Цена судебной ошибки в фильме «Жизнь Дэвида Гейла»

Кевин Спейси в роли Дэвида Гейла, Смысл фильма

Страна: Великобритания, Германия, Испания, США

Жанр: триллер, драма, криминал

Год производства: 2002

Режиссер: Алан Паркер

Актеры: Кевин Спейси, Кейт Уинслет, Лора Линни, Гэбриел Манн

Слоган: «Солгать всегда проще, чем сказать правду»

Награды и номинации: В 2003 году картина была номинирована на “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале.

Алан Паркер снял умную, сложную и провокационную криминальную драму. Неожиданная концовка фильма «Жизнь Дэвида Гейла» (The Life of David Gale) с одной стороны шокирует, а с другой – заставляет серьезно задуматься.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Уважаемого профессора философии Дэвида Гейла обвиняют в изнасиловании и убийстве Констанс Харавей. За это ему грозит смертная казнь. Дело Гейла получает широкий общественный резонанс: разгадка заключается в том, что убийца и его жертва выступали за отмену смертной казни.

Кевин Спейси в роли Дэвида Гейла, Лора Линни в ролиКонстанс.
Кевин Спейси в роли Дэвида Гейла, Лора Линни в роли Констанс.

За несколько дней до исполнения приговора на встречу к Гейлу приходит адвокат и тот по его совету соглашается дать 3 интервью. Причем, интервюировать его должна только Битси Блум и никто иной. Девушка (как и ее редакция) не понимает, почему работать с Гейлом должна именно она. Окружающие уверены, что в этом есть какой-то скрытый смысл…

В конце концов Битси соглашается и едет в Техас, а сопровождает ее стажер по имени Зак. В дороге молодой человек проводит разбор дела Гейла и дает свою трактовку: тот невиновен. Битси же уверена, что профессор все-таки убийца и должен понести наказание.

В какой-то момент автомобиль, на котором они едут, ломается и журналистка замечает, что за ними следит какой-то мужчина на пикапе. Впрочем, вскоре человек уезжает.

Наступает первый день интервью. Директор тюрьмы, встретив журналистов, проводит инструктаж и ведет их к Гейлу. Дэвид остается наедине с Битси и начинает рассказывать ей свою историю.

Он был успешным преподавателем. Однажды судьба свела его с привлекательной студенткой по имени Бэрлин, которая очень хотела получить зачет “за красивые глазки”. Уловив смысл “послания” девушки, Гейл отверг ее. Чуть позже он отправился на вечеринку, встретил там Бэрлин и узнал, что девушку все-таки отчислили. Она вновь начала заигрывать с сильно выпившим мужчиной и это привело к быстрому сексу. При этом Бэрлин просила его действовать пожестче и в процессе оставила несколько синяков на его и на своем теле.

На следующий день у Гейла должны были состояться дебаты с губернатором Хардином о необходимости отмены смертной казни. Его позиция базировалась на том, что “смертником” может стать невиновный человек, а готовиться к дебатам ему помогала Констанс. После дебатов мужчину задержала полиция – Бэрлин обвинила его в изнасиловании…

На этом первый день интервью заканчивается. На следующий день Битси и Зак, которых продолжает преследовать странный тип на пикапе, отправляются в дом Констанс – женщина была убита именно там. Вскоре журналистка замечает преследователя и ей становится по-настоящему жутко.

Актриса Рона Митра (Берлин)
Актриса Рона Митра (Бэрлин).

Наступает второй день интервью, и Гейл рассказывает о том, каким образом была убита Констанс – точно так же, как он описывал в одной из своих последних статей. Смысл в том, что, по мнению Гейла, его подставили. Он говорит о том, что в той комнате, в которой убили женщину, был видеомагнитофон. Это значит, что где-то есть и кассета с записью преступления, с помощью которой можно доказать его невиновность.

После обнародования “дела Бэрлин” распался брак Дэвида – жена уехала и увезла с собой их сына. Более того, он был вынужден продать дом и уволиться – после такого обвинения (даже несмотря на то, что оно было снято) никто бы не позволил ему преподавать и дальше. У него начались проблемы с алкоголем, однако благодаря активистской деятельности он хоть как-то держался “на плаву”. А вскоре Гейл узнал, что Констанс, к которой он был искренне привязан, больна лейкемией и жить ей осталось недолго…

На этом второй день интервью заканчивается, а вскоре Битси получает видеокассету, на которой написано ее имя. Журналисты начинают просматривать запись и понимают, что Дэвид говорил правду – это та самая кассета, которая может доказать его невиновность.

Наступает третий день интервью. Направляясь в тюрьму, журналисты вновь замечают преследующий их пикап. Впрочем, вскоре они с “ковбоем” меняются местами – желая узнать, кто он такой, Зак и Битси едут за ним. Впрочем, ему удается уехать.

Дэвид говорит Битси, что человек в ковбойской шляпе – парень Констанс Дастин Райт, который свидетельствовал против него в суде. По мнению Битси, сделать это его заставила ревность – ведь Дэвид и Констанс были в хороших отношениях. Дэвид продолжает свой рассказ и говорит о ночи, которую он однажды провел с Констанс – все произошло по обоюдному желанию.

Вскоре после этого Битси понимает, что он и в самом деле невиновен и теперь ей хочется доказать это. Утром в голову журналистке приходит идея вновь отправиться в дом Констанс и провести небольшой эксперимент. После этого она убеждается в том, что Констанс на самом деле не была убита – на кассете запечатлено самоубийство. По мнению Битси, таким образом (подставив Дэвида) женщина хотела показать, к чему может привести ошибка правосудия.

Также ей становится известно, что у Дастина, который был сообщником Констанс, есть другая, более полная запись, которую он предоставит на всеобщее обозрение только после того, как умрет Дэвид. Зак и Битси отправляются к “ковбою” и девушке удается найти ту самую кассету. Ее догадка подтверждается: Констанс действительно убивает себя. Впрочем, “фильм” журналистка смотрит не до конца – ей нужно спешить, чтобы спасти Дэвида.

Битси и Зак везут кассету к месту исполнения приговора, однако по дороге машина ломается, и они опаздывают. Когда они наконец приезжают, судья сообщает, что приговор выполнен: Дэвид умер. Журналисты публикуют запись и это вызывает общественный резонанс. Впрочем, даже эта трагедия не убеждает губернатора Техаса – он по-прежнему уверен в том, что смертная казнь необходима…

Кейт Уинслет в роли Бетси Блум.
Кейт Уинслет в роли Битси Блум.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале Битси решает все-таки посмотреть запись до конца и вдруг понимает, что Дэвид присутствовал в момент самоубийства Констанс. Получается, он тоже был ее сообщником.

То есть смысл концовки фильма «Жизнь Дэвида Гейла» заключается в следующем: Констанс, у которой была лейкемия, и Дэвид, считающий, что его жизнь кончена, просто принесли себя в жертву во имя Высокой Цели. То есть Дэвида никто не подставлял – он сам согласился быть казненным. Впрочем, с учетом того, что смертную казнь все равно не отменили, получается, что Дэвид и Констанс погибли зря…

Смысл фильма

“Жизнь Дэвида Гейла” является своеобразной профессиональной точкой в карьере Алана Паркера, который решил окончательно завязать с кинематографом еще в начале нулевых годов. У него получилась “думающая” и “рассуждающая” картина с нетрадиционным детективным сюжетом и комфортным повествованием.

В основе ленты находится риторический вопрос о ценности человеческой жизни и о праве государства отнимать ее. Он был актуален для Америки, поскольку это одна из немногих развитых стран, где применялась смертная казнь (мораторий был введен только в 2021 году).

“Жизнь Дэвида Гейла” – многоуровневое полотно. Здесь есть нелинейное повествование, ненадежный рассказчик, наслаивание событий и три составляющие: рассказ Дэвида, журналистское расследование Битси Блум (впрочем, в большей степени это складывание пазла – ведь журналистка, по сути, выполняет роль марионетки в опытных руках) и истинная история, которую мы узнаем в самом финале.

По ходу развития сюжета фильма режиссер играет с нами, заставляя вместе с Битси Блум перебирать разные версии произошедшего. С чем ей предстоит иметь дело? Со сговором властей? Или с настоящим убийцей, который просто втирается к ней в доверие, чтобы использовать ее для создания общественного резонанса и оправдания своего “честного имени”? Сама того не ведая, миловидная журналистка соглашается на весьма сложную роль. Однако насколько трудной и тяжелой для станет для Битси эта роль, ни она, ни мы не понимаем до наступления той самой точки невозврата, когда уже ничего нельзя изменить…

“Жизнь Дэвида Гейла” – действительно хорошее и многозадачное кино. Но в чем заключается суть фильма? Он рассказывает нам о несовершенстве правосудия? Или о цене судебной ошибки?.. Здесь действительно поднимаются эти и еще многие другие вопросы, однако центральным все-таки является рассуждение “оправдывает ли цель средства или нет”.

Что представляет собой поступок главного героя? Можно ли увидеть в нем проявление наивысшей силы человека, который смог задвинуть подальше инстинкт самосохранения ради Идеи – Высшей Цели, которую он сам для себя определил? Наверное, у каждого зрителя свой ответ на этот вопрос. Однако стоит заметить вот, что: Дэвид и Констанс жертвуют собой во имя Идеи в момент не успеха, а глубокого отчаяния.

Дело в том, что и он, и она столкнулись с одним и тем же – с неизбежностью. Принять ее они не сумели и, пытаясь заглушить связанный с этим страх, впали в отчаяние. С учетом того, что ни ему, ни ей не удалось в полной мере реализовать свой потенциал, они решили исправить это таким вот “самопожертвованием”. Однако о каком самопожертвовании идет речь, когда людям, по их собственному признанию, нечего терять? Наверное, здесь все-таки что-то другое.

По сути, Гейл и его коллега-подруга совершают поступок ради самих себя – для того, чтобы хоть немного заглушить все сильнее и сильнее наступающую тоску. В середине картины Констанс, рассуждая о своей болезни, говорит, что на данный момент находится на стадии отрицания. По сути, на этой же стадии находится и Дэвид. Ведь он так и не смог понять, почему ошибка, которую совершает каждый первый мужчина (едва ли найдется герой, способный “под градусом” устоять перед вешающейся на шею сексапильной красоткой), привела к краху всей его жизни…

Именно отрицание, окукливание в позиции жертвы и нежелание мириться с изменившейся действительностью привело к страстному стремлению придать своим действиям смысл. То есть, Дэвид и Констанс решили отвергнуть изменившуюся реальность – просто для того, чтобы к ней не приспосабливаться. Ведь то, что последнюю (основную) часть записи Битси получила только после публикации основных материалов, неслучайно.

Дело в том, что эту, самую нужную для спасения Дэвида часть не следовало обнародовать. Потому что в этом случае мир увидел бы в Гейле не жертву, а безумного фанатика и это обесценило бы их с Констанс поступок. Они этого точно не хотели…

Так что, с учетом концовки можно предположить следующее: “Жизнь Дэвида Гейла” – это в большей степени страшная история о бегстве от себя. Это история людей, крик о помощи которых оказался гласом вопиющего в пустыне.

Ваше мнение: стоило ли Дэвиду и Констанс жертвовать собой ради идеи?
Нет. Ведь смертную казнь после этой трагедии так и не отменили.
40%
Да. Тем более что они оба и так были обречены. Констанс смертельно больна, Дэвид погубил свою репутацию и разрушил семью.
10%
Это был хороший план. Констанс спасла себя от долгой мучительной смерти. А Дэвид не собирался умирать, он рассчитывал, что журналистка спасет его. Но она не успела.
10%
Да. Они поступили благородно - пожертвовали собой ради высокой и важной цели.
40%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 10

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Жизнь Дэвида Гейла”:

  • “Зеленая миля” (США, 1999 год). Главный герой работает начальником блока смертников в тюрьме. Однажды в тюрьму поступает необычный заключенный.
  • “Молчание ягнят” (США, 1990 год). Опасный убийца помогает агенту ФБР раскрыть ряд преступлений.
  • “Семь” (США, 1995 год). Детектив и его напарник пытаются вычислить маньяка, который убивает своих жертв, исходя из религиозных убеждений.
  • “Первобытный страх” (США, 1996 год). Убит чикагский архиепископ. В преступлении обвиняют молодого человека, который убеждает своего адвоката в том, что он невиновен.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.