Лицемерие, неравенство, цинизм: разбор фильма «Треугольник печали»

Треугольник печали Смысл фильма

Страна: Швеция, Германия, Великобритания, США, Швейцария, Франция, Мексика

Жанр: сатира, драма

Год производства: 2022

Режиссёр: Рубен Эстлунд

Актёры: Харрис Дикинсон, Шарлби Дин, Вуди Харрельсон, Долли де Леон, Златко Бурич

Награды: Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, призы Европейской киноакадемии за лучший фильм, лучшие сценарий, режиссуру и мужскую роль.

Смысл фильма «Треугольник печали» («Triangle of Sadness»), несмотря на прямую, почти «в лоб», подачу сюжета, на поверку оказывается многогранным. Даже с критикой западного капиталистического общества и гендерных ролей, которая, кажется, лежит на поверхности, всё не так просто. Творение шведского режиссёра, получившего за него уже третью награду в рамках Каннского кинофестиваля, представляет собой насмешливое наблюдение не только за богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, но и за человечеством в целом.

О чём фильм

«Треугольник печали» начинается с эпизода, в котором журналист берёт интервью у мужчин-моделей, в том числе у одного из главных героев по имени Карл. Он просит парней продемонстрировать свои умения: сделать высокомерное выражение лица, как будто на них одежда дорого бренда «Balenciaga», и улыбнуться, будто одели что-то подешевле вроде «H&M». Чуть позже Карл проходит кастинг. Один из членов комиссии также просит его поиграть с выражением лица, расслабив «треугольник печали» – пространство между бровей.

кастинг Balenciaga
Кадр из фильма.

Часть первая: «Карл и Яя»

Идёт показ мод. Сидящих в первых местах посетителей просят пересесть, поскольку пришли более важные гости. Показ начинается с титров на экране: «Все равны», «Действуй сейчас», «Люби сейчас», «В мир моды приходит новый климат», «Цинизм имитирует оптимизм». Одна из моделей на подиуме – девушка Карла Яя.

Молодые люди находятся в ресторане. Карл с большой неохотой оплачивает счёт за двоих. Он злится на Яю, которая зарабатывает значительно больше его и, к тому же, ранее обещала заплатить за ужин. Девушка делает вид, что просто не заметила, как официант принёс счёт, и что наличности у неё нет. Ссору видят другие посетители ресторана и пара заминает конфликт. Однако позже он разгорается с новой силой.

В такси Карл просит Яю поговорить с ним о деньгах и распределении расходов в паре, но та отвечает, что это «не сексуально». Парень сетует, что они играют стереотипные гендерные роли, хотя лучшим решением было бы равноправие. Яя выходит из машины. Оставшемуся Карлу таксист говорит: «Боритесь. Если не будете бороться, станете её рабом». В лифте дело доходит до крика. Яя бросает деньги, которые у неё всё-таки были, в Карла. Тот взбешён.

В отеле молодые люди мирятся. Яя признаётся, что манипулировала Карлом, но на то были свои причины: пока она действительно зарабатывает достаточно много денег, однако это не будет длиться вечно. Ей придётся искать того, кто сможет её обеспечивать. И Карл на эту роль пока не подходит.

Часть вторая: «Яхта»

Для богатых пассажиров начинается дорогостоящий круиз на огромной яхте. Начальница по имени Паула проводит инструктаж для обслуживающего персонала – все должны безоговорочно выполнять любые прихоти власть имущих. Если всё пройдёт успешно, есть шанс заработать щедрые чаевые.

Карл и Яя тоже находятся на яхте. Они попали сюда бесплатно, поскольку девушка является инфлюэнсером – блогером с большим количеством подписчиков. Карл ревнует Яю к одному из членов обслуживающего персонала и жалуется на него Пауле за то, что тот ходил по палубе с голым торсом. Позже парень видит, как нарушителя за это увольняют – сажают на лодку и увозят с яхты.

Пара знакомится с русским олигархом Димитрием, который проводит время на яхте вместе с женой и молодой любовницей. Он рассказывает, что сделал состояние на том, что «продавал дерьмо» – в девяностых ему удалось провернуть удачные сделки по продаже навоза, а затем пустить деньги в оборот.

Пожилые супруги Уинстон и Клементина, заработавших состояние на продаже оружия (как они позже говорят, оружие используется «для поддержания демократии во всём мире»), знакомятся с немкой Терезой. Она пережила инсульт и не может ничего произнести кроме одной единственной фразы – «In den Wolken» (с немецкого: «В облаках»).

Паула пытается вызволить капитана корабля американца по имени Томас из его каюты. Тот несколько дней подряд находится в запое и отказывается выходить. Однако он непременно должен провести для пассажиров званый ужин. Томас соглашается, назначив его на четверг – день, когда яхта должна войти в штормовую зону.

Вуди Харрельсон
Роль капитана исполнил Вуди Харрельсон, а Арвин Кананян сыграл роль Дариуса. Кадр из фильма.

Яя заигрывает с одним из пассажиров по имени Ярмо. Позже она с Карлом наслаждается любовными играми. Последний изображает члена обслуживающего персонала. Девушка же притворяется супругой богача.

Жена Дмитрия Вера беседует с представительницей обслуживающего персонала по имени Алисия. Она говорит, что люди на смертном одре жалеют больше всего о том, что слишком много работали. Поэтому стоит больше уделять внимание своим желаниям. Вера также говорит, что все равны, поэтому Алисии нужно расслабиться и прямо сейчас искупаться в бассейне. Она настаивает, что это должны сделать все члены обслуживающего персонала. Выполняя желание жены русского олигарха, развлекаться идут и повара, из-за чего продукты, предназначенные для званого ужина, начинают портиться.

Одна из пассажирок выражает Пауле свою беспокойство по поводу того, что паруса яхты грязные, хотя на самом деле нет никаких парусов, ведь яхта моторная.

Во время бушующего шторма начинается званый ужин. Беспокойная пассажирка снова выражает тревогу, на этот раз в адрес капитана, по поводу грязных парусов. Богатых пассажиров тошнит от качки и испорченной еды. Обслуживающий персонал же до самого конца делает вид, что всё в порядке, продолжая подавать изысканные блюда и рекомендуя для устранения неприятных ощущений что-нибудь съесть. Причём в финале ужина под видом деликатесов подаются чуть ли не отходы с кухни – обычные рыбьи хвосты. Плохо становится практически всем пассажирам. Плачет ребёнок, у кого-то проблемы с сердцем. Жена русского олигарха пытается устранить тошноту с помощью шампанского, но бесполезно.

В ресторане не остаётся посетителей, кроме капитана Томаса и русского олигарха Димитрия. Один – марксист, другой – капиталист. Каждый сыплет цитатами великих людей, обличая идеологию другого. Конфликта при этом нет – оба чувствуют полное единение. Под воздействием выпивки они запираются в рубке и продолжают беседу уже в корабельном радиоэфире.

Томас, критикуя «продавца дерьма» и «грязную капиталистическую свинью» Димитрия, признаётся, что и он не лучше. Он социалист, видящий как богачи живут за счёт бедняков, но сам наслаждается доставшимся ему изобилием и ничего не делает для того, чтобы изменить мир.

Качка продолжается, пассажиры страдают от рвоты и поноса, салон заливают сточные воды из корабельной канализации. Паула с помощником случайно отключают свет на всей яхте.

Харрис Дикинсон
Шарлби Дин исполнила роль Яи, Харрис Дикинсон сыграл роль Карла. Кадр из фильма.

Томас в радиоэфире читает о войнах, которые затевают правящие классы ради собственной наживы, прикрываясь патриотическими лозунгами. В это время к ногам пожилой четы торговцев оружием падает граната их производства и взрывается – дело рук подплывших к яхте пиратов.

Через некоторое время несколько оставшихся в живых пассажиров оказываются на острове. Один из них Димитрий видит чернокожего незнакомца и подозревает, что он пират. Однако Паула подтверждает, что это работник машинного отделения Нельсон.

Часть третья: «Остров»

На спасательной шлюпке на остров прибывает уборщица Эбигейл. Сперва она подчиняется начальнице Пауле, но постепенно берёт бразды правления, назначая себя капитаном, поскольку только ей оказывается под силу развести огонь и добыть пищу. Русский олигарх пытается протестовать, цитируя марксистский лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям», но бесполезно. Он и другие мужчины также пробуют подкупить Эбигейл дорогими вещами, чтобы обеспечить себе крышу над головой в закрытой шлюпке, но и это не срабатывает. Начинается матриархат: женщины во главе с бывшей уборщицей получают привилегированное положение, а мужчины им прислуживают.

Эбигейл подкупает Карла едой и крышей над головой – теперь он спит с ней.

Ярмо убивает застрявшую в зарослях ослицу. Во время ужина её увековечивают наскальным рисунком.

Однажды утром Яя решает отправиться в горы, чтобы получше рассмотреть сверху остров. Эбигейл идёт с ней. По дороге женщины общаются. Яя признаёт заслуги Эбигейл – ей действительно удалось установить матриархат.

Тереза вдруг видит торговца поддельными брендовыми вещами и понимает, что потерпевшие крушение – не одни на острове. Разгадку находят Яя и Эбигейл: на одной из частей острова они обнаруживают на берегу лифт и понимают, что всё это время находились неподалёку от элитного курорта. Однако бывшая уборщица не торопится идти навстречу цивилизации. Она достаёт большой камень и подкрадывается к Яе, намереваясь её убить. Яя, не оборачиваясь, предлагает: «Будешь работать на меня? Станешь моей ассистенткой?».

В концовке мы видим Карла, который бежит через заросли, изрыгая проклятия.

спасенные на острове
Хенрик Дорсин в роли Ярмо, Златко Бурич в роли Димитрия, Жан-Кристоф Фолли в роли Нельсона. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Итак, режиссёр «Треугольника печали» явно не пытался заложить в картину какой-то скрытый смысл, который бы переворачивал её с ног на голову. Содержание фильма посвящено человеческому обществу – и зрителю постоянно об этом напоминают. Точнее, речь идёт конкретно о проблеме неравенства и по сути невозможности её решить на данном этапе развития. Однако смысл отдельных эпизодов может ускользнуть. Сделаем свой разбор сюжета «Треугольника печали» и дадим объяснение некоторым сценам.

Первый эпизод с мужчинами-моделями, успевший разойтись на мемы, призван отразить несколько идей, которые получат продолжение в картине: лицемерие общества (отдельное поведение для дорогих и дешёвых брендов), его стремление выглядеть лучше (сама форма моделей), размытие границ между мужчинами и женщинами (размышления репортёра по поводу профессии мужчин-моделей).

На кастинге Карлу советуют разгладить свой «треугольник печали» – это призыв ко всем зрителям: не стоит всё воспринимать дальнейший сюжет уж слишком серьёзно. Будет описание нелицеприятных сторон общества, но, пожалуй, кроме как принять их такими как есть, пока ничего не остаётся.

Титры на экране во время показа мод также намекают на рассматриваемые темы. «Все равны» – будет затронута проблема неравенства. «Действуй сейчас», «Люби сейчас» и «В мир … приходит новый климат» – созревшая необходимость менять мир. «Цинизм имитирует оптимизм» – а это, похоже, то, чем занят режиссёр: он препарирует назревшие проблемы, при этом всё же выражая надежду на лучшее будущее.

цинизм ценностей настоящего
Кадр из фильма.

Отношения Карла и Яи показывают, как почти полностью стираются границы между мужчиной и женщиной. Происходит подмена устоявшихся за тысячелетия ролей. Женщина зарабатывает больше мужчины и забирает статус главного добытчика в семье. Мужчина чуть ли не доводит себя до истерики в попытках добиться равенства с противоположным полом. На острове Карл и вовсе подчинится сильной Эбигейл и будет спать с ней за еду. Получается, произошла подмена стереотипных гендерных ролей, но неравенство как было, так и есть. Пропасть между разными социальными группами подчёркивается с помощью постоянно закрывающегося между Карлом и Яей лифта.

На яхте режиссёр с темы неравенства между мужчинами и женщинами перескакивает на тему неравенства между богатыми и бедными. Интересно, что представительница класса власть имущих Вера пытается стереть эту границу, заставляя обслуживающий персонал развлекаться наравне с пассажирами. Но по факту работники на яхте просто исполняют приказ свыше.

Представители класса эксплуататоров воспринимают своё положение как само собой разумеющееся. Никто из них и не думает, что просто нажились на других. Даже торговцы оружием воспринимают свою деятельность как самый обычный бизнес, к тому же работающий «во имя демократии во всём мире». При этом производят чрезвычайно милый вид и искренне заботятся друг о друге, ни на секунду не вспоминая о тысячах загубленных с помощью их «продукции» жизней. Кстати, имена этих персонажей явно не случайны. Так звали супругов Черчилль – выдающихся британских политиков, помимо всего прочего, ярых борцов с коммунизмом. Да и немало оружия названо в честь той же фамилии – от винтовок до танков. Символично, что Уинстон и Клементина в фильме погибают от своего изделия.

Впрочем, социалистам, коммунистам и представителям низших слоёв от режиссёра тоже достаётся. Томас сам говорит, что мало чем отличается от олигарха Димитрия – он живёт в достатке и ничего не желает предпринимать. Заметим, что Томас – капитан и американец. Формально именно он направляет всё «общество», но фактически яхта плывёт сама – никто за неё не следит. Иными словами, миром уже давно никто не управляет. И это становится одной из причин катастрофы в виде буквально потопа (сначала в сточных водах, а затем и в океане) и конца света (эпизод с отключением электричества).

Сунньи Меллес
Роль Веры исполнила Сунньи Меллес. Кадр из фильма.

Несмотря на ухудшение ситуации, богачи по-прежнему продолжают запихивать в себя еду и алкоголь, а прислуга им потакает, продолжая лебезить. Смысл здесь в том, что давно изжившая порочная система работает по накатанной, а её винтики зачастую всё прекрасно понимают, но не желают ничего предпринимать. Впрочем, не все – большинство просто терзает неясная тревога – «грязные паруса». Так или иначе, всех волнует только собственная жизнь, до судьбы будущих поколений (их символизирует плачущий в разгар «пиршества» ребёнок) никому нет дела.

«Треугольник печали» – это ещё и иносказательное название той пирамиды человеческого общества, которую олицетворяет собой яхта. Наверху – богачи, посередине – средний класс, внизу – бедняки-работяги, которые верхним слоям даже не видны (эпизод с Димитрием и Нельсоном).

После катастрофы пирамида переворачивается: деньги теперь не имеют значение, главным ресурсом становятся навыки и умения, связанные с выживанием. Получается, никакого крушения общественного строя после глобального потрясения не происходит: выстраивается такая же иерархия, но по другому принципу. Богачи меняются местами с бедняками, женщины – с мужчинами, но в целом система не меняется. Даже культура, хоть и примитивная, выстраивается заново (эпизод с наскальным рисунком). Интересно, что в новом мире представитель США погиб, немка всё также бессловесна (находится «в облаках») а власть над представителями других частей света берёт азиатка Эбигейл.

В целом смысл каждого эпизода дополняет суть фильма, заключающуюся в констатации неравенства людей между собой и невозможностью это исправить.

Долли де Леон
Шарлби Дин в роли Яи, Долли де Леон в роли Эбигейл, Вики Берлин в роли Паулы. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Треугольник печали» может остаться непонятен, поскольку режиссёр предпочёл оставить её открытой. Но здесь работает простое кинематографическое правило: если режиссёр не показал развитие событий, значит это уже не важно. Проблема рассмотрена, персонажи сыграли свою роль.

Когда выясняется, что остров вовсе не необитаемый, Эбигейл не спешит идти к спасению. Ведь оно ей не нужно. Бывшая уборщица здесь владычица и находится на вершине пирамиды. По возвращению придётся возвращаться к старому укладу, где она окажется в самом низу. Поэтому Эбигейл принимает решение убить Яю, чтобы та не рассказала об открытии остальным. Однако она не убийца и сделать следующий шаг ей крайне трудно.

Кроме того, жертва торгуется – Яя предлагает стать её помощницей. Здесь обыгрывается ещё одна тема «Треугольника печали», которую можно обозначить как «Все продаются»: каждый персонаж, так или иначе, продаёт себя ради выживания и комфортного существования. Принципиальных идеалистов ни на яхте, ни на острове не было. Можно предположить, что Эбигейл всё-таки примет предложение Яи – и не из-за нежелания убивать. Рано или поздно потерпевшие крушение узнают о том, что они не одни на острове. Об этом уже узнала Тереза. Так что спасение – дело времени. И для Эбигейл глупо отказываться от предложения Яи.

Ещё одна часть объяснения концовки связана с тем, как режиссёр обыграл спасение героев. Получается, что оно долгое время было совсем близко. Нужно было лишь подняться на гору, осмотреться и зайти с другой стороны. Здесь возможна такая трактовка: решение даже глобальных проблем человечества может оказаться совсем близко – нужно лишь перестать топтаться на месте, отбросить эгоизм и взглянуть на ситуацию шире. И тут режиссёр выражает уже неподдельный оптимизм: перед героями именно лифт – шанс подняться вверх сразу на большую высоту.

И последнее: куда бежит Карл? Скорее всего, он тоже узнал о том, где на самом деле находятся потерпевшие крушение, и спешит рассказать об этом Яе. Можно было бы предположить, что он, даже не догадываясь о спасении, одумался и решил вернуться к ней, несмотря на своё положение. Однако вряд ли в его сознании произошла такая резкая перемена. В глобальном смысле этот бег можно трактовать как стремление человечества вырваться из порочного круга угнетения одних другими и выйти на новый уровень.

капсула для спасения
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Паразиты» (Южная Корея, 2019): драма, посвящённая классовому неравенству и заслужившая сразу несколько премий «Оскар»;
  • «Не смотрите наверх» (США, 2021): голливудская сатира на современное общество;
  • «Остров на троих» (США, Великобритания, 2005): матрос и двое молодожёнов выживают после кораблекрушения – триллер о ревности;
  • «Смысл жизни по Монти Пайтону» (Великобритания, 1983): жёсткая сатира от культовой комедийной труппы, ставшая классикой.
Как вам фильм?
Отличная сатира на современное общество.
74.54%
Просто интересный фильм.
8.59%
Не впечатлил.
7.67%
Какой-то бред. Как это развидеть?
9.2%
Проголосовало: 326
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.