Кубик Рубика, черный ремень и другие подсказки к фильму-головоломке «Синдром» 

Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2023

Режиссёр: Антон Борматов

Актёры: Оксана Акиньшина, Кирилл Кяро, Николай Мачульский, Евгения Добровольская, Алина Алексеева

Содержание фильма «Синдром», отечественного триллера с Оксаной Акиньшиной в главной роли, может показаться запутанным – особенно для тех, кто не знаком с голливудскими триллерами-головоломками, в духе которых он снят. Попробуем в нём детально разобраться.

О чём фильм

Перескажем содержание фильма «Синдром», акцентируя внимание на важных деталях.

Фильм начинается с уличной ссоры главной героини Маши со своим мужем Кириллом. У девушки много претензий: супруг не ценит её творчество (Маша – художник), не уделяет ей внимания, устраивает скандалы, не желает заводить детей, проводит много времени со своей подчинённой Ольгой, из коммерческих соображений собирается переписать имущество на своих родителей.

Оксана Акиньшина и Кирилл Кяро
Оксана Акиньшина в роли Маши Лебедевой, Кирилл Кяро в роли Кирилла Лебедева. Кадр из фильма.

Кирилл не принимает критику и оправдывается тем, что он зарабатывает немалые деньги для семьи и только благодаря ему Маша может жить в своё удовольствие, рисовать картины и устраивать выставки. Ссора продолжается в автомобиле – супруги направляются домой. Маша, находящаяся за рулём, в конце концов заявляет: «Ты меня просто не любишь!». Она выводит автомобиль на встречную полосу, где он сталкивается с грузовиком.

Очнувшись, Маша узнаёт, что уже две недели находится в частной клинике неврозов, которой руководит её давний друг Сергей. Покрутив в руках кубик Рубика, он сообщает девушке, что у неё сотрясения мозга, полученное в результате аварии. Виновником аварии Сергей называет водителя грузовика – якобы он выехал на встречную полосу. Маша доказывает другу, что пришла в норму, собрав на скорость кубик Рубика, и выписывается.

Дома героиню ждёт муж. Кирилл рассказывает, что за рулём в момент аварии находился он, а не Маша – якобы супруги поменялись местами. Он сразу же извиняется за своё поведение, обещает исправиться и действительно начинает вести себя пугающе идеально.

Маше начинает сниться один и тот же сон, отличаются лишь некоторые детали. В нём героиня теряет девочку – её общего с Кириллом ребёнка. Супруг в этом сне ведёт себя как прежде, игнорируя не только интересы Маши, но и девочки. Наяву же Кирилл продолжает исправиться. Маша даже жалуется Сергею на «идеальность» мужа, но тот не удивлён: может, Кирилл действительно стал другим? А вот мама Маши Екатерина Алексеевна предупреждает дочь: люди не меняются.

В выставочном зале Кирилл обращает внимание на картину Маши – первую серьёзную работу, по её словам. На полотне изображена девочка и мальчик с ангельскими крыльями. Глядя на картину, Маша вспоминает своё детство: она сидит на крыше, а разозлённый отец велит ей немедленно оттуда слезать.

Николай Мачульский
Николай Мачульский исполнил роль психиатра Сергея. Кадр из фильма.

Супруги приглашают в гости пожилого Василия Ивановича Чернова — художника, с которым повздорил на выставке Кирилл перед аварией. За ужином Чернов принимается рисовать Кирилла и Машу. Он говорит, что девушка с бокалом в руках похожа на героиню картины Пикассо «Любительница абсента», хотя та пила в одиночестве. Василий Иванович передаёт Маше набросок с изображением обоих супругов – выглядят они на нём довольно молодо, словно в первые годы счастливой жизни. Перед этим старик говорит, что готовится к смерти – к вечности.

Странностей становится всё больше. Так, ночью Маша не обнаруживает рядом с собой Кирилла, а затем выясняет, что тот ночевал на лоджии под дождём. При этом дверь туда была закрыта со стороны комнаты.

Днём Маша рассказывает Кириллу о своём повторяющемся сне и оказывается, что он о нем уже знает – причём излагает именно последнюю его вариацию. Сергея рассказ Маши про поведение Кирилла по-прежнему не удивляет. Его смущает другое: может, в сюжете с пропавшей девочкой во сне выражается навязчивая идея потери себя?

Маша полагает, что беременна. Она рассказывает об этом мужу (тот, кажется, счастлив), а затем подруге Анне, которая помогает ей с реализацией картин. Анна, услышавшая новость, выглядит обеспокоенно. Она переглядывается с вошедшим в комнату Сергеем, которому героиня также говорит о беременности.

Маша обнаруживает в гардеробе окровавленную рубаху мужа, которая через мгновение вновь становится чистой. После этого ей по телефону сообщают: умер Василий Иванович. На похоронах художника героиня видит странную женщину в чёрном. Дочь Чернова передаёт Маше картину – ту самую, что была начата за совместным ужином. Однако на портрете изображена только сама Маша – вместо Кирилла на нём только серый фон.

Сергей по просьбе Маши проводит с ней сеансы психотерапии, на котором она погружается в неприятные воспоминания, связанные с мужем. После этого Кирилл снова начинает вести себя как прежде: игнорирует успехи Маши, забывает о её новой выставке, равнодушно относится к новости о том, что она всё же не беременна.

Алина Алексеева
Роль Анны исполнила Алина Алексеева. Кадр из фильма.

А чуть позже Кирилл встречается со своей подчинённой Ольгой – явно не по работе, хотя Маше говорит о якобы важной деловой встрече в это время. Героиня понимает, что Ольга – любовница Кирилла, как она и подозревала.

Маша встречается с Ольгой — на очередном сеансе она признала в женщине в чёрном подчинённую Кирилла. Та выражает соболезнования – оказывается, Кирилл мёртв. Он погиб в той самой автокатастрофе. Всё время после неё он был лишь галлюцинацией. Маша с болью осознаёт это. Сергей, глядя на неё у могилы мужа, собирает кубик Рубика. Он помещает Машу в свою клинику.

Навестить Машу приходят Екатерина Алексеевна и Анна. Выясняется, что обе подыгрывали девушке по просьбе Сергея, делая вид, что Кирилл жив. Из эпизода, рассказывающего о сговоре, мы узнаём смысл этой «игры».

Дело в том, что Маша уже не первый раз видит мёртвых. После смерти Кирилла с ней произошёл рецидив синдрома Аспера. По описанию Сергея, это болезнь, которая обостряется после шока – в случае Маши после смерти мужа. Она характеризуется стойким состоянием бреда, связанного с потерей близкого человека. Пациент галлюцинирует, замещая потерю – ведёт себя так, будто умерший жив. Болезненные воспоминания вытесняются, и «призрак» умершего ведёт себя так, как всегда хотелось больному. А благодаря своеобразной терапии Сергея при содействии Екатерины Алексеевны и Анны Маша самостоятельно пришла к принятию смерти супруга – без всяких лекарств.

Когда героиня выписывается из клиники, ей приходит видение смерти отца. Екатерина Алексеевна рассказывает, что Маша, тогда ещё девочка, так же, как в этот раз с Кириллом, общалась с мёртвым папой. Медикаментозное лечение привело к тому, что Маша почти перестала взаимодействовать с окружающим миром, забросила своё любимое занятие – рисование. Позже желание рисовать вернулось, но вместе с болезнью. Первый рецидив случился в девятнадцать лет. Тогда Маша стала видеть своего возлюбленного, институтского преподавателя математики Ильи Казакова, хотя тот был мёртв.

Героиня чувствует, что не все странности получили объяснение. От неё как будто что-то утаивают, ускользает скрытый смысл происходящих с ней событий. Маша находит запись репортажа об аварии, где говорится, что её виновником, вероятнее всего, был не водитель грузовика, а сидевший за рулём автомобиля Кирилл. Девушка спрашивает у матери, почему её так и не допросили по делу о ДТП. Екатерина Алексеевна отвечает, что особого смысла в этом не было: Маша долго была без сознания, виновником признали Кирилла, дело закрыли. Самой же Маше сказали, что виноват водитель грузовика, ведь для неё было проще думать, что муж не виноват.

окровавленная рубашка
Кадр из фильма.

Но такая трактовка событий не устраивает героиню (она чётко помнит, что была за рулём) и она начинает разбор событий своего прошлого. Прежде всего, Маша с помощью Анны достаёт копию заключения медицинской экспертизы о причине смерти своего некогда возлюбленного Ильи Казакова. Таковой стало принятие повышенной дозы снотворного вместе с алкоголем, что практически гарантирует летальный исход. Это явно убийство или самоубийство. Но первую версию никто не выдвигал, а вторую во время следствия отмели, поскольку не нашли мотива. В итоге дело закрыли, списав всё на неосторожность самого покойного.

Также подругам удаётся достать и копию материалов дела о гибели отца Маши. В них были показания одной из свидетельниц, которая утверждала, что мужчина упал с балкона в тот день, когда был застигнут с любовницей. Маша отправляется на место трагедии. Там она находит разгадку – осознаёт, что воспоминания о падении отца с лестницей были ложными. На самом деле его толкнула с балкона сама Маша во время ссоры родителей после того самого инцидента с любовницей.

Сергей подтверждает, что девочка действительно убила отца – об этом он узнал от Екатерины Алексеевны. Более того, ему известна истинная причина смерти Ильи Казакова. Его также отравила Маша, добавив в алкоголь лекарство. Наконец героиня чётко воспроизводит в своей памяти эпизод убийства Кирилла: девушка всё-таки была за рулём и осознанно направила автомобиль на грузовик так, чтобы муж получил смертельные раны.

Сергей снова помещает Машу в свою клинику. Там он уговаривает девушку не рассказывать правду полиции и признаётся ей в любви. Сергей считает, что нужно оставить всё как есть – главное, что Маша приняла свою вину. Оставшись наедине, героиня разбивает о пол кубик Рубика.

В концовке мы наблюдаем за новой счастливой жизнью Маши. Теперь она живёт с Сергеем, снова устраивает выставки. Однако ей опять начинает видеться Кирилл. Сергей, наблюдая за девушкой, понимает это, но ограничивается лишь фразой, что не отдаст любимую её бывшему мужу. Маша ничего не отвечает. В следующем кадре мы видим окровавленного Сергея. Маша кладёт на стол орудие убийства – оно совершено остриём ручки кисти.

Мы видим, что героиня снова с Кириллом. Они признаются друг другу в любви.

Смысл фильма

Итак, главная героиня страдает психическим заболеванием: она видит людей, которых убила (при этом не помня о самих убийствах). Таких людей в её жизни было трое: отец, возлюбленный Илья и муж Кирилл. В галлюцинациях Маши все они после смерти вели себя почти идеально – так, как ей всегда хотелось, чего нельзя было сказать об их поведении при жизни.

То, что происходит с героиней, Сергей называет синдромом Аспера. В действительности такого не существует – это выдумка сценаристов. На самом деле на стадии подготовки сценария у фильма было рабочее название «Синдром Каспера» – именно так, с буквой «к». Но в реальной психиатрии этот термин является синонимом эрейтофобии и представляет собой навязчивый страх покраснеть в присутствии других людей.

Также в словарях психиатрических терминов можно найти Синдром Хаузера Каспера. Он характеризуется элементами педагогической и социальной запущенности и наблюдается у детей, лишённых в детстве человеческого общения. Получается, ни тот, ни другой не имеют к сюжету фильма «Синдром» никакого отношения (притянуть их можно разве что с очень большой натяжкой). Вероятно, обнаружив этот факт, создатели картины немного изменили название.

Если пытаться понять, какой реальной психиатрической болезнью страдает героиня, можно прийти к частным случаям как посттравматического стрессового расстройства, так и, пожалуй, шизофрении. Впрочем, ставить диагноз, будучи непрофессионалами, не будем – тем более, когда речь идёт о выдуманном персонаже.

Авторы по ходу сюжета дают различные подсказки о том, что с героиней происходит на самом деле. Одна из них – кубик Рубика, головоломка, которая складывается вместе с картиной реальности героини. Заметим, что перед трагическим финалом Маша разбивает игрушку вдребезги, что символично. Ещё одна подсказка: чёрный слинг для руки при переломе, который носит после аварии Кирилл.

картина с машей
Кадр из фильма.

Его ремень выглядит, словно чёрная ленточка – как на фотографии покойного. Ну, и, конечно, игра взглядами Сергея, Анны и Екатерины Алексеевны. Спокойно к беседе Маши с «невидимкой» относится, пожалуй, только художник Чернов. Но в этом может быть заложенный авторами мистический смысл: в момент разговора Василий Иванович находился почти на пороге смерти, поэтому воспринимал реальность уже несколько по-иному.

Есть и моменты более сложные для понимания. Например, появление женщины в чёрном на похоронах Василия Ивановича, которой оказалась финансовый директор и любовница Кирилла Ольга. Какое отношение она имеет к Чернову? Вероятно, никакого. Скорее всего, Ольга присутствовала именно на похоронах Кирилла. Похоже, там была и Маша – только она вытеснила этот эпизод из памяти. Зато запомнила женщину в чёрном и воспроизвела её появление в своём сознании уже на похоронах Чернова.

Что касается повторяющегося сна Маши, вероятно, с помощью него, как и полагал, Сергей, героиня пыталась сказать самой себе о настоящей потере – потере части своего «я».

Если говорить о сути фильма в целом, вряд ли авторы сформировали для себя какую-то чёткую мораль. Всё-таки главным для них было увлечь зрителя хитрым сюжетом и дать ему «собрать головоломку». Выводы же вполне очевидны: стоит принимать людей такими, какие они есть – впрочем, как и себя, даже если это больно и страшно. «Розовые очки» не помогают – лишь усугубляют ситуацию.

счастливая пара
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Разберём смысл концовки фильма «Синдром».

Итак, в финале Сергей видит, что у героини опять случился рецидив синдрома Аспера, но не спешит разоблачать её иллюзию. Кстати, о том, что Маша снова не в порядке, говорит её зловещая картина – та, на которую смотрит вновь «возродившийся» воображаемый Кирилл.

А дома перед своим последним разговором с Машей Сергей смотрит на другую картину – ту самую первую серьёзную работу девушки. На ней девочку сопровождает мальчик с крыльями – вероятно, о таком ангеле-хранителе, добром и вообще идеальном, всегда мечтала героиня. Не находя таких в своей жизни, Маша, по сути, буквально превращала в них для себя своих близких, предварительно убивая.

Сергей же вообразил, что благодаря своему профессионализму он сможет контролировать девушку. Не зря показано, что, исследуя болезнь девушки, он закончил большой научный труд. Сергею уже удавалось исправить последствия рецидива синдрома Аспера – без медикаментов: Маша самостоятельно приходила к осознанию своей вины. Вот только он не учёл, что может стать очередной жертвой своей пациентки, за что и поплатился. Маша убивает Сергея, чтобы жить с воображаемым Кириллом.

Такое объяснение концовки, на которое наводят нас авторы, немного не согласуется с логикой проявления придуманного ими же синдрома: выходит, жертва героини вовсе не обязательно должна вести себя плохо по отношению к ней. Несмотря на это, финал смотрится довольно эффектно.

Художница Маша
Оксана Акиньшина в роли Маши. Кадр из фильма.
Виновата ли героиня?
Конечно виновата, она же убийца. Даже если убивала неосознанно.
25%
Нет, не виновата. Она больна.
0%
Виноваты близкие. которые не отнеслись всерьез к проблемам с психикой героини и не остановили ее.
75%
Своя версия (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 12

Похожие фильмы

  • «Остров проклятых» (США, 2009): картина, послужившая главным референсом (ориентиром) для создателей фильма «Синдром»;
  • «Чёрный лебедь» (США, 2010): культовый триллер Даррена Аронофски;
  • «Что скрывает ложь» (США, 2000): мистический триллер Роберта Земекиса;
  • «Самозванка» (США, 2023): головоломный триллер о поисках женского счастья;
  • «Прежде чем я усну» (Великобритания, Франция, Швеция, США, 2013): женщина, страдающая амнезией, ведёт видеодневник, чтобы вспомнить, кто она – остросюжетный фильм с Николь Кидман;
  • «Микулай» (Россия, 2023): добротный российский психологический триллер, переосмысливающий голливудские веяния;
  • «Контейнер» (Россия, 2021): увлекательный драматический сериал с Оксаной Акиньшиной.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.