«Лучшая версия себя»: скрытый смысл фильма «Субстанция» с Деми Мур

Смысл фильма

Страна: Великобритания, Франция, США

Жанр: драма, хоррор, боди-хоррор, черная комедия

Год производства: 2024

Режиссер: Корали Фаржа

Актеры: Деми Мур, Маргарет Куэлли, Деннис Куэйд

Слоган: «Have you ever dreamt of a better version of yourself?» – «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?».

Награды и номинации: 8 наград и 23 номинации

В 2024 году Корали Фаржа выпустила новый фильм под названием «Субстанция» («The Substance») с Деми Мур и Маргарет Куэлли в главных ролях. Это история немолодой актрисы, решившейся ради преображения внешности на прием экспериментального препарата. Через разбор сюжета картины постараемся понять смысл фильма «Субстанция» и идеи режиссера.

О чем фильм

Первые минуты «Субстанции» показывают эксперимент: в яичный желток вводят из шприца неизвестную зеленую жидкость. Сначала ничего не происходит, но затем от желтка отделяется второй желток и занимает место рядом с первым.

Корали Фаджа
Режиссер фильма Корали Фаджа.

Следующая сцена – это открытие на голливудской «Аллее славы» новой звезды с именем актрисы Элизабет Спаркл. Элизабет была знаменита, получала престижные награды и много ролей, но к 50 годам про нее стали забывать. В фильмах она уже не снимается, но ведет рейтинговое шоу по аэробике. В день рождения Элизабет режиссер шоу сообщает, что увольняет ее, так как публике нужна более молодая ведущая.

Элизабет едет домой в автомобиле, видит рабочих, снимающих билборд с ее изображением, и попадает в аварию. Ее доставляют в больницу, но сразу выписывают, так как она не пострадала. Покинув здание, женщина находит в кармане флешку с надписью «Субстанция», а затем встречает Фреда, своего экс-одноклассника. Фред предлагает встретиться, Элизабет обещает как-нибудь позвонить.

Деми Мур
Главную роль сыграла 60-летняя Деми Мур. Кадр из фильма.

Дома женщина находит на флешке рекламу новейшего препарата «Субстанция». Ее содержание гласит, что средство позволяет «стать лучшей версией себя, более молодой, красивой и идеальной». Далее идет описание его работы: смысл в том, что после инъекции появится вторая, улучшенная версия человека, составляющая единое целое с первой версией.

После некоторых сомнений Элизабет звонит, заказывает «Субстанцию» и узнает, где можно забрать посылку. Утром она получает по почте ключ и номер ячейки и отправляется за «Субстанцией». В неблагоприятном районе женщина находит оборудованный подвал с ячейками, в одной из которых ее посылка.

Дома Элизабет изучает содержимое коробки и читает описание препарата. Она узнает, что после ввода «Субстанции» станет матрицей, из которой появится молодая версия, тесно связанная с ней и не способная существовать сама по себе. Семь дней она будет вести активную жизнь, а матрица – «отдыхать», подключенная к капельнице со специальным питанием. Каждую неделю версии должны меняться местами. Молодой версии обязательно нужно вводить себе стабилизатор – сыворотку, полученную из позвоночника матрицы.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Элизабет вводит в руку препарат, падает на пол, в спине появляется рана, а из нее – молодая девушка, новая версия. Она зашивает женщине рану на спине, подключает ее к капельнице с питанием, набирает стабилизатор из позвоночника Элизабет и вкалывает себе.

Девушка берет себе имя Сью и выигрывает кастинг на место новой ведущей шоу по аэробике. Харви берет ее на работу и соглашается на все условия, включая отсутствие на съемках каждую вторую неделю. Сью участвует в съемках шоу, а затем меняется местами с Элизабет. Актриса забирает на бывшей работе вещи, получает из ячейки новый набор с питанием для себя и Сью и вскоре меняется местами с девушкой.

Шоу Сью попадает на вершины рейтингов, девушка наслаждается славой. В последний день своей недели она возвращается поздно, пропустив время, когда должна была поменяться с Элизабет, и приводит с собой парня. Ей становится плохо, и девушка, проигнорировав правила, берет из тела женщины еще одну дозу стабилизатора. Она проводит ночь с парнем, а утром уступает место Элизабет.

Маргарет Куолли
29-летняя Маргарет Куолли в роли Сью.

Элизабет приходит в себя и обнаруживает следы вечеринки. Затем она видит, что один из ее пальцев деформировался и стал обезображенным. Женщина звонит поставщику «Субстанции», рассказывает о произошедшем и получает ответ, что назад пути нет и отменить изменения ее тела невозможно. Элизабет объясняет, что ее новая версия случайно нарушила правила, но поставщик говорит, что обе они представляют собой единое целое, а значит, винить Элизабет может только себя. На прощание он советует соблюдать баланс, чтобы не было неприятностей.

Элизабет отправляется за новой посылкой и по пути заходит в кафе. С ней заговаривает пожилой мужчина. Элизабет присматривается к нему и вскоре понимает смысл происходящего: этот человек – матрица парня-санитара, подбросившего ей флешку с «Субстанцией». Мужчина рассказывает, что семь дней с каждым разом тянутся все дольше, он чувствует себя одиноким, и ему становится все сложнее доказывать себе, что нужно жить эту неделю и находить смысл в своем существовании. В конце разговора он интересуется, начала ли молодая версия «отъедать по кусочку» от Элизабет, и испуганная женщина убегает от него.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Дома Элизабет находит номер Фреда и предлагает ему встретиться. Она эффектно одевается, красится и выходит из дома, но на улице видит баннер с красивой и молодой Сью, вспоминает свое отражение в зеркале, теряет уверенность и возвращается домой, где «заедает» печаль большим количеством еды.

Далее по сюжету фильма «Субстанция» Сью снится кошмар с куриной ножкой. Она приходит в себя, обнаруживает остатки еды и кучу мусора. Сью звонит поставщику «Субстанции» и просит сократить время Элизабет и отдать его ей, потому что 7 дней Сью мало. В ответ она слышит, что они обе – единое целое, а потому им стоит прийти к соглашению.

Харви сообщает Сью, что она очень нравится людям, поэтому ей доверяют вести новогоднее шоу. Для этого ей нужно много репетировать, а значит, пересмотреть свой график. Девушка решает, что не может упустить такую возможность, ведь другого шанса может не быть и сообщает об этом «отдыхающей» Элизабет. Девушка нарушает график, регулярно выкачивая из тела матрицы дополнительные порции стабилизатора. Так продолжается долго, и когда она все же меняется с Элизабет, последняя обнаруживает, что стремительно постарела, а волосы ее поседели.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Элизабет звонит поставщику препарата и узнает, что вернуть ее внешность нельзя, но можно завершить эксперимент, после которого копия исчезнет. Элизабет отказывается, считая, что Сью должна добиться славы, и возвращается к алкоголю и еде. Во время приготовления блюд она смотрит телепередачу, в которой Сью практически отрекается от нее, и устраивает погром в квартире.

Сью, обнаружив бардак, в порыве ярости отказывается меняться с Элизабет и выкачивает из ее тела большие объемы стабилизатора. Этого ей хватает на три месяца. Накануне новогоднего шоу она пробует выкачать из Элизабет стабилизатор, но обнаруживает, что вместо него в шприце появилась мутная жидкость. От поставщика Сью узнает, что уже израсходовала все запасы стабилизатора, и теперь ей нужно поменяться с Элизабет, чтобы они восстановились. Отчаявшейся девушке приходится подчиниться.

Элизабет обнаруживает в зеркале престарелую лысую женщину с большим горбом. Она звонит поставщику и говорит, что хочет прекратить эксперимент. Тот передает ей шприц с веществом для уничтожения второй версии. Она пытается ввести его содержимое девушке, но понимает, что не может этого сделать. Элизабет вспоминает, как купалась в лучах славы, и решает позволить Сью повторить ее путь. Она помогает девушке прийти в себя, но та, увидев полупустой шприц, понимает скрытый смысл произошедшего, набрасывается на Элизабет и убивает ее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

В финале фильма «Субстанция» Сью направляется на новогоднее шоу. Внезапно она замечает, что у нее выпадают зубы и ногти: смысл в том, что из-за гибели Элизабет тело девушки начинает стремительно разрушаться. Девушка идет домой, находит шприц с небольшим количеством активатора и вводит его себе, чтобы создать свою новую версию.

В концовке картины результатом действия активатора становится появление монстра Элизасью с обезображенным телом, в котором видны лица и фрагменты тел обеих предыдущих версий. Существо надевает платье и серьги Сью, делает себе маску с фотографией Элизабет и идет на шоу. Она появляется на сцене, но маска падает. Шокированные зрители разбегаются, на сцену выбирается мужчина и отрубает монстру голову. Кровь из раны заливает зал и людей в нем.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Элизасью выбирается на улицу и падает. Лицо Элизабет, находившееся на спине существа, отделяется, ползет по асфальту и добирается до своей звезды на «Аллее славы». Оно смотрит вверх, на ночное небо и вспоминает моменты своей славы, когда ее любили и поклонялись ей. На лице застывает улыбка, после чего оно меняет свою форму, превращается в вязкую субстанцию и растекается. От него остаются только остатки крови, которые утром смывают с памятной звезды.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Смысл концовки фильма «Субстанция» в том, чтобы в абсурдной и гротескной форме показать, как женщины под влиянием общественного мнения и стереотипов сначала идут на все, что угодно, чтобы омолодиться и стать красивее. Но потом те же самые люди, которые проповедуют культ юности и красоты, начинают их презирать. Они осуждают женщин за попытки омоложения и высмеивают результат.

Смысл фильма

«Субстанция» вызвала много споров, а мнения о фильме разделились, появилось множество трактовок его смысла. Некоторые люди не оценили картину, посчитали ее проходной и не заслуживающей внимания, другие же называют ее достойной победы в номинации «Лучший фильм» на кинопремии «Оскар».

В «Субстанции» поднимается множество острых тем, касающихся женщин. Это стандарты красоты, боязнь утраты молодости, болезненное восприятие возрастных изменений в своем теле, стремление быть в центре внимания.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

По словам самой Корали Фаржи, идея фильма возникла у нее, когда ей было за 40, и она стала думать о том, как выглядит, как чувствует себя, какое у нее теперь место в обществе и почему она должна испытывать горечь и стыд из-за возраста, если прожила всего половину собственной жизни? Такие размышления, с которыми сталкиваются, по ее мнению, многие женщины среднего возраста, и стали причиной появления фильма «Субстанция».

«Субстанция» – это фильм о восприятии женщин в обществе, о том, с чем им приходится сталкиваться ежедневно, о том, как они должны выглядеть, чтобы иметь право на существование и чувствовать свою необходимость и ценность. А также о том, что женщинам постоянно приходится сравнивать себя с собой в молодости и оценивать свою значимость, отталкиваясь от этого.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

По словам Фаржи, профессия главной героини – актриса – была выбрана неслучайно. Она отмечает, что в реальности многие актрисы после 40 лет действительно начинают получать меньше предложений и, в основном, это уже роли второго плана. Однако она отмечает, что проблема спада в карьере в связи с возрастом и внешностью актуальна и для представительниц других профессий, поэтому они и прибегают к препаратам для похудения и омоложения, олицетворением которых и является «Субстанция».

Суть фильма в том, чтобы показать, на что готова пойти женщина под влиянием общества для сохранения своей карьеры, прежней жизни, чтобы не остаться покинутой и забытой, и к чему это может привести.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

«Субстанция» – интересный и заслуживающий внимания фильм, в котором много актуальных идей, символики, отсылок к творчеству других режиссеров. Неслучайно люди спорят о нем, находят разные объяснения концовки и смысла картины в целом, обсуждают ее ценность и значимость. Фильм, определенно, стоит того, чтобы его посмотреть и составить о нем собственное мнение, а изложенная выше разгадка его смысла далеко не единственная. Зрители понимают картину по-разному.

Субстанция в реальной жизни

В фильме «Субстанция» критики и зрители часто ищут отсылки к реально существующим препаратам для похудения и, в частности, к популярному «Оземпику», которым пользуются знаменитости. Корали Фаржа на фоне внимания к фильму объясняла, что не брала за основу какой-то конкретный бренд или препарат, а идея картины возникла у нее задолго до того, как стал широко известен «Оземпик».

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

По ее словам, «Субстанция» – это отсылка к небезопасным методикам омоложения и улучшения внешности в целом. Режиссер стремилась показать, насколько эта проблема актуальна.

Как вам история Элизабет?
Отлично ее понимаю. В возрасте 50+ действительно сыпется внешность, а с ней вместе часто и карьера, и личная жизнь. На что только не пойдешь, чтобы остановить эту катастрофу.
24.66%
Чокнутая тщеславная актриса, которая не представляет свою жизнь без поклонения. Что ее и сгубило.
14.19%
Жалко ее. Но я бы не пошла ни на какие эксперименты ради омоложения.
30.74%
Это все потому, что детей у нее нет. Или хотя бы кота.
13.85%
Ну 50 лет, ну морщины, ну сняли с шоу. И чо?
15.54%
У меня свое мнение (напишу в комментариях).
1.01%
Проголосовало: 296

Похожие фильмы

  • «Месть» (Франция, Бельгия, 2017 год). Выжившая в пустыне после насилия и пыток девушка возвращается, чтобы отомстить обидчикам.
  • «Титан» (Франция, Бельгия, 2020 год). Девушка с титановой пластиной в голове периодически испытывает неконтролируемые вспышки ярости.
  • «Кожа, в которой я живу» (Испания, США, 2011 год). Известный хирург ставит на своей узнице эксперименты по пересадке искусственной человеческой кожи.
  • «Неоновый демон» (США, Бельгия, 2016 год). Провинциальная девушка отправляется в Лос-Анжелес, чтобы стать моделью.
  • «Бескрайний бассейн» (Канада, Хорватия, 2023 год). Богатые туристы отправляются отдыхать на курорт в вымышленную страну третьего мира.
  • «Человеческая многоножка» (Нидерланды, 2009 год). Две девушки и мужчина попадают в руки к хирургу, который ставит эксперименты над людьми.
  • «Муха» (США, Канада, 1986 год). В процессе экспериментов с телепортацией ученый скрещивает себя с мухой.
  • «Сырое» (Франция, Бельгия, 2016 год). Молодая вегетарианка начинает испытывать непреодолимую тягу к сырому мясу.
Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Не скажу

    Я считаю, что Элизабет сама виновата в своей судьбе. Вместо того, чтобы заняться собой, своей внутренней красотой, воспринимать себя и в плохом виде, она бежала к сью. У неё был шанс все исправить, когда собиралась на свидание. Если бы она тогда пошла.. и поняла бы свою значимость, свою нужность, свою внутреннюю красоту..

    8
    3
    Ответить
  2. Алёна

    Смысл и идея фильма понятны… Тема старения и молодости стара, как мир. Всегда женщины хотели выглядеть лучше. С самого начала зацепил фильм, смотрела не отрываясь. Было интересно, чем закончится. Но, чем ближе к финалу, тем больше разочарований. Такое ощущение, что фильм доснял режиссёр из 90-х. Глупо, старомодно, смешно, неправдоподобно… море крови, как соус. В 2024 -2025 годах смотрится, как пародия на фильм ужасов. Фильм “Ужасающий” тоже из этой оперы… Лучше ещё раз пересмотреть все части “Пилы”…

    Ответить
  3. Татьяна

    Огромное спасибо Вам за детальный разбор фильма, я его пересматриваю много раз без перевода и очень жаль героиню, не смотря ни на что, спасибо ещё раз

    Ответить