Паук-отшельник, потоп, пещера и другие метафоры артхауса «Все страхи Бо»

Все страхи Бо Смысл фильма

Страна: США, Канада, Великобритания, Финляндия

Жанр: артхаус, драма, комедия, ужасы

Год производства: 2023

Режиссёр: Ари Астер

Актёры: Хоакин Феникс, Пэтти ЛюПон, Кайли Роджерс, Нейтан Лейн, Эми Райан

Слоган: «Не стоит бояться грандиозного приключения»

Смысл фильма «Все страхи Бо» («Beau Is Afraid») точно нельзя назвать простым и понятным. Хотя несколько его метафор искушённый зритель расшифрует без труда, многие загадки картины, скорее всего, останутся без объяснения – по крайней мере, точного и детального. Разве только сам режиссёр решит дать подробную трактовку своего произведения, но этого, похоже, ждать не стоит.

О чём фильм

Итак, для начала сделаем описание сюжета картины.

«Все страхи Бо» начинается с эпизода появления главного героя на свет с видом от первого лица. Малыш выходит из утробы матери, и мы тут же слышим беспокойные крики последней – она боится, что с ребёнком что-то не так. Врачи утешают её: всё в порядке.

Хоакин Феникс
Хоакин Феникс в роли Бо Вассермана. Кадр из фильма.

Далее мы видим уже пятидесятилетнего Бо, который пришёл на сеанс психотерапии. Он выказывает беспокойство по поводу случайно выпитого накануне чистящего средства. На смартфон звонит мать, и он говорит, что собирается завтра её навестить – в годовщину смерти отца. Бо говорит о том, что ему снова снился давно повторяющийся тревожный сон, но терапевт возвращает пациента к разбору его чувств касательно предстоящей поездки.

Слушая, как клиент озвучивает свои мысли по этому поводу, доктор делает в блокноте заметку: «Чувство вины». Тарапевт намекает Бо, что он не просто так в очередной раз отправляется в дом, где ему была причинена боль – у него есть какая-то (вероятно, неосознаваемая) цель. Доктор задаёт прямой вопрос, желает ли Бо смерти своей матери. Он поясняет, что это может быть желание, которое одновременно вызывает также отторжение и страх, но, если оно есть, важно себе в нём признаться. Завершая сеанс, психотерапевт назначает Бо лекарство, которое должно устранить проявления тревожности – его необходимо принимать только с водой.

Герой идёт домой. На переднем плане мы видим мальчика, которого за непослушание отчитывает мать. Бо покупает подарок для своей матери – статуэтку, изображающую женщину с младенцем. Прохожие столпились у подножия высотного здания – с крыши собирается спрыгнуть человек.

Стемнело. На переднем плане мы видим женщину, которая тянет за собой мужчину. Кругом полно маргинальных личностей. Один из них, татуированный человек, следит за бегущим к дому Бо и бросается вслед за ним, но герой хлопает дверью перед его носом. Подъезд выглядит плачевно: кругом грязь, расписанные вандалами стены, еле работающий лифт.

На двери своей квартиры Бо видит предупреждение о том, что в здании обнаружен ядовитый паук-отшельник. Тут же мы видим насекомое в комнате героя. Бо здоровается с фотографией отца. На изображении мужчина держит в руках молоток, его лицо размыто. По телевизору рассказывают о маньяке-потрошителе – обрезанном мужчине, который бегает по улицам и тычет в окружающих ножом.

сказочная долина с ангелом
Кадр из фильма.

Бо пишет снизу статуэтки, предназначенной матери, слова сожаления в связи с годовщиной смерти отца. В конце он пытается написать своё имя, но заканчивается краска. Бо тянется за новым маркером в ящик стола и натыкается там на хранимую им фотографии девочки по имени Элэйн.

Бо ложится спать, но не может уснуть из-за шума на улице. В течение ночи некто подходил к двери героя и подкладывал под неё записки. Их содержание гласит, что Бо включил громко музыку (хотя этого не было), которая мешает спать. В конце концов сосед в отместку включает свой музыкальный центр.

Из-за бессонной ночи Бо опаздывает на самолёт. Кроме того, внезапно пропадают оставленный в двери ключ и стоящий рядом багаж. Герой звонит матери и оправдывается. Та сначала выражает обеспокоенность, затем становится строже. Бо допытывается у матери, как ему поступить, но та прекращает разговор. После этого на улице усиливается шум, слышны крики. Бо кажется, что кто-то вот-вот вломится в его квартиру, в связи с чем он тут же создаёт импровизированную баррикаду.

Герой пытается выпить прописанные доктором таблетки, но внезапно выясняется, что воду отключили. Получив в интернете подтверждение того, что принятие этого лекарства без воды грозит ужасными последствиями, Бо бросается на улицу. Один из переполнивших её страшных людей преследует героя, но не входит в магазин. Бо пьёт воду и пытается заплатить за покупку, но денег не хватает. Продавец грозится вызвать полицию. Тем временем маргинальные личности с улицы входят в дом Бо, а после вламываются в его квартиру и бесчинствуют там. Потерявшему ключи герою остаётся лишь бессильно за этим наблюдать, сидя на строительных лесах.

Бо засыпает и просыпается уже на следующий день. Ему удаётся попасть в здание, и он осторожно подымается в свою квартиру. Дверь в неё открыта нараспашку, а рядом лежит труп ранее преследовавшего его татуированного мужчины. В его руке смартфон Бо, на котором набраны первые две цифры номера телефона службы спасения.

Армен Нахапетян
Роль юного Бо исполнил Армен Нахапетян. Кадр из фильма.

В квартире, где теперь царит хаос, Бо добирается до покорёженного компьютера, чтобы забронировать очередной рейс на самолёт, однако ему не удаётся осуществить оплату банковской картой. Он звонит матери, чтобы сказать ей об этом, но слышит автоответчик. Бо набирает номер ещё раз и ему отвечает незнакомый человек, который представляется почтальоном. Незнакомец говорит, что находится рядом с трупом женщины. Ей размозжило голову упавшей люстрой. Почтальон залезает в сумочку погибшей, достаёт её документы и зачитывает имя: Мона Вассерман. Это мать Бо.

Герой не может поверить в происходящее и ошарашенный отправляется в ванну, уже переполненную водой. Лёжа в ней, он держит в одной руке смартфон, в другой статуэтку-подарок и смотрит на портрет матери, запечатлённый с младенцем Бо на руках. Герой набирает ещё один номер – на этот раз своего психотерапевта, но дозвониться не удаётся. Вдруг на Бо падает с потолка капля, он поднимает глаза наверх и видит там упирающегося в стены и трясущегося от страха мужчину. На его лицо заползает паук. Мужчина в панике падает прямо в ванную к Бо и, барахтаясь, топит героя.

Обнажённому Бо удаётся выпрыгнуть из ванной. Он, не выпуская статуэтку из рук, в ужасе сразу же бежит на улицу и натыкается там на также обнажённого маньяка, о котором шла речь в новостях. Бо бросается в другую сторону к разговаривающему с женщиной полицейскому и просит у него помощи. Однако страж порядка будто бы тоже очень напуган. Хотя Бо не оказывает никаких признаков неповиновения, полицейский грозится в него выстрелить, принимая за оружие статуэтку. Герой бросается в бегство, но его сбивает машина.

Затемнение. Мы видим отрывок из надоедливого тревожного сна Бо: мать ругается на сына, затем будто птица начинает чирикать в сторону наблюдателя, следящего за ней из ванной.

прием ванной
Кадр из фильма.

Бо просыпается под щебетание птиц. Оказывается, его приютили люди, которые его же и сбили. Это супруги Грейс и Роджер. Последний является хирургом, так что он немного «подлатал» Бо. Ведь тот пострадал не только в результате столкновения с автомобилем, но и сразу после этого получил несколько ударов ножом пресловутого уличного маньяка. Также Роджер закрепил на ноге гостя устройство, которое якобы отслеживает состояние здоровья. Супруги разрешают Бо оставаться столько, сколько потребуется для выздоровления. Это вызывает раздражение у их дочери-подростка Тони. Также в доме живёт Дживс – сослуживец погибшего на военной операции в Каракасе сына супругов Нейтона. Парень психически нездоров. Чтобы он не проявлял агрессии, ему дают таблетки. Впрочем, таблетки принимают вообще все члены семейства.

Бо звонит юристу, поверенному матери Гарольду Коэну. Тот подтверждает смерть матери. Он давит на чувство вины Бо. Коэн говорит, что чем дольше тот затягивает с приездом, тем сильнее унижение. Во время разговора по двору бегает Дживс. Он запрыгивает в бассейн, прячется в зарослях, дерётся с невидимым противником.

Бо говорит Грейс и Роджеру, что ему необходимо срочно ехать на похороны. Однако те отвечают, что с этим придётся повременить: гость едва держится на ногах. Тони следит за беседой, записывая её на смартфон.

Вечером супруги собирают паззл в виде портрета погибшего сына. Отправляясь спать, Бо говорит Тони, что готов с ней поменяться комнатами – ему всё равно скоро уезжать. Та отвечает грубостью. Ночью Тони подходит к вагончику, в котором ночует Дживс. Вероятно, она жалуется ему на Бо, поскольку собеседник тут же смотрит через окно в его сторону. Под пристальным взглядом герой берёт статуэтку-подарок и прячет её в карман.

На следующий день супруги заявляют, что Бо придётся отложить поездку в дом матери ещё на день – и у Грейс, и у Роджера срочные дела на работе. Герой пытается возражать, но в итоге соглашается. Супруги уходят. Грейс на прощание призывает Бо пить побольше воды. Также она оставляет на столе записку со словами «Прекрати компрометировать себя».

Натан Лейн
Роль Роджера сыграл Натан Лейн. Кадр из фильма.

Бо приходит идея воспользоваться ноутбуком Тони, чтобы узнать больше про смерть матери. В интернете он находит репортаж о несчастном случае, произошедшем с Моной Вассерман. Один из интервьюеров – Элейн Брей, подчинённая погибшей. Эта женщина – выросшая девочка, запечатлённая на фотографии, хранящейся в доме Бо. Герой шокирован. Его рвёт прямо на ноутбук. Тут же появляется разъярённая Тони и велит Бо ехать с ней. В машине она заставляет его закурить сигарету с травкой. Бо паникует, но подчиняется.

Герой видит эпизод из своего детства. Он на круизном лайнере беседует с матерью о горничной по имени Марта, по которой скучает. Бо обращает внимание на девочку – ту самую Элейн. Чуть позже она обнаруживает в бассейне мертвеца и зовёт мальчика посмотреть. Так происходит знакомство.  Элейн здесь с деспотичной матерью, которая уехала от мужа-изменщика.

Мона беседует с сыном о проявленном интересе к Элейн – сначала на палубе, затем в кровати в каюте. Мать говорит, что мужчины слепы, а женщины хорошо знают женщин, так что она может дать дельный совет.

Бо беседует с Элейн. Из разговора становится ясно, что герой уже с детства был одержим мыслями о таящихся в окружающих предметах опасностях. Он также рассказывает подруге о своём редком генетическом заболевании: его отец и его предки по мужской линии умерли во время первого секса. Дети целуются. Чуть позже Элейн врывается в каюту Бо и Моны. Она говорит, что мать её увозит с корабля. Элейн берёт с Бо обещание, что тот будет её ждать, и оставляет ту самую фотографию с подписью.

Очнувшись от воспоминаний Бо обнаруживает, что Дживс пытался напасть на него, но супруги подоспели вовремя.

На следующий день Грейс намекает гостю: «Всегда есть тот, кто смотрит на тебя и любит тебя, зная, через что ты проходишь». Её прерывает Роджер. Перед тем как уйти, она шепчет Бо, чтобы тот включил 78 канал на телевизоре. На этом канале транслируется видео прямо из этой комнаты в прямом эфире. Бо прокручивает запись сначала назад, затем вперёд и видит несколько эпизодов из будущих событий, которые ещё произойдут в фильме: появление Тони, конфликт с Грейс, выход на дорогу, приезд в дом матери, происшествие на лодке.

Бо среди ночного снегопада
Кадр из фильма.

Входит Тони с банками краски и тащит Бо в комнату Нейтана. Там она берёт розовую краску и начинает мазать ей голубую стену, выводя имя гостя. Затем Тони открывает вторую банку, уже с голубой краской, и требует, чтобы Бо вместе с ней её выпил. При этом она обвиняет мужчину в том, что он прикидывается сиротой, проваливая тем самым некое испытание. Тони пьёт краску и умирает. В комнату врывается Грейс. Видя мёртвую дочь, она впадает в бешенство, кричит, что заменила сына демоном, и нападает на Бо. Тот вынужден бежать в лес. За сценой наблюдает Дживс, которого Грейс призывает догнать и уничтожить беглеца. В лесу Бо спотыкается и теряет сознание.

Короткий фрагмент из повторяющегося сна и горой приходит в себя. Блуждая по лесу, он встречает беременную девушку в зелёном платье. Та приводит его в палаточный лагерь общины странствующих театральных актёров, у входа в который на деревьях закреплены таблички со словами «Ничего лишнего» и «Следуй за радугой, пока не обретёшь мечту». Одному из членов общины девушка рассказывает, что Бо попал в аварию, что его мать недавно погибла, а отец умер до рождения. Кто-то декламирует: «Амур здесь стрелой достанет или ловушкой». Другие два актёра репетируют диалог, в котором рассуждают, куда ведут дороги на распутье. Девушка представляет Бо всей общине, которую называет «Сироты леса». Кто-то дополняет: «Впрочем, многие здесь брошены родителями, не удосужившимися умереть».

Начинается спектакль. Один из членов общины даёт Бо костюм, говоря, что здесь размывается грань между актёром и зрителем.

Тем временем по лесу несётся разъярённый мужчина в камуфляже и с оружием. В его руках смартфон, который, похоже, отслеживает сигнал, передаваемый устройством на ноге Бо.

Эми Райан
Эми Райан снялась в роли Грейс. Кадр из фильма.

Открывается занавес, и мы видим героя, который подходит к надгробиям своих отца и матери. Он сетует, что со смертью родителей он потерял и прежнего себя. На сцене меняются декорации времён года и появляется девушка-ангел. Она говорит, что герой достаточно скорбел и наступило время двигаться в путь. Персонаж в смятении, он не знает, идти ли ему вперёд, однако тут же говорит: «Если останусь – погибну». Решая двигаться, он замечает, что скован цепями. Ему дают топор, и он разрубает цепи, которые, по словам ангела, были на нём всегда.

Теперь Бо становится персонажем пьесы, выбравшем идти по дороге жизни. А сама пьеса превращается в мультфильм. Закадровый голос сопровождает действие. Он рассказывает, как персонаж Бо спустя годы скитаний нашёл «свою деревню». В ней он научился кузнечному ремеслу, построил дом, возделал землю, полюбил женщину, женился на ней, у них родились трое мальчиков. Рассказчица упоминает даже психотерапевта, с которым Бо в рамках пьесы делился своими успехами. История продолжается: однажды деревню смывает потопом, и персонаж Бо оказывается где-то очень далеко. Годами и даже десятилетиями он скитается. Всюду его считают изгоем. В одной из деревень его даже принимают за преступника и сажают в тюрьму, откуда он сбегает.

В финале своих скитаний, став дряхлым стариком, персонаж Бо встречает девушку, которая говорит, что он погряз в своём самолюбии и ему нужно покаяться. Исполнив это требование, герой тут же оказывается у своей деревни. Там он приходит на спектакль, в котором самих себя играют три его уже взрослых сына. Они узнают отца, обнимаются с ним и плачут. Сыновья спрашивают старика Бо, есть ли у них ещё родня. Тот рассказывает им о своей матери и смерти своего отца. Бо, повторяя слова Моны, говорит, что его отец умер во время первого полового акта и его как носителя семейного проклятья ждёт тоже самое. Сыновья удивляются – они не понимают, каким образом тогда появились на свет. Бо тоже ошарашен этой несостыковкой. В момент этого осознания он снова становится пятидесятилетним зрителем спектакля лесного театра, на сцене которого происходит суд над персонажем.

сказочная вода
Кадр из фильма.

Бо плохо. Беременная девушка в зелёном платье, которая привела его в театр, даёт воды. Бо же достаёт из кармана статуэтку-подарок и отдаёт девушке. Рядом появляется странный мужчина, который утверждает, что отец героя жив и он его знает. Замечая датчик на ноге Бо, незнакомец уходит. Раздаются выстрелы и взрывы. Разъярённый вояка, которого мы видели ранее в поисках героя, стреляет по всем подряд. Бо убегает, натыкается на ловушку и падает без сознания.

Снова сон. Герой сидит в ванной и видит, как мать отчитывает его же, мальчика. Мона запирает сына на чердаке и говорит смотрящему на это Бо, что больше они никогда о нём не вспомнят.

Герой приходит в себя уже днём. Он выбирается из леса, ловит машину и приезжает к дому матери, где уже прошли её похороны. Внутри лежит обезглавленный труп и звучит запись надгробной речи, после которой включается любимая песня Моны – композиция группы «Bread» под названием «Everything I own». Под музыку Бо спускается вниз и смотрит на семейные фотографии, развешанные на стенах. На большинстве из них он сам в разные годы детства. А одна представляет собой снимок, сделанный недавно во время того самого телефонного разговора с почтальоном.

Многие фотографии Бо-ребёнка сопровождаются рекламными лозунгами, смысл которых состоит в том, чтобы проиллюстрировать материнскую заботу: «Совершенно безопасно – по идеальной цене», «Ваша безопасность – наша работа», «Излечение аллергии уже в пути». На стене также множество изображений, связанных с бизнесом Моны – компании «Big W». Среди них её большой портрет, составленный из многочисленных фотографий сотрудников.

Паркер Поузи
Роль Элайн исполнила Паркер Поузи. Кадр из фильма.

Бо ложится на диван и засыпает. Через некоторое время он просыпается и слышит женский голос. В это время играет музыкальная композиция: «Isn’t a Pity» в исполнении Nina Simone. Оказывается, голос принадлежит Элейн, которая ошиблась со временем похорон. Бо её узнаёт. Он говорит, что всё это время ждал её. Женщина удивлена: она и забыла о своей просьбе, сделанной на корабле перед отъездом. Бо целует Элейн, и та тащит его обратно в дом, называя его логовом дракона. Ложась в постель, женщина включает композицию в исполнении Mariah  Carey «Always Be My Baby». Герой занимается с Элейн сексом. Бо пытается отдалить момент оргазма, понимая, что сразу после него в соответствии с семейным проклятьем должен умереть. Этого не происходит, однако умирает Элейн.

Тут же на пороге спальни появляется живая и здоровая Мона Вассерман. Она упрекает сына и приказывает своим слугам убрать мёртвое тело. Оказывается, Мона инсценировала свою смерть. В роли её обезглавленного трупа был труп горничной Марты, которая согласилась отдать свою жизнь в обмен на большие деньги для своей семьи.

Мона обвиняет сына в том, что тот придумал нелепые причины, чтобы не приезжать к матери. Попутно она вспоминает другие противные ей эпизоды из детства Бо. Мать сетует, что сын всегда изображал паиньку и спрашивал, как ему поступить, будто у него не было права выбора. Мона вспоминает свою мать, которая проявляла к ней абсолютное безразличие. Она же старалась быть полной противоположностью, изо всех сил пытаясь любить и обеспечивать всем необходимым сына.

Мона включает запись беседы Бо с психотерапевтом. В ней он рассказывал, как пытался в детстве проявлять индивидуальность и самостоятельность, но мать пресекала эти попытки. Бо также говорил, что Мона требовала отвечать на свою любовь взаимностью, но, что бы он ни делал, этого всегда было мало.

В дом входит улыбающийся психотерапевт Джереми Фрин и мать сообщает, что тот ей передал около трёхсот записей сеансов. Мона включает ещё одну, в которой Бо рассказывает свой надоедливый сон. Как мы уже видели, в нём мать запирает мальчика на чердаке в ответ на просьбу рассказать ей об отце.

главный герой в коридоре
Кадр из фильма.

Слушая запись, Бо кричит, что всё-таки хочет узнать правду. Тогда Мона отводит сына на тот самый чердак, говоря, что сон – вовсе не сон, а воспоминание. Там Бо видит худого заросшего мужчину, закованного в кандалы. Тут же он слышит жуткий стон. Перед Бо – злобный монстр в виде огромного мужского полового органа. На чердак, разбивая стекло, вламывается вояка, преследовавший героя в лесу. Он стреляет в монстра и режет его ножом, но тот с лёгкостью разделывается с ним.

Лестница вниз открывается и до смерти перепуганный Бо скатывается по ней с чердака. Психотерапевт оттаскивает его к матери, которая говорит Бо: «Я не хотела, чтобы ты знал. Это был твой отец». Герой плачет, прося прощения у матери и обещая исправиться. Мона же в ответ снова укоряет его, называя самовлюблённым и неблагодарным мальчишкой. Слушая нескончаемые обвинения, Бо вдруг хватает мать за шею и душит, пока та не падает замертво.

В концовке Бо выходит из дома, садится в моторную лодку и отправляется в плавание. Он заплывает в пещеру, где мотор начинает барахлить. Вдруг оказывается, что Бо находится в бассейне в центре стадиона. Кругом полно зрителей. На трибуне Бо видит снова живую мать. Рядом с ней её поверенный Гарольд Коэн, который озвучивает обвинения в адрес Бо. Он освещает некоторые моменты из произошедших с героем за последние дни событий, а также эпизоды из детства. Все поступки Бо трактуются как нежелание делать добро в принципе и стремление причинить зло конкретно своей матери. Защитник героя на противоположной трибуне пытается возражать, но эти реплики не принимаются во внимание. В итоге его и вовсе бросают в воду.

Коэн предъявляет последнее обвинение: Бо отдал статуэтку-подарок, предназначавшуюся матери, девушке в лесу. Речь обрывается. Из рук Моны в воду падает поручень, за который та держалась. Лодка начинает тонуть. Бо, нога которого застряла, отчаянно просит прощения, но бесполезно. Мотор горит и взрывается. Лодка переворачивается, Бо тонет. Зрители расходятся.

Смысл фильма

«Все страхи Бо» – воистину многослойная картина, переполненная скрытым смыслом. С тем, чтобы полностью раскрыть все её загадки, без помощи режиссёра, пожалуй, не справится ни один из авторов многочисленных рецензий. Но основную суть фильма уловить можно. Эта история о попытке героя-ипохондрика отделиться от своей матери, страдающей нарциссическим расстройством личности. Процесс такого отделения (не обязательно касающегося психически нездоровых людей) в психологии называется сепарацией.

Точнее, «Все страхи Бо» рассказывает, скорее, о ситуации внутри еврейской семьи (режиссёр сам из такой), когда сепарация не произошла. Есть лишь желание её совершить, проявляющаяся одновременно в любви и ненависти сына к своей матери.

Тему сепарации в психологии один из первых поднимал и подробно рассматривал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Забавно, что в оригинале название фильма («Beau Is Afraid» – «Бо боится») звучит очень похоже на «Beau Is Freud» – «Бо — это Фрейд».

Что во «Все страхи Бо» реально, а что нет, понять довольно трудно. Вероятно, почти всё, что показано в фильме, происходит только в голове персонажа. В реальности герой, возможно, далеко не такой ипохондрик, боящийся чуть ли не всего на свете. Но мы видим все страхи Бо через призму его воображения. В реальном мире вряд ли происходило что-то сверхъестественное. Очевидно, Бо просто собирался в очередной раз поехать к своей самовлюблённой матери и испытывал по этому поводу жуткий дискомфорт. И всё-таки он явился. Она же в очередной раз умело сманипулировала Бо, окончательно ввергнув его во всепоглощающее чувство вины.

Теперь попробуем разобрать смысл хотя бы основных сюжетных веток «Все страхи Бо» и отдельных символов.

Стивен Хендерсон
В роли врача-терапевта снялся Стивен Хендерсон. Кадр из фильма.

Имена и фамилии

Фильм начинается с появления героя на свет из чрева матери, фамилия которой – Вассерман. Эта фамилия состоит из двух слов: «вода» («wasser») и «человек» («mann») и переводится как «продавец воды». Заметим, что вода постоянно присутствует в фильме. Она появляется тогда, когда Бо подчиняется материнской власти, а точнее – навязываемому чувству вины. Например, герой принимает ванну сразу после того, как узнаёт о смерти матери. В ванной Бо находится и в своём повторяющемся сне. Странное лекарство (в реальности препарата с таким названием не существует), прописанное психотерапевтом и, похоже, являющегося символом манипуляции, нужно принимать только с водой. Грейс, которая во многом выступает как проводник и ретранслятор воли Моны, требует, чтобы Бо пил больше воды. В финале обвинённый герой и вовсе тонет в воде.

Вообще, все имена в фильме говорящие. Так, имя Бо (Beau) переводится с француского как «красивый». Ясно, что мать во многом пыталась заместить сыном мужа. Нам не раз намекают на нездоровый сексуальный аспект взаимоотношений Моны и Бо (например, сцена в постели в каюте).

Имя Мона по-итальянски звучит как обращение «моя госпожа» (mona как сокращение от mia donna). И действительно, ведёт она себя довольно властно. Мужа Моны звали Гарри – мы видим это имя на табличке в доме Вассерман. В свою очередь оно образовано от немецкого Генрих (Haimric), состоящего из двух слов: «дом» («haim») и «власть» («ric»). Естественно, в роли «властелина дома» нарциссичная Мона не хотела видеть никого, кроме себя и, вероятно, прогнала или даже убила мужа.

Психотерапевта зовут Джереми. Это имя образовано от библейского Иеремия, которое переводится как «Бог освободит». Фамилия Фрин также созвучна слову «свобода» («freedom»). И действительно, Джереми берёт на себя роль посредника Бога или даже самого Бога, принимающего от Бо исповеди.

очистительные обьятия
Кадр из фильма.

Поверенный Моны и обвинитель на суде – Гарольд Коэн. Имя образовано от древнеанглийского Херавальд, состоящего из двух слов: «армия» и «сила». Еврейская фамилия Коэн (Cohan) происходит от названия сословия священнослужителей в Иерусалиме.  Ведёт себя Гарольд, и правда, как наделённый властью и силой жрец.

Роджер и Грейс, представленные в роли некого альтернативного варианта семьи для Бо, тоже имеют говорящие имена. Имя Роджер состоит из двух германских слов: «слава» («hrōd») и «копьё» («gēr»). Имя Грейс – латинского происхождения, означающее грацию или благодать. По сути, они являются некими эталонными обозначениями мужской и женской сущностей. Имя погибшего сына Грейс и Роджера Нейтана имеет еврейское происхождение и переводится как «данный Богом». А Тони – сокращение от Антонины. Это имя происходит от греческого «antao» – «противостоящая». И действительно, Тони берёт на себя роль врага Бо.

Имя Элейн имеет кельтские корни и переводится как «сияющая» – не зря она очаровала Бо.

Интересно имя беременной девушки, встретившей героя в лесу и пригласившей в общину. Её зовут Пенелопа. Согласно древнегреческой мифологии, это жена Одиссея, который в поэме «Одиссея» долго скитался, пытаясь вернуться на родину. А ведь именно такие скитания происходят в мультфильме и театральной постановке.

Ричард Кайнд
Ричард Кайнд в роли Дживса. Кадр из фильма.

Детали сюжета

Статуэтка

Собираясь ехать к матери, Бо покупает подарок, символизирующий их неразрывную связь. До середины фильма герой не расстаётся со статуэткой, но в лесу он отдаёт её Пенелопе. Этот факт трактуется в суде чуть ли не как самый страшный грех Бо и становится последней каплей для воплощения в жизнь смертельного приговора. Почему? Вероятно, потому что Бо таким образом символически преобразовал материнскую любовь в любовь к женщине. Заметим, что Пенелопа одета в зелёное платье, как молодая Мона, и воплощает заботу и любовь.

Странные личности

В первой части фильма героя постоянно преследуют маргинальные и вообще странные личности. Их действия можно не разбирать. Смысл здесь в том, что они являются воплощением всех страхов Бо, касающихся других людей.

Паук

Обитающий в многоквартирном доме паук-отшельник – это отсылка и к самому Бо, ведущему отшельнический образ жизни, и к его матери, плетущей свои интриги словно паутину.

Маньяк

Обрезанный обнажённый маньяк, о котором говорят в новостях и который в итоге ранит героя – один из символов гипертрофированного мужского начала. Таким же символом, только гораздо более пугающим, выступает и монстр на чердаке. Это ни что иное как демонизированная матерью мужественность. Мона не хотела, чтобы Бо был похож на отца (кстати, заметим, что о нём почти ничего не известно – даже его лицо на фотографии в квартире Бо размыто). Она подавляла в нём всё мужское. Впрочем, это не мешало ей одновременно требовать от сына, чтобы тот проявлял решительность и самостоятельность.

После аварии и стычки с маньяком Бо будто бы усыновляется семьёй Роджера и Грейс. Вероятно, это именно то, что герой постоянно делает в реальности. Он желает отделиться от матери, но при этом пытается заместить родителей другими людьми, проявляющими к нему сочувствие. По факту он просто остаётся ребёнком. Тони во многом является отражением Бо – она бунтует против родителей и одновременно жаждет от них любви, которую недополучила. И, конечно, в пятидесятилетнем инфантильном мужчине она видит соперника. Ещё заметим, что в этой семье на военной операции погиб сын, являющийся воплощением мужественности. В некотором смысле его заменяет Дживс. Но его мужественность абсолютно деструктивна.

бородатый старик
Кадр из фильма.

Краска

Эпизод с краской символизирует очередное искажённое восприятие героем мужского и женского начал. Заметим, что Тони красит голубые (цвет, традиционно ассоциирующийся с мальчиками) стены комнаты погибшего брата розовой (цвет, ассоциирующийся с девочками) краской. При этом она пишет ей имя Бо, давая понять, что тот по своей сути – девочка. Он и не мог стать никем другим, будучи воспитанным исключительно матерью, демонизирующей мужчин. Чтобы буквально влить в Бо хоть немного мужественности Тони предлагает ему глотнуть голубую краску. Когда тот отказывается, девочка пьёт её сама, но получает «смертельную дозу мужественности» и умирает.

Спектакль

Члены общины «Сироты леса» помогают Бо увидеть другую жизнь – ту, которой он мог бы жить, если бы взрастил в себе мужественность. Эта несбывшаяся мечта в его грёзах («за радугой»), в которой «нет ничего лишнего». Однако и в неё врывается материнская водная стихия (потоп), которая ломает идиллическую картину и заставляет персонажа долгие годы страдать и скитаться по миру.

Спектакль показал Бо возможность другого пути (не зря актёры говорили о распутье), выбрав который он мог разбить сковывающие его цепи разрушительной материнской любви.

Преследователь

Преследующий Бо и нападающий на монстра вояка – очередная демонстрация искажённой мужественности. Этот персонаж по поведению очень похож на Дживса. И тот, и другой демонстрируют некую яростную, воинственную, но во многом бесполезную и разрушительную мужскую сущность. Возможно, они являются воплощением глупого и бестолкового мужского поведения – такого, каким его воспринимал под влиянием матери сам Бо.

Музыка

Интересны музыкальные композиции, которые звучат в доме Моны. Сначала мы слышим «Everything I own» – «Всё, что у меня есть». Это песня о желании отдать всё за возвращение дорогого человека. Когда приходит Элейн, звучит «Isn’t a Pity» – «Разве это не досадно?», песня о принятии любви как само собой разумеющегося и нежелании отдавать. И наконец во время сцены секса играет «Always Be My Baby» – «Всегда будь моей малышкой», песня о двух любящих сердцах, являющихся одним целым. Здесь, конечно, двойное дно: «Baby» – это и традиционное обращение к возлюбленному, и буквально «ребёнок». Эта песня больше всего отражает взаимоотношения Бо и Моны. Да и к постельной сцене тоже прекрасно подходит. Режиссёр Ари Астер говорил, что прописал в сценарии эту композицию задолго до того, как приобрёл на неё права.

Зои Листер Джонс
Зои Листер Джонс в роли молодой Муны. Кадр из фильма.

Убийство матери

Сцена с Элейн и последующие события призваны продемонстрировать, какую в действительности власть имеет мать над сыном. Возможности Моны во истину безграничны — настоящая «Big W» («Big Woman» – «Большая Женщина», как называется её компания). Она с лёгкостью уничтожает тех, к кому сын испытывал тёплые чувства: будь то Элейн, горничная Марта или отец.

И делает это Мона не своими руками, а опосредованно. В реальном мире это, вероятно, проявляется в тонких манипуляциях. Мать контролирует жизнь сына, не давая ни единого шанса проявить себя как мужчина или просто человек с правом выбора. Всё это приводит к акту отчаяния со стороны Бо – он убивает Мону.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Все страхи Бо» таков: после последнего проявления неповиновения матери Бо полностью поглощает чувство вины, что символизирует вода. На лодке он заплывает в пещеру – метафора возвращения в материнское лоно. По сути Мона забирает Бо к себе, окончательно и бесповоротно. Такое объяснение концовки логично, учитывая финальные обвинения, отсылающие к показанным ранее событиям. Ещё раз отметим, что всё это, очевидно, происходит в голове героя. В реальности, скорее всего, никаких смертей не было. Просто произошло полное повиновение Бо своей матери, после чего он никогда больше не пытался перечить ей и повести себя как сильный и независимый мужчина.

восстановление после аварии
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Цепляет: необычный, глубокий, интересный.
39.71%
Есть о чем подумать.
23.6%
Полная дичь.
26.62%
Так ничего и не понял.
9.21%
Другое (напишу в комментариях).
0.86%
Проголосовало: 695

Похожие фильмы

  • «Реинкарнация» (США, 2018): дебютная полнометражка Ари Астера;
  • «Солнцестояние» (США, Швеция, 2019): ещё один полный метр Ари Астера;
  • «Думаю, как всё закончить» (США, 2020): артхаусная драма-головоломка;
  • «Род мужской» (Великобритания, 2022): сюрреалистические ужасы о взаимоотношениях мужчин и женщин;
  • «Наука сна» (Франция, Италия, 2006): сюрреалистическая комедия о мире снов, переплетающемся с реальностью;
  • «Господин Никто» (Бельгия, Канада, Германия, Великобритания, США, Франция): немощный старик в футуристическом мире рассказывает о своей жизни;
  • «Загадочная история мистера Баттона» (США, 2008): история жизни человека, родившегося стариком и с каждым днём становящемся всё моложе;
  • «Мама!» (США, 2017): сюрреалистический триллер от Даррена Аронофски.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. дарья

    отличная статья! помогла подтвердить свои догадки и лучшее разобраться в сюжете и метафорах Астера. спасибо!

    Ответить
  2. Павел

    Одного не пойму,если смысл и заложен,то зачем через такую лютую дичь? Нельзя ли лаконичнее донести мораль?Или смысл этого фильма сломать мозг или надорвать психику?

    1
    1
    Ответить