Новые Монтекки и Капулетти: смысл фильма «Вестсайдская история»

Вестсайдская история Смысл фильма

Страна: США

Жанр: мюзикл, драма, криминал

Год производства: 2021

Режиссёр: Стивен Спилберг

Актёры: Рейчел Зеглер, Энсел Элгорт, Майк Фейст, Ариана ДеБос, Дэвид Альварез

Слоган: «Разделённый город. Их любовь изменит всё»

Награды и номинации: категория «Лучший фильм» на 94-й церемонии премии «Оскар», «Лучшая женская роль в комедии или мюзикле», «Лучшая женская роль второго плана в фильме».

 

«Вестсайдская история» (оригинальное название West Side Story) – очередная киноадаптация бессмертной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссёр решил перенести сюжет фильма «Вестсайдская история» в современные реалии, оставив главную суть: любовь, которой мешает ненависть. История достаточно банальна, наверное, поэтому фильм провалился в прокате, не достигнув порога окупаемости. При этом зрители и кинокритики восприняли работу благосклонно.

Сюжет

«Вестсайдская история» – зрелищный мюзикл, действие которого перенесено в Нью-Йорк 60-х годов. Содержание фильма сразу знакомит зрителя с «Ракетами» – уличной бандой, которая пытается установить контроль над кварталом Сан-Хуан-Хилл, который находится на Манхеттене, в районе Вест-Сайда. Парни всячески задирают пуэрториканцев – мигрантов, которые считают это местечко своим домом. Собственно, с этого момента и следует начать описание фильма.

уличная банда Ракеты
Кадр из фильма.

Начинается мюзикл с того, что «Ракеты» разрисовывают краской пуэрториканский флаг, нарисованный на стене. Это привлекает внимание банды «Акул». В результате завязывается потасовка, которую останавливает прибывший сержант Крапке. Лейтенант Шранк объясняет участникам обеих группировок, что их вражда бессмысленна. Квартал запланирован под снос, работы уже ведутся, и вскоре здесь начнётся совсем другая жизнь, в которой не будет «Ракет» и «Акул». Однако доводы полицейских парней не убеждают. Назревает большая разборка.

Чтобы примирить враждующие группировки, руководство школы спонсирует танцевальный вечер, на который приходят «Акулы» и «Ракеты». Лидер белой банды Рифф приглашает на мероприятие своего близкого друга Тони, с которым они вместе основали группировку. Тони отказывается. Он недавно условно-досрочно освободился из тюрьмы, находится под надзором и не собирается влезать в разборки.

Лидер «Акул» Бернардо приглашает на вечеринку свою сестру Марию, которую пытается сосватать своему другу Чино. Мария только недавно приехала в Америку, поэтому только осваивается в новой стране.

Рэйчел Зеглер
Рэйчел Зеглер исполнила роль Марии. Кадр из фильма.

На танцевальном вечере Мария знакомится с Тони, который тоже решил прийти на мероприятие. Между молодыми людьми сразу пробегает искра, но их лёгкий флирт сразу пресекает Бернардо. Парень взбешён, поэтому соглашается на условия Риффа устроить разборку, победитель которой получит власть над кварталом. Однако лидер «Акул» выдвигает своё требование – Тони обязательно должен на ней присутствовать.

Между тем любовная составляющая «Вестсайдской истории» продолжает развиваться. Тони тайком провожает Марию до дома, где они договариваются встретиться на следующий день. Между ними начинают завязываться отношения. Тем временем группировки готовятся к большой драке. Рифф покупает пистолет, будучи уверенным, что пуэрториканцы тоже будут вооружены. Известия о грядущей большой драке доходят до полиции, которая пытается предотвратить разборку, допрашивая «Ракет», но те молчат.

Мария и Тони клянутся друг другу в любви, при этом девушка уговаривает своего кавалера остановить драку. Парень честно пытается это сделать, но безуспешно. В назначенный час группировки сходятся на солевом складе. Тони тоже приходит сюда, но он не хочет драться, а пытается поговорить с Бернардо. Однако главарь «Акул» ничего не хочет слышать. Между Тони и Бернардо завязывается драка. Тони сбивает своего оппонента с ног, наносит ему удары, но вовремя останавливается, осознав, что именно из-за такого избиения он и оказался за решёткой.

Однако маховик уже запущен. Бернардо и Рифф начинают драться на ножах, в результате последний получает смертельный удар в грудь. Видя смерть друга, Тони в приступе ярости убивает Бернардо. Участники разборки разбегаются.

Энсел Элгорт
Роль Тони исполнил Энсел Элгорт. Кадр из фильма.

Тони приходит домой к Марии, которая уже знает о смерти брата от Чино. Парень собирается сдаться полиции, но девушка запрещает ему это сделать. Возлюбленных застаёт Анита, вернувшаяся домой после опознания Бернардо.

Тони уходит, между девушками происходит разговор, и Анита понимает, что Мария искренне любит парня. В квартиру приходит лейтенант Шранк, который пытается найти Тони. Мария знает, что тот скрывается в магазине у Валентины – пожилой женщины, у которой работает. Девушка завуалированно предлагает Аните сходить туда и предупредить возлюбленного.

Анита приходит в магазин и сталкивается с «Ракетами», которые оплакивают своего лидера. Участники группировки начинают оскорблять девушку, и даже пытаются её изнасиловать. Эту сцену прерывает Валентина. Оскорблённая Анита сообщает, что Чино убил Марию и уходит.

Валентина рассказывает об этом Тони. Парень выбегает на улицу и кричит, чтобы Чино убил его тоже. Неожиданно он видит Марию, которая идёт по улице с чемоданом: молодые люди договорились уехать подальше и начать жизнь с чистого листа. Тони бежит к ней, но не видит Чино, появляющегося сзади. Чино стреляет Тони в спину, и убивает его.

Мария забирает у убийцы пистолет, спрашивает, сколько там осталось патронов, чтобы перестрелять как можно больше «Ракет» и «Акул», стоящих рядом и застрелить себя. В финале мюзикла «Вестсайдская история», Мария бросает пистолет на землю. «Ракеты» и «Акулы» поднимают мёртвого Тони на руки и уносят прочь. Мария идёт за этой похоронной процессией. Чино остаётся вместе с Валентиной на опустевшей улице и встречает подъезжающие полицейские машины. Конец.

банда Акул против банды Ракет
Кадр из фильма.

Мюзикл и трагедия Шекспира

В целом, Стивену Спилбергу удалось максимально точно воспроизвести суть трагедии Шекспира, добавив с сюжет немного драйва и красочных декораций. Разумеется, мюзикл заметно отличается от реальной истории, но идея до зрителя донесена точно. Например, очень эпично смотрится сцена у балкона, где главные герои впервые осознают свою любовь. Представителей Монтекки и Капулетти заменяют враждующие уличные группировки, поэтому чувствам Тони и Марии предстоит пробиться сквозь устоявшуюся ненависть.

Однако концовка истории отличается. В оригинале Джульетта выпивает снадобье, чтобы все посчитали её мёртвой.  Увидевший её Ромео травит себя. Когда Джульетта приходит в чувство и видит бездыханное тело возлюбленной, она закалывает себя кинжалом. Во время похорон влюблённых, Монтекки и Капулетти забывают о многолетней вражде.

Спилберг оставляет Марию в живых. При этом группировки также забывают о борьбе за власть и вместе уносят мёртвое тело Тони.

Суть фильма

Суть фильма «Вестсайдская история» заключается в бессмысленности и бесполезности действий всех участников истории. Мария и Тони уверены, что смогут быть вместе, но им мешают воссоединиться Бернардо и Рифф. Оба лидера преследуют личные амбиции, и даже умудряются разыграть карту влюблённых в своих интересах. Ведь именно участие Тони стимулирует «Акул» присоединиться к большой разборке.

При этом никакого смысла в запланированной драке нет. Парадокс ситуации заключается в том, что обе уличные банды пытаются утвердить свою власть над почти несуществующим кварталом. Вскоре здесь не будет жилых домов, и про «Ракет» и «Акул» никто не вспомнит. Однако сей ключевой аспект никого не смущает, и участники группировок твёрдо намерены довести задуманное до конца.

На этом фоне несколько непонятен остаётся смысл действий Тони и Марии. Если девушка слишком наивна и верит, что добро всегда побеждает зло, а любовь сильнее ненависти, Тони чётко должен осознавать природу вещей. Ему нужно было сразу принимать правильное решение, не цепляться за тени прошлого и увозить Марию, как можно дальше. Ведь квартал имеет на него сильное влияние.

Да, Тони пытается стать правильным, но едва оказавшись в привычной для него среде уличных разборок, он срывается и очень лихо дубасит Бернарда. Сцена довольно значимая, и её объяснение заключается в том, что если Тони останется на старом месте, его жизнь не изменится. Он должен это понимать, но верное решение принимает слишком поздно.

При этом скрытый смысл фильма «Вестсайдская история» очень тонко закручивается вокруг случайностей. Тони случайно оказывается на танцевальном вечере, где знакомится с Марией. Примерно в это время случайно назревает грандиозная разборка между бандами, хотя вражда между «Ракетами» и «Акулами» наверняка тянется не один год. Случайно Чино надеется на отношения с Марией, и наверняка банальная ревность заставляет его в концовке выстрелить в спину Тони. Случайно Анита чуть не становится жертвой насилия, хотя ранее за «Ракетами» ничего подобного не наблюдалось, и в отместку врёт об убийстве Марии, подталкивая Тони к гибели.

Мария с оружием
Кадр из фильма.

Большое количество случайностей превращается в закономерность, что подталкивает к мысли, что отношения между Тони и Марией изначально были обречены на провал, несмотря на вспыхнувшую любовь и страсть. Возможно именно поэтому Спилберг и оставил девушку в живых. Мария познала настоящую любовь, но при этом имеет все шансы прожить длинную и счастливую жизнь, выйти замуж, родить детей. Возможно, это самое логичное объяснение концовки мюзикла.

Фильмы, похожие на «Вестсайдскую историю»

  • “Вам и не снилось” (СССР, 1980). Трогательный фильм о первой школьной любви, которой пытаются помешать взрослые.
  • “Аллея кошмаров” (США, Мексика, Канада, 2021). Триллер о преступнике, который устраивается на работу в бродячий цирк и влюбляется в одну из коллег.
  • “Друзья до смерти” (США, 2014). Ревность приводит к смерти одной из трёх подруг, и теперь мать пытается добиться справедливости.
  • “Звуки музыки” (США, 1965). История любви молодой гувернантки и отставного морского капитана.
  • “Мы должны выбраться из этого места” (США, 2013). Трое подростков пытаются покинуть забытый Богом городок, но неожиданно оказываются втянутыми в мафиозные разборки.
  • “Фоксфайр, признание банды девушек” (Франция, 2012). Молодёжная группировка, состоящая из одних девушек, бросает вызов устоям общества.
Как вам Ромео и Джульетта в бандитском антураже?
Почему нет. Какие времена - такие нравы.
42.31%
Плохо. Бедный Шекспир.
38.46%
Просто захватывающий фильм о бандитах, Шекспир вообще не при чем.
19.23%
Другое (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 26
Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Александр

    Противопоставление любви и ненависти на протяжении всего фильма, как и в Титанике. Но итог ещё печальнее так как мы теряем связь с Марией, скорее всего она очень страдала от этого финала всю оставшуюся жизнь.

    Ответить