«Не беспокойся, дорогая»: суть фильма и ляпы сценаристов

Кадр Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, драма, фантастика

Год производства: 2022

Режиссёр: Оливия Уайлд

Актёры: Флоренс Пью, Гарри Стайлс, Оливия Уайлд, Крис Пайн, Кики Лэйн

Слоган: «Добро пожаловать в победу»

Сюжет и смысл концовки фильма «Не беспокойся, дорогая» («Don’t Worry, Darling») многим зрителям показались вторичными. И действительно, создателям удалось снять качественную картину, но добиться оригинальности не получилось. Разрекламированный сюжетный поворот в концовке вышел довольно предсказуемым, особенно для любителей фантастики. При этом на целый ряд вопросов, которые неизбежно возникают по ходу просмотра, авторы решили не отвечать.

О чём фильм

Действие фильма «Не беспокойся, дорогая» происходит в месте, по описанию похожем на идеальный американский городок из глянцевых журналов пятидесятых годов. Главная героиня Элис живёт со своим мужем Джеком, наслаждаясь благоденствием и роскошью. Кроме них в этом месте находятся, похоже, исключительно семейные пары, с детьми или без. Каждый день Джек вместе с остальными мужчинами уезжает на работу в некий секретный бункер, а Элис и другие женщины остаются дома. Они убираются, готовят еду, ходят по магазинам и на занятия по танцам.

Гарри Стайлс, Флоренс Пью
Актеры Гарри Стайлс и Флоренс Пью сыграли главные роли Элис и Джека. Кадр из фильма.

Женщины почти ничего не знают о том, в чём смысл работы их мужей. Единственное, что им известно – это название секретного проекта («Победа»). Однако большинство старается в это не вникать. Собственно, два правила, которые нужно соблюдать в городке: не задавать лишних вопросов и не выходить за пределы населённого пункта в пустыню. Считается, что если нарушить последнее, можно подвергнуть свою жизнь небывалой опасности.

Раньше Элис и её подруги общались ещё с одной девушкой по имени Маргарет. Однако у последней появились психические отклонения. Однажды она увела своего сына в пустыню, где тот погиб. Но сама Маргарет уверена, что мальчика у неё забрали в наказание за любопытство.

Однажды все отправляются на вечеринку, которую устроил руководитель проекта «Победа» Фрэнк со своей женой Шелли. На торжестве появляется и Маргарет, которая произносит: «Нам здесь не место». Никто кроме Элис не придал этому значения. Она увидела, как муж Маргарет увёл ту в дальнюю комнату и пытался дать ей лекарство. Элис взволнована и пытается рассказать об этом Джеку, но муж не даёт ей высказаться.

Во время приготовления ужина героиня вдруг замечает, что куриные яйца пустые внутри. Беспокойство усиливается. Тогда она отправляется в город и, чтобы развеяться, садиться на курсирующий по нему автобус. В нём девушка увидела, как в горах упал самолёт. Водитель ничего такого не замечает и отказывается сопроводить Элис к месту крушения, чтобы проверить, нужна ли кому-то помощь. Выйдя на запретную территорию, героиня поднимается на гору и видит там некий купол. Дотронувшись до его прозрачных стен, она подвергается странным галлюцинациям.

пустые куриные яйца
Кадр из фильма.

Сознание Элис отключается, после чего она просыпается в своём доме и обнаруживает на кухне суетящегося за готовкой мужа. В ответ на расспросы Джек говорит, что девушка в момент его прихода уже была в доме и он ничего странного не заметил.

Галлюцинации и параноидальные мысли постепенно начинают поглощать сознание Элис. Однажды на танцевальных занятиях она видит в отражении Маргарет, которая разбивает себе голову о зеркало. Взволнованная Элис отправляется к дому бывшей подруги и видит ту, стоящую на крыше. Маргарет перерезает себе горло и падает. Шокированную Элис уводят люди в красных костюмах. Дома девушка снова пытается поговорить с мужем, но тот не верит её словам и утверждает, что никакого самоубийства не было. По его словам, Маргарет мыла окна и оступилась.

Партнёр Фрэнка врач Коллинз подтверждает версию Джека. Он рекомендует Элис принимать успокоительные. Во время разговора с ним девушка видит в его сумке папку с надписью «Угроза безопасности» и именем Маргарет. Героиня незаметно крадёт документы, но в их содержании невозможно разобраться: большинство слов закрыто чёрными полосами.

На очередной вечеринке, посвящённой проекту «Победа», Фрэнк торжественно объявляет Джеку о его повышении. Элис же охватывает приступ паники. Она отправляется в дамскую комнату, куда заходит её подруга Банни. Та спрашивает у Элис, что с ней происходит. Когда героиня рассказывает о том, что видела за пределами города, Банни в ответ просит выбросить дурацкие мысли из головы.

Через несколько дней героиня приглашает на ужин соседей. Пока Джек беседовал с гостями, Фрэнк пришёл на кухню к Элис и дал понять, что он знает о её разговоре с Банни. Более того, он намекает, что догадки девушки о фальшивости этого места правдивы.

вечеринка проекта Победа
Кадр из фильма.

За общим столом Элис излагает перед всеми очевидные дефекты окружающего мирка. Оказывается, все жители приехали из одних и тех же мест, проводят отпуск также в одних и тех же местах. Даже истории знакомств всех супругов совпадают вплоть до мелкий деталей. Но гости не пытаются дать этому никакого объяснения, предпочитая игнорировать слова девушки.

Когда все разъезжаются по домам, Элис опять пытается поговорить с мужем. Она просит Джека уехать с ней из этого места. Тот делает вид, что соглашается. Но, сев в машину, девушка подвергается нападению людей в красной одежде. Они забирают её. Джек же отчаянно кричит, не пытаясь, однако, остановить напавших – похоже, он это и инициировал.

Доктор Коллинз вместе с другими врачами подвергает Элис электрошоковой терапии. В перерывах между мучениями девушка видит свою прежнюю жизнь, в которой она тоже была доктором и работала сутками в операционной. Элис уходила уставшая домой, где её встречал безработный Джек, безуспешно пытающийся обратить внимание жены на себя.

Элис возвращается в городок со стёртой памятью. Однако галлюцинации вновь начинают её мучить. Кроме того, через некоторое время Элис всё же вспоминает, кем она была раньше и осознаёт, что «Победа» – это мир симуляции, который создал Фрэнк. Оказывается, Джек обо всём знал, и именно он заточил жену в иллюзорном пространстве. По условиям сделки с руководителем проекта мужья берут ответственность за своих жён и погружают их в симуляцию. В реальном мире тела женщин находятся в своеобразной коме благодаря необычным линзам. Супруги ухаживают за ними. Кроме того, мужчины обязаны работать на компанию «Победа», что является платой за услуги.

Джек старается убедить Элис, что делал всё для её же блага и пытается её удержать. Но та разбивает о его голову стакан, после чего мужчина падает замертво. Фрэнк получает сигнал, что Джек мёртв и отправляет людей в красной форме схватить героиню. На улице раздаётся звуковая тревога.

В дом Элис входит Банни и просит героиню бежать. Оказывается, подруга знает о симуляции. Она добровольно остаётся в иллюзорном мире, чтобы иметь возможность видеться с детьми, которые в реальной жизни погибли. Банни объясняет, что смерть в симуляции предполагает смерть настоящую, так что Элис стоит поскорее выбираться отсюда.

побег с проекта
Кадр из фильма.

Героиня выходит на улицу в окровавленном платье. Глядя на неё, мужчины начинают беспокоиться, а их жёны – догадываться о реальном положении вещей. Так, Шелли, осознавая, что пришло время перемен, убивает Фрэнка, собираясь занять его место.

В финале Элис садится в автомобиль Джека и, уходя от погони, добирается до купола на вершине горы. Перед тем как сделать последний шаг она в своём воображении видит Джека, который просит её остаться. Но героиня не хочет больше жить в иллюзии, поэтому она дотрагивается до прозрачной стены купола и выходит из симуляции.

Смысл фильма

Итак, суть фильма «Не беспокойся, дорогая» довольно проста: героиня освобождается из «золотой клетки», в которую её заключил муж, показывая пример другим женщинам. Такая идея вполне в духе набирающего обороты феминизма. И реализована она довольно неплохо.

Показанный иллюзорный мир действительно воплощает в себе видение роли женщины в патриархальном мире: её задача там – заботиться о муже и делать всё, чтобы тот был доволен. В качестве вознаграждения – мир роскоши, встречи с подругами и другие нехитрые развлечения. При этом полностью игнорируются истинные желания самой женщины. Освобождаясь из плена, героиня подтверждает своё право на выбор той жизни, которой она хочет жить, в том числе на карьеру (помним, что Элис в прошлом работала хирургом).

В «Не беспокойся, дорогая» также отлично показано, как, прикрываясь любовью, мужчины могут мстить женщинам. Ведь Джек на самом деле просто компенсировал своё плачевное положение в реальном мире, по сути, поменявшись в иллюзорном мире местами  с женой. В симуляции он создавал видимость успешности, лишь чтобы потешить своё эго, подчинить супругу себе, сделав её своей собственностью.

Если попробовать взглянуть глубже и найти какой-то скрытый смысл, можно заняться интерпретаций отдельных обозначений и символов фильма. Скажем, в названии проекта «Победа» можно увидеть утверждение мужчинами своего доминирующего положения в отношении женщин. А, например, упавший самолёт (и красный игрушечный самолётик ребёнка Маргарет) можно интерпретировать как символ забытой мечты или собственных желаний.

Впрочем, авторы «Не беспокойся, дорогая» всё-таки не разбрасывались метафорами и намёками: показанные события довольно прямолинейны, всё остальное же служит, скорее, для поддержания атмосферы, нужного настроения. Так что подробный разбор деталей вряд ли будет уместен.

Раскрытие очевидного (и в общем довольно поверхностного) смысла картины «Не беспокойся, дорогая», который можно охарактеризовать фразами «Насильно мил не будешь» и «Женщина имеет право на свою жизнь», однако не позволяет дать ответы на множество возникших вопросов, касающихся описанного мира. Например:

  • Как Джеку удалось так просто «выдернуть» Элис из реального мира, где она занимала важное место? Ведь ясно, что в реальном мире женщины вовсе не бесправны. Разве исчезновения девушки никто не заметил?
  • Как именно работает симуляция? Почему её дефекты проявлялись именно так, а не иначе? Например, что за галлюцинации в виде чёрно-белых танцоров? Или почему происходят землетрясения?
  • Почему авторы акцентировали внимание на успокоительных, предлагаемых Элис и Маргарет? Какой в них смысл, если можно ввести лекарства в реальном мире?
  • В чём именно заключается работа Джека и других мужчин в реальном мире? А ведь этим вопросом героини задаются на протяжении всей картины и в конце так и не получают на него ответ.
  • Почему Элис так быстро вспоминает о реальном положении вещей, если совсем недавно её подвергли суровой шоковой терапии, именно чтобы стереть память?
  • Почему выход из симуляции столь прост (покинуть город и подойти к куполу), и он никак не защищён?

Увы, авторы «Не беспокойся, дорогая», вероятно, тоже не знают ответы. Скорее всего, всё это лишь сюжетные дыры, заполнить которые каждый может попробовать самостоятельно.

Флоренс Пью
Флоренс Пью в роли Элис. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Не беспокойся, дорогая» не выбивается из общего смысла картины, выражающегося в постепенном освобождении женщин из-под гнёта мужчин. Впрочем, авторы постарались не сгущать краски: например, Джек, оказавшийся антагонистом, показан чуть ли не жертвой своей любви.

В качестве настоящего злодея, вероятно, предполагался Фрэнк. Но его персонаж, увы, не раскрыт должным образом. Интересно, что в оригинальном сценарии всё было несколько по-другому, включая объяснение концовки.

Там Джек – настоящий антигерой и сексист. Он не мог вынести, что его разлюбила жена, к тому же гораздо более успешная по сравнению с ним. В итоговой версии всё это подразумевается, но показано лишь штрихами.

уборка санузла
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Стэпфордские жёны» (США, 1975): одна из экранизаций книги Айра Левина о женщинах, живущих в идеальном для мужчин мире;
  • «Плезантвиль» (США, 1998): брат с сестрой отправляются в американский городок со стилистикой пятидесятых из телевизионного шоу и меняют жизнь его обитателей;
  •  «Дорога перемен» (США, 2008): муж и жена пытаются разобраться в своих отношениях и вырваться из рутины, но все заканчивается трагедией;
  • «Ванильное небо» (США, Испания, 2001): герой Тома Круза попадает в автокатастрофу и его начинают терзать странные видения;
  • «Прочь» (США, Япония, 2016): сатирический фильм ужасов, успевший стать культовым;
  • «Вивариум» (Ирландия, Дания, Бельгия, 2019): парень и девушка оказываются пленниками глянцевого мира и, чтобы получить свободу, должны вырастить подброшенного им ребёнка.
  • “Барби” (США, Великобритания, 2023). Барби сбегает из придуманного стерильного кукольного рая в реальный мир.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Дарья

    Попробую ответить на несколько ваших вопросов. Чёрно-белые танцовщицы были показаны как момент введения в транс (когда муж героини подключал ее в симуляцию) Именно поэтому они и вспоминались, были в галлюцинациях.
    Успокоительные, которые предлагались женщинам, были для зрителя очередным сигналом, что что-то здесь не так!
    Элис услышала песню, которую напевал муж в момент ее возвращения после терапии, эту же песню он пел, когда вводил ее в симуляцию. Песня послужила ниточкой-воспоминанием из реального мира.
    Что же делали мужчины в реальном мире- вопрос, на который остаётся только гадать. Жаль, что его не раскрыли!
    Если честно, про феминистский посыл я даже и не подумала, но потом увидела, что да, он там есть

    11
    Ответить
    1. Игорь

      Я думаю, мужьям было чем заняться «на работе“ – это как минимум сделать все необходимые процедуры с жёнами и возможно быть агентами это компании: искать клиентов, продвигать в сети и т д. Возможно работать программистами. Но вот что действительно не понятно: каким образом безработный муж финансировал пребывание жены в симуляторе. Это ведь недёшево. Но возможно, пребывание в симуляторе было нужно «компании». Тогда вопрос «зачем?». В «матрице» ответ вроде как понятен, людям скармливают качественную иллюзию, чтобы использовать их в качестве батарейки. А здесь какой резон от женщин в «коме»?

      Ответить
  2. Антонина

    А мне показалось, что мужчины уезжая на «работу» выходили из симуляции в реальный мир, как раз для того, что поддерживать жизнь в теле их супруг. Возможно и плата за нахождении в симуляции производилась в настоящем мире.

    Ответить