Страна: Франция
Жанр: драма
Год производства: 2023
Режиссер: Валери Донзелли
Актеры: Виржини Эфира, Мельвиль Пупо, Доминик Реймон
Сюжет фильма «Только ты и я» (L’Amour et les Forêts), повествующий о женщине, вырвавшейся из токсичных отношений, — яркое высказыванием на тему домашнего насилия.
Это умное и деликатное напоминание о том, насколько важно всегда оставаться начеку. Даже если рядом находится самый близкий и любимый человек.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. В центре сюжета – судьба женщины по имени Бланш. Однажды они с сестрой-близняшкой отправляются на вечеринку, и там она знакомится с Грегуаром, который называет себя “идеальным мужчиной”. С вечеринки они уходят вместе и сразу же погружаются в красивый, страстный роман.

Несмотря на то, что Бланш не так давно получила травмирующий опыт, связанный с прежним своим “другом”, она бросается в любовь с головой. Это приводит к незапланированной беременности. К этой новости женщина относится с осторожностью – не в последнюю очередь ее волнует то, как отнесется к этому возлюбленный. Однако он в восторге. “Мне не терпится его увидеть” – говорит Грег, и Бланш понимает, что действительно нашла его – того самого, единственного…
Спустя время они с Грегом женятся, и он увозит ее в настоящую глухомань – якобы из-за работы. Однако совсем скоро выясняется, что работа здесь совершенно не при чем и на этом фоне между ними вспыхивает ссора. Бланш уязвлена и расстроена: до этого она была уверена, что ее отношения с Грегуаром идеальны…
Вскоре она устраивается на работу. Грега это не очень-то радует, однако женщина непреклонна: сидеть дома она не будет и в конце концов, он сдается. Бланш счастлива, ее жизнь наполнена смыслом – у нее есть любимый и любящий муж, замечательные дети и хорошая работа в школе. Но идиллия продолжается недолго – вскоре Грегуар начинает чудить. Он часто звонит ей в самое неподходящее время и всячески контролирует. Подруги подтрунивают над Бланш, хотя, по мнению одной из них, она везучая – с ней супруг может не разговаривать сутками.
Как-то раз в гости к Бланш приезжает сестра и дарит ей машину. Авто, по словам главной героини, просто сводит Грега с ума: он уверен, что подарок был сделан со скрытым смыслом и однажды любимая жена уедет от него навсегда.
С этого момента жизнь Бланш превращается в настоящий ад. Муж ревнует, подозревает и даже сталкерит ее. Из-за этого она начинает сомневаться в каждом своем шаге, а ее самооценка падает.

Однажды Грегуар прослушивает радиопередачу, центральной темой которой является семейное насилие. С ужасом он узнает, что у него есть все “симптомы” абьюзера и ему, по его собственным словам, становится очень стыдно. Узнав о том, что жертва насилия всегда может уйти, он впадает в истерику. “Не уходи, Бланш,” – умоляет он. – “Не бросай меня, я этого не переживу”.
Супруг уверяет, что разгадка его жуткого поведения проста – он сильно любит жену и боится потерять. Однако он тут же оговаривается, что понял свою ошибку и теперь у них все будет по-другому. Бланш молчит и Грег начинает агрессировать. Потихоньку он перекладывает всю вину на нее: “Если бы ты меня любила, то не позволила бы так с собой обращаться. Это из-за тебя я стал чудовищем”.
С этого момента женщина, бесконечно влюбленная в супруга, начинает видеть свою ситуацию со стороны и окончательно понимает: так дальше продолжаться не может, нужно что-то менять.
Вскоре она изменяет ему. Теплый и уютный любовник позволяет ей ненадолго забыть о домашнем кошмаре… Впрочем, этим же вечером кошмар сам напоминает о себе. Ревнивый Грегуар устраивает ей такой “разбор полетов”, что Бланш понимает: еще немного – и он поднимет на нее руку. На какой-то миг Грег смягчается и нежно обнимает жену, однако его смущают чужие запахи. Он понимает, что Бланш ему изменила, и закатывает ей скандал. “Ты опасная женщина,” – орет он. – “Я все расскажу детям”.
Немного успокоившись, он дает свою трактовку происходящему: они сейчас просто проходят через кризис, и он готов понять и простить ее. “Признайся сейчас и мы двинемся дальше,” – требует он. – “Просто признайся в измене сейчас и все будет хорошо”. Бланш не сдается, и муж продолжает мучить ее. Каждую ночь он ведет допрос, требуя признаться, как давно и с кем она ему изменяет. Днем же он разыгрывает перед детьми спектакль: они с Бланш очень любят друг друга, он – идеальный отец, а она – прекрасная мать…

Однажды ночью Бланш не выдерживает. Да, она изменила ему. Причина?.. Она несчастлива с ним – с абьюзером и тираном. А с кем – неважно. Грег продолжает изводить ее и в конце концов она не выдерживает и пытается свести счеты с жизнью. Когда она оказывается в больнице, муж навещает ее и говорит такие слова, что женщина действительно чувствует свою вину.
Чуть позже, приведя мысли в порядок, Бланш обращается за помощью к сестре и просит ее забрать детей и отвезти к матери в Нормандию. О причине она сообщает в длинном письме и просит прочитать его позже. Когда ее выписывают, она возвращается домой, но только для того, чтобы забрать свои вещи. Мужу она говорит, что уходит от него и требует развода. Разъяренный Грегуар выходит из себя и начинает душить жену, однако ей удается вырваться и уехать.
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. По совету сестры Бланш обращается к хорошему адвокату. Узнав обо всем, та предлагает главной героине передать дело в уголовный суд. Адвокат целиком и полностью принимает сторону Бланш и просит ее подготовиться к долгой и тяжелой борьбе. “Это война,” – заключает она.
В самом конце Бланш вновь встречается с Грегом, который, кажется, искренне раскаивается в содеянном. “Я плохо любил тебя,” – сокрушается он, однако женщина старается не обращать на него внимания.
Смысл концовки фильма «Только ты и я» достаточно прост: главная героиня наконец выходит из абьюзивных отношений и подает на мучителя в суд. Вероятно, следующим этапом станет бракоразводный процесс.
Смысл фильма
Практически все волшебные сказки заканчиваются тем, что герои, выстрадавшие право быть вместе, вступают в брак. Однако в жизни после свадьбы все только начинается…
Фильм “Только ты и я” снят по книге Эрика Рейнхардта “Любовь и леса”, в основе которой находится реальная история о домашнем насилии. Идея написать ее пришла писателю после того, как одна из его читательниц поделилась с ним своей трагической историей. В романе была воссоздана пугающая реальность человека, попавшего в капкан насильственных отношений и сумевшего оттуда выбраться. Эта же атмосфера сохраняется и в фильме Валери Донзелли.
“Только ты и я” – история одной семейной пары. К сожалению, особенной или уникальной ее назвать нельзя, потому что так живут очень многие. В связи с этим можно было бы предположить, что режиссер попыталась “выехать” на “модной” теме абьюза, только это совсем не так. Ведь абьюз – это многогранное понятие и жертвой токсичного партнера может стать как женщина, так и мужчина. Поэтому тема картины не сводится к банальному противостоянию паука-газлайтера (абьюзера) и того, кого он задумал сожрать. Как ни странно, но здесь в первую очередь рассказывается история любви – страстной, сильной, нездоровой и очень мучительной.
Бланш знакомится с обаятельным, милым мужчиной, который с самого начала окутывает ее неподдельной заботой. Сильно влюбившись в Грега, она выходит за него замуж и уезжает с ним за тридевять земель. И там этот “идеальный” муж превращается в домашнего тирана, а Бланш – в заложницу его любви. Происходит это далеко не сразу, а постепенно и плавно. Бланш долго не понимает, насколько ненормально то, что происходит между ними и именно поэтому продолжает жить с супругом. Но почему?

Дело в том, что пары не складываются просто так, и долговременные союзы неслучайны. Грегуар – типичный психологически очень незрелый человек (проще говоря, инфантил). Он очень неуверен в себе и поэтому пытается самоутвердиться, подавляя тех, кто находится рядом. Мужчина испытывает к жене крайне нездоровые чувства – с одной стороны он обожает ее, с другой – ненавидит ее попытки быть самостоятельной. Кроме того, он постоянно пытается “поглотить” Бланш, чтобы она никуда не делась (в одной из мизансцен он говорит об этом почти напрямую: “Ты только моя”).
Что представляет собой Бланш? Вообще мы мало что о ней знаем. Картина начинается с того, что ее сестра-близнец затягивает ее на вечеринку, на которую она изначально идти не хочет. Там она ведет себя настолько контрастно по сравнению с остальными и вид у нее такой виктимный, что Грегуар мгновенно заинтересовывается ею. В общении с ней он ведет себя очень активно и в конце концов буквально утягивает ее за собой – с вечеринки они уходят вместе.
Их отношения развиваются очень стремительно. К сожалению, влюбленная Бланш совершенно никак не реагирует на череду красных флагов, которые появляются по мере развития этого страстного романа.
Хотя стоило бы насторожиться, когда раскрывается тайный смысл их переезда в глухомань – Грег попросту хотел увезти жену как можно дальше от ее семьи и тем самым крепко привязать ее к себе. Однако героиня просто принимает это.
Далее начинается “веселье”. Муж не хочет, чтобы Бланш работала, а когда она настаивает на своем, ведет себя как маниакально настроенный контрол-фрик. Героиня поначалу и с этим не делает абсолютно ничего. Ситуация усложняется тем, что он не бьет ее и не угрожает, и физически она свободна.

Однако у нее даже не возникает мысли о том, чтобы попросить помощи у семьи или у кого-нибудь еще.
В конце концов поняв, что попала в капкан, она изменяет Грегуару и тем самым создает себе еще одну проблему. Вероятно, будучи весьма пассивным человеком, она думала, что после этого он бросит ее сам (то есть решит созданную ею ситуацию). Однако Грег отчасти психопатичен и не просто любит Бланш – он одержим ею.
Шалость не удалась. Муж начинает ее терроризировать и буквально сводить с ума. Что делает Бланш? Ничего. Она еще какое-то время продолжает оставаться в ненормальной ситуации. Однако человеческая психика все-таки не железная: не выдержав напора, героиня пытается покончить собой. Необходимость взять ответственность за свою жизнь настолько пугает ее, что она попросту решает умереть, оставив сиротами двоих детей.
В финале Бланш, поддерживаемая опытным адвокатом, заводит на Грега уголовное дело. Теперь спасти ее должен закон… Вынесла ли она что-нибудь для себя после пережитого кошмара? Время покажет.
Главная героиня вызывает сложные чувства. С одной стороны, ее, безусловно, очень жалко. С другой – невозможно не возмутиться ее пассивностью. И это вовсе не victim blaming (обвинение жертвы). К сожалению, финал жизненного сценария, который выбирают такие женщины, как она, всегда одинаков. Законы жизни суровы: за свое желание оставаться вечным ребенком и бежать от проблем, а не решать их, рано или поздно приходится дорого заплатить. Именно в этом и заключается суть фильма.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих на фильм “Только ты и я” по сюжету и смыслу:
- “В постели с врагом” (США, 1991 год). Красавица Лора Берни замужем за человеком, который буквально одержим ею. Пытаясь выпутаться из сетей несчастливого брака, она решает сымитировать собственную гибель.
- “Когда мужчина любит женщину” (США, 1994 год). Майкл и Элис кажутся идеальной семьей. Однако он многого о ней не знает…
- “Берлинский синдром” (Австралия, Германия, 2016 год). Клэр знакомится с Энди и он кажется ей идеальным. Однако многообещающее романтическое свидание оборачивается для нее настоящим кошмаром.
- “Исчезнувшая” (США, 2014 год). Жена главного героя пропадает, и он отправляется на ее поиски.