Борьба за жизнь, деградация, безнадежность: разбор триллера «Мгла»

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Франция

Жанр: драма, триллер, ужасы, фэнтези

Год производства: 2022

Режиссер: Гийом Никлу

Актеры: Анжель Мак, Атик, Ахмед Абдель Лауи, Килиан Лармони

В 2022 году французский режиссер Гийом Никлу представил миру свою новую картину в несвойственном для себя жанре — драму под названием «Мгла». Ее оригинальное название – «La tour» – переводится как «Башня» и точнее, чем русскоязычная адаптация, отражает происходящее в картине. Сюжет фильма «Мгла» повествует о жителях многоэтажного дома, которые не могут выйти наружу из-за черной пелены, окутавшей здание и убивающей каждого, кто попытается его покинуть. Сделаем разбор — попробуем понять суть фильма и идеи, которые хотел донести до зрителя режиссер.

О чем фильм

Первые минуты фильма «Мгла» знакомят нас с живущей в многоэтажке молодой девушкой по имени Асситан и ее младшим братом Дума. Мальчик будит сестру, потому что слышит шум за дверью квартиры, а затем зовет к окну, за которым что-то изменилось.

Они обнаруживают, что снаружи стоит черная пелена, сквозь которую не видны привычные знакомые окрестности, включая Башню (вероятно, соседнее здание). Последовавшая за этим открытием проверка показывает, что мобильная связь отсутствует, а телевидение не работает.

Асситан оставляет брата дома, выходит из квартиры и направляется на улицу. В коридоре она сталкивается с Ингрид – молодой француженкой, попрощавшейся со своей подругой Одри и направляющейся на улицу.

Кадр из фильма

У Ингрид тоже нет связи на телефоне. Девушки ждут лифт и спускаются вниз. Они пытаются выйти наружу из дома, но их останавливает темнокожий мужчина по имени Матео, предупреждающий, что покидать здание нельзя. Взглянув в сторону двери, Асситан и Ингрид обнаруживают, что ее нет, а на ее месте видна черная мгла.

Асситан возвращается домой и вместе с братом отправляется к своему знакомому Ахмеду, чтобы сообщить ему о произошедшем и вместе с ним найти какое-то объяснение. Чтобы проверить, что находится снаружи, мужчина выбрасывает в окно телевизор, но звука падения не слышно: мгла просто поглотила предмет.

Постепенно о произошедшем узнают все жители многоэтажки. На первом этаже собирается довольно много людей, пытающихся понять, что случилось. Двое мужчин затевают драку и, споткнувшись, падают в дверной проем: мгла поглощает одного полностью, а от второго остаются только аккуратно отрезанные ноги.

Это наглядно демонстрирует присутствующим, что покидать здание нельзя. Попытка взломать дверь в подвал и разобрать замурованный выход тоже заканчивается неудачей: там находится все та же черная неизвестность.

Сначала по сюжету фильма «Мгла» люди предаются тревоге и панике, но затем понимают, что происходящее может продлиться очень долго, а значит, нужно учиться выживать. В многоэтажке начинаются грабежи, поэтому жильцы объединяются в кланы, преимущественно по расовой принадлежности (арабы, темнокожие, белые) и начинают запасать продукты, воду и лекарства.

Отдельные люди предпочитают действовать самостоятельно: это Ингрид и Одри, Асситан с братом, который вскоре гибнет по случайности, молодой парень по имени Джордан с беременной женой Мелани и другие. На общем собрании кланов устанавливаются определенные правила, например, не грабить стариков и детей, но спустя время они перестают соблюдаться. Матео в подвале находит несколько кукол Вуду.

Далее действие фильма «Мгла» переносится на пять месяцев вперед. Еды не хватает, поэтому в общежитии начинается борьба за животных: некоторых съедают, других же принуждают размножаться, а затем едят их потомство.

Питомцы также используются для торговли и обмена между кланами. Ингрид и Одри для выживания занимаются проституцией в обмен на еду и наркотики. Асситан тайно встречается с Ахмедом, ставшим лидером арабского клана и получает от него защиту и еду. Темнокожий парень предлагает Асситан присоединиться к их клану и отдать им свою квартиру в обмен на поддержку, но девушка ему отказывает.

Арабские дети грабят пожилую пару и отнимают у них собаку, при этом старик погибает. К Ахмеду приходят представители клана белых и в форме ультиматума предлагают ему вернуть животное в течение получаса. Они объясняют, что детей идентифицировали по описанию выжившей женщины и определили, к какой группе они относятся. После того, как Ахмед не выполняет требование (оказывается, что он держит собаку у себя), к нему в квартиру вламываются белые мужчины и казнят его и двух его друзей, выбросив их в окно, во мглу, на глазах Асситан, а животное возвращают владелице.

Кадр из фильма

Дрис, пожилой белый мужчина, приходит к мысли, что для выживания противоборствующие кланы должны объединиться. Зная, что Бруно, лидер белой группировки, будет против, так как он расист и ненавидит арабов и темнокожих, Дрис обращается к Матео, практикующему магию Вуду, для устранения Бруно. У Джордана и Мелани рождается ребенок.

Объяснение концовки

Проходит еще два года по сюжету драмы «Мгла». Из-за отсутствия еды часть жителей начинает практиковать каннибализм и поедает тела умерших товарищей. Некоторые женщины, чтобы выжить, целенаправленно становятся беременными и рожают: за это они получают еду от Матео, основавшего собственный культ и проповедующего поедание детей.

Бруно тяжело болен: объяснение в том, что колдовство Матео все-таки на него подействовало. Джордан и Мелани гибнут во время перестрелки. Их ребенка обнаруживает Асситан и забирает себе: смысл ее действий, вероятно, в том, что она по-прежнему скучает о брате, и мальчик напомнил ей о нем.

Проходит 5 лет. В конце фильма из-за практически полного отсутствия еды люди начинают есть насекомых. Асситан воспитывает мальчика. Ребенок в качестве развлечения рисует на стенах животных, о которых ему известно из рассказов Асситан. Ингрид сообщает Одри, что мгла начала подниматься все выше и теперь нельзя спуститься ниже 4 этажа.

В финале драмы «Мгла» Асситан разговаривает с мальчиком и рассказывает ему историю про дружбу льва и щенка в зоопарке. Затем ребенок интересуется, что чувствуешь, когда умираешь. Женщина отвечает ему, что он не почувствует ничего. На этом картина заканчивается. Смысл концовки фильма «Мгла» в том, что выжить в многоэтажке не суждено никому: тех, кто не умрут от голода, болезней и в столкновениях между собой, поглотит тьма.

Кадр из фильма.

Смысл фильма

Несмотря на то, что фильм Гийома Никлу носит название «Мгла», тьма, окутавшая многоэтажку и поглощающая его жителей, если они пытаются выйти наружу, не является главной темой картины. Смысл в том, что она, по сути, только предлог, позволивший режиссеру показать, как будут вести себя люди, оказавшись в условиях ограниченного пространства и вынужденные бороться за свою жизнь.

На протяжении сюжета никто даже не пытается найти разгадку ее появления: жильцы принимают ее как данность, мы практически не слышим упоминания о ней: все заняты тем, что пытаются выжить.

Лишь часть местных жителей забивает досками окна и двери, чтобы не сталкиваться с мглой. Стоит напомнить, что название картины в оригинале переводится как «Башня»: такой вариант лучше отражает содержание драмы, ведь, по сути, многоэтажка и является башней, населенной большим количеством людей, противостоящих друг другу.

В фильме «Мгла» большое количество персонажей, но центральным из них является молодая француженка Асситан, пытающаяся выжить на протяжении всей драмы. Это подтверждает интервью режиссера, объяснявшего скрытый смысл своей картины. Остальные жильцы имеют второстепенное значение, даже их имена упоминаются вскользь и с трудом запоминаются. На примере Асситан и других жителей Гийом Никлу показывает, как может человек, попавший в подобные условия, деградировать и к чему это приведет.

Кадр из фильма.

Неслучайно главным местом действия стала такая многоэтажка, в которой живут по большей части представители низших социальных слоев: в такой среде быстрее проявляются худшие человеческие качества. Уже в первые дни начинаются грабежи, насилие, объединение в кланы по расовому признаку и постепенно, к финалу, все это скатывается к поеданию новорожденных детей и тел умерших людей, поклонению магии Вуду и другим ужасам.

Показывая происходящее в фильме, режиссер пытается понять, как рушатся запреты и границы дозволенного, почему люди настолько меняются в экстремальных условиях, что возвращаются к чуть ли не первобытному состоянию.

О возврате к доисторическим временам свидетельствует и обстановка, в которой Асситан и приемный мальчик оказываются в конце фильма: они находятся в темном помещении, освещаемом свечой и напоминающем пещеру, а ребенок рисует на стенах животных, как это делали древние люди.

На последних минутах картины мы узнаем, что мгла начинает распространяться по зданию, занимает низшие этажи и постепенно поднимается вверх: возможно, объяснение концовки таково, что жильцам многоэтажки нет пути назад, к остальному человечеству, после такого морального падения и того, что им пришлось пережить.

Они и сами понимают, что скоро погибнут, поэтому и последний разговор между Асситан и мальчиком, которого она воспитывает, о смерти.

При всей мрачности картины есть в ней и проблески света. В концовке фильма Асситан берет на себя заботу о совершенно чужом ребенке, хотя в той реальности, где она находится, ей проще пройти мимо и оставить его умирать. Трактовка этого поступка может быть разной, но, скорее всего, она делает это в память о своем брате Дума, которого не смогла защитить и спасти. В то же время возможен и другой вариант: режиссер показывает, что даже в экстремальных условиях выживания люди способны сохранять человечность и помогать более слабым.

Кадр из фильма.

«Мгла» — это не фильм ужасов, рассказывающий о необъяснимой тьме, поглощающей людей, а социальная драма, смысл которой – продемонстрировать, как и насколько быстро люди могут утратить человечность и деградировать, столкнувшись с необходимостью бороться за свою жизнь в экстремальных условиях. Картина мрачная, тяжелая, пессимистичная, счастливого финала в ней нет и не может быть.

Похожие фильмы

«Сквозь снег» (Южная Корея, 2013 год). Оставшееся в живых после глобальной катастрофы человечество пытается выжить в поезде, мчащемся без остановки по планете.

«Платформа» (Испания, 2019 год). Люди борются за жизнь и стараются не умереть от голода в многоэтажной экспериментальной тюрьме.

«Куб» (Канада, 1997 год). Пятеро людей оказываются в комнате в форме куба, из которым им нужно как можно скорее выбраться.

«Голодные игры» (США, 2012 год). В тоталитарном мире людям, представляющим разные сословия, ежегодно приходится сражаться за жизнь в играх на выживание.

«Высотка» (Великобритания, Бельгия, 2015 дом). В идеальном многоэтажном доме люди, принадлежащие к разным социальным слоям, сталкиваются друг с другом.

Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.