Стать частью «Меню»: разбор черной комедии 

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США

Жанр: Триллер, ужасы, черная комедия

Год производства: 2022

Режиссер: Марк Майлод

Актеры: Рэйф Файнс, Аня Тейлор-Джой, Николас Холт

Слоган: «Wonderful surprises await you all» – «Вас всех ждут замечательные сюрпризы»

Награды и номинации: Золотой глобус, 2023 год: номинация на лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле – Рэйф Файнс, номинация на лучшую женскую роль в комедии или мюзикле – Аня Тейлор-Джой

Сюжет и смысл фильма «Меню» («The Menu») нельзя истолковать однозначно. Это одна из кинокартин, в которых идея вроде бы лежит на поверхности, но в то же время в них можно увидеть множество других тем. Эта черная комедия является сатирой на мир богатых людей, а также предлагает взгляд на искусство в целом через тему кулинарного мастерства. При этом такая трактовка не отменяет иные, например, поиск в картине отсылок к религиозной тематике. В «Меню» многое, например, блюда и их концепт, можно рассматривать под разными углами.

О чем фильм

Лучше понять суть фильма «Меню» поможет разбор сюжета.

На закрытом острове Хоторн находится ресторан под руководством шеф-повара Джулиана Словика. Сюда попадают по персональным приглашениям только богатые клиенты.

топовый ресторан
Рэйф Файнс исполнил роль Джулиана Словика. Кадр из фильма.

Очередной ужин посещают Тайлер Ледфорд и его спутница Марго Миллс, пожилая супружеская пара Ричард и Анна Лейбрандты, ресторанный критик Лилиан Блум и редактор Тед, киноактер Джордж Диас и его ассистентка Фелисити Линн, финансисты Брайс, Сорен и Дэйв.

На острове гостей встречает метрдотель Эльза. Она замечает, что у Тайлера заявлена другая спутница. Ледфорд объясняет, что у нее изменились планы, поэтому он пригласил Марго. Эльза проводит экскурсию. Она рассказывает о персонале, объясняет, что они считают себя одной семьей и показывает помещение, где живут все вместе. Тайлер видит дом Словика и желает зайти, но Эльза объясняет, что даже персоналу это запрещено. В ресторане она объявляет, что нельзя фотографировать блюда и сообщает шефу о замене в списке гостей.

Фильм «Меню» разделен на главы. Их названия – это наименования блюд, подаваемых гостям.

При подаче закуски Тайлер тайно фотографирует блюдо, а затем рассказывает Марго о своем пристрастии к еде и о том, что является поклонником таланта Словика.

Шеф приветствует гостей и объявляет начало ужина. Он просит не есть, а пробовать, смаковать блюда, чтобы оценить их по достоинству, а затем предлагает первое блюдо. Тайлер растроган его описанием и беспокоится о том, что случайно перебил Словика. Марго говорит, что в сфере обслуживания это не имеет значения.

Перед подачей второго блюда шеф рассказывает о роли хлеба в жизни обычных людей, а затем сообщает, что гости не являются простыми смертными, а значит, хлеб им не положен. Посетителям приносят хлебные тарелки с пикантными соусами, но без хлеба, которым славится ресторан. Часть клиентов воспринимает это как шутку, другие пытаются найти в этом скрытый смысл.

Аня Тейлор-Джой
Роль Марго исполнила Аня Тейлор-Джой. Кадр из фильма.

Тайлер восторгается задумкой шефа и концептом блюда. Марго объясняет, что над ним издеваются, и он не должен это позволять.

Шеф подходит к Марго и спрашивает, почему она не ест. Завязывается спор, девушка говорит, что сама решит, что и когда поесть. Словик уходит, Тайлер считает это унижением.

Шеф объявляет третье блюдо, по его словам, пробуждающее память. Гостям подают лепешки-тортильи с изображениями, указывающими на их проступки. У критика это рецензии на закрывшиеся впоследствии рестораны, у Тайлера – снимок, где он тайно фотографирует блюда. У киноактера – афиша фильма, у финансистов –документы, раскрывающих их махинации. На тортильях Лейбрандтов Ричард находится в компании другой женщины.

Шеф говорит Марго, что расстроен тем, что она ничего не ест, спрашивает, откуда она и объявляет, что ее не должно быть здесь.

Шеф объявляет, что следующее блюдо придумал су-шеф Джереми Лауден и представляет его. После объяснения его идеи Джереми достает пистолет и стреляет себе в голову. Шеф говорит, что это часть шоу. Пожилая пара пытается покинуть ресторан, но их останавливают, Ричарду отрубают палец.

Словик сообщает Марго, что весь ужин и списки гостей были спланированы, кроме нее. Она не вписывается в план и портит его. Он объясняет, что вечером все умрут и спрашивает, с кем желает погибнуть она – с персоналом или с гостями.

Словик предлагает клиентам воспринимать себя ингредиентами в концептуальном меню. Он объясняет, что все они попали сюда за свои поступки. Критик – причина бедствий для многих заведений, редактор – ее подхалим. Лейбрандты – частые гости, но они не ценят по достоинству работу шефа и попросту его эксплуатируют. Для них это только способ показать свой статус. Он объясняет, что потерял любовь к кулинарии, работая на таких, как они, и объявляет, что вечером в ресторане все умрут. В следующем эпизоде он показывает, как владельца ресторана топят в море, и называет его провинности.

Николас Холт
Аня Тейлор-Джой в роли Марго, Николас Холт сыграл роль Тайлера. Кадр из фильма.

Шеф решает, что Марго умрет с персоналом. На вопрос, откуда она знает Лейбрандта, Марго объясняет, что работает в эскорте, а Ричард был ее клиентом.

Следующее блюдо представляет су-шеф Кэтрин Келлер. Она объявляет название, а затем мужчинам позволяют попробовать сбежать с острова.

Марго объясняет Анне, откуда знает ее мужа. Кэтрин подтверждает, что вечером все умрут, и говорит, что это нужно, чтобы связать вместе события вечера, являющиеся частями меню и тем самым завершить его создание.

Мужчин возвращают в ресторан.  Шеф предлагает Тайлеру рассказать, почему он здесь. Из содержания разговора выясняется, что Ледфорд знал, что все погибнут, но все же решил приехать. Девушка бросила его, и он пригласил Марго, потому что попасть на ужин можно только в паре. Шеф хвалит Тайлера за познания в кулинарии. Затем предлагает ему продемонстрировать свои силы.

Тайлер готовит, Словик насмехается над ним, затем критикует блюдо. Он объясняет, что такие, как Ледфорд, стали причиной, по которой из кулинарного искусства пропала загадка. Затем он шепчет мужчине на ухо несколько слов, и Ледфорд уходит из помещения.

Словик просит Марго принести большую бочку для десерта из коптильни. Девушка идет и видит повесившегося Тайлера.

Марго пробирается в дом Словика. На нее с ножом нападает Эльза, девушка случайно убивает ее. В доме она находит фото шефа, готовившего гамбургеры в ресторане быстрого питания. Обнаружив радиостанцию, она вызывает помощь.

Приезжает катер береговой охраны. Офицер арестовывает шефа, но выясняется, что это розыгрыш, и он – один из сотрудников ресторана.

Объяснение концовки

Марго сообщает шефу, что ей не нравятся блюда, и требует вернуть деньги. Она объясняет, что Словик не выполнил свою задачу – накормить людей едой, которая им понравится, и поэтому она голодна.

Словик интересуется, что девушка хочет съесть. Марго просит чизбургер и картошку фри. Шеф сам готовит заказ и на короткое время снова испытывает интерес и любовь к своей работе.

Девушка пробует гамбургер и хвалит Словика. Затем интересуется, может ли взять еду навынос. Шеф упаковывает заказ и отпускает ее. Смысл такой концовки фильма «Меню» в том, что он благодарен ей за то, что она помогла ему почувствовать любовь к кулинарии снова и за ее уважение к его профессии. Марго садится в катер и уезжает.

В финале фильма «Меню» шеф сообщает, что клиенты станут частью его последнего шедевра. Персонал готовит десерт смор: пол посыпают печеньем, на гостей надевают палантины из маршмэллоу и головные уборы из шоколада. Словик объясняет, что блюдо преображается под воздействием огня и предлагает принять очищающий огонь, который изменит их суть.

На расстоянии от острова Марго наблюдает за взрывом. Глядя на пламя, она ест гамбургер, а затем вытирает рот копией меню.

шеф-повар и Марго
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Фильм «Меню» – это социальная сатира, критикующая общество потребления: богатых людей, их тщеславие и заботу о своей репутации. Режиссер показывает, как они относятся не только к кулинарному мастерству, но и к искусству в целом: для них это способ показать статус, сами произведения они не воспринимают.

В «Меню» такие люди – это Лейбрандты. В конце фильма эти постоянные гости ресторана не могут вспомнить названия и ингредиенты блюд, которые ели ранее. Это говорит о том, что они прикасаются к искусству, но понять и оценить его смысл им не под силу.

Замысел фильма раскрывается и через финансистов, обсуждающих, что смогут хвастаться тем, что были в «Хоторне», и через киноактера, посещающего ресторан с той же целью. Они не могут оценить шедевры шефа, но им это не важно, для них главное – показать свой статус. В этом объяснение диалога кинозвезды с ассистенткой, спрашивающей, как ему блюдо. Мужчина отвечает: «Вкусно». Девушка говорит, что так не принято, нужно приукрасить, продемонстрировать, что он понимает, что он ест. Смысл этих слов многозначен: они показывают невежество киноактера, но в то же время это и издевка, демонстрирующая, что здесь нельзя выразить свои эмоции просто. Нужно говорить пафосно и высокопарно, даже если не разбираешься.

Пол Эдельштейн
Пол Эдельштейн сыграл роль Теда. Кадр из фильма.

Режиссер показывает нам и другую группу людей – критика и редактора. Они тщательно изучают блюда, чтобы найти в них хоть какие-то недостатки и с пафосом придумывают для них нелепые описания. Неслучайно им уделено много сцен.

Скрытый смысл персонажей в том, что на их примере показана критика не только в кулинарии, но и в целом в искусстве: в кинематографе, музыке, литературе. Своими рецензиями представители этой профессии не только закрывают рестораны, как в фильме, но и в принципе способны разрушать судьбы творческих людей. При этом не факт, что они действительно понимают замысел автора: чаще они видят то, чего на самом деле нет.

Следующий персонаж – это Тайлер Ледфорд. Он – фуди (от англ. слова «food» – еда), человек, для которого еда – больше, чем удовлетворение физиологических потребностей. Он помешан на кулинарии и ради знакомства со своим кумиром готов даже умереть.

Тайлер смотрит свысока на Марго. Он делает ей замечания, снисходительно разъясняет, как сделаны блюда. Он единственный, кто выполняет указания шефа и даже пытается оценить еду во время драматических событий.

Концовка истории Тайлера в «Меню» нелепа, как и он сам: шеф все-таки хвалит его, а затем предлагает продемонстрировать свои умения. Ледфорд проваливается и показывает, что в действительности в кулинарии ни на что не способен. В итоге он заканчивает жизнь самоубийством.

Шеф-повар Джулиан Словик, любивший кулинарное мастерство, разочаровывается и теряет к нему интерес после того, как ему приходится работать для людей, не способных по-настоящему оценить его талант. Чтобы наказать их всех, он разрабатывает план, смысл которого в том, чтобы преобразить себя, гостей и персонал через смерть.

Замысел рушит Марго: ее не было в списке, а потому шеф не знает, как с ней поступить. Он выясняет, что она отличается от остальных гостей и, как и он, представляет сферу обслуживания. В этом кроется разгадка, почему он предлагает ей умереть с персоналом, а не с клиентами.

Объяснение концовки фильма «Меню» в том, что Марго не вписывается в план Словика, и у него нет причин убивать ее. Она путает его планы, он не знает, как с ней поступить и об этом говорит неоднократно. Когда он делает чизбургер по ее просьбе, то ненадолго вспоминает, каково это – готовить с любовью и видеть, как клиенты восхищаются его работой. Поэтому, когда Марго в завуалированной форме просит ее отпустить, он соглашается, потому что это решит проблему с ней и позволяет ему закончить задуманное.

гости ресторана
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Это было сильно.
45.48%
Посмотреть стоило, но это определенно не мой любимый фильм.
40.91%
Чернуха, оставляет тяжелое ощущение.
10.3%
Не стал досматривать.
3.3%
Проголосовало: 1029

Похожие фильмы

  • «Солнцестояние» (США, Швеция, 2019 год). Студенты-антропологи посещают древний шведский праздник и становятся жертвами зловещих ритуалов.
  • «Треугольник печали» (США, Швеция, Великобритания, 2022). Богатые пассажиры лайнера в результате непредвиденных событий оказываются на диком острове.
  • «Семь» (США, 1995 год). Молодой полицейский и его ветеран-напарник ищут убийцу, наказывающего своих жертв за совершенные ими смертные грехи.
  • «Философы: урок выживания» (США, Индонезия, 2013). Над группой молодых людей проводится эксперимент. Его суть в том, мир находится на грани апокалипсиса. Участники опыта должны пересидеть катастрофу в бункере, а через год возродить человечество.
Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Аноним

    Не раскрыт смысл фильма до конца. Не понятна причина почему шеф решил всех убивать. Так же не известно почему весь о/п самовольно согласны на смерть. Ни кто не пытался поднять бунт и попытаться выжить. Фильм интересный, но увы оценка ему не более 3 звезд

    3
    1
    Ответить