Что на самом деле происходит в фильме «Платформа-2»: три версии

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Испания

Жанр: драма, триллер, фантастика, ужасы, антиутопия

Год производства: 2024

Режиссёр: Гальдер Гастелу-Уррутия

Актёры: Милена Смит, Наталия Тена, Оскар Хаэнада. Сорион Эгилеор, Ховик Кеучкерян

Смысл фильма «Платформа-2» («El hoyo 2») во многом повторяет, но также и дополняет идеи, изложенные в первой части – фильме 2019 года «Платформа». Ответов на многие вопросы, возникшие после просмотра «Платформы» 2019 года, мы, увы, так и не получили. В чем-то картина мира, в котором происходят события обоих произведений, стала яснее, в чем-то – ещё запутаннее. При этом главная трудность, с которой сталкивается зритель, остаётся прежней: сложно понять, где в концовках фильмов заканчивается реальность и начинается чистая метафора. И всё же мы попробуем.

О чём фильм

Разберём содержание фильма «Платформа-2», попутно дадим объяснение некоторым деталям.

Итак, мы возвращаемся в своеобразную тюрьму или суровую социальную лабораторию, где люди распределены парами по этажам. Всего этажей 333. Через них проходит вертикальная шахта, по которой ежедневно движется платформа с едой, останавливаясь по полторы минуты на каждом этаже. Жители верхних этажей получают возможность наедаться досыта, «низы» вынуждены голодать и даже прибегать к каннибализму. Ежемесячно люди распределяются случайным образом по другим уровням. Все будущие обитатели Ямы (именно так называется это место) предварительно проходят собеседование, на котором рассказывают о своей жизни, называют своё любимое блюдо (которое непременно окажется на платформе) и выбирают вещь, которую возьмут с собой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Главная героиня Перемпуан пришла сюда добровольно, движимая горем от того, что  оказалась косвенно виновна в гибели сына своего парня. Девушку помещают на двадцать четвёртый этаж. Её напарником оказывается мужчина по фамилии Замятин, виновный в намеренном поджоге дома своих родителей. Оба постепенно знакомятся с правилами, установленными администрацией Учреждения.

Впрочем, правило администрации по сути лишь одно: нельзя оставлять еду у себя после того как платформа начала движение к следующему уровню. В качестве наказания происходит резкое увеличение или снижение температуры вплоть до соответственно возгорания или полной заморозки – в зависимости от номера этажа, чётного или нечётного. Последнее обусловлено, вероятно, необходимостью предотвращать цепную реакцию, например, возгорания, если обитатели сразу несколько уровней решат нарушить закон. Причём наказание произойдёт, в том числе если еда останется на этаже случайно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Но существуют и другие правила — они установлены уже самими обитателями Ямы. Точнее, считается, что их передал некий учитель своим помазанникам. Последние – последователи этого мифического гуру. У них в свою очередь есть приспешники, называемые лоялистами. Те, кто против правил, защищаемых лоялистами, называются варварами. Люди, не желающие примыкать ни к одной из группировок, соблюдающие нейтралитет, называются серыми.

Местные правила сводятся к тому, чтобы есть исключительно свою еду, то есть только любимое блюдо, названное на собеседовании. Либо можно меняться с соседями по обоюдному согласию. Нельзя брать себе и блюдо погибшего – оно должно быть выброшено («Смерть товарища не должна стать наградой»). Несоблюдение правил жестоко карается лоялистами, действующими по указанию помазанников. Нарушитель рискует быть лишённым различных частей тела, включая голову или даже быть привязанным к платформе для съедения голодающими на нижних уровнях. Перемпуан и Замятина знакомит с правилами лоялист по имени Робеспьер с двадцать третьего этажа. Чтобы осуществить наказание или для налаживания взаимодействия лоялисты порой перемещаются по платформе вниз.

Кадр из фильма
Милена Смит в роли Перемпуан. Кадр из фильма.

Каким бы наказание ни было строгим, цепочку «правильного потребления» не удаётся распространить на все этажи — нижняя часть уровней (как минимум половина) голодает.  Как это происходит, нам показывают в дальнейшем на примере Замятина – он ворует себе, казалось бы, небольшие кусочки, компенсируя кражу других, но в совокупности с аналогичными поступками прочих нарушителей это наносит вред всей системе.

Перемпуан и Замятин поневоле оказываются втянуты в один из конфликтов варваров и лоялистов, перешедший в боевое столкновение. В результате погибают два человека, в том числе напарница Робеспьера, которая не успела вовремя выбросить разбросанную дерущимися еду и сгорела заживо. Одного варвара удаётся ранить и связать. Для Перемпуан и Замятина в этот раз всё заканчивается относительно благополучно.

Раз в месяц обитателей дыры теми же парами (если оба напарника в ней остались живы) случайным образом распределяют по другим этажам. Для этого их усыпляют с помощью газа. Так герои оказываются на сто восьмидесятом уровне, куда еда не доходит (ранее лоялисты радовались тому факту, что «цепочку потребления» удалось протянуть аж до сто семьдесят пятого уровня).

После пробуждения Замятин страдает симптомами некой болезни, вероятно вызванной газом. По падающим кускам тел и из вестей сверху напарники узнают, что лоялисты начали активно наказывать нарушителей. Более того, лоялисты зафиксировали факт мелкой кражи еды Замятиным и его ожидает наказание. Поняв это и зная, что Перемпуан могут обвинить в его укрывательстве, мужчина кончает жизнь самоубийством с помощью самосожжения.

 

Кадр из фильма
Ховик Кеучкерян в роли Замятина. Кадр из фильма.

Ещё через месяц Перемпуан оказывается на пятьдесят первом этаже – вместе с девушкой по имени Сахабат. Последняя лишилась руки в результате наказания, назначенного помазанником по имени Дагин Баби за предоставление истощённому юноше порции, которая была больше положенной. По сообщению лоялистов, Дагин Баби сейчас находится где-то наверху и будет спускаться для усмирения варваров-бунтарей.

Поступает сообщение, что на пятьдесят четвёртом уровне также находится варвар. Перемпуан полна энтузиазма наказать его, послужив помазанникам. Ведь один из них спас её от голода в прошлом месяце, спустившись к ней на платформе на сто восьмидесятый уровень. Это осталось за кадром – данную информацию мы узнаём из дальнейших слов героини. Также становится понятно, что этот «благородный и справедливый» помазанник убил по пути огромное количество людей.

Итак, Перемпуан и Сахабат берут на себя функцию карателей, тем самым нарушая одно из правил лоялистов: подавлять бунт должны сначала те, кто находится двумя этажами выше. Им удаётся с помощью ещё несколько человек настигнуть варвара, но Перемпуан не может заставить себя убить его и отпускает. Сахабат пытается броситься на платформу следом за беглецом, но её удерживает Перемпуан.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Оказывается, для Сахабат самовольная «карательная экспедиция» стала лишь поводом сбежать от Дагин Баби. Но поздно: тот посредством платформы настигает нарушительниц на следующий день. С помощью своих приспешников он отрубает руку Перемпуан и привязывает к платформе Сахабат, чтобы ту съели обитатели нижних уровней. Другим лоялистам, не уследившим за порядком, он также назначает суровое наказание.

На следующий месяц Перемпуан оказывается на семьдесят втором уровне. Её напарником становится Тримагаси из предыдущего фильма. Так мы понимаем, что «Платформа-2» – это вовсе не сиквел, а приквел «Платформы», ведь этот персонаж погиб в конце первой части. Также это становится понятно, когда нам показывают того, кто проводил собеседование Перемпуан перед помещением в дыру – это Имогири, сотрудница Учреждения, добровольно оказавшаяся здесь и также погибшая в первой части.

Разочарованная в методах лоялистов Перемпуан вместе с Тримагаси отправляется вниз, собирая по пути варваров для противостояния с помазанниками и их приспешниками, и таким образом сама окончательно становится варваром. Кстати, среди присоединившихся мы видим также Бахарата из первого фильма и мужчину, которого героиня не смогла убить и отпустила.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Однако истинная цель Перемпуан – найти картину «Тонущая собака» знаменитого художника Франсиско Гойи, находящуюся на одном из уровней. Ведь,согласно гипотезе Сахабат, съедение куска холста этой картины, пропитанного особым веществом, поможет не уснуть при действии усыпляющего газа.

Перемпуан удаётся осуществить бунт против Дагин Баби. Она вместе с варварами убивает и съедает лоялистов на нижних этажах, затем сражается с другими, а после убивает и самого помазанника.

Картину также удаётся найти, и трюк с куском холста проходит довольно успешно. Героине удаётся проснуться во время действия усыпляющего газа. Однако она обнаруживает себя в невесомости среди горы трупов. Люди в противогазах переносят тела вниз – в подвал под триста тридцать третий уровень. Героиня прячется на этом уровне и видит, как сюда помещают чернокожего мальчика.

На протяжении фильма нам показывали кадры, как дети играют в некую игру, забираясь на пирамиду и скатываясь с неё. Вначале игра проходит мирно, затем постепенно превращается в кучу-малу. Победителем, оказавшимся в конце игры на вершине пирамиды, стал этот самый чернокожий мальчик. Его победу ознаменовал луч света, озаривший его лицо. За ним пришли мужчина и женщина. Женщиной оказалась Михару из первого фильма. А среди детей в толпе была та самая девочка, которую Горенг накормил панна-коттой в финале первой «Платформы».

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Перемпуан мечется между желанием сбежать наверх и желанием спасти мальчика. В итоге побеждает второе. Героине не удаётся подняться в невесомости вместе с ребёнком – она ударяется головой, получая ранение. В итоге Перемпуан обнаруживает себя опускающейся на платформе вместе с мальчиком в огромный подвал под триста тридцать третьим уровнем. Там её встречают жители подвала. Они говорят, что Перемпуан не удастся вознестись, а вот у мальчика есть шанс. Так что ребёнка кладут на платформу, которая тут же стремительно взмывает с ним вверх.

Во время финальных титров мы наблюдаем других людей, которые тоже, вероятно, сделали выбор в пользу спасения детей и опускались с ними на платформе на самое дно – в том числе видим Горенга с девочкой. Также повторяется сцена из концовки первого фильма, в которой Горенг беседует в подвале с воображаемым Тримагаси, говоря, что девочка является посланием. Показывают нам и то, что происходит после: к Горенгу подходит Перемпуан. Она узнаёт его, ведь они явно знакомы. Герои обнимаются.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Платформа-2» трансформирует и дополняет смысл произошедшего в конце первого фильма. При этом привносит ещё больше загадок.

Здесь стоит оговориться: оба фильма по своей структуре явно не похожи на фильмы-метафоры в чистом виде. Большая часть и той, и другой картины при принятии фантастических элементов вполне логичны и вовсе не сюрреалистичны. Мир не является какой-то условностью для разворачивания в нём многогранных смыслов авторов. Он вполне материален и откровенная натуралистичность действия это подчёркивает. Да, отсылок и метафор здесь очень много и мы их вкратце далее рассмотрим, но они не являются заменой сюжета. Они лишь дополняют основное действие, снабжают его неким подтекстом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Так что всё показанное в фильме будем воспринимать как реальность. В качестве исключения примем только сцены видения Горенгом и Перемпуан умерших персонажей как живых и разговоров с ними. Вероятно, эти видения являются побочным эффектом воздействия усыпляющего газа.

Что ж, каково в этом случае будет объяснение концовки? Пройдёмся по фактам. Во-первых, дети в мире Ямы реальны. Во-вторых, в начале месячного цикла, когда обитателей этого места усыпляют газом, на триста тридцать третий уровень помещают ребёнка. В третьих, этот ребёнок предварительно проходит отбор с помощью участия в игре в пирамиду (вероятно, некий аналог игры в царя горы).

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

В «Платформе-2», то есть приквеле, победителем стал чернокожий мальчик. В первой «Платформе», то есть в продолжении, победительницей стала проигравшая в приквеле девочка. Именно её увидел, накормил и отправил на платформе в качестве послания Горенг. И, кстати, девочка не является дочерью Михару. Ведь она спокойно прошла мимо неё. Обе вели себя спокойно – не так, как если бы были родственниками.

Ещё один факт: главные герои обоих частей хорошо знакомы. Скорей всего, Горенг был тем самым отцом погибшего ребёнка и бойфрендом Перемпуан. Так что обоих терзало чувство вины за гибель мальчика на выставке и оба были таким образом замотивированы на спасение детей с триста тридцать третьего уровня – победителей игры в пирамиду. Оба отправили этих детей с помощью платформы наверх. И они далеко не единственные, кто поступил точно так же.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Может возникнуть вопрос: а как же сцена с поварами из первого фильма, которая показывала, что панна-котта не была съедена девочкой, а была успешно доставлена обратно на кухню? Получается, что эта сцена не показала, что произошло в реальности. Она лишь показала, что было бы, если бы наверх всё-таки отправили десерт в качестве послания: люди, работающие на Учреждение, ничего бы не поняли – они не в курсе, что на самом деле происходит в Яме и что она на самом деле собой представляет.

Правда, больше верится, что при съёмках первой части авторы всё-таки воспринимали девочку не как реального персонажа, а как символ надежды (в интервью режиссёр подчёркивал, что финал являлся неким элементом артхауса и каждый был волен наделять его своим смыслом). Недаром ключевой разговор о девочке как о послании вёлся именно с воображаемым Тримагаси. И по первоначальной версии на кухню была отправлена именно панна-котта. А вот во второй части всё было решено переиграть в пользу реального существования не только детей, но и института по их тщательному отбору и использования в качестве теста для обитателей Ямы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Ещё один факт: внизу, в подвале, находятся люди. Вероятно, они питаются плотью, которая время от времени падает к ним сверху (а также трупами, которые складывают сюда люди в противогазах). Но это делают не только они. Ведь один раз нам показали, как на упавшую плоть набрасываются дикие существа – явно какие-то звери или монстры. Трудно представить, что это были «просветлённые» люди из концовки. Может, это своего рода питомцы обитателей подвала?

Будет ли «Платформа-3»?

Мы сделали разбор и описание показанных реалий созданного авторами фильмов мира. Что за всем этим стоит, можно догадываться, и мы выскажем несколько предположений. Но больше информации нам смогут дать только сами создатели «Платформы-2», сделав продолжение. И да, такое намерение у них есть. Об этом авторы заявляют в интервью. Более того, они уверяют, что в случае съёмок продолжения они постараются дать неожиданную, интересную и, главное, логичную трактовку всему показанному ранее.  Это, кстати, ещё раз подтверждает, что происходящее в финале не является никаким сюром.

Режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия
Режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия на съемках фильма.

Вот только возможность съёмки третьей части напрямую зависит от коммерческого успеха второй. А, судя по оценкам на киносайтах, не факт, что таковой достигнут. Будем надеяться, что авторы всё же найдут финансовую возможность завершить эпопею «Платформы» и «Платформы-2»

Смысл фильма

Итак, никакой разгадки мира Ямы мы во второй части не получили. Об истинной сути фильмов можно только гадать. Даже целиком полагаясь на то, что всё происходящее реально, есть риск увязнуть в гипотезах. Вот несколько навскидку:

  • Происходящее героям не кажется. Просто персонажи мертвы, и всё происходит в настоящем аду. Не зря же режиссёр говорил, что вдохновлялся «Божественной комедией» Данте Алигьери, где герой проходит все круги ада.
  • Это всё реальность, но виртуальная, что не мешает считать происходящее в Яме социальным экспериментом.
  • Всё происходит на огромном космическом корабле. На Земле создать стабильную невесомость крайне сложно. Создать искусственную гравитацию в космосе затратно, но теоретически легче – например, с помощью центробежной силы.

Опять же, эти варианты не дают ответа на вопрос, чем руководствуются и какие цели преследуют создатели этого места (ада или чистилища / виртуального полигона / отсека космического корабля).  В чём скрытый смысл их мотивов? Может быть, наказать людей за грехи/преступления или сотворить их искупление. Может быть, исследовать поведение людей в экстремальных условиях. В равной степени вероятности это может оказаться жестокой игрой или серьёзным отбором, скажем, для колонизации далёких планет в условиях ограниченных ресурсов и вынужденной самоорганизации.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Гораздо легче ответить на вопрос, что этими фильмами хотели сказать авторы в плане философский идей и метафор, чем и занимается большинство критиков и блогеров.

Разумеется, оба фильма представляют собой настоящий разнос в пух и прах иллюзий о высокой духовности большинства представителей человечества. Авторы прямо-таки продавливают простую мысль: «Люди в массе своей – жестокие и эгоистичные звери, не способные на истинную любовь и сострадание».

Само собой, всё это критика религиозных и политических течений – всех сразу. Авторы показывают, что в экстремальных условиях люди не могут создать ни здоровый капитализм, ни гуманный социализм, не говоря уже об обществе, скажем, с христианскими ценностями.

Кстати, режиссёр в интервью не раз говорил, что первый фильм не был критикой капитализма. Скорее, он ругал всю человеческую природу. Видимо, в качестве доказательства в «Платформе-2» создатели большее внимание уделили тоталитарному общественному укладу, в который помазанники и лоялисты обратили свои представления теперь уже о социализме.

Словам режиссёра, пожалуй, стоит поверить. Ведь, строго говоря, мир Ямы мало похож на капитализм или социализм. При капитализме ценности создаются простыми рабочими, то есть не приходят сверху – наоборот, направляются снизу вверх, а далее неравномерно распределяются преимущественно среди власть придержащих самими власть придержащими. При социализме же, даже утрированном, вряд ли власть будет разбрасываться ресурсами (как едой, так и людьми), как это делали лоялисты. Если уж сравнивать, Дагин Баби со своими приспешниками больше всего похожи на фашистов или тоталитарных сектантов. В них же превращаются в фильме и варвары, кричащие о либеральных ценностях.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.

Не зря «Платформа-2» – приквел. После выхода первой части зрители возмущались тому, что люди не предпринимали настоящих попыток самоорганизоваться. Так что во второй авторы решили показать, что эти попытки были и ни к чему хорошему в итоге не привели. Более того, печальное положение общества первой «Платформы» – прямое следствие этих попыток.

Всё в фильме пропитано символизмом, начиная с имён персонажей. Перемпуан переводится с индонезийского как «женщина». Замятин – вероятно, отсылка к автору антиутопии «Мы» Евгению Замятину. Имя Сахабат с арабского переводится как «друг». Робеспьер – отсылка к знаменитому противоречивому деятелю французской революции. Дагин Баби можно перевести с английского как «дёргающийся ребёнок». Иронично, что в Яме он вершит правосудие (кстати, он слеп, как и полагается воплощению правосудия).

Кадр из фильма
Перемпуан и Сахабат (актриса Наталия Тена). Кадр из фильма.

Метафоры в фильме не просто читаются, но и прямо проговариваются. Например, попытка героини взлететь в невесомости – буквально попытка вознестись. Но возносится в итоге всегда ребёнок с помощью платформы, которая является и источником изобилия, и жертвенным столом и полем битвы.

Дети – это, конечно, символ надежды: несмотря на всю безысходность авторы всё же оставили лазейку для чего-то светлого. Заметим, что право на послание наверх этой надежды получают главные герои, испытывающие чувство вины и ищущие искупления.

В целом можно сказать, что «Платформа-2» – фильм о том, как человечество пытается сделать себя лучше в ограниченных условиях, но всё никак не выходит. Виной тому эгоизм каждого отдельного индивидуума, который мнит себя важной личностью (вспомним реплику Замятина про мнимое число). И только избранным, способным на истинное сострадание, даётся хотя бы право на надежду. Остальные либо остаются грызть друг другу глотки за блага цивилизации, вновь и вновь перерождаясь, либо блуждают где-то внизу, во тьме, многое осознавшие, но уже ни на что не способные.

Кадр из фильма
Кадр из фильма.
Люди в массе своей – жестокие и эгоистичные звери, не способные на истинную любовь и сострадание. Согласны с идеей фильма?
Да.
22.22%
Да. Но масса - это не все. Человечные люди существуют, и их немало.
63.89%
Нет. Это просто художественный фильм, почти не имеющий отношения к реальности.
11.11%
У меня другое мнение (напишу в комментариях).
2.78%
Проголосовало: 36

Похожие фильмы

«Высотка» (Великобритания, Бельгия, 2015 г.): антиутопия, происходящая в элитной высотке мира будущего;

«Сквозь снег» (Южная Корея, 2013 г.): поезд, представляющий собой социальную модель человечества, мчится по безжизненной планете:

«Дикая история» (Испания, Аргентина, 2016 г.): ещё один испанский триллер, критикующий общество, на этот раз с комедийным уклоном;

«Игра в кальмара» (Южная Корея, с 2021 г.): сериал в стиле «игра на выживание» с социальной критикой, мгновенно ставший культовым;

«Шоу восьми» (Южная Корея, 2024 г.): в тайном реалити-шоу люди сражаются за время, конвертируемое в деньги – убийства здесь запрещены, но от жестокости это не спасает.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.