Режиссер «Игры в кальмара» об идее сериала: «Это история неудачников»

Игра в кальмара Смысл фильма
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Страна: Южная Корея

Жанр: триллер, дорама, хоррор, детектив

Год производства: 2021

Режиссёр: Хван Дон-хёк

Актёры: Ли Джон-джэ, Пак Хэ-су, Чон Хо-ён, Анулам Трипати, О Ён-су и другие.

Смысл сериала «Игра в кальмара» (Squid Game) явно должен быть очень глубоким и многогранным — так думают многие, наблюдая за ажиотажем, который царит вокруг него по всему миру. На первый взгляд фильм может показаться поверхностным. Но это не совсем так. Он заставляет задуматься, в нём есть символы и скрытые подсказки. Хотя, по большому счёту это качественно сделанный из множества штампов триллер, цель которого — взбудоражить и развлечь зрителя.

Феномен сериала «Игра в кальмара»

«Игра в кальмара» меньше чем через месяц после выхода стал самым популярным сериалом стриминговой платформы «Netflix». Интересно, что средства в раскрутку проекта за пределами Южной Кореи, где он произведён, практически не вкладывались — информация о нём распространялась вирусно, через социальные сети. Важную роль сыграло то, что сериал был продублирован на тридцати четырёх языках — благодаря этому люди из других стран более охотно вовлекались в просмотр.

первый сезон корейского сериала
Кадр из сериала.

У «Игры в кальмара» сотни тысяч поклонников по всему миру. Интернет завален фанатскими видео на тему игр, которые были продемонстрированы в сериале.  Основная аудитория — подростки, наиболее активная из всех возрастных категорий. И в том, что удалось зацепить прежде всего её, один из секретов популярности проекта среди всех остальных.

Под хештегом #squidgame в TikTok, основными пользователями которой как раз являются подростки, опубликованы миллиарды клипов-мемов на тему «Игры в кальмара». Оттуда неудержимый поток хайпа хлынул и на другие площадки. К середине осени этот сериал стал самым популярным в мире — его посмотрели больше 110 миллионов человек. Если же учитывать тех, кто пользуется пиратскими ресурсами, то это количество можно смело умножать минимум на два.

Проект, конечно, не задумывался как сериал для подростков. Создатель «Игры в кальмара» Хван Дон-хёк, для которого хайп вокруг его детища, как и для многих, стал полной неожиданностью, ориентировался на взрослых корейцев, которым, как и ему, хорошо знакома тёмная сторона капитализма — режиссёр не раз бывал в шкуре погрязшего в долгах неудачника. Сценарий фильма он безуспешно пытался продать в течение десяти лет, пока ему наконец не повезло. По иронии, его бешеному взлёту поспособствовал один из самых крупных капиталистических гигантов — компания «Netflix».

История, придуманная Хван Дон-хёком, как и в случае с не так давно прогремевшим южнокорейским хитом «Паразиты», получилась универсальная — понятная детям и взрослым, корейцам и представителям других национальностей. Причём в обоих фильмах, если знать значение некоторых сугубо национальных деталей, смысл может немного измениться.

Сериал с учётом реалий мирового экономического кризиса смотрится вполне себе злободневно и современно — пожалуй, за десять лет сюжет только «настоялся». Режиссёр отмечает, что пандемия COVID-19 усугубила неравенство между классами в Южной Корее и во всём мире, что сделало сериал более реалистичным. Универсальность и современность «Игры в кальмара» тоже можно отнести к решающим факторам успеха.

О чём сериал

Главный герой сериала — неудачник Сон Ги-хун. Он разведён, живёт с матерью, пользуется её деньгами, чтобы участвовать в азартных играх, но постоянно оказывается в проигрыше. Он задолжал уже крупную сумму. Однажды в метро он встречает странного человека, который даёт ему визитку с контактами организаторов игры, где есть шанс получить большие деньги.

главный герой Ли Чжон
Ли Чжон Джэ сыглал главную роль азартного игрока с большими долгами по имени Ки Хун. Кадр из сериала.

И вот Ги-хун вместе с несколькими сотнями таких же отчаявшихся должников, в число которых входит его друг детства, участвует в смертельных схватках на выживание и приз в 45,6 миллиардов вон.

Шоу сделано специально для богачей, которым всё наскучило и которые желают увидеть незабываемое зрелище. Каждый этап — какая-то детская забава, хорошо знакомая корейцам. Проигравших жестоко убивают. Игра продолжается, хотя у участников есть возможность отказаться от неё большинством голосов. Параллельно мы наблюдаем историю детектива Хвана Чун-хо, который разыскивает своего пропавшего брата и проникает в логово организаторов игры.

Подробное содержание всех серий «Игры в кальмара» читайте по ссылке.

Будет ли продолжение

Будет. Создатель и сценарист картины Хван Дон Хек ссобщил в интервью изданию The Associated Press, что собирается приступать к съемкам второго сезона. Платформа Netflix пока официально не подтвердила эту информацию. Сроки съемок второго сезона «Игры в кальмара» еще не определены.

Идея фильма

Вряд ли стоит искать в сериале скрытые идеи: здесь всё лежит на поверхности, содержание довольно прямолинейно.

Смысл фильма «Игра в кальмара» в следующем. Нам показывают изнанку капиталистического общества, в котором люди, доведённые до отчаяния, готовы убивать друг друга в погоне за золотым тельцом, а сильные мира сего в борьбе со скукой наблюдают за этим и делают свои ставки.

Режиссёру пришла идея «Игры в кальмара», когда он сам, как и главный герой, жил со своей матерью и испытывал острую нехватку денег. Источником вдохновения послужили японские манги о выживании в духе «Королевской битвы». Хван Дон-хёк прямо говорит в интервью: «У меня было желание написать историю, которая бы стала аллегорией на современное капиталистическое общество, где конкуренция изображена в её неприглядном, экстремальном виде. Я хотел использовать персонажей, которые мы часто встречаем в нашей жизни… Это история о неудачниках».

Главный герой и его друг детства — это разные ипостаси режиссёра. Хван Дон-хёк успел побыть в шкуре и того, и другого: его, как и Ги-хуна, вырастила малоимущая мать-одиночка и, как и Сан-ву, он окончил престижный Сеульский национальный университет, на него были возложены большие надежды.

Сан-ву
Пак Хэ-су в роли друга детства главного героя, Сан-ву. Кадр из сериала.

Суть в том, что ни тот, ни другой не находит счастья в современном обществе — оба погрязли в долгах и обеспокоены лишь материальной стороной жизни. Не только у них, но и у всех участников игры культ денег возведён в абсолют. Тоже самое и у организаторов, и у обеспеченных зрителей игры. Сам её создатель старик О Иль-нам в конце даёт объяснение, что придумал всё от скуки — хотел развлечь и себя, и своих богатых партнёров, пытался вернуть утраченный вкус к жизни.

Этот вкус жизни, радость беззаботного пребывания на этой прекрасной планете символизируют весёлые детские игры. Но их смысл извращается благодаря тому, что они помещены в систему, где конкуренция и жестокость имеют первостепенное значение. Выживает сильнейший — любви, дружбе, состраданию здесь места нет.

Этой жестокой игрой поглощены все — настолько, что, имея такую возможность, не в силах отказаться от участия, даже понимая, что шансы выжить чрезвычайно малы. Заметим, что в конце Ги-хун, несмотря на весь произошедший ужас, продолжает играть. Содержание его беседы со стариком Иль-намом — очередной этап. Они заключают пари, спасёт ли кто-то замерзающего на улице человека. При этом Ги-хуну не приходит в голову самому прийти на помощь. Он даже не делает попытку использовать деньги для добрых дел: спустя целый год терзаний, он по сути просто перекладывает ответственность вместе с чемоданом с выигрышем на мать Сан-ву. А желание быть вместе с дочерью перекрывается неосознанным желанием вернуться в игру под предлогом наказания виновных и восстановления справедливости.

выживание в игре
Игра на перетягивание каната. Кадр из сериала.

Зашоренность, концентрация на себе, своём выживании и своей выгоде не даёт участникам действовать сообща. Никто из организаторов не говорил, что выжить должен только один. Игроков всё время провоцировали на убийства, и они охотно на эти провокации поддавались.

А ведь как минимум два испытания могли пройти все участники. Например, на стеклянном мосту стоящий позади игрок мог страховать идущего впереди, обхватив его или держа за руку. Для надёжности все могли взяться за руки и создать живую цепочку. А условие игры в шарики звучало так: нужно забрать все шарики соперника. А значит можно просто обменяться шариками — тогда все будут в выигрыше. Не говоря о том, что всегда можно прекратить испытания большинством голосов.

Всё похоже на попытку поймать призрака: бедняки пытаются добыть побольше денег, которые в итоге оказываются бесполезны, а богачи, имеющие их в достатке, не знают, как им жить дальше, тщетно пытаются себя развлечь.

Сериал можно было бы назвать антиутопией, но общество, показанное в нём, не является выдуманным с целью предупредить, какая участь может нас ждать в будущем. Всё, что происходит в фильме, происходит на нашей планете в настоящее время, пусть и не точно в том же виде.

Но суть та же: конкуренция, эгоизм, жестокость, предательство, бесполезная погоня за наживой, тотальное отсутствие счастья и любви. Элементы такой капиталистической антиутопии в реальном времени есть в жизни чуть ли не каждого.

Символы и скрытые подсказки

Денежное солнце

Над головами участников висит огромная копилка, подсвеченная жёлтым светом. Игроки смотрят на неё, мечтая о том, как всё будет хорошо, когда они выиграют. Эта копилка буквально заменяет им солнце. Вместо тепла, света, радости — деньги, деньги и ещё раз деньги.

Гроб в подарочной упаковке

Охранники кладут тела убитых в чёрную коробку с розовой лентой. Арт-директор сериала Чэ Кён-сон дала этому объяснение. По её словам, создатель игры мнит себя богом. И такое оформление гроба — своеобразное проявление его извращённой милости. Он как бы говорит проигравшему: «Это мой тебе подарок». Режиссёр дополняет эти слова ещё одним скрытым смыслом: чёрный и розовый — это цвета, характерные для руководителей в офисах.

Гроб
Кадр из сериала.

Игрок под номером 001

О Иль-нам — главный организатор игры. В сериале есть множество деталей, которые на это намекают. Это, например, номер игрока — 001. С чего вдруг больной старик оказался первым кандидатом в игре на выживание? Даже его имя на корейском буквально означает «первый человек».

В испытании «светофор» свечение вокруг фигуры Иль-нама не такое яркое, как вокруг остальных игроков. Это, возможно, означает, что его движения не сканируются и он в относительной безопасности.

Когда детектив Чун-хо находит папку с данными об игроках, в ней на первом месте лежит анкета игрока 002 вместо 001.

Иль-нам
О Ён Су в роли игрока 001, Иль-нама. Кадр из сериала.

В испытании «перетягивания каната» замка на руке Иль-нама нет — похоже, он мог в любой момент просто отпустить канат.

Когда после отбоя между игроками начинается резня, охрана прекращает её только тогда, когда остановиться умоляет старик Иль-нам.

Иль-нам явно симпатизирует Ги-хуну. Перед испытанием «игра в шарики» Иль-нам отдаёт свою куртку главному герою — возможно, чтобы того не застрелила охрана. А в финале позволяет ему выиграть, предварительно подразнив.

Цвета

Конверты, в которые предлагает сыграть Ги-хуну вербовщик в метро, имеют цвета, идентичные форме игроков и охранников — синий и розовый. Главный герой выбрал синий и оказался участником испытаний. Возможно, если бы он взял другой конверт, стал бы надзирателем. Ведь мы знаем, что охранники на игре — тоже обычные люди, нуждающиеся в деньгах.

Синий и розовый — ещё и референс в сторону культовой «Матрицы» с её красной таблеткой, дающей пробуждение от коллективного сна, и синей, возвращающей неведение. Но не только. Есть ещё японская страшилка, перекочевавшая в Корею про жуткого человека-монстра по имени Ака Манто. Он появляется, если зайти в последнюю кабинку школьного туалета и обнаружить, что туалетная бумага закончилась. Ака-Манто предлагает на выбор синюю или красную бумагу. Если выбрать красную, монстр убьёт нуждающегося максимально кровавым способом, а если синюю — наоборот, высосет всю кровь.

Получается выбор без выбора. Ещё один намёк на то, что по какую бы сторону в игре ты не находился, разницы особой нет. Эта мысль перекликается с идеей культового фильма  «Платформа», смысл которого в том, что все мы существуем в жестких рамках социальной системы.

фигурки из карамели
Игра на вырезание фигурок из карамели. Кадр из сериала.

Предсказанные смерти

Способ гибели основных персонажей в игре перекликается с их действиями, совершёнными ранее. Так, Али украл деньги у своего босса. А погиб он из-за того, что Сан-ву украл его камни. Дёк-су, спасаясь от конкурирующей банды, спрыгнул с моста, а погиб — упав, провалившись под стеклянный мост. Сё-пёк угрожала мошеннику, приставив нож к его горлу. Сан-ву также ножом перерезал ей горло. Сам Сан-ву думал о самоубийстве, лёжа одетым в ванной, и в итоге совершил его.

Круг, треугольник и квадрат

символизм в дораме
Кадр из сериала.

Это символы на масках охранников и на визитке организаторов. Кругом помечаются рабочие, которые готовят еду, избавляются от трупов и т. д. Треугольник — знак солдата. Они вооружены и должны следить за порядком. Носящие маски с квадратами — представители начальства, менеджеры. Именно такой смысл закладывал в эти символы режиссёр (информация из интервью).

обложкиДля интеллектуалов:

Книги в духе сериала «Игра в кальмара»

Подкаст: как кровавая история о неравенстве стала главным сериалом года

Смысл концовки

Концовка «Игры в кальмара» не позволяет дать однозначной трактовки. Режиссёр явно хотел закончить все сюжетные линии, но ему пришлось оставить открытый финал. Ясно одно: Ги-хуна не отпускает игра. Он плотно в ней увяз. Герой покрасил волосы в розовый свет — и это тоже символ. Это может означать кипящую в нём ярость. Но разгадка может быть и в том, что Ги-хун уже фактически на стороне надзирателей и продолжит в этой роли действовать в следующем сезоне. Изменение внешности персонажей может означать и перерождение личности, но до этого явно далеко.

Иль-нам тоже остался игроком до самой смерти в финале, уверенный в том, что человечество безнадёжно.

Смысл концовки сериала «Игра в кальмара» можно изложить так: игра не закончена, антигуманная система продолжает работать, новые жертвы неизбежны.

Фанатские теории

Интернет полон рецензий с другими объяснениями концовки, подробными разборами неясных моментов сериала и фанатскими теориями по нему. Так, одна заключается в том, что старик Иль-нам, организатор игры, является отцом Ги-хуна. Именно поэтому он проявлял к нему заботу и симпатию, поэтому оставил в живых в испытании с шариками. Нам известно, что Ги-хун рос без отца, у него, как и у сына Иль-нама, непереносимость лактозы.

Ещё одна теория состоит в том, что люди в розовых костюмах являются победителями прошедших игр. Ведь брат детектива, влившийся в ряды организаторов, тоже был победителем.

"Игра в кальмара" - это действительно настолько крутой сериал, чтобы быть культовым?
Да. Это невероятный фильм, новое слово в кинематографе
16.32%
Да. Он поднимает вопросы, о которых пора задуматься всему человечеству
38.19%
Просто качественно сделанный триллер, не более того
23.18%
Не понимаю, почему все так сходят от него с ума. Ничего особенного
14.84%
Лучше бы я это не смотрел...
7.47%
Проголосовало: 1152

Добавить комментарий

  1. Наталья

    Сериал захватывает, держит в напряжении до конца, посмотрела на одном дыхании, но ничего нового в нем нет. Все можно предсказать с самого начала, в этом то и привлекательность сериала, чувствуешь себе умной и сообразительной.

    Ответить
Adblock
detector