«Око за око» – суть триллера «Убийство священного оленя»

Убийство священного оленя Смысл фильма

Страна: Ирландия, Великобритания

Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив

Год производства: 2017

Режиссер: Йоргос Лантимос

Актеры: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган

Награды и номинации: в 2017 году фильм стал победителем на Каннском кинофестивале в категории “Лучший сценарий”.

Йоргоса Лантимоса критики относят к представителям новой – радикальной волны. Это связано с тем, что на многие современные проблемы он смотрит под другим – и часто странным углом.

На первый взгляд, в его картине поднимается тема отцов и детей и иллюзорности выбора. Но не все так просто. Смысл фильма “Убийство священного оленя” (The Killing of a Sacred Deer) тесно связан с античной традицией: многие мизансцены этой абсурдистской, откровенной, неуютной ленты переплетаются с мифологическими мотивами.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Главный герой фильма “Убийство священного оленя” Стивен Мерфи — успешный кардиохирург. Стивен женат, у него двое детей. Однажды, находясь в состоянии легкого алкогольного опьянения, он взялся за сложную операцию на сердце, и его пациент погиб. Никакого наказания он за это не понес и видимых признаков раскаяния не выказал.

Колин Фаррелл
Колин Фаррелл сыграл роль Стивена Мерфи, а Барри Кеоган в роли Мартина. Кадр из фильма.

Вскоре Стивен знакомится с юношей по имени Мартин – сыном погибшего. Молодой человек живет вместе с матерью, которая не может содержать семью самостоятельно. Чувствуя свою вину перед подростком, доктор Мерфи приглашает его на ужин в свой дом и знакомит с семьей. Юноша очаровывает жену Стивена и особенно его дочь Ким.

С этого момента начинаются беды: то и дело вспыхивают конфликты, а дети Стивена и Анны смертельно заболевают. Выясняется непостижимое: за всей “чертовщиной” стоит Мартин. Он заявляет Стивену, что считает его виновным в гибели своего отца и требует расплаты.

По словам мстительного юноши, жизнь кардиохирурга вернется в прежнее русло, если он согласится пойти на сделку: око за око. Или, точнее, жизнь за жизнь. Погибнуть должен кто-то из его детей, и Стивен должен выбрать, кто именно это будет…

Объяснение концовки

Доктор прекрасно понимает, что Мартин – никакой не психопат, а (как бы дико и странно это ни выглядело в его рациональном научном мире) олицетворение мстительного божества, человек, наделенный удивительными способностями. Ближе к финалу доведенный до отчаяния Стивен соглашается “принести искупительную жертву” и выстрелом из винтовки случайно убивает сына.

Спустя какое-то время семья, как ни в чем не бывало, отправляется в кафе. Там они вновь встречают Мартина. Чтобы найти объяснение концовке, необходимо обратить внимание на то, какими глазами смотрят на юношу Мерфи и как он глядит на них в ответ.

В глазах у старших страх, а вот Ким смотрит на парня чуть ли не игриво, словно забыв, что именно он стал причиной смерти ее брата. Мартин отвечает им всем безучастным взглядом: он наконец отомстил. Вот только принесло ли это мир его душе?..

Исходя из этого, смысл концовки фильма “Убийство священного оленя” заключается в том, что принцип “око за око” не работает. Что в Ветхом Завете, что в греческой трагедии, что в реальности – месть калечит душу и порождает порочный кровавый круг, из которого невозможно выбраться.

Смысл фильма

“Убийство священного оленя” Лантимоса пугает обнаженной изнанкой жизни и отражает животное начало в человеке. Эта лента отличается трагизмом и оставляет горькое послевкусие.

Смысл картины можно понять в том случае, если уяснить, что он базируется на древнегреческом мифе, переосмысленном в трагедии Еврипида “Ифигения в Авлиде”. Кстати, античное произведение упоминается и в самом фильме.

В основу “Убийства священного оленя” легли события самого начала Троянской войны. Войска Агамемнона, брата Менелая, мужа красавицы Елены, похищенной Парисом, собираются отплыть в Трою. Воины стоят в Авлиде и не могут отправиться в плавание, поскольку на море нет попутного ветра.

А происходит это из-за того, что на войско Агамемнона разгневалась богиня Артемида. Ее гнев вызвало то, что царь, увлекшись охотой, убил лань – священное животное богини. Предсказатели открыли ему волю божества: Артемида требует человеческой жертвы. Нужно совершить ритуальное убийство дочери царя, Ифигении – тогда войско сможет отплыть в Трою.

Агамемнон, мучимый сомнениями и раскаянием, все же решает принести дочь в жертву. В мифе богиня проявляет милость к невинной девушке и заменяет ее на алтаре священной ланью. Однако у Еврипида все намного мрачнее: несчастная Ифигения погибает.

Николь Кидман
Николь Кидман в роли Анны Мерфи. Кадр из фильма.

Идея отмщения и восстановления нарушенного баланса отчетливо звучит в картине Йоргоса Лантимоса. Он осовременивает и трансформирует миф, заимствуя лишь его мотивы.

Кардиохирург Стивен некоторым образом оказывается замешан в смерти своего пациента на операционном столе. По крайней мере, в этом уверен сын умершего, Мартин. Юноша втирается в доверие к дочери Стивена. Он не испытывает к ней романтических чувств и хочет одного – отомстить.

Если провести параллель с мифом, то смысл происходящего заключается в следующем: в роли священного оленя выступает погибший пациент. В качестве жаждущей мести Артемиды выступает Мартин. Юноша насылает на семью врача проклятие в духе античной кары. В конце концов он заставляет хирурга выбрать одного из членов семьи и принести его в жертву, чтобы искупить вину за гибель пациента.

В своих разборах зрители отмечают необычный взгляд режиссера: карающую длань на виновника опускает лицо мужского пола. Возможно, такой подход отражает взгляд Лантимоса на природу жестокости – он рассматривает ее исключительно как атрибут маскулинности.

Облик героев картины позволяет воспринимать их как античных персонажей. Дикая густая борода Стивена делает его похожим на Агамемнона. Золотые, ухоженные волосы его супруги Анны придают ей отдаленное сходство с Клитемнестрой, женой мифического царя.

Ощущение неуютности и шокирующей откровенности возникают уже с первых кадров, когда зрителю сверхкрупным планом демонстрируют операцию на открытом сердце. Тревожность нарастает на протяжение всего фильма, а нравственный посыл вообще ставит в тупик.

Рэффи Кэссиди
Роль Ким сыграла Рэффи Кэссиди. Кадр из фильма.

Герои в своих монологах и диалогах говорят слова назидания и предсказывают ход событий будущего. Кстати, такая роль свойственна партиям хора в античных трагедиях. Речь героев выглядит неестественной. Однако их кажущиеся праздными разговоры внезапно обретают скрытый смысл.

Например, Мартин, вытирая с губ кетчуп, словно кровь, рассказывает Анне, что он ест спагетти в точности как его покойный отец. В какой-то момент юноша понимает, что остальные отправляют макароны в рот точно так же. В этом ничем не примечательном монологе скрывается подтекст: все люди равны. А это значит, что за грехи отцов могут пострадать и дети. Нет разницы, кому расплачиваться. Главное – чтобы совершилось мнимое правосудие.

Против такого нелепого утверждения сложно не вознегодовать. Эпизоды, в которых кардиохирург всерьез выбирает, кого из детей ему следует убить, ужасают. Однако, это тот самый эффект, к которому стремится Лантимос.

Особое внимание в картине уделяется бичу нашего времени и общества – равнодушию. Мы видим, что между Стивеном и Анной давно нет никакой близости – причем не только интимной, но и духовной. Мучения детей, пораженных параличом и беспомощно ползающих по полу, не вызывают у родителей сострадания. Доктор и его красавица жена рациональны, холодны. В какой-то момент даже кажется, что они не герои древней трагедии, а актеры в масках, играющие этих персонажей в старинном греческом театре – настолько серьезно они обсуждают, кем из детей можно пожертвовать. Лантимос прибегает к специфическому кинематографическому методу, который называется доведение до абсурда. И в этом есть особый смысл.

Картина “Убийство священного оленя”, рассказывающая о чудовищном равнодушии людей друг к другу, обескураживает, вызывает сильный дискомфорт. Однако, Лантимос – вовсе не мизантроп. Напротив, вызывая своей метафорой у зрителя отторжение и негодование, он желает пробудить в нем человечность и нравственность. В этом, вероятно, и заключается суть фильма.

семья Мерфи
Кадр из фильма.

Другой взгляд

Существует также мнение, что в “Убийстве священного оленя” обычный, смертный человек противопоставлен Богу. Суть в том, что Стивен – кардиохирург. Он взял на себя “обязанности” Бога – исцелять, возвращать к жизни. Он не справился и понес наказание.

Мартин – не Рок, а падший ангел. Сначала он попытался искусить Стивена и его дочь, а затем изложил суть наказания. Цель – не дать Стивену “умыть руки”, сведя неправильные действия к обычной ошибке. Именно по этой причине на его детей насылается кара (здесь, вероятно, можно увидеть отсылку к Ветхому Завету – за грехи отцов расплачиваются не только их дети, а целые поколения).

А вот Анну наказание не касается. Это можно объяснить тем, что она отказывается от идеи того, что человек может контролировать абсолютно все – то есть, по сути, выбирает путь веры. Стивен же до самого конца оказывается неспособен постичь аналогичные догмы. Он сам хочет все контролировать и вершить. И – не справляется…

Неслучайным кажется и то, что погибает сын, а не дочь. Дочь раскаивается в своих грехах, и это ее спасает. Сын открыто заявляет, что мечтает пойти по стопам отца (то есть отказывается от пути веры). Вероятно, именно за это его настигает кара…

подростки Мартин и Ким
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Убийство священного оленя”:

  • “Клык” (Греция, 2009 год). Дружная семья живет в большом доме за высоким забором и почти не контактирует с внешним миром. Однако, одному из ее членов все-таки приходится это сделать.
  • “Лобстер” (Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, США, 2015 год). Главный герой живет в жутком антиутопическом мире. Согласно его закону, он должен в течение 45 дней найти себе пару – иначе его превратят в животное.
  • “Реинкарнация” (США, 2018 год). После смерти матери Энни выясняет о страшном проклятии, нависшем над ее семьей.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.