Мультивселенная в моей голове: суть фильма «Всё везде и сразу»

главная героиня Смысл фильма

Страна: США

Жанр: фантастика, боевик, драма, комедия

Год производства: 2021

Режиссёры: Дэниэл Шайнерт, Дэн Кван

Актеры: Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан, Стефани Сюй Джеймс Хун

Смысл фильма «Всё везде и сразу», поразившего зрителя плотностью повествования, и по уровню вау-эффекта сравниваемого с «Матрицей», полностью соответствует названию. Кажется, он действительно пытается объять необъятное. По сути, в фильме сразу несколько перетекающих друг в друга концовок и, соответственно, несколько важных идей. И это только то, что лежит на поверхности – авторы оставляют множество вариантов для поиска скрытого смысла.

О чём фильм

Содержание фильма «Всё везде и сразу» переполнено огромным количеством сюжетных ходов, отсылок к поп-культуре. Такую «болтанку», метание от одного насыщенного кадра к другому мы привыкли видеть в мультфильмах. В кино же это редкость даже для современных блокбастеров. Подробное описание происходящего в картине займёт десятки страниц, поэтому ограничимся кратким, насколько это возможно, разбором деталей, чтобы уловить то, что происходило на крутых виражах сюжета.

Мишель Йео
Мишель Йео исполнила главную роль Эвелин Вонг, а Ли Цзин сыграла роль кунг-фу мастера. Кадр из фильма.

Все

На первом кадре мы видим счастливую семью главной героини. Видимо, это эпизод из прошлого или из другой вселенной (дальше их будет много), ведь в этой реальной жизни у Эвелин Вонг всё идёт кувырком. Она сводит концы с концами, пытаясь удержать на плаву свой бизнес (прачечную), разобраться с налоговой отчётностью, угодить престарелому отцу.

В этой суматохе она отмахивается от доброго и любящего мужа, который совсем отчаялся достучаться до супруги и решается подать на развод. За бортом внимания героини оказывается и её дочь-лесбиянка Джой, которая пытается познакомить с дедом и сделать членом семьи свою девушку Беки. За разговором они не замечают, как на экране с изображением с установленных в прачечной видеокамер муж Эвелин Веймонд вдруг начинает носиться по помещению.

Героиня отвлекается на романтический фильм с поющими влюблёнными. Её прерывает Джой с очередной попыткой признания Беки своей девушкой. Однако Эвелин представляет ту перед отцом как подругу дочери. Джой обижается, а мать не в силах ничего ей сказать кроме как «Ты потолстела, следи за питанием».

На экране появляется надпись «Часть первая: Всё». Супруги вместе с отцом героини отправляются в налоговую службу. Они заходят в лифт. Веймонд снова пытается заговорить с женой, но та опять ссылается на гору накопившихся дел. После закрытия дверей лифта он начинает странно себя вести: говорит, что жизнь Эвелин в большой опасности, надевает на неё гарнитуру и устанавливает на смартфон приложение.

С помощью этих манипуляций происходит сканирование жизни героини: она видит, как родилась, как влюбилась, бросила отца и уехала из Китая в США с Веймондом, открыла с ним прачечную, родила Джой, перевезла к себе уже престарелого отца-инвалида. «Муж» также передаёт Эвелин задание из трёх абсурдных пунктов, которое ей нужно выполнить, находясь перед налоговым инспектором Дейдри Бьюбедри. Затем Веймонд снова становится обычным.

Разговор с инспектором проходит плохо — в отчётности сплошные проблемы. Тогда Эвелин совершает действия по инструкции. После этого она будто раскалывается надвое, одновременно оставаясь в кресле перед инспектором и находясь в кладовой со странным Веймондом. Тот объясняет Эвелин, что он не её муж, а другая его версия из другой вселенной. Всему миру угрожает зло, а героиня — последняя надежда человечества. Тут в кладовую вламывается инспектор Дейдри из параллельного мира, ломая шею Веймонду и убивая Эвелин, находящуюся в кладовой. Сознание героини возвращается в «обычную» реальность. «Настоящий» инспектор, благодаря уговорам мужа, даёт отсрочку до вечера, чтобы за оставшееся время семья могла привести отчётность в порядок.

встреча с налоговым инспектором
Кадр из фильма.

Стоя возле лифта, Эвелин слышит, как отец ворчит, что дочь вечно куда-то бежит и никогда не доводит дела до конца. Это придаёт сил героине, чтобы ударить инспектора, в которую на мгновение вновь «вселилась» Дейдри из параллельной вселенной. Сотрудники офиса вызывают полицию, а Эвелин тем временем узнаёт о том, что муж собирается подать на развод. И снова появляется Веймонд из другой реальности. Он достаёт из сумки жены губную помаду и ест её, после чего обретает способности мастера боевых искусств и успешно сражается с полицейскими.

Нас знакомят со злодейкой Джобу Тупаки — Джой из параллельной вселенной, разыскивающей Эвелин из «обычной». Она видит труп Эвелин (той, которую в кладовой убила «злая» Дейдри) и понимает, что та, кого она ищет, ушла.

Тем временем Веймонд из другой реальности даёт Эвелин объяснение устройства мультивселенной, напоминающей море пузырьков. Находящиеся близко друг к другу похожи, в дальних больше различий. Смысл в том, что между ними можно перемещаться с помощью сквозного прыжка, технологию которого изобрела Эвелин из мира этого Веймонда (альфа-Веймонда из альфа-мира), убитую злодейкой Джобу Тупаки. В альфа-мире находится центр управления с операторами подобных операторам из фильма «Матрица». Они дают советы по перемещению.

Героиня просит оставить её в покое, но альфа-Веймонд настаивает, что она — избранная. Только ей под силу противостоять какому-то страшному воплощению хаоса, который создала Джобу Тупаки.

Эвелин и альфа-Веймонд спасаются от Дейдри-убийцы. Чтобы обрести способности гимнаста, операторы дают подсказку своему предводителю: он должен четыре раза специально порезаться листком бумаги. Альфа-Веймонд делает это, но не успевает противостоять Дейдри-убийце и погибает. Его сознание перемещается в альфа-мир, откуда он звонит Эвелин. По его совету она должна искренне признаться в любви Дейдри-убийце.

Это одно из абсурдных действий (как порез листком бумаги, поедание губной помады или смена ботинок перед инспектором — чем бредовее, тем лучше), с помощью которых совершается прыжок между вселенными и приобретается выбранная сверхспособность своей копии оттуда.

Искренне признаться не удаётся, из-за чего героиню переносит в бесполезный в данный момент мир, где она обсуждает развод с мужем.

Ке Хюи Куан
Стефани Сюй в роли Джой Вонг, Мишель Йео в роли Эвелин, Ке Хюи Куан в роли Ваймонда Вонга. Кадр из фильма.

Альфа-Веймонд бросает Эвелин, и ей приходится противостоять Дейдри-убийце самостоятельно. Наконец у нее получается искренне сделать признание, после чего героиня на мгновение перемещается в ту вселенную, в которой она не поехала с Веймондом в США, а осталась в Китае, овладела там кунг-фу и стала знаменитой. Благодаря этому ей удаётся одолеть Дейдри-убийцу. Альфа-Веймонд возвращается к Эвелин.

Героиню тянет в тот мир, где она знаменита.

Но альфа-Веймонд говорит, что перемещения можно использовать только для обретения навыков. Если переборщить с ними, можно умереть от «передозировки» других вселенных в своей голове. Также альфа-Веймонд рассказывает, что в его мире альфа-Эвелин перегрузила свою дочь Джо перемещениями между вселенными, после чего та утратила моральные ориентиры, стала существовать одновременно везде и нести в себе хаос — превратилась в злодейку Джобу Тупаки.

Эвелин отвлекается на вселенную, где она знаменита, чтобы поговорить с местной версией Веймонда. А в текущей реальности её настигает Джобу Тупаки, которая тут же убивает окружающих полицейских фантастическими способами. Героиня понимает, что на её дочь в этой реальности, ведущую себя по-бунтарски, злодейка тоже повлияла. Собираясь сражаться с Джобу, Эвелин ошибается и прыгает в мир, где у людей вместо пальцев сосиски, а сама она встречается с местной Дейдри. Показывая, как выглядел эпизод эволюции здесь, зрителю дают отсылку к культовому фильму «2001: Космическая одиссея».

Операторы в альфа-мире во главе с альфа-Веймондом рассуждают, что совершённый прыжок убил бы большинство решившихся на такое. Это подтверждает, что Эвелин — избранная.

Джобу показывает своё творение — гигантский бублик. Она «состряпала» его из самых разных вещей, он — воплощение хаоса и правды о том, что ничто в этом мире не имеет смысла. Вину и боль, о том, что ничего путного не сделал в жизни, утягивает в дыру от бублика вместе с самой жизнью.

Хаос чуть не поглощает Эвелин — в последний момент её спасает её отец из альфа-вселенной. Героиня пытается сказать, что она всё-таки не избранная, что она представляет из себя полный ноль. Альфа-Веймонд отвечает, что именно поэтому она и является спасением человечества. Ведь её жизнь — это огромное собрание ошибок и неправильных выборов. Эвелин является худшей версией себя. Благодаря этому потенциал героини велик.

Мишель Йео
Кадр из фильма.

Альфа-отец Эвелин просит её убить свою дочь Джой, ведь та одна из вариаций Джобу Тупаки. Но героиня не даёт этого сделать. Она намерена понять Джобу и спасти её. Таким образом Эвелин обращает всех операторов альфа-мира против себя. Теперь они пытаются убить её, чтобы она не превратилась во вторую Джобу Тупаки.

Альфа-люди совершают абсурдные действия, прокачивая свои навыки, и пускают газ в комнату, где находится Эвелин с мужем и дочерью. Но героиня получает увеличенный объём лёгких, благодаря перемещению во вселенную, где она стала певицей, задерживает дыхание и таким образом преодолевает препятствие. Происходит несколько боёв с альфа-людьми с параллельной прокачкой навыков. Полученные удары отражаются на копиях Эвелин в других реальностях.

Альфа-Веймонд восхищён способностями героини. Он высказывает мысль о том, что в стремлении спасти дочь любой ценой кроется великая сила. И, может быть, так получится даже спасти всю мультивселенную. В альфа-мире его настигает Джобу Тупаки и он погибает, возвращая на свою место «обычного» Веймонда.

Эвелин продолжает «раскалывать» себя, обретая новые способности, но ей становится плохо — она падает в обморок от перегрузки.

Титры, но это не конец. Героиню продолжает «болтать» между мирами. В одном из них альфа-боец в версии повара с енотом на голове (отсылка к мультфильму «Рататуй», где также на голове у повара сидела крыса-кулинар). Потрясённая, Эвелин говорит: «О какой бы несуразице я не подумала, оказывается, что она где-то существует».

Везде

Вторая часть под названием «Везде» начинается с того, что героиня обнаруживает себя в версии вселенной, где отсрочку по налоговой отчётности удалось получить до вечера, но дальнейшего инцидента с ударом инспектора и сражениями в офисах не было.  Время сдачи документов совпадает с началом вечеринки в честь китайского Нового года, поэтому прачечная украшена и все празднично одеты. Там Эвелин снова настигает Джобу, которая проводит героиню через очередную цепь миров и говорит о том, что всё вокруг — это случайная реорганизация частиц в колеблющейся суперпозиции. Они находятся везде.

торжественный прием
Кадр из фильма.

Джобу проводит Эвелин к тому самому бублику, олицетворяющему хаос. Героиня просит вернуть дочь, но Тупаки объясняет, что все её версии едины. Сама же Джобу не собирается убивать Эвелин. Она лишь хочет, чтобы та почувствовала то же, что и она.

Увидев бублик, героиня продолжает растворяться в различных вселенных. В «обычном» мире, где ничего особенного не произошло, она подписывает заявление мужа о разводе со словами «хватит бегать» и грубит по телефону инспектору Дейдри, которая так и не дождалась её с отчётностью, потому что «ничего не важно». Последняя тут же заявляется в прачечную, собираясь конфисковать всё имущество.

Эвелин берёт биту и разбивает стекло. В других мирах она также совершает «неправильные» действия. В том числе ранит Веймонда во вселенной, где происходили драки с альфа-людьми. А в мире, где альфа-боец дружит с енотом, Эвелин сдаёт говорящего зверя в ветеринарную службу. Также она прогоняет Дейдри с пальцами-сосисками. Миры-пузырьки загорается красным — Эвелин сеет хаос.

От перегрузки героиня переносится в совершенно другую тихую вселенную, где нет цивилизации и даже жизни, а она вместе с Джобу существует в виде больших камней на вершине горы. В этом обличии мать с дочерью «рассуждают» о людях, которые являлись эгоистичными созданиями, мнили себя центром всего мироздания, хотя на самом деле представляют собой ничтожно малую его часть. Джобу говорит, что, преследуя Эвелин, она надеялась, что та отговорит её от совершения задуманного. А задумала она войти в бублик и таким образом стереть себя из мультивселенной. Джобу хочет, чтобы Эвелин последовала за ней.

Но героиня возвращается в «обычный» мир, обнаруживает себя там прикованной наручниками к стулу. Веймонд беседует с инспектором Дейдри и просит её не наказывать супругу, дать ещё одну неделю. Внезапно уговоры подействовали. Эвелин крайне удивлена: доброта мужа, который, по её мнению, так делает только хуже, вдруг сработала! Она спрашивает, как ему это удалось. Веймонд отвечает: «Не знаю, я просто поговорил».

В других мирах раненый Веймонд перед альфа-бойцами и несостоявшися муж Эвелин, где та знаменитость, продолжают объяснять смысл своего поведения: добро — это не слабость, во всём нужно видеть хорошее. Это его способ сражаться. А в «обычном» мире он по-настоящему счастлив рядом с Эвелин. Та принимает его позицию и отказывается исчезать в бублике вместе с Джобу.

разбитое стекло
Джейми Ли Кёртис в роли Дейдры. Кадр из фильма.

Сама же Джобу непреклонна — она отправляется в эту чёрную дыру. Альфа-люди нападают на Эвелин, чтобы та не препятствовала исчезновению «злодейки». Героиня же начинает сражаться методом Веймонда: она проникает во вселенные каждого нападающего и исполняет там их заветные желания (а также исправляет свои ошибки: например, берётся спасать енота, «арестованного» по её вине, и налаживает отношения с Дейдри с пальцами-сосисками). В результате здесь они становятся безоружны. Даже пули Эвелин превращает в забавные глазки, которые Веймонд наклеивает на вещи в прачечной.

В «обычном» мире героиня откровенно разговаривает со своим отцом, признавая, что она была упрямой и что дочь выросла такой же. И наконец объявляет, что Бекии — девушка Джой.

Эвелин почти побеждает Джобу и всё её воплощения, включая Джой, с помощью доброты. Но вдруг Джой кричит, чтобы её просто отпустили. И мать тихо говорит: «Ладно». Она отпускает Джобу в бездну бублика, а камень-Джобу падает с горы. Вероятно, что-то похожее происходит и в других вселенных.

Но в «обычном» мире мать всё же останавливает Джой и высказывает ей свои претензии. Мать говорит, что может быть с кем угодно в других вселенных, но выбирает эту Джой. Даже если у них будет только несколько коротких осмысленных мгновений, она будет ценить их. Мать и дочь обнимаются — происходит их единение здесь и в других мирах.

Сразу

В третьей части под названием «Сразу» все члены семьи, наполненные любовью и взаимопониманием, приходит в налоговую, где инспектор Дейдри хвалит их за достижения, но всё же просит исправить ещё ряд недоработок. В самом финале Эвелин с упоением оглядывается вокруг, видя в каждой частичке окружающего пространства другие вселенные.

Объяснение концовки

Итак, объяснение концовки многогранно, поскольку их на самом деле несколько. Они выстроены словно ступеньки, ведущие к самой сути фильма. Чтобы всё это понять, посмотрим, что вообще происходило с героиней во «Всё везде и сразу» максимально упрощённо:

  1. Эвелин погрязла в суете (хаосе) и не уделяла внимание членам своей семьи.
  2. Она узнаёт о своих суперспособностях и начинает развивать их, погрязая в хаосе ещё больше и буквально нанося вред семье.
  3. Она осознаёт, что погрязла в хаосе — жизнь теряет всякий смысл.
  4. Она находит выход: нужно творить добро, видеть хорошее и жить в любви с семьёй — это помогает противостоять хаосу.
  5. Она понимает, что это не всегда помогает — порой нужно просто принять то, что есть, любить мир и людей такими, какие они есть.

Борьба с врагами, приключения— всего лишь форма, за которой прячется суть. Если абстрагироваться и рассуждать не о героине, а обо всём человечестве, с которым авторы её явно ассоциируют, и каждом из нас, получим следующее:

  • Люди всю жизнь гонятся за призрачными целями, которых порой даже не понимают (в фильме эту роль выполняет налоговая отчётность).
  • Чем больше цивилизация или отдельный человек развиваются (сверхспособности), тем больше теряют смысл своего существования.
  • Приходит тяжёлое осознание бессмысленности существования (бублик).
  • Происходит переосмысление всего сущего: ценность представляют лишь добрые дела и любовь.
  • На ещё более глубоком уровне приходит понимание, что всё-таки главное — даже не любовь и добро, а принятие.

Героиня проходит через неосознанное существование, затем осознание, любовь и принятие. Смысл каждой концовки фильма «Всё везде и сразу» соответствует отдельному этапу этого пути.

Все же эти вселенные и перемещения между ними, как сказала Джобу, случайная реорганизация частиц в колеблющейся суперпозиции. Иначе говоря, хаос, который Эвелин упорядочивает посредством любви и принятия.

приспособление с лампочками
Ке Хюи Куан в ролм Ваймонда Вонга. Кадр из фильма.

Однако, выдвинув такую мощную концепцию как базовую мысль картины, авторы всё же позаботились о законченности сюжетной составляющей (вне философских рассуждений) и дали свою трактовку того, что произошло. И, похоже, фантастические суперспособности и мультивселенная тут не при чём.

Режиссёры на протяжении всего повествования «Всё везде и сразу» дают намёки на то, что большинство его событий — лишь рефлексия героини, которая пытается наладить свою жизнь и обрести гармонию в общении с близкими. Она прямым текстом говорит, что каждая вселенная представляет собой воплощение её сумбурных мыслей.

Очень яркий пример: мир с поваром и енотом. Ещё до того, как нам показывают эту вселенную, Эвелин в беседе с мужем и дочерью, вспоминает про мультфильм «Енототуй». Если посмотреть этот диалог в оригинале, можно понять, что героиня просто оговаривается. Она путает оригинальное название «Ratatouille» («Рататуй» – это французское блюдо) с «Raccoontouille» (получается «Енототуй»), то есть слово «Rat» («Крыса») со словом «Raccoon» («Енот»). И в этом нет ничего странного, ведь Эвелин — китаянка и не очень хорошо знает английский (это нам тоже дают понять ещё в самом начале фильма).

Получается, что вся эта фантастика — лишь воплощение мысли героини. Реальные же события показаны в эпизодах в «обычной» вселенной, где Эвелин пытается разобраться с налогами, затем ей помогает Веймонд, и, наконец, происходят откровенные разговоры с мужем, отцом и дочерью.

Смысл фильма

Авторы намеренно скомпоновали и наполнили своё творение так, чтобы каждый нашёл в нём свой собственный смысл. Но общий посыл «Всё везде и сразу» таков: если ты погряз в хаосе и чувствуешь, что ничто не имеет смысла, найди его, творя добро и обретая любовь. А душевное спокойствие и гармонию принесёт принятие этого мира и этих людей такими, какие они есть.

китайский новый год
Кадр из фильма.
Согласны с трактовкой, что все происходящее - всего лишь рефлексия героини и происходит только в ее воображении?
Да.
52.94%
Нет. Ее мысли, ее сознание породили новые вселенные, но теперь они существуют сами, вне ее воли.
11.76%
Нет, все происходило на самом деле, в фантастической реальности.
29.41%
Другое (напишу в комментариях).
5.88%
Проголосовало: 17

Похожие фильмы

  • «Матрица» (США, 1999): культовая фантастика о сражении с системой виртуальной реальности, заменившей настоящую;
  • «Облачный атлас» (США, 2012): блокбастер от создателей «Матрицы» о героях, связанных цепочкой перерждений;
  • «Скотт Пилигрим против всех» (Великобритания, США, 2010): остроумный и весёлый кинокомикс о подростке, который должен сражаться, чтобы добиться девушки своей мечты;
  • «Фонтан» (Канада, США, 2006): философская фантастика о трёх воплощениях одного и того же героя;
  • «Человек швейцарский нож» (США, 2016) дебютный полный метр режиссёров «Всё везде и сразу».
  • «Рик и Морти» (США, с 2013) анимационный сериал для взрослых о путешествиях безумного учёного и его внука по мультивселенной.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Adblock
detector