Страна: США, Италия, Великобритания, Китай
Жанр: биография, триллер, криминал, детектив, драма
Год производства: 2017
Режиссер: Ридли Скотт
Актеры: Мишель Уильямс, Кристофер Пламмер, Марк Уолберг
Слоган: «Заплатят все, кроме него»
Награды и номинации: в 2018 году картина была номинирована на премию “Оскар”.
За какой бы сложности проект ни взялся Ридли Скотт, практически все картины у него получаются как минимум качественными. С учетом этого кажется удивительным то, что сюжет фильма «Все деньги мира» (All the Money in the World), основанный на реальных и очень трагических событиях, не заинтересовал ни фанатов британского мэтра, ни поклонников умных, качественных драм.
Впрочем, смотреть эту ленту, поднимающую философский вопрос стоимости человеческой жизни, очень непросто. Это действительно кино из категории “не для всех”.
На каких реальных событиях построен фильм
В центре сюжета картины находится история самого скупого в мире миллиардера – Жана Пола Гетти. Нефтяной магнат и крупный промышленник прославился на весь мир в 1973 году, когда был похищен с целью выкупа его шестнадцатилетний внук Джон Пол Гетти III.

Миллиардер всегда был большим скрягой, но чтобы до такой степени, никто и подумать не мог… Дело в том, что жизнь юноши похитители оценили в $17 млн. Это была только малая часть огромного состояния Гетти, однако старик заявил, что платить не собирается.

Джон Пол провел в заточении пять месяцев и в течение этого времени терпел не только побои и унижения, но даже пытки. Дедушка знал об этом, однако оставался непреклонен – по его мнению, платить похитителям не было никакого смысла. Вот, что он сказал: “У меня четырнадцать внуков, если я сегодня заплачу один пенни, тогда у меня будет четырнадцать похищенных внуков”…
Сюжет фильма
Краткое описание содержания фильма. 1973 год, Рим. Юного Джона Пола Гетти, внука известного нефтяного магната, похищают во время вечерней прогулки. Через некоторое время об этом узнает дедушка парня Жан Пол Гетти. Тревожное сообщение оставляет его равнодушным: он говорит взволнованной секретарше, что очень занят.
Тем временем похитители привозят юношу в убежище в горах, связываются с его матерью, Гейл, и требуют выкуп – 17 млн долларов. Шокированная женщина отвечает, что таких денег у нее нет, на что преступники советуют ей обратиться к богатому свекру. У него, по их мнению, есть все деньги мира.
Гейл не уверена, что это хорошая идея – патологическая скупость свекра, с которым она находится в непростых отношениях, ей известна очень давно. Однако сама она выплатить такую огромную сумму действительно не в силах и поэтому пытается связаться с дедушкой Джона Пола. Старик ее игнорирует, а чуть позже сообщает прессе, что не собирается ничего делать – якобы ради безопасности юноши.

Тем временем Гетти обращается за помощью к Флетчеру Чейсу, начальнику службы безопасности и бывшему оперативнику ЦРУ. Его миллиардер просит сделать все, чтобы вернуть Джона Пола домой. Флетчер встречается с матерью парня, обещает ей поддержку и пытается успокоить: по его мнению, в отказе старого Гетти платить выкуп на данный момент действительно есть смысл. Гейл понимает, что Чейс – единственный, на кого ей можно рассчитывать, и решает вместе с ним отправиться в Рим.
Джон Пол тем временем находится в заложниках в горах Италии. Один из похитителей, мужчина по прозвищу Полтинник, недоумевает: почему за него не платят выкуп – будь он на месте Гетти, то давно бы это сделал. Однажды юноша, который все это время старался не смотреть на похитителей, встречается с Полтинником взглядом. Тот говорит, что за такое Джону вполне могут выколоть глаза, а потом неожиданно сообщает, что ничего не скажет об этом подельникам.
Пытаясь выполнить поручение Гетти, Флетчер Чейс неожиданно выходит на странную группировку. Один из ее членов дает достаточно неожиданную трактовку всему произошедшему: по его сведениям, Джон Пол сам организовал свое похищение. Разгадка проста: таким образом юноша хотел выманить немного денег у своего прижимистого, сурового деда.
Об этом Чейс сообщает начальнику и тот, полагая, что так, вероятно, все и было, всерьез злится и сообщает, что теперь-то уж точно не даст за жизнь парня и ломаного гроша. Преступники тоже злятся: выкупа нет, а кормить Джона Пола им надоело…
Вскоре полицейские находят изуродованный обгоревший труп и приглашают на опознание Гейл и Флетчера. Женщина, к своему облегчению, не опознает сына. После идентификации тела полицейским удается выяснить местонахождение юноши. Они проводят рейд и устраняют нескольких преступников, однако Джона Пола нигде не обнаруживают. Один из раненых бандитов признается, что подростка продали другой преступной группировке – ндрангете.

Узнав об этом, Флетчер сообщает Гетти, что похищение все-таки настоящее, то есть выкуп заплатить нужно. Старик отказывается, мотивируя это тем, что не может швыряться деньгами. Этой ночью с матерью Джона Пола связывается Полтинник, который теперь работает на ндрангету – он снижает сумму выкупа с 17 до 7 млн.
Парень тем временем пробует сбежать и ему даже удается добраться до полицейского участка и связаться с матерью. Он сообщает ей, где находится, однако их разговор прерывает глава преступной группировки. Понимая, что переговоры ни к чему не приводят, он решается действовать более жестко и велит отрезать подростку ухо. Отправив ухо Джона Пола в газету, глава ндрангеты сообщает, что это только начало. Редактор газеты предлагает Гейл напечатать об этом – разумеется, за деньги. Женщина соглашается и высылает страшный репортаж свекру, чтобы тот в конце концов убедился, что его не разыгрывают и его внук находится не на курорте.
С ней снова связывается Полтинник и сообщает, что надо бы поторопиться, иначе юноше отрежут ногу. Гейл просит его помочь Джону Полу и обещает, что в этом случае поможет ему самому уехать из страны. Тем временем Гетти соглашается на выкуп и просит Гейл приехать к нему в Лондон. Там он сообщает, что отдаст похитителям деньги, но Гейл должна будет отказаться от родительских прав, передав их бывшему мужу, Полу Гетти-младшему. Женщина нехотя соглашается, однако вскоре выясняется, что старик готов заплатить не всю сумму, а только 1 млн долларов – это максимальная сумма, которая не подлежит обложению подоходным налогом.
Ей вновь звонит Полтинник и говорит, что они снизили сумму до 4 млн и Гейл решается на блеф. План прост: нужно только сказать преступникам о том, что сделке быть, а дальше пусть вступает в дело Флетчер.
Ближе к финалу миллиардер вызывает Чейса к себе и тот, узнав о том, что продолжающий быть на своей волне старик собирается строить себе виллу в Калифорнии, устраивает ему настоящий разнос. После этого Гетти соглашается заплатить всю сумму, а заодно сообщает Гейл в письме, что родительские права все-таки остаются за ней.
Объяснение концовки
Объяснение концовки фильма. Флетчер и Гейл привозят деньги в лес, и похитители отпускают парня, который с перепугу бежит совершенно не туда, куда нужно. Обнаружив, что за Гейл все это время ехала полиция, глава группировки велит подельникам найти юношу и убить его. Спасает его Полтинник – он же настоятельно рекомендует Гейл и Флетчеру как можно скорее увезти Джона Пола из Италии.
Тем временем старый Гетти в одиночестве умирает в своем особняке, а управлять наследством Пола и других детей вплоть до их совершеннолетия теперь предстоит Гейл. Большую часть состояния миллиардера его семья пожертвовала на благотворительность. Ироничный смысл концовки фильма «Все деньги мира» заключается в том, что самый большой скупердяй стал благотворителем – пусть и невольно. Сам бы он, разумеется, никогда не пошел на такое, но его мнение больше никого не интересует.
Смысл фильма
«Все деньги мира» – история мрачная, циничная и во многом поучительная. Основанная на книге Джона Пирсона «Painfully Rich», она является не столько криминальным триллером-детективом, сколько крепкой драмой о семейных отношениях и кулуарной жизни больших денег.
В центре сюжета находится Жан Пол Гетти, один из самых богатых людей на планете. В своих разборах картины зрители отмечают, что повествование, несмотря на четкие акценты, все-таки относится с уважением к принципам старика-миллиардера. Он не Плюшкин и не Эбенизер Скрудж – он в первую очередь бизнесмен, который к любому делу подходит с холодной головой. Не стала исключением и ситуация с юным Джоном Полом. По сути, Гетти единственный из всех, кто не поддался панике – он проанализировал ситуацию и попросил о помощи человека, которого считал достаточно опытным для того, чтобы спасти подростка.

Тем не менее, его приоритеты четко расставлены. Близкие для него – враги, посягающие на его богатство, которое он ревностно оберегает и которым ни с кем не собирается делиться. Предположение о том, что юноша сам организовал свое похищение, ему как будто даже понравилось – то есть дало право не платить выкуп, не помогать, грубо говоря – умыть руки.
Говоря о сути фильма, следует понимать, что показанная здесь история может иметь разные интерпретации. С одной стороны, здесь рассказывается об алчности “сильных мира сего”, а с другой – в лоб преподносится прописная истина о том, что счастье не в деньгах. Сам образ главного героя тоже не столь однозначен – медийный Гетти не имеет ничего общего с ним настоящим. А ведь за созданной СМИ ширмой самого богатого человека в мире прячется одинокий и никому не нужный старик. Потому что всем (и он сам так полагает) от него нужны только деньги.
За долгие годы, в течение которых Гетти выстраивал свою “империю”, он больше привык доверять материальным ценностям и собственному чутью – но только не людям. Именно поэтому его огромный особняк кажется таким похожим на него самого – одиноким, холодным, неуютным и мрачным.
Он большой, но при этом в нем тесно, ведь настоящая жизнь проходит за этими высокими стенами и крепкими дверьми… Ближе к концу картины становится понятно, что “Рождественская песнь” – это не про Гетти. “Три призрака” (Джон Пол, Флетчер, Гейл) бессильны что-либо изменить. Чудесного превращения не происходит, современный Скрудж умирает так, как и жил – одиноко, окруженный только безразличными холодными стенами.

У картины Ридли Скотта есть и скрытый смысл. Это не только история о патологической скупости – речь здесь идет о настоящем поклонении мамоне. В одной из мизансцен старого миллиардера спрашивают: “Сколько денег вам нужно, чтобы вы чувствовали себя в безопасности?”. Это риторический вопрос, но на него следует довольно внезапный ответ: “Больше”. В самом богатстве нет ничего плохого. Однако когда человек, имея в кармане “все деньги мира”, не может утолить бушующую в сердце жажду обогащения и ему, как радже из мультфильма “Золотая антилопа”, хочется еще и еще, становится по-настоящему страшно.
Кстати, после похищения внука реальный Гетти всерьез занялся вопросом собственной безопасности. Его особняк охраняли профессионалы со специально обученными собаками, а в доме (если это только не байка) жил лев. Однако миллиардер все равно умер – от старости и накопившихся к этому возрасту болезней.
У него были все деньги мира, но купить он, как оказалось, мог далеко не все. И запомнили его не как нефтяного магната и промышленника и даже не как учредителя музея Гетти, а как скрягу, отказавшегося заплатить выкуп за родного внука.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих на фильм “Все деньги мира” по атмосфере, сюжету и смыслу:
- “Дом Gucci” (США, Канада, 2021 год). Италия, конец семидесятых годов. На одной из вечеринок Маурицио Гуччи знакомится с Патрицией Реджани и вскоре решает жениться на ней. Наследник модного дома и не подозревает, что связался с настоящей хищницей.
- “Похищение Фредди Хайнекена” (Нидерланды, Бельгия, Великобритания, США, 2014 год). Осенью 1983 года несколько друзей, попавших в сложное материальное положение, похитили одного из самых богатых людей в Нидерландах.
- “Советник” (Великобритания, США, 2013 год). Успешный адвокат желает заработать еще больше и поэтому соглашается перевезти из Мексики в США крупную партию кокаина.
- “Темные времена” (Великобритания, США, 2017 год). Картина повествует о Черчилле, который пытается принять единственное правильное решение во имя интересов своего народа.