концовки фильма «Стальные двери» в том, что герои умерли и попали в Рай.

Смысл фильма

Суть фильма «Стальные двери» в том, чтобы показать, что всегда нужно идти до конца, каковы бы ни были обстоятельства. На примере главного героя режиссер демонстрирует, как мужчина борется за свою жизнь в сложнейших условиях, в замкнутом пространстве без еды и воды, подбадривая себя шутками и не падая духом.

Сам триллер оставляет много вопросов, на которые мы не получаем ответа. Нам неизвестно, как и почему герои оказались в ловушке, и кто их туда поместил. Все, что мы знаем о мужчине – это то, что накануне он был в баре и больше ничего не помнит. Девушка же должна была оказаться на свадьбе. Другой информации о героях практически нет.

главные герои спорят
Кадр из фильма.

Одна из трактовок смысла фильма «Стальные двери» гласит, что главные герои умерли и находятся в Чистилище. На это намекают гробы и вырытая могила. От дальнейших действий пленников зависит, куда они из него попадут. В результате благодаря борьбе, взаимопомощи и доброжелательному отношению друг к другу они сумели выбраться и оказались в Раю.

Еще одна трактовка триллера «Стальные двери» тоже говорит о том, что герои умерли, но не в начале, а в конце фильма, так и не сумев выбраться из комнат. Благодаря тому, что за время пребывания в западне они не причинили друг другу вреда (в этом, например, скрытый смысл эпизода, где мужчина думает, что его испытывают и ждут, что он съест девушку), а, наоборот, всячески старались держаться вместе и оказывать друг другу посильную помощь, они попадают в лучшее место.

Объяснение концовки таково, что они умирают, но в награду за их упорство, силу духа и стремление выбраться, при этом не причинив вреда ближнему, последняя дверь все же открывается, чтобы пустить их в Рай.

Триллер «Стальные двери» способен понравиться поклонникам фильмов «Куб», «Пила» и аналогичных, где человек оказывается заперт в ловушке и должен выбраться оттуда. В то же время он оставляет слишком много вопросов, на которые нет ответа. Каждый зритель вправе сам найти смысл во множестве деталей, которыми изобилует картина и ответить, что же означают те или иные сцены, например, почему девушка оказывается в комнате с гробом или почему герои в третьей комнате обнаруживают могилу.

Возможно, все это действительно должно наводить на мысли о том, что персонажи уже мертвы и от их действий зависит, куда же все-таки они попадут из Чистилища. В то же время имеют право на существование и другие версии с описанием произошедшего, которые каждый может придумать сам после просмотра картины.

безумие главного героя
Кадр из фильма.
Ваше мнение: что произошло в финале?
Герои прошли некий квест, выжили и были вознаграждены.
14.96%
Герои были мертвы с самого начала. Они пршли через чистилище и попали в рай.
64.57%
Герои умерли в этом бункере и попали на тот свет.
18.11%
Другое (напишу в комментариях).
2.36%
Проголосовало: 127

Похожие фильмы

  • «Куб» (Канада, 1997 год). Группа людей попадает в странную комнату в форме куба, где каждая грань – это люк в другое помещение. Вместе они пытаются найти выход из этой конструкции.
  • «Пила: Игра на выживание» (США, 2004 год). Два незнакомца прикованы к стенам цепями в подвале. Похититель предлагает им выбрать: убить собрата по несчастью или позволить погибнуть своей семье.
  • «Погребенный заживо» (Испания, Великобритания, Франция, США, 2010 год). Главный герой приходит в себя в гробу. Чтобы остаться в живых, ему нужно выбраться, пока не закончится кислород.
  • «127 часов» (Великобритания, США, Франция, 2010 год). Главный герой оказывается в смертельной ловушке в горах без еды и питья. Чтобы выжить, ему нужно проявить характер и найти решение, как освободиться.
  • «Внутри» (США, 2023 год). Вор проникает в роскошную квартиру, чтобы украсть ценные картины, но оказывается заперт внутри, когда код открытия двери не срабатывает.
Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.