Цена судебной ошибки в фильме «Жизнь Дэвида Гейла»

Кевин Спейси в роли Дэвида Гейла, Смысл фильма

Страна: Великобритания, Германия, Испания, США

Жанр: триллер, драма, криминал

Год производства: 2002

Режиссер: Алан Паркер

Актеры: Кевин Спейси, Кейт Уинслет, Лора Линни, Гэбриел Манн

Слоган: «Солгать всегда проще, чем сказать правду»

Награды и номинации: В 2003 году картина была номинирована на “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале.

Алан Паркер снял умную, сложную и провокационную криминальную драму. Неожиданная концовка фильма «Жизнь Дэвида Гейла» (The Life of David Gale) с одной стороны шокирует, а с другой – заставляет серьезно задуматься.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Уважаемого профессора философии Дэвида Гейла обвиняют в изнасиловании и убийстве Констанс Харавей. За это ему грозит смертная казнь. Дело Гейла получает широкий общественный резонанс: разгадка заключается в том, что убийца и его жертва выступали за отмену смертной казни.

Кевин Спейси в роли Дэвида Гейла, Лора Линни в ролиКонстанс.
Кевин Спейси в роли Дэвида Гейла, Лора Линни в роли Констанс.

За несколько дней до исполнения приговора на встречу к Гейлу приходит адвокат и тот по его совету соглашается дать 3 интервью. Причем, интервюировать его должна только Битси Блум и никто иной. Девушка (как и ее редакция) не понимает, почему работать с Гейлом должна именно она. Окружающие уверены, что в этом есть какой-то скрытый смысл…

В конце концов Битси соглашается и едет в Техас, а сопровождает ее стажер по имени Зак. В дороге молодой человек проводит разбор дела Гейла и дает свою трактовку: тот невиновен. Битси же уверена, что профессор все-таки убийца и должен понести наказание.

В какой-то момент автомобиль, на котором они едут, ломается и журналистка замечает, что за ними следит какой-то мужчина на пикапе. Впрочем, вскоре человек уезжает.

Наступает первый день интервью. Директор тюрьмы, встретив журналистов, проводит инструктаж и ведет их к Гейлу. Дэвид остается наедине с Битси и начинает рассказывать ей свою историю.

Он был успешным преподавателем. Однажды судьба свела его с привлекательной студенткой по имени Бэрлин, которая очень хотела получить зачет “за красивые глазки”. Уловив смысл “послания” девушки, Гейл отверг ее. Чуть позже он отправился на вечеринку, встретил там Бэрлин и узнал, что девушку все-таки отчислили. Она вновь начала заигрывать с сильно выпившим мужчиной и это привело к быстрому сексу. При этом Бэрлин просила его действовать пожестче и в процессе оставила несколько синяков на его и на своем теле.

На следующий день у Гейла должны были состояться дебаты с губернатором Хардином о необходимости отмены смертной казни. Его позиция базировалась на том, что “смертником” может стать невиновный человек, а готовиться к дебатам ему помогала Констанс. После дебатов мужчину задержала полиция – Бэрлин обвинила его в изнасиловании…

На этом первый день интервью заканчивается. На следующий день Битси и Зак, которых продолжает преследовать странный тип на пикапе, отправляются в дом Констанс – женщина была убита именно там. Вскоре журналистка замечает преследователя и ей становится по-настоящему жутко.

Актриса Рона Митра (Берлин)
Актриса Рона Митра (Бэрлин).

Наступает второй день интервью, и Гейл рассказывает о том, каким образом была убита Констанс – точно так же, как он описывал в одной из своих последних статей. Смысл в том, что, по мнению Гейла, его подставили. Он говорит о том, что в той комнате, в которой убили женщину, был видеомагнитофон. Это значит, что где-то есть и кассета с записью преступления, с помощью которой можно доказать его невиновность.

После обнародования “дела Бэрлин” распался брак Дэвида – жена уехала и увезла с собой их сына. Более того, он был вынужден продать дом и уволиться – после такого обвинения (даже несмотря на то, что оно было снято) никто бы не позволил ему преподавать и дальше. У него начались проблемы с алкоголем, однако благодаря активистской деятельности он хоть как-то держался “на плаву”. А вскоре Гейл узнал, что Констанс, к которой он был искренне привязан, больна лейкемией и жить ей осталось недолго…

На этом второй день интервью заканчивается, а вскоре Битси получает видеокассету, на которой написано ее имя. Журналисты начинают просматривать запись и понимают, что Дэвид говорил правду – это та самая кассета, которая может доказать его невиновность.

Наступает третий день интервью. Направляясь в тюрьму, журналисты вновь замечают преследующий их пикап. Впрочем, вскоре они с “ковбоем” меняются местами – желая узнать, кто он такой, Зак и Битси едут за ним. Впрочем, ему удается уехать.

Дэвид говорит Битси, что человек в ковбойской шляпе – парень Констанс Дастин Райт, который свидетельствовал против него в суде. По мнению Битси, сделать это его заставила ревность – ведь Дэвид и Констанс были в хороших отношениях. Дэвид продолжает свой рассказ и говорит о ночи, которую он однажды провел с Констанс – все произошло по обоюдному желанию.

Вскоре после этого Битси понимает, что он и в самом деле невиновен и теперь ей хочется доказать это. Утром в голову журналистке приходит идея вновь отправиться в дом Констанс и провести небольшой эксперимент. После этого она убеждается в том, что Констанс на самом деле не была убита – на кассете запечатлено самоубийство. По мнению Битси, таким образом (подставив Дэвида) женщина хотела показать, к чему может привести ошибка правосудия.

Также ей становится известно, что у Дастина, который был сообщником Констанс, есть другая, более полная запись, которую он предоставит на всеобщее обозрение только после того, как умрет Дэвид. Зак и Битси отправляются к “ковбою” и девушке удается найти ту самую кассету. Ее догадка подтверждается: Констанс действительно убивает себя. Впрочем, “фильм” журналистка смотрит не до конца – ей нужно спешить, чтобы спасти Дэвида.

Битси и Зак везут кассету к месту исполнения приговора, однако по дороге машина ломается, и они опаздывают. Когда они наконец приезжают, судья сообщает, что приговор выполнен: Дэвид умер. Журналисты публикуют запись и это вызывает общественный резонанс. Впрочем, даже эта трагедия не убеждает губернатора Техаса – он по-прежнему уверен в том, что смертная казнь необходима…

Кейт Уинслет в роли Бетси Блум.
Кейт Уинслет в роли Битси Блум.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале Битси решает все-таки посмотреть запись до конца и вдруг понимает, что Дэвид присутствовал в момент самоубийства Констанс. Получается, он тоже был ее сообщником.

То есть смысл концовки фильма «Жизнь Дэвида Гейла» заключается в следующем: Констанс, у которой была лейкемия, и Дэвид, считающий, что его жизнь кончена, просто принесли себя в жертву во имя Высокой Цели. То есть Дэвида никто не подставлял – он сам согласился быть казненным. Впрочем, с учетом того, что смертную казнь все равно не отменили, получается, что Дэвид и Констанс погибли зря…

Смысл фильма

“Жизнь Дэвида Гейла” является своеобразной профессиональной точкой в карьере Алана Паркера, который решил окончательно завязать с кинематографом еще в начале нулевых годов. У него получилась “думающая” и “рассуждающая” картина с нетрадиционным детективным сюжетом и комфортным повествованием.

В основе ленты находится риторический вопрос о ценности человеческой жизни и о праве государства отнимать ее. Он был актуален для Америки, поскольку это одна из немногих развитых стран, где применялась смертная казнь (мораторий был введен только в 2021 году).

“Жизнь Дэвида Гейла” – многоуровневое полотно. Здесь есть нелинейное повествование, ненадежный рассказчик, наслаивание событий и три составляющие: рассказ Дэвида, журналистское расследование Битси Блум (впрочем, в большей степени это складывание пазла – ведь журналистка, по сути, выполняет роль марионетки в опытных руках) и истинная история, которую мы узнаем в самом финале.

По ходу развития сюжета фильма режиссер играет с нами, заставляя вместе с Битси Блум перебирать разные версии произошедшего. С чем ей предстоит иметь дело? Со сговором властей? Или с настоящим убийцей, который просто втирается к ней в доверие, чтобы использовать ее для создания общественного резонанса и оправдания своего “честного имени”? Сама того не ведая, миловидная журналистка соглашается на весьма сложную роль. Однако насколько трудной и тяжелой для станет для Битси эта роль, ни она, ни мы не понимаем до наступления той самой точки невозврата, когда уже ничего нельзя изменить…

“Жизнь Дэвида Гейла” – действительно хорошее и многозадачное кино. Но в чем заключается суть фильма? Он рассказывает нам о несовершенстве правосудия? Или о цене судебной ошибки?.. Здесь действительно поднимаются эти и еще многие другие вопросы, однако центральным все-таки является рассуждение “оправдывает ли цель средства или нет”.

Что представляет собой поступок главного героя? Можно ли увидеть в нем проявление наивысшей силы человека, который смог задвинуть подальше инстинкт самосохранения ради Идеи – Высшей Цели, которую он сам для себя определил? Наверное, у каждого зрителя свой ответ на этот вопрос. Однако стоит заметить вот, что: Дэвид и Констанс жертвуют собой во имя Идеи в момент не успеха, а глубокого отчаяния.

Дело в том, что и он, и она столкнулись с одним и тем же – с неизбежностью. Принять ее они не сумели и, пытаясь заглушить связанный с этим страх, впали в отчаяние. С учетом того, что ни ему, ни ей не удалось в полной мере реализовать свой потенциал, они решили исправить это таким вот “самопожертвованием”. Однако о каком самопожертвовании идет речь, когда людям, по их собственному признанию, нечего терять? Наверное, здесь все-таки что-то другое.

По сути, Гейл и его коллега-подруга совершают поступок ради самих себя – для того, чтобы хоть немного заглушить все сильнее и сильнее наступающую тоску. В середине картины Констанс, рассуждая о своей болезни, говорит, что на данный момент находится на стадии отрицания. По сути, на этой же стадии находится и Дэвид. Ведь он так и не смог понять, почему ошибка, которую совершает каждый первый мужчина (едва ли найдется герой, способный “под градусом” устоять перед вешающейся на шею сексапильной красоткой), привела к краху всей его жизни…

Именно отрицание, окукливание в позиции жертвы и нежелание мириться с изменившейся действительностью привело к страстному стремлению придать своим действиям смысл. То есть, Дэвид и Констанс решили отвергнуть изменившуюся реальность – просто для того, чтобы к ней не приспосабливаться. Ведь то, что последнюю (основную) часть записи Битси получила только после публикации основных материалов, неслучайно.

Дело в том, что эту, самую нужную для спасения Дэвида часть не следовало обнародовать. Потому что в этом случае мир увидел бы в Гейле не жертву, а безумного фанатика и это обесценило бы их с Констанс поступок. Они этого точно не хотели…

Так что, с учетом концовки можно предположить следующее: “Жизнь Дэвида Гейла” – это в большей степени страшная история о бегстве от себя. Это история людей, крик о помощи которых оказался гласом вопиющего в пустыне.

Ваше мнение: стоило ли Дэвиду и Констанс жертвовать собой ради идеи?
Нет. Ведь смертную казнь после этой трагедии так и не отменили.
48.57%
Да. Тем более что они оба и так были обречены. Констанс смертельно больна, Дэвид погубил свою репутацию и разрушил семью.
11.43%
Это был хороший план. Констанс спасла себя от долгой мучительной смерти. А Дэвид не собирался умирать, он рассчитывал, что журналистка спасет его. Но она не успела.
20%
Да. Они поступили благородно - пожертвовали собой ради высокой и важной цели.
20%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 35

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Жизнь Дэвида Гейла”:

  • “Зеленая миля” (США, 1999 год). Главный герой работает начальником блока смертников в тюрьме. Однажды в тюрьму поступает необычный заключенный.
  • “Молчание ягнят” (США, 1990 год). Опасный убийца помогает агенту ФБР раскрыть ряд преступлений.
  • “Семь” (США, 1995 год). Детектив и его напарник пытаются вычислить маньяка, который убивает своих жертв, исходя из религиозных убеждений.
  • “Первобытный страх” (США, 1996 год). Убит чикагский архиепископ. В преступлении обвиняют молодого человека, который убеждает своего адвоката в том, что он невиновен.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ремар

    Этот план – по сути, признание поражения.
    Вспомним: во время дебатов о смертной казни Гейл не может дать ответ на вопрос, КОГО ЖЕ казнили безвинно. Назвать конкретное имя.
    Он компенсирует это, сам становясь “безвинно казненным”. Вот только есть одно “но”. По факту, он СОУЧАСТНИК преступления. А если так, то назвать конкретное имя безвинно казненного он по-прежнему не может.

    Ответить