Страна: Великобритания, Франция, США
Жанр: драма, хоррор, боди-хоррор, черная комедия
Год производства: 2024
Режиссер: Корали Фаржа
Актеры: Деми Мур, Маргарет Куэлли, Деннис Куэйд
Слоган: «Have you ever dreamt of a better version of yourself?» – «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?».
Награды и номинации: 8 наград и 23 номинации
В 2024 году Корали Фаржа выпустила новый фильм под названием «Субстанция» («The Substance») с Деми Мур и Маргарет Куэлли в главных ролях. Это история немолодой актрисы, решившейся ради преображения внешности на прием экспериментального препарата. Через разбор сюжета картины постараемся понять смысл фильма «Субстанция» и идеи режиссера.
О чем фильм
Первые минуты «Субстанции» показывают эксперимент: в яичный желток вводят из шприца неизвестную зеленую жидкость. Сначала ничего не происходит, но затем от желтка отделяется второй желток и занимает место рядом с первым.
Следующая сцена – это открытие на голливудской «Аллее славы» новой звезды с именем актрисы Элизабет Спаркл. Элизабет была знаменита, получала престижные награды и много ролей, но к 50 годам про нее стали забывать. В фильмах она уже не снимается, но ведет рейтинговое шоу по аэробике. В день рождения Элизабет режиссер шоу сообщает, что увольняет ее, так как публике нужна более молодая ведущая.
Элизабет едет домой в автомобиле, видит рабочих, снимающих билборд с ее изображением, и попадает в аварию. Ее доставляют в больницу, но сразу выписывают, так как она не пострадала. Покинув здание, женщина находит в кармане флешку с надписью «Субстанция», а затем встречает Фреда, своего экс-одноклассника. Фред предлагает встретиться, Элизабет обещает как-нибудь позвонить.
Дома женщина находит на флешке рекламу новейшего препарата «Субстанция». Ее содержание гласит, что средство позволяет «стать лучшей версией себя, более молодой, красивой и идеальной». Далее идет описание его работы: смысл в том, что после инъекции появится вторая, улучшенная версия человека, составляющая единое целое с первой версией.
После некоторых сомнений Элизабет звонит, заказывает «Субстанцию» и узнает, где можно забрать посылку. Утром она получает по почте ключ и номер ячейки и отправляется за «Субстанцией». В неблагоприятном районе женщина находит оборудованный подвал с ячейками, в одной из которых ее посылка.
Дома Элизабет изучает содержимое коробки и читает описание препарата. Она узнает, что после ввода «Субстанции» станет матрицей, из которой появится молодая версия, тесно связанная с ней и не способная существовать сама по себе. Семь дней она будет вести активную жизнь, а матрица – «отдыхать», подключенная к капельнице со специальным питанием. Каждую неделю версии должны меняться местами. Молодой версии обязательно нужно вводить себе стабилизатор – сыворотку, полученную из позвоночника матрицы.
Элизабет вводит в руку препарат, падает на пол, в спине появляется рана, а из нее – молодая девушка, новая версия. Она зашивает женщине рану на спине, подключает ее к капельнице с питанием, набирает стабилизатор из позвоночника Элизабет и вкалывает себе.
Девушка берет себе имя Сью и выигрывает кастинг на место новой ведущей шоу по аэробике. Харви берет ее на работу и соглашается на все условия, включая отсутствие на съемках каждую вторую неделю. Сью участвует в съемках шоу, а затем меняется местами с Элизабет. Актриса забирает на бывшей работе вещи, получает из ячейки новый набор с питанием для себя и Сью и вскоре меняется местами с девушкой.
Шоу Сью попадает на вершины рейтингов, девушка наслаждается славой. В последний день своей недели она возвращается поздно, пропустив время, когда должна была поменяться с Элизабет, и приводит с собой парня. Ей становится плохо, и девушка, проигнорировав правила, берет из тела женщины еще одну дозу стабилизатора. Она проводит ночь с парнем, а утром уступает место Элизабет.
Элизабет приходит в себя и обнаруживает следы вечеринки. Затем она видит, что один из ее пальцев деформировался и стал обезображенным. Женщина звонит поставщику «Субстанции», рассказывает о произошедшем и получает ответ, что назад пути нет и отменить изменения ее тела невозможно. Элизабет объясняет, что ее новая версия случайно нарушила правила, но поставщик говорит, что обе они представляют собой единое целое, а значит, винить Элизабет может только себя. На прощание он советует соблюдать баланс, чтобы не было неприятностей.
Элизабет отправляется за новой посылкой и по пути заходит в кафе. С ней заговаривает пожилой мужчина. Элизабет присматривается к нему и вскоре понимает смысл происходящего: этот человек – матрица парня-санитара, подбросившего ей флешку с «Субстанцией». Мужчина рассказывает, что семь дней с каждым разом тянутся все дольше, он чувствует себя одиноким, и ему становится все сложнее доказывать себе, что нужно жить эту неделю и находить смысл в своем существовании. В конце разговора он интересуется, начала ли молодая версия «отъедать по кусочку» от Элизабет, и испуганная женщина убегает от него.
Дома Элизабет находит номер Фреда и предлагает ему встретиться. Она эффектно одевается, красится и выходит из дома, но на улице видит баннер с красивой и молодой Сью, вспоминает свое отражение в зеркале, теряет уверенность и возвращается домой, где «заедает» печаль большим количеством еды.
Далее по сюжету фильма «Субстанция» Сью снится кошмар с куриной ножкой. Она приходит в себя, обнаруживает остатки еды и кучу мусора. Сью звонит поставщику «Субстанции» и просит сократить время Элизабет и отдать его ей, потому что 7 дней Сью мало. В ответ она слышит, что они обе – единое целое, а потому им стоит прийти к соглашению.
Харви сообщает Сью, что она очень нравится людям, поэтому ей доверяют вести новогоднее шоу. Для этого ей нужно много репетировать, а значит, пересмотреть свой график. Девушка решает, что не может упустить такую возможность, ведь другого шанса может не быть и сообщает об этом «отдыхающей» Элизабет. Девушка нарушает график, регулярно выкачивая из тела матрицы дополнительные порции стабилизатора. Так продолжается долго, и когда она все же меняется с Элизабет, последняя обнаруживает, что стремительно постарела, а волосы ее поседели.
Элизабет звонит поставщику препарата и узнает, что вернуть ее внешность нельзя, но можно завершить эксперимент, после которого копия исчезнет. Элизабет отказывается, считая, что Сью должна добиться славы, и возвращается к алкоголю и еде. Во время приготовления блюд она смотрит телепередачу, в которой Сью практически отрекается от нее, и устраивает погром в квартире.
Сью, обнаружив бардак, в порыве ярости отказывается меняться с Элизабет и выкачивает из ее тела большие объемы стабилизатора. Этого ей хватает на три месяца. Накануне новогоднего шоу она пробует выкачать из Элизабет стабилизатор, но обнаруживает, что вместо него в шприце появилась мутная жидкость. От поставщика Сью узнает, что уже израсходовала все запасы стабилизатора, и теперь ей нужно поменяться с Элизабет, чтобы они восстановились. Отчаявшейся девушке приходится подчиниться.
Элизабет обнаруживает в зеркале престарелую лысую женщину с большим горбом. Она звонит поставщику и говорит, что хочет прекратить эксперимент. Тот передает ей шприц с веществом для уничтожения второй версии. Она пытается ввести его содержимое девушке, но понимает, что не может этого сделать. Элизабет вспоминает, как купалась в лучах славы, и решает позволить Сью повторить ее путь. Она помогает девушке прийти в себя, но та, увидев полупустой шприц, понимает скрытый смысл произошедшего, набрасывается на Элизабет и убивает ее.
Объяснение концовки
В финале фильма «Субстанция» Сью направляется на новогоднее шоу. Внезапно она замечает, что у нее выпадают зубы и ногти: смысл в том, что из-за гибели Элизабет тело девушки начинает стремительно разрушаться. Девушка идет домой, находит шприц с небольшим количеством активатора и вводит его себе, чтобы создать свою новую версию.
В концовке картины результатом действия активатора становится появление монстра Элизасью с обезображенным телом, в котором видны лица и фрагменты тел обеих предыдущих версий. Существо надевает платье и серьги Сью, делает себе маску с фотографией Элизабет и идет на шоу. Она появляется на сцене, но маска падает. Шокированные зрители разбегаются, на сцену выбирается мужчина и отрубает монстру голову. Кровь из раны заливает зал и людей в нем.
Элизасью выбирается на улицу и падает. Лицо Элизабет, находившееся на спине существа, отделяется, ползет по асфальту и добирается до своей звезды на «Аллее славы». Оно смотрит вверх, на ночное небо и вспоминает моменты своей славы, когда ее любили и поклонялись ей. На лице застывает улыбка, после чего оно меняет свою форму, превращается в вязкую субстанцию и растекается. От него остаются только остатки крови, которые утром смывают с памятной звезды.
Смысл концовки фильма «Субстанция» в том, чтобы в абсурдной и гротескной форме показать, как женщины под влиянием общественного мнения и стереотипов сначала идут на все, что угодно, чтобы омолодиться и стать красивее. Но потом те же самые люди, которые проповедуют культ юности и красоты, начинают их презирать. Они осуждают женщин за попытки омоложения и высмеивают результат.
Смысл фильма
«Субстанция» вызвала много споров, а мнения о фильме разделились, появилось множество трактовок его смысла. Некоторые люди не оценили картину, посчитали ее проходной и не заслуживающей внимания, другие же называют ее достойной победы в номинации «Лучший фильм» на кинопремии «Оскар».
В «Субстанции» поднимается множество острых тем, касающихся женщин. Это стандарты красоты, боязнь утраты молодости, болезненное восприятие возрастных изменений в своем теле, стремление быть в центре внимания.
По словам самой Корали Фаржи, идея фильма возникла у нее, когда ей было за 40, и она стала думать о том, как выглядит, как чувствует себя, какое у нее теперь место в обществе и почему она должна испытывать горечь и стыд из-за возраста, если прожила всего половину собственной жизни? Такие размышления, с которыми сталкиваются, по ее мнению, многие женщины среднего возраста, и стали причиной появления фильма «Субстанция».
«Субстанция» – это фильм о восприятии женщин в обществе, о том, с чем им приходится сталкиваться ежедневно, о том, как они должны выглядеть, чтобы иметь право на существование и чувствовать свою необходимость и ценность. А также о том, что женщинам постоянно приходится сравнивать себя с собой в молодости и оценивать свою значимость, отталкиваясь от этого.
По словам Фаржи, профессия главной героини – актриса – была выбрана неслучайно. Она отмечает, что в реальности многие актрисы после 40 лет действительно начинают получать меньше предложений и, в основном, это уже роли второго плана. Однако она отмечает, что проблема спада в карьере в связи с возрастом и внешностью актуальна и для представительниц других профессий, поэтому они и прибегают к препаратам для похудения и омоложения, олицетворением которых и является «Субстанция».
Суть фильма в том, чтобы показать, на что готова пойти женщина под влиянием общества для сохранения своей карьеры, прежней жизни, чтобы не остаться покинутой и забытой, и к чему это может привести.
«Субстанция» – интересный и заслуживающий внимания фильм, в котором много актуальных идей, символики, отсылок к творчеству других режиссеров. Неслучайно люди спорят о нем, находят разные объяснения концовки и смысла картины в целом, обсуждают ее ценность и значимость. Фильм, определенно, стоит того, чтобы его посмотреть и составить о нем собственное мнение, а изложенная выше разгадка его смысла далеко не единственная. Зрители понимают картину по-разному.
Субстанция в реальной жизни
В фильме «Субстанция» критики и зрители часто ищут отсылки к реально существующим препаратам для похудения и, в частности, к популярному «Оземпику», которым пользуются знаменитости. Корали Фаржа на фоне внимания к фильму объясняла, что не брала за основу какой-то конкретный бренд или препарат, а идея картины возникла у нее задолго до того, как стал широко известен «Оземпик».
По ее словам, «Субстанция» – это отсылка к небезопасным методикам омоложения и улучшения внешности в целом. Режиссер стремилась показать, насколько эта проблема актуальна.
Похожие фильмы
- «Месть» (Франция, Бельгия, 2017 год). Выжившая в пустыне после насилия и пыток девушка возвращается, чтобы отомстить обидчикам.
- «Титан» (Франция, Бельгия, 2020 год). Девушка с титановой пластиной в голове периодически испытывает неконтролируемые вспышки ярости.
- «Кожа, в которой я живу» (Испания, США, 2011 год). Известный хирург ставит на своей узнице эксперименты по пересадке искусственной человеческой кожи.
- «Неоновый демон» (США, Бельгия, 2016 год). Провинциальная девушка отправляется в Лос-Анжелес, чтобы стать моделью.
- «Бескрайний бассейн» (Канада, Хорватия, 2023 год). Богатые туристы отправляются отдыхать на курорт в вымышленную страну третьего мира.
- «Человеческая многоножка» (Нидерланды, 2009 год). Две девушки и мужчина попадают в руки к хирургу, который ставит эксперименты над людьми.
- «Муха» (США, Канада, 1986 год). В процессе экспериментов с телепортацией ученый скрещивает себя с мухой.
- «Сырое» (Франция, Бельгия, 2016 год). Молодая вегетарианка начинает испытывать непреодолимую тягу к сырому мясу.
Я считаю, что Элизабет сама виновата в своей судьбе. Вместо того, чтобы заняться собой, своей внутренней красотой, воспринимать себя и в плохом виде, она бежала к сью. У неё был шанс все исправить, когда собиралась на свидание. Если бы она тогда пошла.. и поняла бы свою значимость, свою нужность, свою внутреннюю красоту..